урок математики
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике.
в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний».
Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости.
Тип урока: введения нового знания
Цели урока:
Развитие пространственных представлений учащихся.
Знакомство с единицами измерения ёмкости (миллилитр, литр).
Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения ёмкости.
УУД:
Предметные:
совершенствование умений умножать трехзначное число на однозначное;
совершенствование навыков решения составных задач на разностное и кратное сравнение;
уметь измерять объем жидкости в новых единицах измерения – литрах.
Метапредметные:
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные:
развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся в содержании учебного материала, в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.
Познавательные:
овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять работу с графической информацией (кроссворд, бланк с заданием в табличной форме, диаграммами);
обнаруживать пробелы в информации;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
договариваться о совместной деятельности в группе.
Оборудование: коробка сока - 1 литр, пластиковые стаканы – 12 штук, мензурки – 6 штук, ведро, банка ёмкостью 1 литр.
Оформление доски:
Технологическая карта урока.
Этап урока (цель этапа) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Ι. Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. | -Начинаем наш урок математики. Сегодня к нам на урок пришли учителя из других школ города. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем успешной работы. Нам предстоит серьезная работа, в ходе которой вы получите много новой информации. Что такое информация и откуда мы ее можем получить? Что такое математическая информация? Часть информации, необходимой нам на уроке, лежит у вас на столах (словари). У вас на столах лежат листы рефлексии (на каждого). Вы их подпишите и заполните в конце урока. Также на столе лежит бланк с вашими фамилиями и критериями оценок, по которым вас сегодня будут оценивать модераторы. Модераторы, озвучьте, по каким критериям будут оцениваться члены ваших групп. Оценка вам за урок будет выставляться с учетом оценки модератора, вашей самооценки и моей оценки. Озвучу вам ее позже. | Пожимают друг другу руки и желают успешной работы на уроке. Информация – это то, что мы слышим, видим, чувствуем. Она к нам приходит с помощью 5 органов чувств. Математическая информация – это новый материал, который мы получаем на уроке математики в виде примеров, задач, схем, чертежей и другого. Один из модераторов зачитывает вслух критерии оценки. | Коммуникативные УУД -уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им. |
ΙΙ. Актуализация знаний. Цель: повторение материала, необходимого для «открытия нового знании», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся. | Для работы на уроке нам нужно повторить правило умножения двух и трёхзначного числа на однозначное. Поделитесь информацией, как нужно умножить многозначное число на однозначное. 48•6 51•8 435•4 167•5 | Устно объясняют правило умножения. 48•6 =288 51•8 =408 435•4=1740 167•5=835 | Познавательные УУД -обобщение |
ΙΙΙ. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | -У вас на столах стоит сок, попробуйте его, пожалуйста. -Знаете ли вы, чем полезны соки? -Как определить, кто, сколько сока выпил? -Прочитайте название сегодняшнего урока. -Прочитайте, что обозначает слово ёмкость, объясните, как вы его поняли. -Сформулируйте цель урока. -Прочитайте вопрос, на который нам нужно ответить на уроке. | Пьют сок. Отвечают на вопрос -В них есть витамины. А витамины нужны для того, чтобы наш организм был здоров. -Нужно измерить и сравнить. -Измеряем ёмкости. Читают на доске значение слова(ёмкость-вместимость), объясняют. - Сегодня на уроке, я буду учиться измерять ёмкости. -Что значит «измерить ёмкость» | Личностные УУД - проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные УУД -уметь высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД -участие в коллективном обсуждении проблемы; -умение оформлять свои мысли в устной форме. |
ΙV. «Открытие нового знания» Цель: знакомство с новыми знаниям: со способами и единицами измерения ёмкости, обучение выполнению практической работы, развитие коммуникативных компетенций. | Рассмотрите емкости у вас на столах. Как вы думаете, в каких единицах измерения дана шкала на них? -Чтобы определить количество жидкости в стакане нужно измерить её с помощью мерного стакана или мензурки. На таком стакане есть чёрточки, они отмеряют количество жидкости в миллилитрах. Практическая работа: «Измерение ёмкость пластикового стакана». Выполните эту работу в парах. -Удобно ли измерять таким стаканом ёмкость ведра? -Прочитайте правило на странице 78. - Назовите единицу измерения больших ёмкостей. Презентация (слайд 2) - Ёмкость 1 литр вы можете увидеть в этой коробке сока или в банке 1 литр. (демонстрация предметов) | В миллилитрах. Записывается - мл 1 л – 1000 мл -Выполняют практическую работу в парах. Записывают вывод: в данном стакане ___ миллилитров воды. -Нет. Оно слишком большое. -Читают правило. Называют единицу измерения «литр». -Смотрят на предметы. | Познавательные УУД - анализировать, синтезировать, сравнивать информацию. Регулятивные УУД -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания - учить сравнивать ёмкость различных сосудов. | -Рассмотрите рисунок к №1 на странице 78. Какие сосуды вы видите и каков объём каждого из них? Презентация (слайды 3 - 8) -Ответьте на следующие вопросы: *На сколько больше литров воды умещается в канистру, чем в ведро? *Во сколько раз больше воды умещается в бочке, чем в банке? *Где уместится больше воды: в ведре или в 4 банках? *Сколько литров воды можно налить в: 3 ведра? 2 банки? *Сколько банок надо налить, чтобы наполнить канистру? Работа в группах: Вы рассажены в 4 группы. Каждой группе я дала задание на измерение количества определенной жидкости: воды, лекарства, мёда, подсолнечного масла. 1 гр. Два ведра вмещают 5 л и 7 л. Как с помощью этих вёдер отмерить ровно 2 л воды, наливая ее из-под крана? Как отмерить 3 литра? 4 литра? 2 гр. В 1 л 1000 миллилитров. Чайная ложечка вмещает примерно … (кто скажет сколько?) 6 мл лекарства. Больному коту днем и ночью вливали в рот лекарство: каждый час по чайной ложке. За четверо суток он выздоровел. Сколько лекарства он выпил? 3 гр.В 1 л 1000 миллилитров. В старину гостю подносили чарку с мёдом (что такое чарка?). Ковш вмещает 6 чарок, а ведро – 11 ковшей. Объем чарки 123 мл. Каков объем ковша? Ведра? 4 гр.Литр чистой воды весит 1 кг. Мед вдвое тяжелее воды. Подсолнечное масло легче воды: 1 литр масла весит 900 гр. Что тяжелее: 4 литра масла или 2 литра меда? Руководители групп – оцените каждого члена вашей группы на листочке с фамилиями,который лежит у вас на столе. | -Ведро-9 литров, канистра-15 литров, банка-3 литра, бочка-45 литров. *Надо из 15 вычесть 9. Получится 6. Значит в канистру вмещается на 6 литров воды больше, чем в ведро. *Надо 45 разделить на 3. Получится 15. Значит в бочке умещается в 15 раз воды больше, чем в банку. *В ведре 9 литров, а в чтобы узнать сколько в банках надо 4•3=12 литров, это больше, чем в ведре. -9•3=27 литров -3•2=6 литров -15:3=5 литров
Налить 7 л и перелить в 5-литровое ведро часть воды до края. Останется 2 л. Перелить 2 л в 5-литровое, налить до края 7-литровое ведро. Отлить часть в 5-литровое до края. В 7 – литровом останется 4 л, т.к. долили 3 л. Наполнить до края 5-литровое ведро, перелить в 7-литровое. Снова наполнить 5-литровое, отлить часть воды в 7-литровое до края. В 5-литровом останется 3 л. Чайная ложка вмещает примерно 6 мл. Кот выпил 576 мл лекарства. Т.к. надо 24 (часов в сутках) х на 6мл =144 мл в сутки. Болел 4 суток. Поэтому 144 х 4=576(мл) Работают со словарем. (Старинная ёмкость, рюмка, стаканчик). 123х 6=738 (мл) – объем ковша 738 х 11= 738 х (10 + 1)= 7380 + 738 = 8118 (мл) 1 л меда весит 2 кг. 2 л меда будут весить 4 кг. 4 л масла будут весить 900 х 4 = 3600 (кг) 2 л меда тяжелее. Руководители групп оценивают участие каждого члена и выставляют оценки на листочке. | Познавательные УУД -самостоятельное создание способов решения проблемных задач. Регулятивные УУД - саморегуляция Коммуникативные УУД - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД -контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией |
VΙ. Включение нового в систему знаний. Цель: учить применять полученные знания о мерах ёмкости при решении текстовых задач. | -Прочитайте задание №5 стр. 79. В каком виде представлена нам информация? Что указано по горизонтальной оси по вертикальной оси -Ответьте на вопросы этого номера Презентация (слайд 10-11) -Письменно вычислите сколько нефти поставлено в Германию, Польшу, Венгрию -В международной торговле нефть измеряют в баррелях. Прочитайте как пишется это слово и чему равен 1 баррель. Презентация (слайд 12 – 13) (сообщение ученика о барреле) -Выполните задание к №6 стр.79. -Сколько литров в одном барреле? -Как узнать сколько литров в 4 баррелях? Проверьте по образцу, записанному на доске -Составим алгоритм ответа на второй вопрос: Сколько в бочке? Сколько в 6 баррелях? -Выполните вычисления и ответьте на вопрос. | Читают задание. - В виде диаграммы. -название стран -тонны нефти * в Венгрию * в Польшу * в Германию Один ученик выполняет работу на доске, остальные в тетради 282•2=564(тысяч тонн) в Венгрию 564•2=1128(тысяч тонн) в Польшу 564•3=1692(тысячи тонн) в Германию -Читают информацию на доске.
1000 литров Надо 159•6 =954 Выполняют вычисления самостоятельно. Проверяют по образцу. Самопроверка 159 •4 =636 159•6=954 1000 > 954 В бочку поместится 6 баррелей нефти. Презентация (слайд 14) | |
VΙΙ. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса деятельности | -На какой вопрос мы планировали ответить в начале урока? -Удалось ли нам ответить на этот вопрос? Как? -Где мы можем применить новые знания? -Оцените работу всего класса на уроке. -Поставьте каждый себе оценку на уроке. Заполните листы рефлексии. Которые лежать у вас на столе. Запишите домашнее задание Спасибо за урок. Урок окончен. (слайд 17) | *Что значит измерить ёмкость? * Измерить ёмкость, это значит, определить сколько литров или миллилитров жидкости поместилось в сосуде. Презентация (слайд 15) *Приводят примеры. Поднимают карточки с оценками Поднимают карточки с оценками Д.З. стр.78 №3 (слайд 16) | Познавательные УУД -контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...