Рабочая программа по предмету «Математика». 1 класс ФГОС ОВЗ.
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Сорокина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по предмету «Математика». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_1_klass_fgos_ovz.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

"Математика"

/предметная область "Математика"/

1 класс

        

2017 - 2018

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Математика» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года;

- Базисный учебный план специальных коррекционных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-П

- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

      Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяются следующие задачи, которые можно охарактеризовать соответственно как образовательные, коррекционные, воспитательные задачи:

•        формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

•        коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

•        формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения.

Регулятивные результаты:

  • соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
  •  умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции
  •  соотносить совместно с учителем свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности
  •  прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания
  •  принимать оказываемую помощь в выполнении учебного задания
  •  умение рассказать с помощью учителя о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии)
  •  оценка результатов своих действий по выполнению учебного задания (правильно – неправильно) и действий одноклассников, производимая совместно с учителем.

Познавательные результаты:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов
  •  устанавливать видо-родовые отношения предметов
  •  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
  •  пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями
  •  наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности
  •  работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать устное высказывание, иллюстрацию,  элементарное схематическое изображение, предъявленных на бумажных и электронных носителях).

Коммуникативные результаты:

  • знание правил общения с учителем и сверстниками
  •  умение  вступать в контакт, отвечать на вопросы учителя, работать в коллективе (группе)
  •  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
  •  обращаться за помощью и принимать помощь
  •  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию
  •  сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с учителем и сверстниками
  •  доброжелательно относиться к учителю и сверстникам.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер, форму предметов, их массу, количественные отношения предметных совокупностей, положение предметов в пространстве, на плоскости
  • умение с помощью учителя сравнивать предметы по величине, форме, количеству, определять с помощью учителя положение предметов в пространстве, на плоскости и перемещать их в указанное положение; знание частей суток, понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно)
  • знание количественных числительных в пределах 10, умение записать числа с помощью цифр, откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного материала (с помощью учителя)
  • знание числового ряда в пределах 10 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 10 (с помощью учителя)
  •  осуществление с помощью учителя счета предметов в пределах 10, обозначение числом количества предметов в совокупности
  • выполнение сравнения чисел в пределах 10 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей (с помощью учителя)
  •   умение с помощью учителя разложить числа 2-10 на две части (два числа) с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями
  •  умение с помощью учителя назвать, записать и прочитать единицы измерения (меры) стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см)
  •  узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к.), называние их достоинства; осуществление с помощью учителя замены и размена монет в пределах 10 р.
  • знание количества и названий суток в неделе; умение с помощью учителя воспроизвести порядок дней недели
  • знание названий арифметических действий сложения и вычитания, знаков действий  («+» и «-»); составление числового выражения (2 + 1 = 3, 3 – 1 = 2) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией)
  • выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 5; выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями с помощью учителя
  • выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выполнение с помощью учителя решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями
  • различение с помощью учителя плоскостных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и объемных (шар, куб, брус)  геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами
  • знание названий линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать с помощью учителя; построение с помощью учителя прямой линии (произвольной), отрезка с помощью линейки; измерение с помощью учителя длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении (с помощью учителя)
  •  построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам) с помощью учителя.

Достаточный уровень:

  •  знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер, форму предметов, их массу, количественные отношения предметных совокупностей, положение предметов в пространстве, на плоскости
  • умение сравнивать предметы по величине, форме, количеству
  •  определять положение предметов в пространстве и на плоскости; перемещать предметы в указанное положение (с помощью учителя)
  •  умение с помощью учителя увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества
  •  установление и называние с помощью учителя порядка следования предметов; знание частей суток, порядка их следования, использование элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно) в собственной речи при описании событий окружающей жизни (с помощью учителя)
  • знание количественных, порядковых числительных в пределах 10
  •  умение записать числа с помощью цифр
  •  откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного материала
  • знание числового ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке
  •  месте каждого числа в числовом ряду в пределах 10 (с помощью учителя)
  • осуществление счета в пределах 10
  •  обозначение числом количества предметов в совокупности
  •  выполнение сравнения чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей
  • знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел) (с помощью учителя)
  •  умение назвать, записать и прочитать единицы измерения (меры) стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см), массы (1 кг), емкости (1 л), времени (1 сут., 1 нед.)
  • узнавание монет, называние их достоинства; осуществление замены и размена монет в пределах 10 р.
  • знание названий, порядка дней недели, количества суток в неделе
  • знание названий арифметических действий сложения и вычитания, знаков действий  («+» и «-»); составление числового выражения (2 + 1 = 3, 3 – 1 = 2) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией)
  • выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями
  • выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования (вопроса)
  •  выделение в условии задачи числовых данных
  • выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования
  •  составление с помощью учителя задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций
  • различение плоскостных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и объемных (шар, куб, брус)  геометрических фигур
  •  определение формы предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами
  • знание линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать
  •  построение прямой линии (произвольной; проходящей через одну, две точки), отрезка с помощью линейки
  •  измерение с помощью учителя длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении
  •  построение отрезка заданной длины (с помощью учителя)
  • построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).

Учебно-тематический план

п.п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Пропедевтика

18

2

Нумерация

10

3

Единицы измерения и их соотношения

10

4

Арифметические действия

30

5

Арифметические задачи

24

6

Геометрический материал

7

 ИТОГО        

99

Содержание  учебной программы

Пропедевтика

Свойства предметов

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрический материал

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.

Нумерация

Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.

Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах.

Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.

Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.

Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.  

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства.

Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки.

Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы.

Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах.

Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.

Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.

Арифметические действия

Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.

Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания  (5 – 5 = 0).

Арифметические задачи

Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.

Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.

Геометрический материал

Шар, куб, брус: распознавание, называние.  Предметы одинаковой и разной формы.

Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки.

Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины.

Овал: распознавание, называние.

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам 2 класс ФГОС "Школа России"

Рабочие программы и календарно тематическое планирование по предметам во 2 классе.Программа "Школа России".Есть цели уроков, формируемые УУД, оборудование....

Рабочая программа по предмету "Математика" на основе ФГОС. 2 класс. УМК "Школа России".

Рабочая прогамма содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету "Математика" на основе ФГОС. 3 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету "Математика" на основе ФГОС. 4 класс. УМК "Школа России"

В программу включены основные виды деятельности учащихся, предметные и метапредметные результаты, УУД....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс, по программе "Школа России", с учетом ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требованиями основ...

Рабочая программа по предмету "Математика" на основе ФГОС. 1 класс. УМК "Школа России".

Рабочая прогамма содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов

Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования , Примерной про­граммы на...