«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»
учебно-методический материал по математике на тему
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»
подготовила Козлова Н. М.,
учитель нач. школы первой
квалификационной категории
МБОУ Хомутовская «СОШ»
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Слайд 2.
Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели.
Слайд 3. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:
изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). Меняются цели и содержание образования, его методы и формы, появляются новые средства и технология обучения.
Слайд 4. Формы и методы обучения
Форма - характер ориентации деятельности
фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.
Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Слайд 5. Три основные группы методов:
Методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
( познавательные игры, учебные дискуссии и др.).
Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Слайд 6. Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать? С помощью чего учить?
Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Хочется обратить ваше внимание на дидактическую систему деятельностного метода.
Слайд 7. Деятельностный метод – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Целью деятельностного метода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, ребенок – хозяин своей деятельности. Он:
ставит цели,
решает задачи, отвечает за результаты.
Данная система соответствует новым современным целям образования, ориентирована на развитие мышления и творческих личностных качеств, интереса к математике, формирование ключевых деятельностных компетенций и готовности к саморазвитию.
Методологические основы дидактической системы деятельностного метода реализованы в курсе математики
(Слайд 8) Как обучать?
В основе дидактической системы деятельностного метода лежат следующие дидактические принципы (слайд 9):
Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире).
Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества. Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
С помощью чего учить? (Слайд 10)
Слайд 11. Урок – основная форма обучения в начальной школе
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения. (слайд 12уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока по технологии деятельностного метода. Слайд 13.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 14
Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:
учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;
учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:
невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
невыполнимое, но сходное с предыдущими.
В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".
Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:
учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;
учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.
Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты.
(Слайд 15)
Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Слайд 16. В условиях введения новых ФГОС особое место нужно отвести планированию результатов обучения. Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС.
В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД: Слайд 17.
Личностные: самоопределение и смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция ? способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.
На каждом из уроков в основной и старшей школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности.
Для проверки уровня сформированности УУД можно использовать диагностики:
-Уровеня сформированности компонентов учебной деятельности.
-Уровеня сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения (тест "Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении").
-Уровеня сформированности способностей к дифференциации, конкретного или абстрактного мышления (тест "Исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных").
Слайд 18 -19 Технологическая карта урока
Проектируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Слайд 20. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Слайд 21. Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова
Начиная с 2008 года, работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...
Итоговая аттестационная работа по предметной области «Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Работа является разработкй по ФГОС программе для учителей начальных классов...
«Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО»
Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое испо...
Современный урок математики в условиях реализации ФГОС.
Чтобы реализовать цель современного образования необходимо построить урок так, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться. В данной статье рассматривается урок математики на ...
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...
Выступление на РМО на тему «Развитие логического мышления школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС»
Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал &nd...
Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающа...