Методическая разработка урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Фершукова Наталия Юрьевна

В уроке используются современные подходы, соответствие ФГОСам второго поколения. а главное - приемы обучения в вальдорфской школе: ритмическая часть в начале урока, художественные образы числа 7, рисование и записо в большой нелинованной тетради формата А4 цветными восковыми мелками, экологически чистыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

 1 класс

Тема урока: «Число и цифра 7»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с числом и цифрой 7.
  2. Организовать работу по изучению состава числа 7.
  3. Научить составлять задачу по рисунку, рисовать схему решения задачи.
  4. Создать условия для развития позитивного отношения к математике и развития интереса к предмету.
  5. Активизировать учащихся на творческую работу на всех этапах урока.
  6. Создать такую атмосферу на уроке, чтобы учащиеся могли оказывать и принимать помощь при затруднениях от учителя и одноклассников.
  7. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке.

Ожидаемый результат:

  1. Ученики умеют считать до 7 и обратно, осмысленно представляют число 7 различными способами.
  2. Ученики  правильно обозначают числа до 7 цифрами, используют другие знаковые символы (римские цифры, кружочки).
  3. Учащиеся могут составлять задачу по рисунку и рисовать схему ее решения.
  4. Ученики используют навыки счета для решения задач.
  5. Доброжелательная атмосфера на уроке, взамопонимание между учениками и учителем, взаимопомощь.
  6. Ученики проявляют интерес к изучению состава числа.
  7. На уроке дети умеют работать в паре, высказываться и выслушивать других.
  8. Ученики творчески перерабатывают информацию, расширяют свои знания.
  9. Учащиеся оценивают свою деятельность устно и образно.
  10. Дети получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

Оснащение урока:

  1. Учебный кабинет
  2. Цветной мел, доска
  3. Нелинованные тетради альбомного формата
  4. Восковые цветные мелки
  5. Рисунки, выполненные учителем на доске и бумаге
  6. Счетный материал природного происхождения
  7. Легкий вязаный мячик.

Методы обучения:

  1. Метод проблемного изложения
  2. Частично-поисковый метод

Формы обучения:

  1. Фронтальная
  2. В парах

Технология:

вальдорфской педагогики, личносто-ориентированного обучения

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент

Приветствие, считалки, порядковый счет, пальчиковая игра

Отвечает на приветствие учителя, проговаривает считалки хором, участвует в пальчиковой игре

Личностные: мотивация.

Познавательные общеучебные: навык счета.

Регулятивные: принятие целей. Коммуникативные: работа в группе, в круге.

2. Актуализация знаний

Проводит устный счет с мячиком, читает веселые задачки

Ловит мячик и отвечает на вопрос учителя, устно решает задачки, выходит к доске и рисует схему решения

Познавательные общеучебные: устный счет, составление схемы решения задачи, обработка информации.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

3. Проблемное объяснение новых знаний

Эвристическая беседа о числе 7, вопросы ученикам, ставит задачу найти число 7 в окружающем мире, в классе, выложить 7 счетных единиц из своих мешочков, поработать в паре, выкладывая вдвоем состав числа 7 разными способами (на пальцах, на орешках)

Слушает то, что рассказывает учитель, отвечает в ходе беседы на вопросы учителя, выкладывает из мешочка 7 предметов, договаривается с соседом, как будут составлять число 7 при помощи пальцев или счетных единиц, выкладывают совместно разные варианты состава числа 7

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные:

речевая деятельность, планирование и согласование действий.

Регулятивные: целеполагание, действие по образцу.

Познавательные: обработка информации.

Личностные: умение действовать самостоятельно.

4. Первичное закрепление

Красиво рисует на доске символы числа 7 (семиконечную звезду, радугу, цветик-семицветик), записывает римской и арабской цифрами число 7, показывает «домик» числа 7, в котором надо заполнить окошечки по составу, предлагает составить задачу по рисунку и записать символическую схему ее решения.

Повторяет рисунок в своей тетради цветными мелками, записывает две цифры 7: римскую и арабскую,  рисует «домик» состава числа 7, рисует задачу в тетради и составляет два варианта условия задачи, записывает два решения символически.

Регулятивные: самоконтроль, действие по образцу, сравнение с образцом, самооценка, коррекция.

Познавательные: постановка проблемы, пути решения, действие по алгоритму.

Личностные: этическое оценивание.

5. Итог урока, рефлексия

Спрашивает, что нового узнали на уроке, чему научились, трудно ли было, интересно или не очень. Просит показать рисунки в тетрадях, выбрать смайлик и в тетради нарисовать свое настроение. Дает творческое домашнее задание по желанию уч-ся.

Отвечает на вопросы учителя, аргументирует, выбирает смайлик, рисует в тетради настроение, сравнивает с началом урока, делает вывод, высказывается, поднимает руку, получает домашнее задание по желанию.

Личностные: самопознание,  смыслообразование.

Познавательные: общеучебные навыки.

Регулятивные: самооценка.

Коммуникативные: речевая деятельность.

Сценарий урока

  1. Оргмомент.

Все стоят вместе с учителем в кругу.

Учитель: Доброе утро, дорогой 1 класс!

Ученики (хором): Доброе утро, дорогая учительница!

Учитель: Начинаем наш любимый урок математики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем вместе мы считать.

Ученики вместе с учителем хором считают, одновременно двигаясь по кругу вперед и назад:

Один,

один-два,

один-два-три,

один-два-три-четыре,

один-два-три-четыре-пять,

один-два-три-четыре-пять-шесть и далее до десяти.

Дети становятся лицом в круг, сжимают пальчики в кулачки, считают, разгибая пальчики,: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10, загибают пальчики, считая обратно: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.

Разгибают и сгибают сразу по два пальчика, считают вслух хором: 2-4-6-8-10-8-6-4-2-0.

Теперь считают аналогично, начиная с первого: 1-3-5-7-9-7-5-3-1.

Поворачиваются в парах друг к другу лицом и считают, хлопая в ладоши.

Поворачиваются лицом в круг и считают состав числа 5:

  1. раз хлопают в ладоши, 4 раза топают ногами,
  2. раза  хлопают, 3 раза – топают,

3  –  хлопают, 2  – топают,

4  – хлопают, 1 – топают,

5 – хлопают.

Учитель: Спасибо, мы отлично размялись, теперь все садятся на свои места.

Ученики садятся за свои парты.

2. Актуализация знаний.

Учитель: А теперь наши пальчики помогут нам вспомнить, как мы умеем считать.

Вспомним состав чисел. Произносим хором, считая на пальцах:

1 – это один,

2 – это 1 и 1,

3 – это 1 и 2, 2 и 1,

4 – это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1,

5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1

6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1.

Дети считают на пальцах, показывая на правой и левой руке столько пальцев, сколько они называют, чтобы в сумме получилось задаваемое учителем число.

Учитель: А какие числа состояли из одинаковых чисел?

Ученики: 2, 4, 6.

Учитель: Правильно. Давайте повторим: 2 – это 1 и1, 4 – это 2 и 2, 6 – это 3 и 3.

Теперь устно будем считать вместе с мячиком (учитель берет легкий вязаный мячик, называет пример, бросая мячик одному из ребят): к двум прибавим один, из четырех отнимем три, к пяти добавим 1, из шести вычтем пять, сложим два и два, сложим три и три, прибавим один к одному.

А теперь веселые задачки (читает):

Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой – плюшевый мишка,

Вместе с лисой – зайка косой,

Следом за ними – еже и лягушка.

    Сколько игрушек расставил Андрюшка? Нарисуйте на доске схему задачи.

Ученик: Андрюшка расставил 6 игрушек (рисует схему кружочками  *  *  *  *  *   * ).

Учитель: Правильно ли нарисовано? Как расставил игрушки Андрюша?

Ученик: в 2 ряда.

Учитель: А ты нарисовал как?

Ученик: в 1 ряд.

Учитель: Поправь свой рисунок. Я прочитаю вторую задачку:

На песке три медвежонка играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез, а сколько убежали в лес?

Ученик: 2 медвежонка убежали в лес (рисует схему на доске  *      *     *).

Учитель: Ребята, проверьте, пожалуйста, нас.

3. Проблемное объяснение нового знания.

Учитель: Послушайте еще одну считалку.

В деревушке 7 избушек, 7 крылечек, 7 старушек,

7 щенков, 7 дымков, 7 драчливых петухов

на семи плетнях сидят, друг на дружку не глядят.

Распустили 7 хвостов, каждый из семи цветов.

Чем интересна эта деревушка?

Ученики: В ней всего по семь.

Учитель: Как вы думаете, с каким числом мы познакомимся сегодня?

Ученики: С 7.

Учитель: Правильно. Вот как оно записывается. (Показывает карточку с правильной записью цифры 7 и прикрепляет к доске). А давайте подумаем, где в окружающем мире встречается число семь?

Ученики: Семь цветов радуги, цветик-семицветик, семь дней недели.

Если ребята не могут ответить, то учитель помогает стихами и загадками:

После дождичка в четверг мост на небо прилетел, разноцветный и воздушный, числу 7 всегда послушный (радуга).

Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг (цветик-семицветик).

В понедельник я стирала, пол во вторник подметала… (дни недели).

Заранее приготовлены картинки с радугой, листком календаря, цветиком-семицветиком. Их прикрепляем на магнитную доску.

Учитель: А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка.

Доброе утро! Птицы запели.

Добрые люди встали с постели.

Солнце проснулось, идут по делам.

Вся темнота разошлась по углам.

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она.

 И вот уже дождик тихонько, ты слышишь,

Закапал, закапал, закапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит, уже барабанит.

Но туча прошла, отгремела гроза.

И снова должна наступить тишина.

Учитель: Теперь откройте тетради и достаньте цветные мелки и счетные мешочки. Будем рисовать то, о чем мы поговорили, и учиться считать. Я буду рисовать вместе с вами на доске. Сначала проведем рамочку на листе. В верхнем уголке нарисуйте свое настроение (смайлик). Нарисуем большую окружность. Разделим ее на 7 равных частей. А теперь я рисую, а вы смотрите. Что у меня получилось?  (см. Приложение рис.1)

Ученики: Звезда.

Учитель: А сколько у нее лучей?

Ученики: 7.

Учитель: Теперь рисуйте в тетрадях. Еще раз обратите внимание, как я делала. Каждую вершину я соединяла через 2 точки. Внимательно! Работайте. У кого не получается, попросите помощи. Должно получиться очень красиво.

Ученики показывают, как у них получились звезды.

Учитель: На другой странице напишем цифру 7 (римская YII и арабская 7).

А теперь выложите из мешочков 7 предметов. Пересчитайте их. Проверьте друг друга. Все ли правильно посчитали? Сверьте, пожалуйста, со схемой на доске (см. Приложение рис.2).

Ученики выполняют задание, проверяют и пересчитывают.

Учитель: Уберите 4 предмета, сколько осталось?

Ученики: 3.

Учитель: Добавьте 2, а потом еще 1. Сколько стало?

Ученики: 6.

Учитель: Сколько надо добавить, чтобы стало 7?

Ученики: 1.

Учитель: Добавьте один. Проверьте, у всех ли 7?

Ученики проверяют, снова пересчитывают.

Учитель: Уберите свои предметы в мешочки. Теперь поработаем в парах. Один сосед достанет несколько предметов, но не больше шести. А второй сосед добавит столько, чтобы получилось 7.

Ученики         выполняют задание, договариваются и проверяют друг друга.  Учитель следит, чтобы атмосфера во время работы была доброжелательная. Если не получается, то вспоминаем правила дружной работы:

Не ругаться, не толкаться, никого не обижать.

С друга мнением считаться – будет славный результат!!!

Учитель: Скажите, что у кого получилось?

Ученики называют возможные варианты.

Учитель: Теперь все уберем в мешочки и снова поработаем в тетрадях. Нарисуем домик для числа 7. Я буду рисовать на доске, а вы в своих тетрадях. Запишем варианты, которые получились (см. Приложение рис. 3).

4. Первичное закрепление.

Учитель: Новое задание на карточках. Дежурные раздают карточки с заданием.

А. Дорисуйте до 7 (см. Приложение рис. 4)

Б. Разложите число 7 (см. Приложение рис.5)

В. Божья коровка (см. Приложение рис.6)

Г. Цветочек (см. Приложение рис. 7)

После выполнения дети сравнивают свои карточки с образцом на доске, исправляют ошибки. Сдают свои карточки.

Учитель: А теперь посмотрите, что я нарисовала на доске. Какую задачу можно составить по рисунку? Придумайте по рисунку задачу и запишите схему ее решения.

Ученики работают в тетради, перерисовывают с доски.

Учитель: Кто может нарисовать схему на доске? Сколько вариантов задачи можно составить? Запишем два из них (см. Приложение рис. 7)

5. Итог урока.

Учитель: О каком числе мы говорили сегодня?

Ученики: О семи.

Учитель: Как вы думает, когда так говорят:

- у семи нянек дитя без глазу,

- семь - священное число,

- семь раз отмерь, один отрежь,

- семеро одного не ждут,

- на седьмом небе,

- седьмая вода на киселе.

Ученики высказываются, а учитель помогает при затруднении.

Учитель: Скажите, что нового вы узнали сегодня? Было ли трудно? Что было интересно?

Ученики высказываются.

Учитель: Теперь нарисуйте в нижнем углу тетради свое настроение (смайлик). Сравните, что было в начале урока и сейчас. Поднимите руки, у кого настроение улучшилось? Ухудшилось? Осталось таким же? Надеюсь, что вам урок понравился и был интересным и познавательным. Уберите все с парт, пока я считаю:

Раз-два-три-четыре-пять,

быстро надо все убрать

и у парт тихонько встать.

Все встают и хором говорят:

Окончена работа рук,

Что нами сделано, то может отдохнуть,

Чтобы оно во мне росло,

Мне мудрость, силу и любовь дало,

И стало благодатью всем людям на Земле.

Учитель: Спасибо за урок, дорогой 1 класс!

Ученики: Спасибо за урок, дорогая учительница!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"

В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....

Методическая разработка урока математики в 1-ом классе «Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5» (ФГОС)

Цель урока: Познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5.Задачи:Образовательные:1.Познакомить с составом числа 5, научить детей писать цифру 5.2.Повторить сос...

Методическая разработка урока математики по программе "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9".

Методическая разработка включает план-конспект урока математики в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9" с использованием программы SMATRT Notebook....

Методическая разработка урока математики: "Число и цифра 4".

Методическая  разработка урока математики: "Число и цифра 4".  (с презентацией)....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-4"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-5"

Можно использовать в 1 классе на уроках математики....