Урок математики в 3 классе "Таблица умножения на 9"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Конспект урока математики по  теме: "Таблица умножения на 9" ( развивающее обучение по системе   Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_umnozheniya_na_9.docx53.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ:  математика (образовательная технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

КЛАСС:    3    (9-10 ЛЕТ)

 ТЕМА: «Таблица умножения на 9».

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕУЧ-СЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- составление таблицы умножения 9,

- исследование связи между изменяющимся множителем и разрядной структурой результата ,

-отработка навыка  замены сложения умножением и наоборот.

РАЗВИВАЮЩИЕ – УЧ-СЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

-  выполнять составление таблицы умножения 9, используя выявленную зависимость между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде единиц в произведении;

- самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-  любовь  к математике;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • формировать теоретическое сознание и мышление;
  • формировать способности учащихся к новому способу действия;
  • расширять  понятийную базу  за счет включения в нее новых элементов;
  • воспроизводить  в учебной деятельности логику научного познания;

Метапредметные:

  • Регулятивные: совершенствование умения совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • Коммуникативные: совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • Познавательные: развитие умения добывать новые знания: развитие умения делать выводы на основе обобщения умозаключений; развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

МЕТОДЫ: эвристическая беседа, метод проблемного диалога, сочетание словесных и наглядных методов, самоконтроль, взаимоконтроль.

Предполагаемые результаты:        

учащиеся должны научиться:

- выполнять составление таблицы умножения 9, используя выявленную зависимость между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде единиц в произведении;

- оценивать результаты своей деятельности и деятельность своих  одноклассников;

-смогут обобщить полученные знания и представить их в виде заготовки;        

иметь представление:

- об общем принципе нахождения произведения к таблице умножения 9;

получат возможность научиться:

- оценивать результаты своей деятельности, и соотнести их с целью урока.

ОБОРУДОВАНИЕ:

для учителя:

  • Мультимедийный проектор;  

для учащихся:

  • карточка с заданиями  (приложение 1-2).

Сценарий урока

ЭТАПЫ

УРОКА

СЛАЙД

ДЕЯТЕЛЬ

НОСТЬ   УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬ

НОСТЬУЧ-СЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Организационный (самоопределение к деятельности)

Слайд1

- Здравствуйте. Наш урок я хочу начать с такого высказывания.

- Посмотрите на экран.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К ЗНАНИЮ.

                    БЕРНАНД  ШОУ

- Какой вывод сделаем для себя из этого высказывания?

-Как вы думаете, а что необходимо для успешной деятельности?

Нам сегодня предстоит интересная и трудная работа, поэтому прошу быть внимательными, собранными и организованными.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

Проверяют наличие на парте необходимых для математики принадлежностей;

Учащиеся высказывают своё понимание цитаты;

Записывают дату в тетрадь

Обеспечить уч-ся всем необходимым для урока, быть доброжелательным.

2.Актуализация знаний учащихся, предъявление проблем

ной ситуации.

Слайд

2

Слайд

3

Задание 1.

-Ребята давайте вспомним, как заменить сложение умножением ,а так же умножение заменить суммой одинаковых слагаемых .

3+3+3+3=

4+4+4+4+4=

9 ∙ 3 =

9 ∙ 2=

Задание 2.

-Скажите, что мы   изучаем на уроке математики? (Табличное  умножение)

- Давайте сейчас методом "прикидки" определим количество цифр в этих произведениях  и сделаем заготовку.

На доске:

9 ∙ 0 =

9 ∙ 1 =

9 ∙ 2 =

9 ∙ 3 =

9 ∙ 4 =

9 ∙ 5 =

9 ∙ 6 =

9 ∙ 7 =

9 ∙ 8 =

9 ∙ 9 =

- А теперь сравните с эталоном

       

Устные ответы детей.

По желанию дети выходят к доске и объясняют алгоритм работы.

Учитель контролирует правильность выполнения работы

Эталон

9 ∙ 0 =   .

9 ∙ 1 =   .

9 ∙ 2 = . .

9 ∙ 3 = . .

9 ∙ 4 = . .

9 ∙ 5 = . .

9 ∙ 6 = . .

9 ∙ 7 = . .

9 ∙ 8 = . .

9 ∙ 9 = . .

3.Поста

новка учебной задачи

Слайд

4

Слайд

5

Слайд 6

Задание 3.

- А сейчас я предлагаю поработать в группах.

 - Давайте вспомним правила работы в группах

-Найдите любым способом произведения этих чисел и заполните заготовку.

 - На выполнение задания отводится 3 минуты, по окончанию подайте сигнал.

- Объясните каким способом вы воспользовались.

1способ: через сумму одинаковых слагаемых

9+9+9=27

2 способ: через предыдущее произведение

9 ∙ 1 =9

9 ∙ 2 =(9+9)=18

9 ∙ 3 =(18+9)=27

3 способ: через представление 9 как (10-1).

9 ∙ 2 = (10-1)∙2= 10 ∙ 2-2=18

9 ∙ 3 = (10-1)∙3= 10 ∙ 3-3=27

- Оцените правильности выполнения задания по эталону

 

-Давайте запишем результаты  умножения в таблице на 9 на доске.

Учащиеся  работают в группах, предварительно распределив обязанности

 (1-записывает, 2-выступает, 3-4 контролирует и т.д.)

Устные ответы детей.

Учитель напоминает правила работы в группах.

Учитель раздает карточки группам для выполнения задания.

(приложение 1)

Учитель контролирует правильность выполнения задания.

Учитель фиксирует правильный способ.

Эталон

1способ: через сумму одинаковых слагаемых

9+9+9=27

2 способ: через предыдущее произведение

9 ∙ 1 =9

9 ∙ 2 =(9+9)=18

9 ∙ 3 =(18+9)=27

3 способ: через представление 9 как (10-1).

9 ∙ 2 = (10-1)∙2= 10 ∙ 2-2=18

9 ∙ 3 = (10-1)∙3= 10 ∙ 3-3=27

Эталон

9 ∙ 0 = 0

9 ∙ 1 = 9

9 ∙ 2 = 18

9 ∙ 3 = 27

9 ∙ 4 = 36

9 ∙ 5 = 45

9 ∙ 6 = 54

9 ∙ 7 = 63

9 ∙ 8 = 72

9 ∙ 9 = 81

4.Откры-тие нового знания

Физминутка

Слайд(тот же)

Слайд

7

Слайд

8

Слайд

9

- Мы составили таблицу. Но как нам упростить запоминание таблицы?

Задание 4.

Рассмотрите внимательно составленную таблицу умножения на 9 и найдите связь между произведениями.

Вывод:

  1. число десятков от произведения к произведению увеличивается на 1, а число единиц уменьшается,
  2. сумма цифр в произведениях всегда равна 9

Задание 5.

 - А теперь найдите связь между множителем(отличным от 9) и цифрой  десятков в произведении.

- Что вы обнаружили?

Вывод: Число десятков в произведении на 1 меньше множителя

        -1

9 ∙ 7 = 63

Задание 6.

- А теперь найдите связь между множителем(отличным от 9) и цифрой  единиц  в произведении.

- Что вы обнаружили?

Вывод:

  1. Цифра в разряде единиц дополняет второй множитель до 10.
  2. И сумма цифр в произведении равна 9.

9 ∙ 7 = 63              9 ∙ 7 = 63    

      7+3=10                   6+3=9

Значит, при умножении 9 на7 нужно назвать число,предшествующее7,- и это 6- и произнести 60. Затем дополнить 6 до 9 - это будет 3.- и продолжить называть произведение:63.

              -1

9 ∙ 7 = 63

         

         6+3=9

- Так для чего же мы искали взаимосвязь   между множителем(отличным от 9) и цифрой  единиц и десятков в произведении?

Устные ответы детей.

Учитель контролирует правильность выполнения задания.

5.Первич-ное закрепле-ние.

Слайд

10

Слайд 11

Слайд12

- Вы немного отдохнули и мы можем продолжить работу.

Задание 7.

- Давайте этим новым способом  вместе найдем следующие произведения:

         -1

9 ∙ 7 = 63

         

         6+3=9

9 ∙ 4 =

9 ∙ 8 =

9 ∙ 5 =

-Оцените работу товарища(знак поднятого или опущенного пальца)

- А теперь сверьте с эталоном.

Задание 8.

- А сейчас каждому из вас самостоятельно предстоит решить несколько примеров на умножение ,пользуясь данным алгоритмом.

- Прежде чем вы будете это делать, поставьте прогностическую оценку, используя сигнал «светофорика».- А оценивать выполнение работы вы будете после того как сверите свою работу с эталоном.

- Покажите в карточке один из сигналов «светофорика» в третьем столбце насколько ваш вариант совпадает с эталоном.

Учащиеся  работают в тетрадях .

По желанию дети выходят к доске и решают примеры.

Учащиеся индивидуально  выполняют упражнения.

Учащиеся при необходимости пользуются алгоритмом(на слайде 11)

Эталон:

         -1

                                           

9 ∙ 7 = 63

         

         6+3=9

         -1

9 ∙ 4 = 36

         

         3+6=9

         -1

9 ∙ 8 = 72

         

         7+2=9

         -1

9 ∙ 5 = 45

         

         4+5=9

Учитель раздает карточки группам для выполнения задания.

(приложение 2)

Прогностическая оценка (до выполнения деления)

Выполните действие умножение.

 

9 ∙ 3 =

9 ∙ 6 =

9 ∙ 9 =

Ретроспективная  оценка (после сравнения с эталоном)

6. Рефлексияучебной

Слайд

13

-Ребята! Как вы думаете, позволила ли ваша деятельность на уроке продвижению к знаниям?

- Для чего мы так подробно работали с таблицей умножения на 9?

(если забудешь таблицу на 9, то сможешь вычислить результат каким либо способом: 

1)через сумму одинаковых слагаемых

9+9+9=27

2 ) через предыдущее произведение

9 ∙ 1 =9

9 ∙ 2 =(9+9)=18

3 ) через представление 9 как (10-1).

9 ∙ 3 = (10-1)∙3= 10 ∙ 3-3=27

4)       -1

9 ∙ 5 = 45

         

         4+5=9

- Ребята! А давайте проверим какие произведения из таблицы умножения на 9 вы запомнили?

-Для этого я предлагаю вам заполнить такой листок.

Ф.И.____________

Помню

Не помню

9 ∙ 1 = 9

- В 1 столбец запишите те произведения, которые помните и в которых уверено запишите ответ.

-А во 2 столбец- остальные.

-А теперь во 2 столбике любым способом вычисления определите эти произведения

( подробно записав способ вычисления).(См.слайд 13)

Анализируют свою деятельность на уроке.

Учащиеся индивидуально  выполняют задание

Учитель раздает карточки  для выполнения задания.

(приложение 3)

Ф.И.____________

Помню

Не помню

9 ∙ 1 = 9

7. Домашнее задание.

Слайд

14

- Откройте учебник  №155,159

- Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания.

- Запишите дом.задание в дневник.

-Спасибо за урок.

До свидания.

Дети знакомятся с сутью домашнего задания, задают вопросы, записывают в дневник.

Проследить, чтобы дети записали д/з в дневник.

Учебно-методический комплекс  для учащихся:

1).  Учебник «Математика»  для 3 класса начальной школы (часть 2), авторы: Александрова Э.И. (система Д.Б. Эльконина –

В.В. Давыдова), Издательство «Вита Пресс», Москва - 2013.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.   (6 групп- по 3 листа. )                                                                  

       

Группа №______

9 ∙ 0 =   .

9 ∙ 1 =   .

9 ∙ 2 = . .

9 ∙ 3 = . .

9 ∙ 4 = . .

9 ∙ 5 = . .

9 ∙ 6 = . .

9 ∙ 7 = . .

9 ∙ 8 = . .

9 ∙ 9 = . .

    Группа №______

                                                             

9 ∙ 0 =   .

9 ∙ 1 =   .

9 ∙ 2 = . .

9 ∙ 3 = . .

9 ∙ 4 = . .

9 ∙ 5 = . .

9 ∙ 6 = . .

9 ∙ 7 = . .

9 ∙ 8 = . .

9 ∙ 9 = . .

(приложение 2) 31 шт.

Ф.И.___________________________________________

Прогностическая оценка (до выполнения деления)

Выполните действие умножение.

 

9 ∙ 3 =

9 ∙ 6 =

9 ∙ 9 =

Ретроспективная  оценка (после сравнения с эталоном)

Ф.И.___________________________________________

Прогностическая оценка (до выполнения деления)

Выполните действие умножение.

 

9 ∙ 3 =

9 ∙ 6 =

9 ∙ 9 =

Ретроспективная  оценка (после сравнения с эталоном)

(приложение 3) 31 шт.

Ф.И._____________________________________

Помню

Не помню

9 ∙ 1 = 9

Ф.И._______________________________________

Помню

Не помню

9 ∙ 1 = 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Умножение числа 2. Умножение на 2".

Цели: знакомство с таблицей умножения числа 2, составление таблицы умножения на 2....

Технологическая карта открытого урока математики по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1» 4класс

Технологическая карта открытого урока математики по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1».К уроку прилагается презентация. 4класс...

Самоанализ открытого урока математики по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1» 4 класс

Самоанализ открытого урока математики ,проведенного в 4 классе по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1.»...

Урок математики по теме "Умножение числа 4. Деление на 4. Составление таблицы умножения в пределах 100."

Урок математики по теме "Умножение числа 4. Деление на 4. Составление таблицы умножения в пределах 100."Целью данного урока является: составление таблицы умножения и деления на 4.     ...

Урок математики "Табличные случаи умножения. Умножение числа 4".

Разработка урока математики  по теме "Табличные случаи умножения. Умножение числа 4 " для 4 класса коррекционной школы 8 вида.На примере данного урока по аналогии можно давать всю табли...