ПРЕДМЕТ: математика (образовательная технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
КЛАСС: 3 (9-10 ЛЕТ)
ТЕМА: «Таблица умножения на 9».
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ– УЧ-СЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- составление таблицы умножения 9,
- исследование связи между изменяющимся множителем и разрядной структурой результата ,
-отработка навыка замены сложения умножением и наоборот.
РАЗВИВАЮЩИЕ – УЧ-СЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- выполнять составление таблицы умножения 9, используя выявленную зависимость между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде единиц в произведении;
- самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- любовь к математике;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
- формировать теоретическое сознание и мышление;
- формировать способности учащихся к новому способу действия;
- расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов;
- воспроизводить в учебной деятельности логику научного познания;
Метапредметные:
- Регулятивные: совершенствование умения совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- Коммуникативные: совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- Познавательные: развитие умения добывать новые знания: развитие умения делать выводы на основе обобщения умозаключений; развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
МЕТОДЫ: эвристическая беседа, метод проблемного диалога, сочетание словесных и наглядных методов, самоконтроль, взаимоконтроль.
Предполагаемые результаты:
учащиеся должны научиться:
- выполнять составление таблицы умножения 9, используя выявленную зависимость между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде единиц в произведении;
- оценивать результаты своей деятельности и деятельность своих одноклассников;
-смогут обобщить полученные знания и представить их в виде заготовки;
иметь представление:
- об общем принципе нахождения произведения к таблице умножения 9;
получат возможность научиться:
- оценивать результаты своей деятельности, и соотнести их с целью урока.
ОБОРУДОВАНИЕ:
для учителя:
для учащихся:
- карточка с заданиями (приложение 1-2).
Сценарий урока
ЭТАПЫ УРОКА | СЛАЙД | ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬУЧ-СЯ | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ |
1.Организационный (самоопределение к деятельности) |
Слайд1
| - Здравствуйте. Наш урок я хочу начать с такого высказывания.
- Посмотрите на экран. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К ЗНАНИЮ. БЕРНАНД ШОУ
- Какой вывод сделаем для себя из этого высказывания? -Как вы думаете, а что необходимо для успешной деятельности? Нам сегодня предстоит интересная и трудная работа, поэтому прошу быть внимательными, собранными и организованными. - Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.
| Проверяют наличие на парте необходимых для математики принадлежностей;
Учащиеся высказывают своё понимание цитаты;
Записывают дату в тетрадь
| Обеспечить уч-ся всем необходимым для урока, быть доброжелательным. |
2.Актуализация знаний учащихся, предъявление проблем ной ситуации.
|
Слайд 2
Слайд 3 | Задание 1. -Ребята давайте вспомним, как заменить сложение умножением ,а так же умножение заменить суммой одинаковых слагаемых . 3+3+3+3= 4+4+4+4+4= 9 ∙ 3 = 9 ∙ 2=
Задание 2. -Скажите, что мы изучаем на уроке математики? (Табличное умножение)
- Давайте сейчас методом "прикидки" определим количество цифр в этих произведениях и сделаем заготовку. На доске: 9 ∙ 0 = 9 ∙ 1 = 9 ∙ 2 = 9 ∙ 3 = 9 ∙ 4 = 9 ∙ 5 = 9 ∙ 6 = 9 ∙ 7 = 9 ∙ 8 = 9 ∙ 9 = - А теперь сравните с эталоном
|
Устные ответы детей.
По желанию дети выходят к доске и объясняют алгоритм работы.
|
Учитель контролирует правильность выполнения работы
Эталон 9 ∙ 0 = . 9 ∙ 1 = . 9 ∙ 2 = . . 9 ∙ 3 = . . 9 ∙ 4 = . . 9 ∙ 5 = . . 9 ∙ 6 = . . 9 ∙ 7 = . . 9 ∙ 8 = . . 9 ∙ 9 = . .
|
3.Поста новка учебной задачи
|
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 |
Задание 3. - А сейчас я предлагаю поработать в группах. - Давайте вспомним правила работы в группах
-Найдите любым способом произведения этих чисел и заполните заготовку. - На выполнение задания отводится 3 минуты, по окончанию подайте сигнал.
- Объясните каким способом вы воспользовались.
1способ: через сумму одинаковых слагаемых 9+9+9=27
2 способ: через предыдущее произведение 9 ∙ 1 =9 9 ∙ 2 =(9+9)=18 9 ∙ 3 =(18+9)=27
3 способ: через представление 9 как (10-1). 9 ∙ 2 = (10-1)∙2= 10 ∙ 2-2=18
9 ∙ 3 = (10-1)∙3= 10 ∙ 3-3=27
- Оцените правильности выполнения задания по эталону
-Давайте запишем результаты умножения в таблице на 9 на доске. |
Учащиеся работают в группах, предварительно распределив обязанности (1-записывает, 2-выступает, 3-4 контролирует и т.д.)
Устные ответы детей.
|
Учитель напоминает правила работы в группах.
Учитель раздает карточки группам для выполнения задания. (приложение 1)
Учитель контролирует правильность выполнения задания.
Учитель фиксирует правильный способ.
Эталон 1способ: через сумму одинаковых слагаемых 9+9+9=27 2 способ: через предыдущее произведение 9 ∙ 1 =9 9 ∙ 2 =(9+9)=18 9 ∙ 3 =(18+9)=27 3 способ: через представление 9 как (10-1). 9 ∙ 2 = (10-1)∙2= 10 ∙ 2-2=18
9 ∙ 3 = (10-1)∙3= 10 ∙ 3-3=27
Эталон 9 ∙ 0 = 0 9 ∙ 1 = 9 9 ∙ 2 = 18 9 ∙ 3 = 27 9 ∙ 4 = 36 9 ∙ 5 = 45 9 ∙ 6 = 54 9 ∙ 7 = 63 9 ∙ 8 = 72 9 ∙ 9 = 81 |
4.Откры-тие нового знания
Физминутка
|
Слайд(тот же)
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
|
- Мы составили таблицу. Но как нам упростить запоминание таблицы?
Задание 4. Рассмотрите внимательно составленную таблицу умножения на 9 и найдите связь между произведениями.
Вывод: - число десятков от произведения к произведению увеличивается на 1, а число единиц уменьшается,
- сумма цифр в произведениях всегда равна 9
Задание 5. - А теперь найдите связь между множителем(отличным от 9) и цифрой десятков в произведении.
- Что вы обнаружили?
Вывод: Число десятков в произведении на 1 меньше множителя -1
9 ∙ 7 = 63
Задание 6. - А теперь найдите связь между множителем(отличным от 9) и цифрой единиц в произведении.
- Что вы обнаружили?
Вывод: - Цифра в разряде единиц дополняет второй множитель до 10.
- И сумма цифр в произведении равна 9.
9 ∙ 7 = 63 9 ∙ 7 = 63
7+3=10 6+3=9
Значит, при умножении 9 на7 нужно назвать число,предшествующее7,- и это 6- и произнести 60. Затем дополнить 6 до 9 - это будет 3.- и продолжить называть произведение:63. -1
9 ∙ 7 = 63 6+3=9
- Так для чего же мы искали взаимосвязь между множителем(отличным от 9) и цифрой единиц и десятков в произведении?
|
Устные ответы детей.
|
Учитель контролирует правильность выполнения задания.
|
5.Первич-ное закрепле-ние.
|
Слайд 10
Слайд 11
Слайд12
| - Вы немного отдохнули и мы можем продолжить работу.
Задание 7. - Давайте этим новым способом вместе найдем следующие произведения: -1
9 ∙ 7 = 63 6+3=9
9 ∙ 4 = 9 ∙ 8 = 9 ∙ 5 =
-Оцените работу товарища(знак поднятого или опущенного пальца)
- А теперь сверьте с эталоном.
Задание 8. - А сейчас каждому из вас самостоятельно предстоит решить несколько примеров на умножение ,пользуясь данным алгоритмом.
- Прежде чем вы будете это делать, поставьте прогностическую оценку, используя сигнал «светофорика».- А оценивать выполнение работы вы будете после того как сверите свою работу с эталоном.
- Покажите в карточке один из сигналов «светофорика» в третьем столбце насколько ваш вариант совпадает с эталоном. |
Учащиеся работают в тетрадях . По желанию дети выходят к доске и решают примеры.
Учащиеся индивидуально выполняют упражнения.
Учащиеся при необходимости пользуются алгоритмом(на слайде 11)
|
Эталон: -1 9 ∙ 7 = 63 6+3=9
-1
9 ∙ 4 = 36 3+6=9
-1
9 ∙ 8 = 72 7+2=9
-1
9 ∙ 5 = 45 4+5=9
Учитель раздает карточки группам для выполнения задания. (приложение 2)
Прогностическая оценка (до выполнения деления) | Выполните действие умножение.
9 ∙ 3 = 9 ∙ 6 = 9 ∙ 9 =
| Ретроспективная оценка (после сравнения с эталоном) |
|
|
|
6. Рефлексияучебной |
Слайд 13
| -Ребята! Как вы думаете, позволила ли ваша деятельность на уроке продвижению к знаниям?
- Для чего мы так подробно работали с таблицей умножения на 9? (если забудешь таблицу на 9, то сможешь вычислить результат каким либо способом: 1)через сумму одинаковых слагаемых 9+9+9=27 2 ) через предыдущее произведение 9 ∙ 1 =9 9 ∙ 2 =(9+9)=18 3 ) через представление 9 как (10-1). 9 ∙ 3 = (10-1)∙3= 10 ∙ 3-3=27
4) -1
9 ∙ 5 = 45 4+5=9 - Ребята! А давайте проверим какие произведения из таблицы умножения на 9 вы запомнили?
-Для этого я предлагаю вам заполнить такой листок. Ф.И.____________
| Помню | Не помню | 9 ∙ 1 = 9
|
|
- В 1 столбец запишите те произведения, которые помните и в которых уверено запишите ответ. -А во 2 столбец- остальные.
-А теперь во 2 столбике любым способом вычисления определите эти произведения ( подробно записав способ вычисления).(См.слайд 13) | Анализируют свою деятельность на уроке.
Учащиеся индивидуально выполняют задание
|
Учитель раздает карточки для выполнения задания. (приложение 3)
Ф.И.____________
| Помню | Не помню | 9 ∙ 1 = 9
|
|
|
7. Домашнее задание. | Слайд 14 | - Откройте учебник №155,159 - Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания. - Запишите дом.задание в дневник.
-Спасибо за урок. До свидания. | Дети знакомятся с сутью домашнего задания, задают вопросы, записывают в дневник. | Проследить, чтобы дети записали д/з в дневник. |
Учебно-методический комплекс для учащихся:
1). Учебник «Математика» для 3 класса начальной школы (часть 2), авторы: Александрова Э.И. (система Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова), Издательство «Вита Пресс», Москва - 2013.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (6 групп- по 3 листа. )
Группа №______
9 ∙ 0 = . 9 ∙ 1 = . 9 ∙ 2 = . . 9 ∙ 3 = . . 9 ∙ 4 = . . 9 ∙ 5 = . . 9 ∙ 6 = . . 9 ∙ 7 = . . 9 ∙ 8 = . . 9 ∙ 9 = . .
| Группа №______ 9 ∙ 0 = . 9 ∙ 1 = . 9 ∙ 2 = . . 9 ∙ 3 = . . 9 ∙ 4 = . . 9 ∙ 5 = . . 9 ∙ 6 = . . 9 ∙ 7 = . . 9 ∙ 8 = . . 9 ∙ 9 = . .
|
(приложение 2) 31 шт.
Ф.И.___________________________________________
Прогностическая оценка (до выполнения деления) | Выполните действие умножение.
9 ∙ 3 =
9 ∙ 6 =
9 ∙ 9 =
| Ретроспективная оценка (после сравнения с эталоном) |
|
|
|
Ф.И.___________________________________________
Прогностическая оценка (до выполнения деления) | Выполните действие умножение.
9 ∙ 3 =
9 ∙ 6 =
9 ∙ 9 =
| Ретроспективная оценка (после сравнения с эталоном) |
|
|
|
(приложение 3) 31 шт.
Ф.И._____________________________________
| Помню | Не помню | 9 ∙ 1 = 9
|
|
|
Ф.И._______________________________________
| Помню | Не помню | 9 ∙ 1 = 9
|
|
|