Рабочая программа по математике,4 класс,Л.Г.Петерсон,2100
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование поматематике,4 класс ,Л.Г.Петерсон,2100.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_matematika.doc | 435.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ
«Рассмотрена и согласована» на заседании Педагогического совета Протокол №1 от « 26 » августа 201г. | «Утверждаю» Директор ЧОУ Гимназии Приказ № __ от «28» августа 201 г. |
Рабочая программа
по математике
4 класс
Учитель: Гарипова Н.В.
Категория: первая
201 - 201учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы Л. Г. Петерсон. (Программа обеспечена учебно-методическим комплексом «Математика «Учусь учиться»» для 1—4 классов автора Л. Г.Петерсон (М.: Ювента). Курс математики «Учусь учиться» может использоваться на основе дидактической системы Л.Г.Петерсон в УМК «Перспектива», рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель курса — формирование у учащихся основ умения учиться; развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.
Задачи:
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения.
- формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, поликультурной направленности, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
- формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей;
- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых ждя повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Общая характеристика учебной дисциплины «Математика»
Содержание курса математики строится на основе:
- Системно - деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания;
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода.
Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.
Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:
- Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
- Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
- Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
- Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
- Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Помимо уроков открытия нового знания, существуют следующие типы уроков:
- уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
- уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
- уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.
Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.
Ведущие формы и методы, технологии обучения:
коллективные, индивидуальные, индивидуализированные;
репродуктивные и продуктивные;
исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения, математические игры.
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения:
- Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
- Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 35 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 140 часов.
В том числе:
- плановых контрольных работ - 9 ч;
- административных контрольных работ - 3 ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебной дисциплины «Математика»
Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средства предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности (в рамках поликультурной направленности Гимназии) – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Учитывая особенности данных классных коллективов, предполагается систематическая работа на формирование устойчивого вычислительного устного навыка. Акцентировать внимание на грамотность оформления работ. Попытки к творческому подходу осуществляют при решении задач в 4 – в только 20%, в 4 – п 30%, в 4 – ш 25% учащихся, поэтому необходимо использовать задачи творческого характера. В свете новых стандартов направлять мыслительные операции на систематическое решение практических задач. В рамках поликультурного направления гимназии принимать участие в проектах и интегрировать математическую составляющую при сравнении с другими странами (единицы измерения, счета, алгоритм деления и т. п); в рамках проекта «погружения» рассмотреть исторический аспект развития науки «математики», открытий и необычных фактов. Кроме того, преследуя главную методическую цель гимназии – эффективный урок, ориентируясь на особенности восприятия классных коллективов, возрастные особенности детей, строить урок постановки УЗ проблемно-мотивационно с практическим основанием изучаемой темы.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Предмет | Класс | Программа | Количество часов в неделю/ в год | Учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение | Материалы контроля |
математика | 4 | 1.Л.Г.Петерсон Математика Рабочие программы Предметная линия учебников «Перспектива» 1 – 4 классы М.: «Просвещение» 2011. 2.Л.Г.Петерсон Программа «Учусь учиться» по математике для 1- 4 кл. начальной школы по ОС деятельностного метода обучения «Школа 2000…» - М.: УМЦ «Школа 2000…», 2012. | 4/140 | Матем-ка 4 кл., часть1,2,3/ Л.Г.Петерсон-М.:Изд-во «Ювента», 2015. | 1.Петерсон Л. Г. «Методические рекоменд. для учителя. Математика 4 класс» - М.: «Ювента», 2012 г. 2. Т.В. Максимова Поурочные разработки по матем. к УМК Л.Г.Петерсон 4 класс.- М.: Вако,2010. | Демонстрационные таблицы по математике. | Л.Г. Петерсон «Контрольные и самостоятельные работы 4 кл.», М.: «Ювента», 2016г. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Числа и арифметические действия с ними (40 ч)
Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного. Деление на двузначное и трехзначное число. Деление круглых чисел (с остатком). Общий случай деления многозначных чисел. Проверка правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе). Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа. Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент. Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби. Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части). Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами.
Работа с текстовыми задачами (42ч)
Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверка задачи. Составные задачи в 2−5 действий с натуральными числами на все арифметические действия, разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел. Задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту. Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение расстояния между ними в заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления). Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.
Геометрические фигуры и величины (15ч)
Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность. Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар, соотношения между ними. Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки. Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.
Величины и зависимости между ними (20ч)
Зависимости между компонентами и результатами арифметических действий. Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a × b) : 2. Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Равномерное движение точек по координатному лучу как модель равномерного движения реальных объектов.Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении. Формулы скорости сближения и скорости удаления: vсбл. ×= v1 + v2 и vуд. ×= v1 − v2. Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) ∙ t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) ∙ t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t), с отставанием (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t). Формула одновременного движения s = vсбл.× tвстр. Координатный угол. График движения. Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью формул, таблиц, графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число
Алгебраические представления (6ч)
Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки ³, £. Двойное неравенство. Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча. Использование буквенной символики для обобщения и систематизации знаний.
Математический язык и элементы логики (2ч)
Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов, записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, с языком диаграмм и графиков. Определение истинности высказываний. Построение высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, «что ...», «не», «если ..., то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или».
Работа с информацией и анализ данных (16ч)
Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение. Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование. Выполнение проектных работ по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной те-ме)». Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации. Обобщение и систематизация знаний, изученных в 4 классе.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Календарные сроки (уч.неделя) | № урока | Раздел, тема | Количество часов | Виды деятельности учащихся (по УУД) | Формы контроля | Материал к учебному занятию |
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ (2 часа) | ||||||
1 | 1 | Повторение изученного материала в 3 классе. Разряды и классы. | 1 | Текущий: устный опрос | ||
1 | 2 | Повторение изученного материала в 3 классе. Неравенства. Числовой луч. | 1 | Текущий: устный опрос | ||
. Раздел 2. НЕРАВЕНСТВА (7 часов) | ||||||
1 | 3 | Решение неравенства, с. 1–3 (I ч.) | 1 | Упорядочивать информацию по заданному основанию, делить текст на смысловые части, вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, определять главную мысль текста, важные замечания, примеры, иллюстрирующие главную мысль и важные замечания. Повторять основной материал, изученный в 3 классе: нумерацию, действия с многозначными числами, решение задач и уравнений изученных видов, множества и операции над ними и др.Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять правила работы с текстом, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | Текущий: устный опрос | |
1 | 4 | Множество решений, с. 4–6 | 1 | Текущий: устный опрос | ||
2 | 5 | Закрепление изученного по теме «Неравенства» С. Р №1 | 1 | Текущий: | ||
2 | 6 | Знаки больше или равно и меньше или равно, с. 7–9 | 1 | Текущий: | Демонстрационные таблицы | |
2 | 7 | Двойное неравенство, составление неравенств с. 10–12 | 1 | Текущий: | ||
2 - 3 | 8 -9 | Закрепление изученного по теме «Неравенства», с. 13–15 С.р. №2 | 2 | Текущий: | ||
3 | 10 | Входная контрольная работа. | 1 | Текущий контроль | ||
Раздел 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (8 часов) | ||||||
3 | 11 | Оценка суммы, с. 16–18 | 1 | Наблюдать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, фиксировать их в речи и с помощью эталона. Исследовать ситуации, требующие предварительной оценки, прогнозирования. Прогнозировать результат вычисления, выполнять оценку и прикидку арифметических действий. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Сравнивать значения выражений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий, находить значения числовых и буквенных выражений при заданных значениях букв, исполнять вычислительные алгоритмы. Различать прямую, луч и отрезок, находить точки их пересечения, определять принадлежность точки и прямой, виды углов, многоугольников. Составлять задачи с различными величинами, но имеющие одинаковые решения. Находить объединение и пересечение множеств, строить диаграмму Эйлера − Венна множеств и их подмножеств. Выполнять задания поискового и творческого характера. Позитивно относиться к создаваемым самим учеником или его одноклассниками уникальным результатам в учебной деятельности, фиксировать их, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | Текущий: фронтальный опрос | |
3 | 12 | Оценка разности, с. 19–21 | 1 | Текущий: фронтальный опрос | ||
4 | 13 | Оценка произведения, с. 22–24 | 1 | Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 2 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
4 | 14 | Оценка частного, с. 25–27 | 1 | Текущий: | ||
4 | 15 | Закрепление изученного материала по теме. С.р №3 | 1 | Текущий: фронтальный опрос | ||
4 | 16 | Прикидка результатов арифметических действий | 1 | Текущий: работа по карточкам | ||
5 | 17 | Закрепление по теме «Прикидка арифметических действий». С.р №4 | 1 | Текущий: фронтальный опрос | ||
5 | 18 | Комбинированная контрольная работа № 1 по теме «Неравенства» | 1 | Итоговый контроль: контрольная работа к урокам 1–10 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
Раздел 4. ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО (6 часов) | ||||||
5 | 19 | Деление с однозначным частным, с. 31–33 | 1 | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу | Текущий контроль | |
5 | 20 | Деление с однозначным частным, с. 34–36 С.р №5 | 1 | Текущий: фронтальный опрос, индивидуальные задания | ||
6 | 21 | Деление на двузначное и трехзначное число, с. 37–39 | 1 | Строить и применять алгоритмы деления многозначных чисел (с остатком и без остатка), проверять правильность выполнения действий с помощью прикидки, алгоритма, вычислений на калькуляторе. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Преобразовывать единицы длины, площади, выполнять с ними арифметические действия. Упрощать выражения, заполнять таблицы, анализировать данные таблиц. Сравнивать текстовые задачи, находить в них сходство и различие, составлять задачи с различными величинами, имеющими одно и то же решение. Исследовать свойства чисел, выдвигать гипотезу, проверять ее для конкретных значений чисел, делать вывод о невозможности распространения на множество всех чисел, находить закономерности. Применять простейшие правила ответственного отношения к своей учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос. | |
6 | 22 | Деление на двузначное и трехзначное число, с. 40–42 С.Р №6 | 1 | Текущий: самостоятельная работа, с. 15–16 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
6 | 23 | Деление на двузначное и трехзначное число, с. 43-45 | 1 | Текущий: | ||
6 | 24 | Деление на двузначное и трехзначное число, с. 46-48 С.р №7 | 1 | Текущий контроль | ||
Раздел 5. ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ (5 часов) | ||||||
7 | 25 | Оценка площади, с. 49–52 | 1 | Делать оценку площади, строить и применять алгоритм вычисления площади фигуры неправильной формы с помощью палетки. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Строить графические модели прямолинейного равномерного движения объектов, заполнять таблицы соответствующих значений величин, анализировать данные таблиц, выводить формулы зависимостей между величинами. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять правила поиска необходимой информации, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | Текущий | |
7 | 26 | Приближенное вычисление площади, с. 53–56 С.р №8 | 1 | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу | Текущий: | |
7 | 27 | Закрепление по теме «Приближенное вычисление площади». Подготовка к контрольной работе | 1 | Текущий: самостоятельная работа, с. 19–20, № 2–5 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
7 | 28 | Комбинированная контрольная работа № 2 по теме «Приближенное вычисление площади», с. 21–22 | 1 | Тематический контроль | ||
8 | 29 | Измерения и дроби, с. 57–60 | 1 | |||
Раздел 6. ДРОБИ (37 часов) | ||||||
8 | 30 | Из истории дробей, с. 61–64 | 1 | Осознавать недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Решать старинные задачи на дробина основе графических моделей. Наглядно изображать доли, дроби с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Записывать доли и дроби, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, записывать сотые доли величины с помощью знака процента (%). | ||
8 | 31 | Доли | 1 | Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос. | ||
8 | 32 | Сравнение долей, с. 68–70 | 1 | Строить алгоритмы решения задач на части, использовать их для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок. Сравнивать доли и дроби (с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями), записывать результаты срав-нения с помощью знаков >, <,= Решать задачи на нахождение доли (процента) числа и числа по его доле (проценту) ), моделировать решение задач на доли с помощью схем. Строить графические модели прямолинейного равномерного движения объектов, заполнять таблицы соответствующих значений величин, анализировать данные таблиц, выводить формулы зависимостей между величинами. Находить объединение и пересечение множеств, строить диаграмму Эйлера − Венна множеств и их подмножеств. Выполнять задания поискового и творческого характера. Выстраивать структуру проекта в зависимости от учебной цели, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). Применять правила представления информации, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона) Находить часть (процент) числа и число по его части (проценту), моделировать решение задач на части с помощью схем. Строить на наглядной основе алгоритмы решения задач на части, использовать их для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок. Различать и изображать прямоугольный треугольник, достраивать до прямоугольника, находить его площадь по известным длинам катетов. Строить общую формулу площади прямоугольного треугольника: S = (a ∙ b) : 2, использовать ее для решения геометрических задач. Находить площадь фигур, составленных из прямоугольников и прямоугольных треугольников. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять простейшие приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | Текущий: | |
9 | 33 | Нахождение доли числа, с. 71–72 С.р. №9 | 1 | Текущий: | ||
9 | 34 | Проценты, с. 73–74 | 1 | |||
9 | 35 | Нахождение числа по доле, с. 75–76 | 1 | |||
9 | 36 | Нахождение числа по доле, с. 77–78 С.р №10 | 1 | Текущий контроль | ||
10 | 37 | Дроби, с. 79–81 | 1 | Текущий: работа по карточкам | ||
10 | 38 | Сравнение дробей, с. 82–84 С.р №11 | 1 | Текущий контроль | ||
10 | 39 | Нахождение части числа, с. 85–87 | 1 | Текущий: устный опрос | ||
10 | 40 | Нахождение числа по его части, с. 88–90 С.р. №12 | 1 | Текущий контроль | ||
11 | 41 | Закрепление по теме «Дроби», с. 91–93 | 1 | Текущий: самостоятельная работа, с. 29–30 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
11 | 42 | Площадь прямоугольного треугольника, с. 94–96 | 1 | Текущий контроль | ||
11 | 43 | Деление и дроби, с. 1–3 (II часть) | 1 | Текущий контроль | ||
11 | 44 | Нахождение части, которую одно число составляет от другого, с. 4–6 | 1 | Текущий: | ||
12 | 45 | Закрепление по теме «Нахождение части от числа». С.р. №13 | 1 | Текущий: | ||
12 | 46 | Комбинированная контрольная работа № 3 по теме «Дроби» | 1 | Тематический: контрольная работа, с. 33–34 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
12 | 47 | Сложение дробей, с. 7–9 | 1 | Текущий: фронтальный опрос | ||
12 | 48 | Вычитание дробей, с. 10–12 | 1 | Текущий: фронтальный опрос | ||
13 | 49 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание дробей» С.р. №14 | 1 | Текущий: самостоятельная работа, с. 35–36 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
13 | 50 | Правильные и неправильные дроби, с. 13–15 | 1 | Текущий: фронтальный опрос | ||
13 | 51 | Правильные и неправильные части величин, с. 16–18 С.р. №15 | 1 | Текущий контроль | ||
13 | 52 | Задачи на части, с. 19–21 | 1 | Текущий: | ||
14 | 53 | Смешанные числа, с. 22–25 | 1 | Текущий: работа по карточкам | ||
14 | 54 | Выделение целой части из неправильной дроби, с. 26–28
| 1 | Текущий контроль | ||
14 | 55 | Закрепление изученного по теме «Выделение целой части из неправильной дроби» С.р.№16 | 1 | Текущий: самостоятельная работа, с. 39–40 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
14 | 56 - 57 | Запись смешанного числа в виде неправильной дроби, с. 29–31 С.р.№17
| 2 | Строить на наглядной основе алгоритм решения задач на часть (процент), которую одно число составляет от другого, применять его для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок. Решать задачи на дроби, моделировать их с помощью схем. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять правила поведения в коммуникативной позиции «организатора», и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | Текущий: | |
15 | 58 | Рубежная контрольная работа за 1 полугодие | Итоговый контроль | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | ||
15 | 59 | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 32–35 | 1 | Текущий контроль | ||
15 | 60 | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 36–39 | 1 | Текущий контроль | ||
15 | 61 | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 40–42 | 1 | Текущий контроль | ||
16 | 62. | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 43–45 С.р. №18 | 1 | Текущий контроль | ||
16 | 63 | Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (3 четв.) | 1 | Текущий: | ||
16 | 64 | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 46–49 | 1 | Текущий контроль | ||
16 | 65 | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 50–52 С.р. №19 | 1 | Текущий контроль | ||
17 | 66 | Комбинированная контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | Тематический контроль: контрольная работа, с. 47–48 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ |
Раздел 7. КООРДИНАТНЫЙ ЛУЧ (4 часа) | ||||||
17 | 67 | Шкалы, с. 53–56 | 1 | Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Выполнять задания поискового и творческого характера. Строить модели движения точек на координатном луче по формулам и таблицам. Исследовать зависимости между величинами при равномерном движении точки по координатному лучу, описывать наблюдения, фиксировать результаты с по- мощью таблиц, строить формулы зависимостей, делать вывод. Применять исследовательский метод в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | Текущий контроль | Демонстрационные таблицы |
17 | 68 | Числовой луч, с. 57–60 | 1 | Текущий контроль | ||
18 | 69 | Координаты на луче, с. 61–64 С.р. №20 | 1 | Текущий контроль | ||
18 | 70 | Расстояние между точками числового луча, с. 65–69 | 1 | Текущий. | ||
Раздел 8. ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ (20 часов) | ||||||
18 | 71 | Одновременное движение по числовому лучу, с. 77–80 С.р.№21 | 1 | Систематизировать виды одновременного равномерного движения двух объектов: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Исследовать зависимости между величинами при одно-временном равномерном движении объектов по координатному лучу, заполнять таблицы, строить формулы скорости сближения и скорости .удаления объектов (vсбл.×= v1 +v2 и vуд.×= v1 −v2.), применять их для решения задач на одновременное движение. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять правила формулирования умозаключения по аналогии, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). Исследовать изменение расстояния между одновременно движущимися объектами для всех 4 выделенных случаев одновременного движения, заполнять таблицы, выводить соответствующие формулы, применять их для решения составных задач на одновременное движение. Строить формулу одновременного движения (s = vсбл. ∙tвстр.), применять ее для решения задач на движение: анализировать задачи, строить модели, планировать и реализовывать решение, искать разные способы решения, выбирать наиболее удобный способ, соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Строить формулы зависимостей между величинами на основе анализа данных таблиц. Выполнять задания поискового и творческого характера. Уважительно относиться к чужому мнению, проявлять терпимость к особенностям личности собеседника, применять правила сотрудничества в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | Текущий контроль | |
18 | 72 | Скорость сближения и скорость удаления, с. 81–84 | 1 | Текущий контроль | ||
19 | 73 | Скорость сближения и скорость удаления, с. 85–88 С.р 22 | 1 | Текущий. | ||
19 | 74 | Встречное движение, с. 89–92 | Текущий: фронтальный опрос | |||
19 | 75 | Движение в противоположных направлениях, с. 93–96 | Текущий: фронтальный опрос | |||
19 | 76 | Закрепление изученного материала по теме «Движение в противоположных направлениях» С.р. №23 | Текущий: самостоятельная работа, с. 55–56 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | ||
20 | 77 | Движение вдогонку, с. 97–100 | Текущий контроль | |||
20 | 78 | Движение с отставанием, с. 101–104 | Текущий контроль | |||
20 | 79 | Закрепление изученного по теме «Задачи на движение вдогонку и с отставанием» С.р.№24 | Текущий: самостоятельная работа, с. 57–58 | |||
20 | 80 | Формула одновременного движения, с. 105–107 | Текущий контроль | |||
21 | 81 | Закрепление изученного материала по теме «Задачи на встречное движение», с. 108–110 | 1 | Текущий контроль | ||
21 | 82 | Закрепление изученного по теме «Задачи на все виды движения», с. 110 | 1 | Текущий: самостоятельная работа, с. 59–60 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
21 | 83 | Задачи на движение, с. 111–113 С.р. №25 | 1 | Текущий контроль | ||
21 | 84 | Задачи на движение, с. 114–116 | 1 | Текущий: работа по карточкам | ||
22 | 85 | Задачи на движение, с. 117–120 | 1 | Текущий контроль | ||
22 | 86 | Закрепление изученного материала по теме «Задачи на движение» С.р. №26 | 1 | Текущий: | ||
22 | 87 | Комбинированная контрольная работа №5 по теме «Задачи на одновременное движение» | 1 | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | Тематический контроль, с. 63–66 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ |
22 | 88 | Действия над составными именованными величинами, с.121–124 | 1 | Текущий контроль | ||
23 | 89 | Новые единицы площади, с. 125–124 | 1 | Текущий контроль | ||
23 | 90 | Закрепление изученного материала по теме: «Действия над составными именованными числами» | 1 | Текущий: самостоятельная работа, с. 67–68 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
Раздел 9. УГЛЫ. ПОСТРОЕНИЕ. ИЗМЕРЕНИЕ (11 часов) | ||||||
23 | 91 | Сравнение углов, с. 1–4 | 1 | Моделировать разнообразные ситуации расположения углов в пространстве и на плоскости, описывать их, сравнивать углы на глаз, непосредственным наложением и с помощью различных мерок. Измерять углы и строить с помощью транспортира. Распознавать и изображать развернутый угол, смежные и вертикальные углы, центральные и вписанные в окружность углы. Исследовать свойства фигур с помощью простейших построений и измерений (свойство суммы углов треугольника, центрального угла окружности и т.д.), выдвигать гипотезы, делать вывод об отсутствии у нас пока метода их обоснования. Преобразовывать, сравнивать и выполнять арифметические действия с именованными числами. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов, составлять выражения, формулы зависимости между величинами. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять уточненный алгоритм исправления ошибок и алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности, оценивать свое умение это делать (на основе применения эталонов). | Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос | |
23 | 92 | Развернутый угол. Смежные углы, с. 5–8 | 1 | Текущий контроль | ||
24 | 93 | Измерение углов, с. 9–12 | 1 | Текущий контроль | ||
24 | 94 | Угловой градус, с. 13–16 | 1 | Текущий: фронтальный опрос | ||
24 | 95 | Транспортир, с. 17–21 | 1 | Текущий контроль | ||
24 | 96 | Закрепление изученного материала по теме «Измерение углов», с. 22–25 | 1 | Текущий контроль | ||
25 | 97 | Закрепление изученного материала по теме «Измерение углов», с. 26–29 | 1 | Текущий контроль | ||
25 | 98 | Закрепление изученного материала по теме «Измерение углов», с. 26–29 | 1 | Текущий: самостоятельная работа, с. 69–70 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
25 | 99 | Построение углов с помощью транспортира, с. 30–33 | 1 | Текущий контроль | ||
25 | 100 | Построение углов с помощью транспортира, с. 34–36 | 1 | Текущий контроль | ||
26 | 101 | Закрепление изученного материала по теме «Измерение и построение углов». | 1 | Текущий контроль | ||
Раздел 10. ДИАГРАММЫ (6 часов) | ||||||
26 | 102 | Круговые диаграммы, с. 37–40 | 1 | Читать, строить, анализировать и интерпретировать данные круговых, столбчатых и линейных диаграмм. Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе. Строить формулы зависимостей между величинами на основе анализа данных таблиц. Систематизировать изученные формулы зависимостей между величинами. Выполнять задания поискового и творческого характера. Фиксировать 15 шагов учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона) | Текущий контроль | Демонстрационные таблицы |
26 | 103 | Столбчатые и линейные диаграммы, с. 41–44 | 1 | Текущий контроль | Демонстрационные таблицы | |
26 | 104 | Закрепление изученного материала по теме «Виды диаграмм» | 1 | Текущий: самостоятельная работа, с. 73–74 | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
27 | 105 | Игра «Морской бой». Пара элементов, с. 45–48 | 1 | Текущий контроль | ||
27 | 106 | Закрепление по теме «Виды диаграмм» | 1 | Текущий контроль | ||
27 | 107 | Комбинированная контрольная работа №6 по теме «Диаграммы», с. 75 | 1 | Тематический контроль | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
Раздел 11. ГРАФИКИ (13 часов) | ||||||
27 | 108 | Передача изображений, с. 49–52 | 1 | Строить графики движения по словесному описанию, формулам, таблицам. Читать, анализировать, интерпретировать графики движения, составлять по ним рассказы. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов, сравнивать и находить значения выражения на основе свойств чисел и взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий, вычислять площадь фигур и объем прямоугольного параллелепипеда. Выполнять задания поискового и творческого характера. Согласовывать и принимать правила адаптации ученика в новом коллективе, принятия нового ученика в свой коллектив. | Текущий контроль | |
28 | 109 | Передача изображений | 1 | Текущий контроль | ||
28 | 110 | Координаты на плоскости, с. 53–56 | 1 | Текущий контроль | ||
28 | 111 | Построение точек по их координатам, с. 57–60 | 1 | Текущий контроль | ||
28 | 112 | Точки на осях координат, с. 61–64 | 1 | Текущий: | ||
29 | 113 | Построение фигур по координатам | 1 | Текущий контроль | ||
29 | 114 | Построение фигур по координатам | 1 | Текущий контроль | ||
29 | 115 | График движения, с. 69–72 | 1 | Текущий контроль | ||
29 | 116 | График движения, с. 73–76 | 1 | Текущий контроль | ||
30 | 117 | График движения, с. 77–80 | 1 | Текущий: работа по карточкам | ||
30 | 118 | Закрепление изученного по теме «График движения», с. 81–84 | 1 | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | Текущий контроль | |
30 | 119 | Закрепление изученного по теме «График движения» | 1 | Текущий контроль | ||
30 | 120 | Комбинированная контрольная работа №7 по теме «Графики движения», с. 83–84 | 1 | Тематический контроль | Тетрадь контрольных и самостоятельных работ | |
Раздел 12. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА 4 КЛАСС (16 часов) | ||||||
31 | 121 | Повторение по теме «Нумерация многозначных чисел», с. 85–86 | 1 | Повторять и систематизировать изученные знания. Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях, обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу. Пошагово контролировать выполняемое действие, при необходимости выявлять причину ошибки и корректировать ее. Кодировать и расшифровывать изображения на координатной плоскости, составлять и строить графики движения, описывать ситуацию, представленную графиком. Строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем. Собирать информацию в справочной литературе, Интернет-источниках, составлять сборник «Творческие работы 4 класса». Работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, определять сроки, представлять результаты с помощью таблиц, диаграмм, графиков, средств ИКТ, оценивать результат работы. Систематизировать свои достижения, представлять их, выявлять свои проблемы, планировать способы решения проблем. | Тематический контроль | |
31 | 122 | Повторение по теме «Письменные приемы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел» | 1 | Текущий: самостоятельная работа (15 минут) | ||
31 | 123 | Повторение по теме «Свойства сложения и умножения» | 1 | Текущий контроль | ||
31 | 124 | Повторение по теме «Свойства сложения и умножения» | 1 | Текущий: самостоятельная работа (15 минут) | ||
32 | 125 | Повторение по теме «Формулы движения» | 1 | Текущий контроль | ||
32 | 126 | Повторение по теме «Задачи на нахождение части числа и числа по его части» | 1 | Текущий контроль | ||
32 | 127 | Повторение по теме «Формулы нахождения Р, S, V» | 1 | Текущий: самостоятельное решение задач | Демонстрационные таблицы | |
32 | 128 | Повторение по теме «Действия с именованными числами» | 1 | Текущий контроль | ||
33 | 129 | Годовая итоговая контрольная работа №8. | 1 | Текущий контроль | ||
33 | 130 | Работа над ошибками | 1 | Итоговый контроль | Тетрадь для контрольных и самостоятельных работ | |
33 | 131 | Повторение по теме. Умножение и деление многозначных чисел» | 1 | |||
33 | 132 | Итоговая контрольная работа №8 за 4 класс | 1 | Итоговый контроль | ||
34 | 133 | Работа над ошибками | 1 | |||
34 | 134 | Систематизация знаний, повторение. | 1 | Итоговый контроль | ||
34 | 135 | Повторение изученного материала. | 1 | |||
34 | 136 | Итоговый урок обобщения | 1 | |||
35 | 137-140 | Резервные уроки |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
- мотивационная основа учебной деятельности:
1) понимание смысла учения и принятие образца «хорошего ученика»,
2) положительное отношение к школе,
3) вера в свои силы;
- целостное восприятие окружающего мира, представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний;
- способность к самоконтролю по эталону, ориентация на понимание причин успеха/неуспеха и исправление своих ошибок;
- способность к рефлексивной самооценке на основе критериев успешности в учебной деятельности, готовность понимать и учитывать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;
- самостоятельность и личная ответственность за свой результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности;
- принятие ценностей: знание, созидание, развитие, дружба, сотрудничество, здоровье, ответственное отношение к своему здоровью, умение применять правила сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к изучению математики и способам математической деятельности;
- уважительное, позитивное отношение к себе и другим, осознание «Я», с одной , как личности и индивидуальности, а с другой – как части коллектива класса, гражданина своего Отечества, осознание и проявление ответственности за общее благополучие и успех;
- знание основных моральных норм ученика, необходимых для успеха в учении, и ориентация на их применение в учебной деятельности;
- становление в процессе учебной деятельности этических чувств (стыда, вины, совести) и эмпатии (понимания, терпимости к особенностям личности других людей, сопереживания) как регуляторов морального поведения;
- становление в процессе математической деятельности эстетических чувств через восприятие гармонии математического знания, внутреннее единство математических объектов, универсальность математического языка;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;
- опыт самостоятельной успешной математической деятельности по программе 4 класса.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции ученика, позитивного отношения к школе, к учению, выраженных в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к новым общим способам решения задач;
- позитивное отношение к создаваемым самим учеником и его одноклассниками результатам учебной деятельности;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
- проявления гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- способности к решению моральных проблем на основе моральных норм,
учёта позиций партнёров и этических требований;
- этических чувств и эмпатии, выражающейся в понимании чувств других людей, сопереживании и помощи им;
- способность воспринимать эстетическую ценность математики, ее красоту и гармонию;
- адекватной самооценки собственных поступков на основе критериев роли «хорошего ученика», создание индивидуальной диаграммы своих качеств как ученика, нацеленность на саморазвитие.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- применять изученные приемы самомотивирования к учебной деятельности;
- планировать, в том числе во внутреннем плане, свою учебную деятельность на уроке в соответствии с ее уточненной структурой (15 шагов);
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности:
– пробное учебное действие,
– фиксирование индивидуального затруднения,
– выявление места и причины затруднения,
– построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор способа
ее реализации, составление плана действий, выбор средств, определение сроков),
– реализация построенного проекта и фиксирование нового знания в форме эталона,
– усвоение нового,
– самоконтроль результата учебной деятельности,
– самооценка учебной деятельности на основе критериев успешности;
- различать знание, умение, проект, цель, план, способ, средство и результат учебной деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, медийной, громко-речевой и умственной форме;
- применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов коррекционной деятельности:
– самостоятельная работа,
– самопроверка (по образцу, подробному образцу, эталону);
– фиксирование ошибки,
– выявление причины ошибки,
– исправление ошибки на основе общего алгоритма исправления ошибок;
– самоконтроль результата коррекционной деятельности,
– самооценка коррекционной деятельности на основе критериев успешности;
- использовать математическую терминологию, изученную в 4 классе, для описания результатов своей учебной деятельности;
- адекватно воспринимать и учитывать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- фиксировать шаги уточненной структуры учебной деятельности (15 шагов) и самостоятельно её реализовывать в своей целостности;
- проводить на основе применения эталона:
– самооценку умения применять изученные приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности,
– самооценку умения применять изученные способы и алгоритмы выполнения
основных шагов учебной деятельности,
– самооценку умения проявлять ответственность в учебной деятельности;
– самооценку умения применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности;
- фиксировать шаги уточненной структуры коррекционной деятельности (15 шагов) и самостоятельно её реализовывать в своей целостности;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- определять виды проектов в зависимости от поставленной учебной це-
ли и самостоятельно осуществлять проектную деятельность.
Познавательные
Учащийся научится:
- понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 4 класса, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;
- выполнять на основе изученных алгоритмов действий логические операции– анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез, сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщение и аналогию, подведение под понятие;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- применять в учебной деятельности изученные алгоритмы методов познания– наблюдения, моделирования, исследования;
- осуществлять проектную деятельность, используя различные структуры проектов в зависимости от учебной цели;
- применять правила работы с текстом, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- применять основные способы включения нового знания в систему своих знаний;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, систематизировать её;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить сообщения, рассуждения в устной и письменной форме об объекте, его строении, свойствах и связях;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
- понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии с программой 4 класса (оценка; прикидка; диаграмма: круговая, столбчатая, линейная; график и др.);
- составлять и решать собственные задачи, примеры и уравнения по программе 4 класса;
- понимать и применять знаки и символы, используемые в учебнике и рабо-
чей тетради 4 класса для организации учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- проводить на основе применения эталона:
– самооценку умения применять алгоритм умозаключения по аналогии;
– самооценку умения применять методы наблюдения и исследования для
решения учебных задач;
– самооценку умения создавать и преобразовывать модели и схемы для
решения учебных задач;
– самооценку умения пользоваться приемами понимания текста;
– строить и применять основные правила поиска необходимой информации;
- представлять проекты в зависимости от поставленной учебной цели;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
- представлять информацию и фиксировать её различными способами
с целью передачи;
- понимать, что новое знание помогает решать новые задачи и является
элементом системы знаний;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть изученными общими приёмами решения
задач;
- применять знания по программе 4 класса в измененных условиях;
- решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии
с программой 4 класса.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- фиксировать существенные отличия дискуссии от спора, применять правила ведения дискуссии, формулировать собственную позицию;
- допускать возможность существования разных точек зрения, уважать чужое мнение, проявлять терпимость к особенностям личности собеседника;
- стремиться к согласованию различных позиций в совместной деятельности, договариваться и приходить к общему решению на основе коммуникативного взаимодействия (в том числе, и в ситуации столкновения интересов);
- распределять роли в коммуникативном взаимодействии, формулировать функции «автора», «понимающего», «критика», «организатора» и «арбитра», применять правила работы в данных позициях (строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы на понимание, использовать согласованный эталон для обоснования своей точки зрения и др.);
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- понимать значение командной работы для получения положительного результата в совместной деятельности, применять правила командной работы;
- понимать значимость сотрудничества в командной работе, применять правила сотрудничества;
- понимать и применять рекомендации по адаптации ученика в новом коллективе.
Учащийся получит возможность научиться:
- проводить на основе применения эталона:
– самооценку умения применять правила ведения дискуссии,
– самооценку умения выполнять роли «арбитра» и «организатора» в
коммуникативном взаимодействии,
– самооценку умения обосновывать собственную позицию,
– самооценку умения учитывать в коммуникативном взаимодействии
позиции других людей;
– самооценку умения участвовать в командной работе и помогать коман-
де получить хороший результат,
– самооценку умения проявлять в сотрудничестве уважение и терпимость к
другим;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необ-
ходимую взаимопомощь.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и арифметические действия с ними
Учащийся научится:
- выполнять оценку и прикидку суммы, разности, произведения, частного;
- выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число;
- проверять правильность вычислений с помощью алгоритма, обратного действия, оценки, прикидки результата, вычисления на калькуляторе;
- выполнять устные вычисления с многозначными числами, сводящиеся к действиям с числами в пределах 100;
- вычислять значения числовых выражений с изученными натуральными числами в пределах 1 000 000 000, содержащих 4–6 действий (со скобками и без скобок) на основе знания правил порядка выполнения действий;
- называть доли, наглядно изображать с помощью геометрических фигур и на числовом луче, сравнивать доли, находить долю числа и число по доле;
- читать и записывать дроби, наглядно изображать их с помощью геометрических фигур и на числовом луче, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с одинаковыми числителями;
- находить часть числа, число по его части и часть, которую одно число составляет от другого;
- складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
- читать и записывать смешанные числа, наглядно изображать их с помощью геометрических фигур и на числовом луче, выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанное число в виде неправильной дроби, складывать и вычитать смешанные числа (с одинаковыми знаменателями дробной части);
- распространять изученные свойства арифметических действий на множество дробей. Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно строить и использовать алгоритмы изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами, дробями и смешанными числами;
- выполнять деление круглых чисел (с остатком);
- находить процент числа и число по его проценту на основе общих правил решения задач на части;
- создавать и представлять свой проект по истории развития представлений о дробях и действий с ними;
- решать примеры на порядок действий с дробными числовыми выражениями;
- составлять и решать собственные примеры на изученные случаи действий с числами.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- самостоятельно анализировать задачи, строить модели, планировать и реализовывать решения, пояснять ход решения, проводить поиск разных способов решения, соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие, решать задачи с вопросами;
- решать составные задачи в 2−5 действий с натуральными числами на смысл арифметических действий, разностное и кратное сравнение, равномерные процессы (вида a = bc);
- решать задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное);
- решать простые и составные задачи в 2−5 действий на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;153
- решать три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого;
- решать задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение скорости сближения и скорости удаления, расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени, времени до встречи;
- решать задачи всех изученных типов с буквенными данными и наоборот, составлять текстовые задачи к заданным буквенным выражениям;
- самостоятельно составлять собственные задачи изучаемых типов по заданной математической модели – числовому и буквенному выражению, схеме, таблице;
- при решении задач выполнять все арифметические действия с изученными величинами.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно строить и использовать алгоритмы изучаемых случаев решения текстовых задач;
- анализировать, моделировать и решать текстовые задачи в 6–8 действий на все изученные действия с числами;
- решать задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту как частного случая задач на части;
- решать задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур, составленных из прямоугольников, квадратов и прямоугольных треугольников;
- решать нестандартные задачи по изучаемым темам, использовать для решения текстовых задач графики движения.
Геометрические фигуры и величины
Учащийся научится:
- распознавать прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенузу), находить его площадь, опираясь на связь с прямоугольником;
- находить площади фигур, составленных из квадратов, прямоугольников и прямоугольных треугольников;
- непосредственно сравнивать углы методом наложения;
- измерять величину углов различными мерками;
- измерять величину углов с помощью транспортира и выражать ее в граду-
сах;154
- находить сумму и разность углов;
- строить угол заданной величины с помощью транспортира;
- распознавать развернутый угол, смежные и вертикальные углы, центральный угол и угол, вписанный в окружность, исследовать их простейшие свойства с помощью измерений.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно устанавливать способы сравнения углов, их измерения и
построения с помощью транспортира;
- при исследовании свойств геометрических фигур с помощью практических измерений и предметных моделей формулировать собственные гипотезы (свойство смежных и вертикальных углов; свойство суммы углов треугольника, четырехугольника, пятиугольника; свойство центральных и вписанных углов и др.);
- делать вывод о том, что выявленные свойства конкретных фигур нельзя распространить на все геометрические фигуры данного типа, так как невозможно измерить каждую из них.
Величины и зависимости между ними
Учащийся научится:
- использовать соотношения между изученными единицами длины, площади, объёма, массы, времени в вычислениях;
- преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать однородные величины, умножать и делить величины на натуральное число;
- пользоваться новыми единицами площади в ряду изученных единиц –1 мм2, 1 см2, 1 дм2, 1 м2, 1 а, 1 га, 1 км2; преобразовывать их, сравнивать и выполнять арифметические действия с ними;
- проводить оценку площади, приближенное вычисление площадей с помощью палетки;
- устанавливать взаимосвязь между сторонами и площадью прямоугольного треугольника и выражать ее с помощью формулы S = (a × b) : 2;
- находить цену деления шкалы, использовать шкалу для определения значения величины;
- распознавать числовой луч, называть его существенные признаки, определять место числа на числовом луче, складывать и вычитать числа с помощью числового луча;155
- называть существенные признаки координатного луча, определять координаты принадлежащих ему точек с неотрицательными целыми координатами, строить и использовать для решения задач формулу расстояния между его точками;
- строить модели одновременного равномерного движения объектов на координатном луче;
- наблюдать с помощью координатного луча и таблиц зависимости между величинами, описывающими одновременное равномерное движение объектов, строить формулы скоростей сближения и удаления для всех случаев одновременного равномерного движения и формулу одновременного движения s = vсбл. × tвстр , использовать построенные формулы для решения задач;
- распознавать координатный угол, называть его существенные признаки, определять координаты точек координатного угла и строить точки по их координатам;
- читать и в простейших случаях строить круговые, линейные и столбчатые диаграммы;
- читать и строить графики движения, определять по ним: время выхода и прибытия ; направление его движения; место и время встречи с другими объектами; время, место и продолжительность и количество остановок;
- придумывать по графикам движения рассказы о событиях, отражением которых могли бы быть рассматриваемые графики движения;
- использовать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий для оценки суммы, разности, произведения и частного.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно строить шкалу с заданной ценой деления, координатный луч, строить формулу расстояния между точками координатного луча, формулу зависимости координаты движущейся точки от времени движения и др.;
- наблюдать с помощью таблиц, числового луча зависимости между переменными величинами, выражать их в несложных случаях с помощью формул;
- определять по формулам вида х = а + bt, х = а – bt, выражающих зависимость координаты х движущейся точки от времени движения t.
- строить и использовать для решения задач формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) ∙ t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) ∙ t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t), с отставанием (d =s0+(v1−v2)∙t);
- кодировать с помощью координат точек фигуры координатного угла, самостоятельно составленные из ломаных линий, передавать закодированное изображение «на расстояние», расшифровывать коды;156
- определять по графику движения скорости объектов;
- самостоятельно составлять графики движения и придумывать по ним рассказы.
Алгебраические представления
Учащийся научится:
- читать и записывать выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, начиная с названия последнего действия;
- записывать в буквенном виде переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения, правила вычитания числа и суммы и суммы из числа, деления суммы на число, частные случаи действий с 0 и 1, использовать все эти свойства для упрощения вычислений;
- распространять изученные свойства арифметических действий на множество дробей;
- решать простые уравнения со всеми арифметическими действиями вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а ∙ х = b, а : х = b, x : a = b в умственном плане на уровне автоматизированного навыка, уметь обосновывать свой выбор действия, опираясь на графическую модель, комментировать ход решения, называя компоненты действий.
- решать составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (3–4 шага), и комментировать ход решения по компонентам действий;
- читать и записывать с помощью знаков >, <, ≥, ≤ строгие, нестрогие, двойные неравенства;
- решать простейшие неравенства на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча и мысленно, записывать множества их решений, используя теоретико-множественную символику.
Учащийся получит возможность научиться:
- на основе общих свойств арифметических действий в несложных случаях:
– определять множество корней нестандартных уравнений;
– упрощать буквенные выражения;
- использовать буквенную символику для обобщения и систематизации
знаний учащихся.
Математический язык и элементы логики
Учащийся научится:
- распознавать, читать и применять новые символы математического языка: обозначение доли, дроби, процента (знак %), запись строгих, нестрогих, двойных неравенств с помощью знаков >, <, ≥, ≤, знак приближенного равенства , обозначение координат на прямой и на плоскости, круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения;
- определять в простейших случаях истинность и ложность высказываний; строить простейшие высказывания с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или»;
- обосновывать свои суждения, используя изученные в 4 классе правила и свойства, делать логические выводы;
- проводить под руководством взрослого несложные логические рассуждения, используя логические операции и логические связки.
Учащийся получит возможность научиться:
- обосновывать в несложных случаях высказывания общего вида и высказывания о существовании, основываясь на здравом смысле;
- решать логические задачи с использованием графических моделей, таблиц, графов, диаграмм Эйлера–Венна;
- строить (под руководством взрослого и самостоятельно) и осваивать приемы решения задач логического характера в соответствии с программой 4 класса.
Работа с информацией и анализ данных
Учащийся научится:
- использовать для анализа, представления и систематизации данных таблицы, круговые, линейные и столбчатые диаграммы, графики движения; сравнивать с их помощью значения величин, интерпретировать данные таблиц, диаграмм и графиков;
- работать с текстом: выделять части учебного текста – вводную часть, главную мысль и важные замечания, примеры, иллюстрирующие главную мысль и важные замечания, проверять понимание текста;
- выполнять проектные работы по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)», составлять план поиска информации; отбирать источники информации (справочники, энциклопедии, контролируемое пространство Интернета и др.), выбирать способы представления информации;
- выполнять творческие работы по теме: «Передача информации с помощью координат», «Графики движения»;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика, 4 класс».
Учащийся получит возможность научиться:
- конспектировать учебный текст;
- выполнять (под руководством взрослого и самостоятельно) внеклассные проектные работы, собирать информацию в справочниках, энциклопедиях, контролируемых Интернет-источниках, представлять информацию, используя имеющиеся технические средства;
- пользуясь информацией, найденной в различных источниках, составлять свои собственные задачи по программе 4 класса, стать соавторами «Задачника 4 класса», в который включаются лучшие задачи, придуманные учащимися;
- составлять портфолио ученика 4 класса.
Система оценки достижений учащихся
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Набор демонстрационных таблиц по математике.
- Макеты геометрических фигур.
- Макет часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике, 2 класс, Л.Г.Петерсон,2100
Рабочая программа с календарно -тематическим планированием по математике,2 класс,автор Л.Г. Петерсон,программа 2100...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Занимательная математика" к рабочей программе по математике
Актуальность программы определена тем, что младший школьник должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащем...