Проект урока по математике 2 класс " Окружность и круг"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Капитонова Светлана Николаевна

Проект урока по математике 2 класс " Окружность и круг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

Урок математики во 2 классе по теме «Окружность и круг»

УМК «Перспективная начальная школа»

Программа по математике, авторы: А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова

Автор учебника: А. Л.Чекин. Авторы рабочей тетради: О.А. Захарова, Е.П. Юдина  

Тема «Окружность и круг»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

-получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения - пользоваться циркулем;

-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Ожидаемые результаты:

Личностные: целостное  восприятие окружающего мира, заинтересованность  в приобретении и расширении знаний и способов действий, рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, установку к работе на результат.

Метапредметные результаты:способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии  с поставленной  задачей,  использование  речевых средств и средств информационной  технологии  для решения познавательных и коммуникативных задач. Использование различных способов поиска решения  учебных задач, овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Предметные результаты:познакомить учащихся  с понятиями «круг» и «окружность», центр и радиус окружности, построение окружности данного радиуса с помощью циркуля

Оборудование:

1) интерактивная доска

2) презентация «Окружность и круг»

3) учебники «Математика. 2 класс»

4) рабочие тетради «Математика. 2 класс»

5) карточки с индивидуальными заданиями

6) циркули.

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся

   У   детей сформировано понятие: круг, умеют находить и отличать круги от других геометрических фигур, умеют чертить круги при помощи шаблона. Знают таблицу умножения, умеют выполнять сложение столбиком, находить периметр фигуры, решать составные задачи.

Этапы урока и хронометраж

Название этапа

Хронометраж

1

Самоопределение к учебной деятельности

2 мин.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

5мин.

3

Постановка учебной задачи

1 мин.

4

Построение проекта выхода из затруднения

5 мин.

5

 Физкультминутка

1 мин.

6

Первичное закрепление

14 мин.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 мин.

8

 Физкультминутка

2 мин.

9

Обобщение и систематизация знаний

3мин.

10

Рефлексия деятельности

(итог урока)

2 мин.

Содержание  урока

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

Включение детей в деятельность

Настрой   на работу в стихотворной форме

В школе прозвенел звонок,

Начинается урок.

Прозвенел звонок для нас,

Всех ребят позвал он в класс.

Чтобы дети не ленились,

С удовольствием трудились,

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем.

Друг на друга посмотрели.

Улыбнулись.

Тихо сели.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, отмечают солнышком или тучкой свое настроение вначале урока,

записывают дату и классная работа

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Слайд 2

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

Какая  тема нашего урока мы узнаем, если верно выполним арифметические вычисления.

Дифференцированная работа по уровню трудности.

1) Задание для низкого  уровня обученности: 

табличные случаи умножения.  (3 ученикам учитель дает карточки)

2)Задание для среднего уровня обученности:

алгоритм сложения столбиком. (2 ученика решают у доски)

3) Задание для высокого уровня обученности: алгоритм сложения столбиком (можно предложить найти несколько разных решений)

(2 ученикам учитель дает карточки)

Выполняют арифметические вычисления и узнают тему урока

Первая группа. Повторите таблицу умножения:

7х9     8х7      8х8     6х5     6х9  5х9

9х8     4х5      9х4     9х3     4х7   6х3

Взаимопроверка в группе (3 человека)

Вторая группа.

Выполните сложение столбиком:

416+237       473+218

471+258        784+217

Коллективная проверка

Третья группа.   

В каждом выражении измените одну цифру так, чтобы действие выполнялось без перехода через разряд. Найдите значения этих выражений.( Постарайтесь найти несколько разных решений)

416+237       473+218

471+258        784+217

Записывают тему урока - «Окружность и круг»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-

анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Что же нового мы узнаем сегодня на уроке?

Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом  окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг?

Ставят цели, формулируют тему урока

Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры.

Нам часто приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни. Форму круга  могут иметь  солнышко, тарелка, блюдце, барабан…

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 3

Слайд 4

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

1.Послушайте и отгадайте загадку:

В дверь вошло животное,

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавески на окне

И картину на стене,

Со стола слизнула справку

И опять пошло на грядку.  (Коза)

2.Откройте учебник на стр.44.Там мы с вами встретимся  с нашими старыми друзьями Мишей, Машей и козой Белочкой   (слайд 3)

Подведение к «открытию» нового знания с помощью побуждающего диалога

3.Начинает беседу, требуя развёрнутых ответов:

- Чем является колышек, к которому привязана верёвка?

- Может ли коза Белочка пощипать все цветочки внутри круга?

4.Предлагает самостоятельно прочитать задание 1 стр.44  и выбрать правильный  вариант ответа:

Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то, как можно дать возможность Белочке пощипать свежей травки?

Составляют план достижения цели и определяют средства

2.Рассматривают рисунок на стр.44 и читают диалог Маши  и Миши

«Почему наша коза Белочка выщипала ровную площадку? Она же не знает геометрических фигур», - спросил Миша у сестры.

«Мы забили колышек, чтобы привязать Белочку. Это - центр круга, в котором будет пастись Белочка. Привязали верёвку. Белочка не может отойти от центра больше, чем на длину этой верёвки. Именно так в геометрии и получается круг», - объяснила Маша.

3.-Центром круга.

-Может. В какой бы точке внутри круга не находился цветок, верёвка не будет этому мешать. Длина верёвки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растёт цветок.

4.Задание  стр.44

Дети дают варианты ответов.

а) удлинить верёвку;
б) укоротить верёвку;
в) перенести колышек в другое место;

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: логические-

анализ объектов с целью выделения признаков

Физкультминутка

Слайд 5

Снятие усталости с глаз

Электронная физкультминутка «Облака»

Следят глазами за двигающимися  по экрану фигурками

5. Первичное закрепление

Слайд 6

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

1.Давайте  рассмотрим рисунки 1 и 2 на странице 45.

Светло-зелёным цветом на них обозначен первоначальный круг, где паслась Белочка. Темно-зелёным цветом обозначена новая область на лугу, на которой теперь Белочка может щипать травку. К какому варианту ответа из задания 1 соответствует каждый рисунок?

Проговаривают способ решения в громкой  речи, выбирают рисунок и дают пояснение.

1.Решают  задачу 2 стр.45 на новый способ действий.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

2.Практическая задача.

-В начале урока мы с вами сказали, что круг довольно часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.

-Давайте посмотрим, с какой проблемой столкнулись Маша и Миша в  задании 3?

 Ребятам  для игры нужно было обозначить круг на песке. Как им это сделать?

- А если нет верёвки?

- А можно ли обозначить круг, если нет ни верёвки, ни палки?

3.Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу.

- Что значит граница фигуры?

- Что является границей прямоугольника?

-А как может называться граница круга?

-Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

Знакомо ли вам это слово?

- Совершенно верно. Мы знаем, как нужно писать слово «циркуль». А как работать с циркулем мы познакомимся сегодня, и поможет нам в этом учебник.

 -Рассмотрите рисунок  стр.46и объясните, как с помощью циркуля проводят окружности.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему.

2. Решают  задачу 3 стр.45

Начертить круг можно с помощью веревки. Если один конец закрепить в центре, а с другим концом обойти вокруг, то получится круг.

-Верёвку можно заменить палкой.

- Да. Если двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг него, то получится круг.

3. Дети высказывают предположения.

-Границей прямоугольника являются его стороны.

- Эта граница может называться ОКРУЖНОСТЬЮ.

-На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и с его правописанием.

-Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним  необходимо работать аккуратно.

Слайд 7

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд 8

Организация деятельности по применению новых знаний

и повторению изученного материала.

Дифференцированная работа по объему материала

1) Задание  6 стр.46 в учебнике ( работа в паре)

Даёт время на построение двух окружностей при разном растворе циркуля, оказывая необходимую помощь тем, у кого  иголка циркуля соскакивает  с данной точки.

- Каждая окружность определяет круг. Больший круг закрасьте красным карандашом, а меньший - синим.

2) Задание 2 стр.22  в рабочей тетради

Самостоятельная работа. Осуществляют проверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:

1. Карандашом  отметить  точку, в которой будет находиться иголка циркуля (это нужно для того, чтобы в случае если иголка циркуля соскочит с данной точки, можно было легко её определить)

2. Ставим точку на плоскости листа бумаги, обозначаем её О - центр круга.

3.совмещаем с точкой О конец иглы.

4. Совершаем круговое движение ножкой циркуля.

Задание  6 стр.46 в учебнике

Дети выполняют построение  и закрашивают круги.

Задание 2  стр. 22 в рабочей тетради, выполняют те, кто быстро выполнил основное задание

Взаимопроверка

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

8.Физкультминутка

Слайд 9

Снятие мышечного напряжения

Сколько здесь кружков зеленых,

Столько сделаем поклонов.

Сколько синих здесь кружков,

Столько сделаем прыжков.

А присядем столько раз,

Сколько желтеньких у нас.

Красные круги считаем,

Дружно глазками моргаем.

Мы вдыхаем, выдыхаем

И работу продолжаем.

Выполнение упражнений под стихотворение

9.Обобщение

и систематизация знаний

Слайд 10

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

-Ребята, а кто из вас был в цирке?

-Как называется место, где выступают артисты?

- А какую форму имеет арена?

- Почему арена имеет форму круга?

-Почему выбрана именно эта форма?

-Каких размеров арена?

-Возможно, вы знаете, что не только в цирке арена имеет форму круга, но и в некоторых видах спорта спортсмены выступают на площадках круглой формы. Как называются эти виды спорта?

Игра «Круг или окружность»

(дети  хлопают если это  круг, показывают кольцо руками, если это окружность)

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей

-Арена.

-Арена имеет форму круга.

Дети называют виды спорта: вольная борьба, сумо, греко-римская борьба, самбо

-крышка,

-бублик,

-тарелка,

-баранка,

-колечко,

-браслет,

- блин

- зеркало

10. Рефлексия деятельности

(итог урока)

1.Организация рефлексии

Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…

Граница круга…

Окружность можно начертить при помощи…

Если вам на уроке  всё удалось - на полях нарисуйте зелёный круг ,если у вас остались неразрешённые проблемы - жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь - красный круг

2.Определяются задания для самоподготовки. Проверка соответствующих записей.

Задание 1, Задача 3(1) стр.22 в рабочей тетради

Придумать образы животных, которые состоят только из окружностей

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

-круг

-окружность

-циркуля, палки, верёвочки, рук

Дети фиксируют на полях тетради свои ощущения.

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Литература

  • Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под редакцией Н.Н.Деменевой. – М.:АРКТИ,2013г.
  • Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний/ А.П.Мишина,  С.А.Зенина  и др.- М.: Планета, 2013 г.
  • Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012 г.
  •  Математика.2 класс: Учебник. В  2 ч./  А.Л.Чекин/  -М.: Академкнига, 2012 г.
  • Математика: тетрадь для самостоятельных работ  2 -  М.: Академкнига, 2016 г.

Интернет ресурсы

   

     http HYPERLINK "http://www.nachalka.com/":// HYPERLINK "http://www.nachalka.com/"www HYPERLINK "http://www.nachalka.com/". HYPERLINK "http://www.nachalka.com/"nachalka HYPERLINK "http://www.nachalka.com/". HYPERLINK "http://www.nachalka.com/"com HYPERLINK "http://www.nachalka.com/"/

     http HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html":// HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html"annik HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html"- HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html"bgpu HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html". HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html"km HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html". HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html"ru HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html"/ HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html"index HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html". HYPERLINK "http://annik-bgpu.km.ru/index.html"html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект урока по математике 3 класс

Проект урока разработан по развивающему обучению, учебник И.И.Аргинская, 3класс. Проматриваетсясвязь универсальных учебных действий с содержанием учебного материала выполняется задача формир...

Проект урока по математике 2 класс

Проект урока по математике составлен по учебнику И.И.Аргинская. На уроке используется проблемно-диалогическая технология, которая дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и р...

3 класс "Окружность и круг"

Презентация к уроку по математике в 3 классе " Окружность и круг"....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Шар и круг

Дата:29.04.19ФИО учителя:Контробаева А.В. ________Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»...

Технологическая карта урока по математике для 4 класса "Окружность и круг"

Вложение демонстрирует собой технологическую карту урока по математике для 4 класса по УМК "Перспектива"...

Урок по математике во 2 классе. Окружность и круг.

Урок математики по УМК "Перспективная начальная шола"...

Технологическая карта урока по предмету математика, тема: «Окружность и круг» 4 класс.

Конспект урока по математике, тема урока "Окружность и круг", 4 класс, УМК "Перспектива"....