Методическая разработка урока математики "Число 7, цифра 7", 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Новикова Марина Владимировна

Методическая разработка урока математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новикова М.В.

Методическая разработка урока  математики,  1 кл.

       Тема: «Число 7, цифра 7»

Цели: педагогическая: создание условий для  изучения числа 7, нахождения неизвестных компонентов при сложении и вычитании; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением соотносить цифру 7 с числом предметов, узнают место числа 7 в натуральном ряду чисел, научатся складывать и вычитать числа в пределах 7.

Тип, вид урока: постановка и решение учебной задачи.

УУД метапредметные:

Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений (во времени).

Познавательные: обучение высказываниям своих предположений, ориентированию в содержании учебника; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.

Культурно-компетентностный опыт: знание-предметный уровень; репродуктивно-деятельностный уровень; креативно-преобразовательный уровень; личностно-диалогический уровень.

Приобретённая компетенция: предметная.

Приемы технологии развития критического мышления: «Мозговой штурм»

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Знание: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий.

Способ действия: определение состава числа: репродуктивный; продуктивный; исследовательский.

Личностный смысл: предметно-содержательный; личностно-групповой.

ОР: у учителя – карточки  с  цифрами,  образец  написания цифры 7, рисунки, цветные полоски (изображение частей отрезка); у обучающихся – цифровой «веер».

Ход урока

  1. Стадия вызова
  1.  Мотивация к деятельности.

Прозвенел звонок и смолк

Начинаем наш урок

На меня все посмотрели

И тихонько сели.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном учебном действии.

Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных  способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.

Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.

Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.

       На столах у вас карточки, которые покажут, а с каким настроением вы сегодня пришли (солнце и тучка)

28260975_6949018_16591615_YUMOR85                 о4

  • Счёт:

1) счёт от 1 до 10 (прямой и обратный);

2) счёт до 10 (прямой и обратный) (называется пара чисел: один, два; три, четыре и т. д.);

3) счёт до 20 прямой («цепочкой»).

  • Задачи в стихах (повторить чётные и нечётные числа)

По тропинке зайчик шёл,

Подосиновик нашёл.

Походил вокруг осин

И нашёл ещё один.(2)

Три птички сидели и пели

Две птички вдруг улетели.

Сколько птичек осталось на ветке?

Подскажите нам, детки?(1)

Я нашёл в дупле у белки

Пять лесных орешков мелких.

Вот ещё один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка! (6)

Вот медведица идет,

Медвежат двоих ведёт.

Сколько здесь всего зверей?

Сосчитайте поскорей!(3)

Два пингвина в чёрных фраках

Спорят целый день. Однако

Ни один решить не может:2+2

Кто им поможет?(4)

Два щенка – баловника

Бегают, резвятся

К шалунишкам три дружка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей

Сколько же всего друзей?(5)

  • Игра «Молчанка».

Ответы показывать с помощью цифрового «веера».

– Какое число стоит перед числом 4?

– Какое число следует за числом 5?

– Какое число стоит между числами 2 и 4?

– Какие числа являются соседями числа 6?

  • Игра «Цепочка»

Посчитайте и покажите веером ответ: 6-4+3+1-2+1=…

II. Стадия осмысления

Прием: «Мозговой штурм»

Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.

Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы.

  1. Число и цифра 7.

– Отгадайте загадку:

В этой книге шесть листов простых,

А седьмой – золотой.

– О какой книге идёт речь? (Календарь.)

– Какие шесть листов простых и золотой седьмой? (Дни недели.)

– Назовите эти дни по порядку.

– Почему седьмой день называют золотым? (Воскресенье – выходной после трудовой недели.)

Историческая справка.

Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции и т. д.). Сохранило эту роль и в литературе. Назовите! («Белоснежка и семь гномов», Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Волк и  семеро козлят»)

      C:\Users\номе\Desktop\гномы\Snow White Postcard.jpg            D:\1 класс\original.jpg            D:\1 класс\0_7d188_c62c52f_XL.jpg

– Покажите цифру, обозначающую количество дней в неделе.

– По загадке объясните, как получили число 7. (6 + 1 = 7.)

  • Написание цифры 7.

– На что похожа цифра 7?

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

                        С. Маршак

 Пальчиковая гимнастика

ГРАБЛИ

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

  • Письмо цифры 7 в тетради по образцу (с. 3).
  • Состав числа 7 (работа в тетради и на доске)

  • С. 2 учебника-тетради. Демонстрационное табло.

– Ряд чисел  место цифры 7 в числовом ряду.

– Получение числа 7 на числовом отрезке.

– Игровые кости домино  состав числа 7.

  1. Первичное закрепление и повторение пройденного.

Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.

Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.

Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.

3. Отработка  состава  числа  7  с  помощью  разбивки  отрезка на части. Работа по учебнику-тетради: № 1, с. 2.

а) Повторить соотношение между целым отрезком и его частью.

– Что изображено на доске? Сколько отрезков? Назовите их.

Н + П = К                К – Н = П

П + Н = К                 К – П = Н

Работа аналогична – см. конспект урока 39 (ч. 2), п. III, 4.

б) Составление числовых равенств по рисункам => отработка состава числа 7.

4. Последовательность числового ряда от 1 до 7 (в прямом и обратном порядке): № 6, с. 3.  Путешествие  с  гномами  по  пенькам  и  развешивание фонариков.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\анимация\мультфильмы\a317.gif

5. Решение  примеров  в  два  действия  с  помощью  числового отрезка.

– Прочитайте числовое выражение: 4 + 3 – 2 =

– Где на числовом отрезке стоит точка красная?

– Откуда начинаем движение?

– В какую сторону проводим стрелку и на сколько единиц?

– В какую точку попали?

– Как будем действовать дальше?

– Какой результат получили?

– Запишите полученный результат.

Аналогично выполняют другое выражение.

 Физкультминутка

6.  Сравнение чисел в пределах 7 (методом подбора пар) с помощью рисунков:    

№ 3, с. 2. Фронтальная работа.

7.  Взаимосвязь между целым отрезком и его частями. Составление равенств: № 4, с. 3. Самостоятельная работа.

8. Решение числовых выражений в одно и несколько действий (с комментированием): № 5, с. 3.

– Как связаны между собой примеры каждого столбика? (Ответ каждого примера совпадает с первым числом в записи следующего  круговые примеры.)

9. Логическая таблица.

Анализируя и рассуждая, выясняют, что недостающая фигура – 6.

10. Последовательное  изменение  некоторого  признака.  Работа в прописи.

III. Стадия рефлексии

Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.

Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно  учителем.

Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.

Что узнали нового? Чему научились?

Что показалось самым интересным на уроке? самым сложным?

С каким настроением мы заканчиваем наш урок? (солнышко – замечательное, тучка – не очень…)

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"

В уроке используются современные подходы, соответствие ФГОСам второго поколения. а главное - приемы обучения в вальдорфской школе: ритмическая часть в начале урока, художественные образы числа 7, рисо...

Методическая разработка урока "Число и цифра 9" (математика 1 класс).

В разработке представлены основные этапы урока. Цель урока  познакомиться с составом числа 9; научить писать цифру 9.- Научиться воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 как в прямом, т...

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-4"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-5"

Можно использовать в 1 классе на уроках математики....

Методическая разработка урока математики "Римские цифры" для 3 класса

Конспект урока математики по теме "Римские цифры" для 3 класса по программе "Школа России"...

Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Анализ структуры трехзначного числа. Понятие цифра и число. Разрядное слагаемое"

Данный урок формирует понятия у учащихся "трехзначные числа", "разрядный состав трехзначных чисел". Этот материал позволяет ученикам запомнить  разрядный состав трехзначного числа, научиться чита...