Методическая разработка урока математики "Число 7, цифра 7", 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Методическая разработка урока математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока математики "Число 7, цифра 7" | 767.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новикова М.В.
Методическая разработка урока математики, 1 кл.
Тема: «Число 7, цифра 7»
Цели: педагогическая: создание условий для изучения числа 7, нахождения неизвестных компонентов при сложении и вычитании; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением соотносить цифру 7 с числом предметов, узнают место числа 7 в натуральном ряду чисел, научатся складывать и вычитать числа в пределах 7.
Тип, вид урока: постановка и решение учебной задачи.
УУД метапредметные:
Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений (во времени).
Познавательные: обучение высказываниям своих предположений, ориентированию в содержании учебника; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.
Культурно-компетентностный опыт: знание-предметный уровень; репродуктивно-деятельностный уровень; креативно-преобразовательный уровень; личностно-диалогический уровень.
Приобретённая компетенция: предметная.
Приемы технологии развития критического мышления: «Мозговой штурм»
Объём освоения и уровень владения компетенциями
Знание: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий.
Способ действия: определение состава числа: репродуктивный; продуктивный; исследовательский.
Личностный смысл: предметно-содержательный; личностно-групповой.
ОР: у учителя – карточки с цифрами, образец написания цифры 7, рисунки, цветные полоски (изображение частей отрезка); у обучающихся – цифровой «веер».
Ход урока
- Стадия вызова
- Мотивация к деятельности.
Прозвенел звонок и смолк
Начинаем наш урок
На меня все посмотрели
И тихонько сели.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.
Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.
Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.
На столах у вас карточки, которые покажут, а с каким настроением вы сегодня пришли (солнце и тучка)
- Счёт:
1) счёт от 1 до 10 (прямой и обратный);
2) счёт до 10 (прямой и обратный) (называется пара чисел: один, два; три, четыре и т. д.);
3) счёт до 20 прямой («цепочкой»).
- Задачи в стихах (повторить чётные и нечётные числа)
По тропинке зайчик шёл,
Подосиновик нашёл.
Походил вокруг осин
И нашёл ещё один.(2)
Три птички сидели и пели
Две птички вдруг улетели.
Сколько птичек осталось на ветке?
Подскажите нам, детки?(1)
Я нашёл в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка! (6)
Вот медведица идет,
Медвежат двоих ведёт.
Сколько здесь всего зверей?
Сосчитайте поскорей!(3)
Два пингвина в чёрных фраках
Спорят целый день. Однако
Ни один решить не может:2+2
Кто им поможет?(4)
Два щенка – баловника
Бегают, резвятся
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей
Сколько же всего друзей?(5)
- Игра «Молчанка».
Ответы показывать с помощью цифрового «веера».
– Какое число стоит перед числом 4?
– Какое число следует за числом 5?
– Какое число стоит между числами 2 и 4?
– Какие числа являются соседями числа 6?
- Игра «Цепочка»
Посчитайте и покажите веером ответ: 6-4+3+1-2+1=…
II. Стадия осмысления
Прием: «Мозговой штурм»
Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.
Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы.
- Число и цифра 7.
– Отгадайте загадку:
В этой книге шесть листов простых,
А седьмой – золотой.
– О какой книге идёт речь? (Календарь.)
– Какие шесть листов простых и золотой седьмой? (Дни недели.)
– Назовите эти дни по порядку.
– Почему седьмой день называют золотым? (Воскресенье – выходной после трудовой недели.)
Историческая справка.
Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции и т. д.). Сохранило эту роль и в литературе. Назовите! («Белоснежка и семь гномов», Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят»)
– Покажите цифру, обозначающую количество дней в неделе.
– По загадке объясните, как получили число 7. (6 + 1 = 7.)
- Написание цифры 7.
– На что похожа цифра 7?
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
С. Маршак
Пальчиковая гимнастика
ГРАБЛИ
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
- Письмо цифры 7 в тетради по образцу (с. 3).
- Состав числа 7 (работа в тетради и на доске)
- С. 2 учебника-тетради. Демонстрационное табло.
– Ряд чисел место цифры 7 в числовом ряду.
– Получение числа 7 на числовом отрезке.
– Игровые кости домино состав числа 7.
- Первичное закрепление и повторение пройденного.
Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.
Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.
Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.
3. Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части. Работа по учебнику-тетради: № 1, с. 2.
а) Повторить соотношение между целым отрезком и его частью.
– Что изображено на доске? Сколько отрезков? Назовите их.
Н + П = К К – Н = П
П + Н = К К – П = Н
Работа аналогична – см. конспект урока 39 (ч. 2), п. III, 4.
б) Составление числовых равенств по рисункам => отработка состава числа 7.
4. Последовательность числового ряда от 1 до 7 (в прямом и обратном порядке): № 6, с. 3. Путешествие с гномами по пенькам и развешивание фонариков.
5. Решение примеров в два действия с помощью числового отрезка.
– Прочитайте числовое выражение: 4 + 3 – 2 =
– Где на числовом отрезке стоит точка красная?
– Откуда начинаем движение?
– В какую сторону проводим стрелку и на сколько единиц?
– В какую точку попали?
– Как будем действовать дальше?
– Какой результат получили?
– Запишите полученный результат.
Аналогично выполняют другое выражение.
Физкультминутка
6. Сравнение чисел в пределах 7 (методом подбора пар) с помощью рисунков:
№ 3, с. 2. Фронтальная работа.
7. Взаимосвязь между целым отрезком и его частями. Составление равенств: № 4, с. 3. Самостоятельная работа.
8. Решение числовых выражений в одно и несколько действий (с комментированием): № 5, с. 3.
– Как связаны между собой примеры каждого столбика? (Ответ каждого примера совпадает с первым числом в записи следующего круговые примеры.)
9. Логическая таблица.
Анализируя и рассуждая, выясняют, что недостающая фигура – 6.
10. Последовательное изменение некоторого признака. Работа в прописи.
III. Стадия рефлексии
Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.
Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем.
Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.
Что узнали нового? Чему научились?
Что показалось самым интересным на уроке? самым сложным?
С каким настроением мы заканчиваем наш урок? (солнышко – замечательное, тучка – не очень…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"
В уроке используются современные подходы, соответствие ФГОСам второго поколения. а главное - приемы обучения в вальдорфской школе: ритмическая часть в начале урока, художественные образы числа 7, рисо...
Методическая разработка урока "Число и цифра 9" (математика 1 класс).
В разработке представлены основные этапы урока. Цель урока познакомиться с составом числа 9; научить писать цифру 9.- Научиться воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 как в прямом, т...
Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"
Можно использовать на уроке математики в 1 классе....
Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-4"
Можно использовать на уроке математики в 1 классе....
Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-5"
Можно использовать в 1 классе на уроках математики....
Методическая разработка урока математики "Римские цифры" для 3 класса
Конспект урока математики по теме "Римские цифры" для 3 класса по программе "Школа России"...
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Анализ структуры трехзначного числа. Понятие цифра и число. Разрядное слагаемое"
Данный урок формирует понятия у учащихся "трехзначные числа", "разрядный состав трехзначных чисел". Этот материал позволяет ученикам запомнить разрядный состав трехзначного числа, научиться чита...