Урок математики в 1 классе Тема: Сравнение чисел Тип урока: ОНР
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Цели урока:
1.Сформировать представление о большем, меньшим числах и разности, умение выполнять разностное сравнение, находить большее и меньшее числа.
2.Тренировать умения сравнивать группы предметов по количеству путём составления пар, устанавливать зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, решать текстовые задачи. Тренировать вычислительные операции, развивать математическую речь.
3.Воспитывать положительную учебную мотивацию, культуру речевого общения, любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_1_klasse.docx | 57.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе
Тема: Сравнение чисел
Тип урока: ОНР
Цели урока:
1.Сформировать представление о большем, меньшим числах и разности, умение выполнять разностное сравнение, находить большее и меньшее числа.
2.Тренировать умения сравнивать группы предметов по количеству путём составления пар, устанавливать зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, решать текстовые задачи. Тренировать вычислительные операции, развивать математическую речь.
3.Воспитывать положительную учебную мотивацию, культуру речевого общения, любовь к родному краю.
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности. 2 мин.
Слайд1.
Математике учиться- всегда пригодится!
-Ахуыр кан дзабах, бастон,
Цасдариддар у да бон!
-Ахуыр мын ратдзан зонд,-
Уый ма сисдзани барзонд!
-Садитесь, ребята, скажите, а кто вам помогает учиться в школе?
-Назовите имя самой строгой сказочной учительницы. (Мальвина)
Слайд 2.
-Посчитайте, сколько букв в ее имени.
-А у какого животного может быть 8 ног?
Слайд 3.
-Паучок доставил нам подарок от Мальвины, интересно, что в этом конверте.
Слайд 4.
Тот, кто хочет много знать,
должен сам всё постигать!
В стране нас чисел ждут,
сравнения зовут!
-О, да тут стихотворение, прочитайте его, ребята.
-Согласны ли вы с его содержанием?
-Выделите главное слово во втором предложении. (сам)
-Объясните свой выбор.(когда мы сами понимаем, что не знаем и сами открываем знание, мы учимся)
-Обратите внимание, над чем мы будем работать на уроке?
-Что именно нам предстоит делать с числами?
-Умеем ли мы уже сравнивать числа?
-Хотите дальше расширять свои знания о числах?
-Тогда пожелайте друг другу удачи.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в учебном действии. 7 мин.
- Давайте заглянем, что внутри мешочка.
Слайд 5.
-Ого…, разноцветные шарики! И каждый шарик- с подарком! Догадались, с каким? (подарки- это знания, которые мы получим!)
-Правильно.
Шарик1. Тренинг вычислительного навыка:
-Вынем первый шарик.
Слайд 6.
-Что перед вами?
-На какие группы можно разбить эти выражения?
-Найдите значения этих выражений, запишите ответы в первой строке таблицы на своих карточках.
-Итак, какие ответы к вас получились?
Слайд 7.
-Ребята, расставьте полученные результаты в порядке убывания.
-Какой ряд чисел у вас получился?
Слайд 8.
-Что вы можете сказать о данных числах?
-Какая закономерность в данном ряду? (числа уменьшаются на 2)
-Какое число продолжит ряд?(1)
-Молодцы
Шарик 2. Сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар:
-Вынем второй шар.
Слайд 9.
-Что вам нужно сделать? (сравнить группы предметов по количеству)
-Что вам поможет выполнить это задание? (алгоритм сравнения)
-Назовите шаги алгоритма.
Слайд 10.
1. Сравниваю числа … и …
2. Составляю пары.
3. Обвожу фигуры, у которых есть пары (там, где их больше)
4. Ставлю знак < или >.
5. Ответ …
Слайд 11.
-Выполните задание на индивидуальных карточках, используя эталон, а Ацамаз выполнит это задание на доске с комментированием.
Образец рассуждения:
Сравниваю числа 2 и 5. Составляю пары. Для этого треугольника одна звезда, для второго вторая. Обвожу предметы, нашедшие пары. Во втором множестве больше предметов, ставлю знак меньше. 2<5.
Слайд 12.
-Хорошо, ребята, вы молодцы, и этот шарик мы заслужили!
Шарик 3. Пробное действие:
Слайд 13.
-Какое задание вам предстоит выполнить теперь? (Показываю на шарик, на котором ?!) (что-то новое, что мы ещё не делали..)
-Обратите внимание, ск. снежинок в первом множестве?
-Сколько капелек во втором множестве?
-Какие знаки стоят между множествами?
-Что же мы будем делать?
-А что необычного в этом задании?
-А когда мы ставим знак вопроса на письме?
-А какое слово в математике заменяет это слово?
-Что еще необычного в этом задании? (полоска для выражения)
-А теперь подумайте и сформулируйте сами задание.
(-Необходимо с помощью арифметического действия узнать, в какой группе больше предметов и на сколько)
-Что нового в этом задании? (мы не находили, на сколько предметов больше в одной группе, чем в другой с помощью арифметического действия)
-Попробуем выполнить это задание?
(учащиеся на индив. карточках выполняют задание)
-Итак, у кого готов ответ?
(фиксирую ответы на доске)
- Почему ответы разные? (мы не смогли определить, на ск. одно из количеств больше, чем другое, с помощью арифметического действия)
-Назовите способ, с помощью которого вы пытались ответить на вопрос.
-Достаточно ли этого алгоритма, наших знаний. чтобы ответить на вопрос задания?
-Что же делать в такой ситуации? (нужно разобраться)
III. Выявление места и причины затруднения. 1 мин.
-Какое задание вы выполняли? ( должны были определить, на ск. одно число больше другого с помощью арифметического действия)
-Каким способом вы пытались пользоваться? (способом составления пар, правилом нахождения части…)
-Где возникло затруднение? (в выборе действия)
-Почему возникло затруднение? (у нас нет правила, как с помощью…)
IV. Построение проекта выхода из затруднения. 3 мин.
-Чему же сегодня мы должны научиться на уроке? (открыть правило определения на ск. предметов в одной группе больше, чем в другой с помощью арифм. действия)
-Как будет называться наш урок? (сравнение чисел)
-Что вам может помочь? Вспомните, что вы повторяли? (сравнение групп предметов по количеству)
-Как мы сравнивали по этому алгоритму? (мы составляли пары)
-А как ещё можно расположить предметы, чтобы не ошибиться при составлении пар? (расположив предметы др под др)
-А затем? (сделаем вывод)
Слайд 14.
План
- Составить пары, расположив предметы друг под другом.
2.Сделать вывод.
-Какой шаг будет первым в работе?
-Какой шаг будет вторым?
-Сумеем ли мы выполнить этот план?
V.Реализация проекта выхода из затруднения. 7 мин
-Я предлагаю выполнить план в парах, соблюдая правила. Давайте их вспомним.
(Каждый в паре имеет право высказать своё мнение, пока говорит один, другой внимательно слушает, каждая группа выбирает того, кто будет представлять проект)
-Отлично! Обратите внимание, на столах конверты с данными в задании предметами, составьте пары из предметов, сравните и сделайте вывод на карточке.
(Уч-ся работают)
-Ребята, у кого готова работа?
Уч-ся представляют свои проекты.
(Вариант представления: мы разложили картинки с изображением капелек и снежинок др под др. Увидели, что снежинок больше, чем капелек на 3.
-А это вы посчитали… а при помощи какого арифметического действия мы можем найти это количество- 3?
Чтобы узнать, на ск. снежинок больше, чем капелек, надо из большего числа вычесть меньшее.
Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)
-Ребята, вы согласны с этим решением проблемы?
-Может у кого-то другой выход из проблемы, другое решение?
Составление эталона.
-А всегда ли для сравнения чисел вы сможете нарисовать предметы?
-Что вам поможет сравнить числа? (отрезок)
-Давайте наложим полоски бумаги на каждую из групп предметов.
Слайд 15.
-Сравните эти отрезки. (на капельках отрезок длиннее, чем на снежинках)
-Почему? (потому что капелек больше, а снежинок меньше.)
-Давайте надпишем эти отрезки. Какой буквой обозначим большее число? (надписываю). Какой буквой обозначим меньшее число? (надписываю)
-Как можно показать, на сколько больший отрезок больше меньшего? (провести границы)
Слайд 16.
-Покажите разницу между отрезками (уч-ся указывают часть, на сколько 1-ый больше 2-го.
-Как мы назовём эту часть? Какой буквой обозначим эту часть в схеме? (надписываю)
Слайд 17.
-Как же узнать разницу? (нужно из большего отнять меньшее)
-Давайте это действие назовём и запишем с помощью букв.
(дети называют)
Слайд 18.
Б-М=Р
-Что ещё можете узнать с помощью этой схемы? (Б и М)
-Как найти Б?
(дети называют)
Слайд 19.
-Как найти М?
(дети называют)
Слайд 20.
-Ребята, что же вы вывели?
Открываю общий слайд.
Слайд 21.
-Как же узнать, на ск. одно число больше или меньше другого?
-Что вы узнаете? (разность)
-Как узнать большее число?
-Как узнать меньшее число?
-Смогли ли вы преодолеть затруднение?
-Значит и этот шарик Мальвины наш!
Где вы можете использовать это правило? (для сравнения чисел без построения пар)
Слайд 22.
-Поблагодарим Мальвину за этот прекрасный подарок!
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7мин.
-А теперь я предлагаю потренироваться в применении новых правил.
-Найдите N4.стр.52, прочитайте внимательно инструкцию к заданию.
-Рассмотрите первую схему, обратите внимание на то, что вам известно, а что нужно найти, и составьте по схеме задачу.
-У кого задача готова?
-Как вы найдете неизвестную величину?
Учащиеся работают фронтально по всем схемам. (-Мне известно… Нужно найти…Чтобы узнать…)
ФИЗМИНУТКА. 2-3 мин.
-Мы отлично потрудились, пришло время передохнуть и набраться сил для дальнейшей работы. Встаньте, ребята в затылочек.
«Лягушки»
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Влево- вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям- физкультпривет!
-А теперь, ребята, постарайтесь поймать глазками каждый цветочек.
Слайд 23.
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 5 мин.
-Садитесь, ребята, вы отдохнули, предлагаю вам выполнить творческую самостоятельную работу.
-Выньте из портфолио 49 страницу.
Слайд 24.
-Внимательно рассмотрите каждую из заданных схем, запишите выражения, с помощью которых вы найдёте неизвестные величины на расклеченной части, опираясь на эталоны.
N.B.! Если позволяет время:
-Затем произведите взаимопроверку, место предполагаемой ошибки подчеркните зелёной пастой, верните партнеру работу, дайте ему самому возможность разобраться в ошибке и исправить её.
Слайд 25.
-Итак, сверьтесь с образцом, у кого всё получилось правильно?
-У кого в работе возникла ошибка?
-В чём твоя ошибка? Исправил ты ошибку?
-Что помогло её устранить?
-Допустишь ли ты ещё раз подобную ошибку?
VIII. Включение в систему знаний. 5 мин.
-Ребята, какие ошибки у вас могут возникнуть в процессе сравнения чисел?
-Предлагаю вам потренироваться с счёте.
Слайд 26.
-На ваших карточках найдите последнее задание. Вычислите значения выражении, запишите только ответы через запятую, затем расположите их в порядке возрастания и расшифруйте слово.
-Итак, внимание. Какие ответы у вас получились?
Слайд 27.
-Прочитайте, какой ряд чисел у вас получился?
-Какое же слово у вас получилось, ребята?
Слайд 28.
-Молодцы, ребята.
А что обозначает это слово? С какой буквы напишем его? Почему? (сообщение учителя)
Слайды 29,30,31.
-Действительно, ребята, Осетия- короткое название нашей прекрасной маленькой родины- Северной Осетии- Алании. Осетия входит в состав огромной страны- России.
Природа щедро одарила Осетию.
Величественные горы, покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, спускающиеся прямо к заповедным лесам, неповторимые по своей красоте альпийские луга, звенящие хрустальной чистотой стремительные родники - все это создает удивительную по красоте картину.
И невозможно представить себе этот край без реки, придающей ему неповторимую живописность и красоту, без нашего величественного и временами буйного Терека.
Издавна красоты Осетии привлекали к себе внимание величайших людей искусства и были запечатлены в их произведениях.
Вы должны гордиться теми сыновьями и дочерьми Осетии, которые своими талантами прославили наш край, и стремиться своей прилежной учёбой доказывать, что вы- достойные потомки наших славных предков.
А знает ли кто-то почему наш край так называется? Тогда вам задание- найти в источниках ответ на этот вопрос, подготовить сообщение и принести его на наше кружковое занятие по математике. Договорились?
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3-5 мин.
-Ребята, вот и подошло время нашего урока. Какую цель вы ставили перед собой?
-Достигли ли вы её?
-Докажите.(дети называют правило-алгоритм)
-Как вы открыли это правило? (мы сами поняли, что не знаем и сами открыли)
-Какие трудности возникли на уроке? Что нужно сделать, чтобы их больше не возникало?
-Вы очень старались, ребята, поэтому всё получилось. А теперь я предлагаю оценить свою работу на уроке с помощью лестницы успеха.
Слайд 32.
- На этом урок окончен. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Урок математики 1 класс тема сравнение чисел
Урок учит сравнивать числа, выражая результат сравнения словами «больше», «меньше»; понимать, что любое число больше 0, а 0 меньше любого другого числа. Урок игровой, на основе мультфильма "Маша...
Урок математики, 3 класс. Тема: Кратное сравнение величин.
Этот материал будет полезен учителям, которые работают по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Конспект урока по математике 3 класс. Тема: Сравнение трехзначных чисел.
Тема: Сравнение трехзначных чисел....
Конспект урока математики (4 класс). Тема: «Сравнение многозначных чисел». УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: обучение сравнивать числа, состоящие из единиц I и II классов; совершенствование устных и письменных вычислительных навыков; развитие логического мышления.Планируемые резуль...
Методическая разработка для урока математики 3 класс, тема: "Сравнение трехзначных чисел"
В данной методической разработке представлен весь материал для полноценного использования на уроках математики 3 классов.Тема: Сравнение трехзначных чисел.Тип урока: урок-обучение....
План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока
План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока...