Симметрия на клетчатой бумаге
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_3_b_klasse_po_teme.docx | 24.32 КБ |
simmetriya_na_kletchatoy_bumage.ppt | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе по теме:
«Симметрия на клетчатой бумаге»
учитель Парфирьева Наталья Владимировна
Целевое назначение урока:
Первичное усвоение новых знаний и способов действий.
Тип урока:
Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Планируемые результаты:
Предметные
Ученик научится: находить точки симметричные данной, строить симметричные точки.
Метапредметные
Ученик получит возможность научиться:
Познавательные
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Воспроизведение своими словами алгоритмов; выполнение действий по образцу, алгоритму.
- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем.
Регулятивные
- Формулировать и удерживать учебную задачу.
- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
- Составлять план и последовательность действий.
- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
- Определять общую цель и пути её достижения.
- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
- Соблюдать грамматические нормы речи.
Дидактическая цель: создать условия для формирования умения находить симметричные точки, строить симметричные точки на клетчатой бумаге.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, в парах, индивидуальная.
Учебно-методическое обеспечение
учебник «Математика» для 3 класса под редакцией Рудницкой В.Н., рабочая тетрадь «Математика № 1
Ход урока
- Этап эмоционального настроя на урок
Приветствие.
Мы живем в очень красивом и гармоничном мире. Нас окружают предметы, которые радуют глаз. Например, бабочка, кленовый лист, снежинка. Сегодня мы с вами прикоснемся к одному прекрасному математическому явлению. А как оно называется, вы скажете сами, когда справитесь с заданиями
( С помощью зеркала прочитать название «Симметрия» в зеркальном отражении)
2.Этап актуализации знаний учащихся
- Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну «Зазеркалье», чтобы научиться чертить симметричные фигуры относительно горизонтальной и вертикальной оси симметрии.
Отправляясь, в путешествие по Зазеркалью каждый из Вас получит Карту Путешественника. В ней вы будете записывать полученные баллы. И еще в ваших Картах Путешественника есть место для самооценки.
- Но прежде чем перешагнуть в зазеркалье, надо пополнить багаж знаниями о симметрии
- Вспомните, что такое симметрия, симметричные фигуры, ось симметрии?
Определение симметрия (на слайде)
Симметрия – это Соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости
из толкового словаря Ожегов Сергей Иванович и Шведова Наталия Юльевна
- Подумайте, для чего мы отправляемся в Зазеркалье? (будем искать симметричные фигуры и будем учиться строить симметричные предметы)
- Скорее в путь!
Под любую веселую детскую песню учащиеся изображают передвижение вперёд.
- Этап открытия нового знания
Древнегреческий ученый Платон говорил «Быть прекрасным, значит быть симметричным и соразмерным. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией. Она создана природой или человеком. Симметричные объекты окружают нас со всех сторон. Симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота и совершенство.
Симметрия тебе я гимн пою
Тебя повсюду узнаю.
Ты в Эйфелевой башне,
В малой мошке.
Ты в елочке, что у лесной дорожке.
С тобою в дружбе и тюльпан, и роза
И снежный рой – творение мороза.
Симметричные объекты окружают нас со всех сторон. Давайте посмотрим вокруг себя и назовем их в нашем кабинете. Обсудите в группах и запишите на листе бумаги. За каждый правильный объект поставьте по 1 баллу в карту Путешественника.
- Введение нового материала
Учитель: Скажите, ребята, а если бы я дала вам задание начертить симметричные фигуры и предложила на выбор 3 листа (демонстрация): белый, в клетку, в линию. Какой бы выбрали? Ребята: В клетку.
Учитель: Объясните, почему. (Ответы детей)
Практическая работа: Учитель: У вас на столах лежат листы в клетку. Сложите их пополам. Сгиб – это у нас что? (ось симметрии). Поставьте точку. Продырявьте лист. Теперь разверните. Что получилось? Что вы заметили? (дырочки находятся на одинаковом расстоянии друг от друга).
На сегодняшний урок я попросила вас принести зеркало. Как вы думаете зачем? Обсудите в группах.
Работа по учебнику страница 101 № 1
Открывайте свои рабочие тетради номер 171. Что изображено на рисунке номера 171? Наша задача определить на расстоянии, какого количества клеток расположены точки симметричные точки относительно оси и изобразить их.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Для проверки этого задания я предлагаю использовать зеркало. Поставьте его ребром на ось и что вы увидите в зеркале? (отражение точек в зеркале)
Сравните число клеток от точек до оси на бумаге и от точек до оси в зеркале. (одинаковое)
Значит, точка и образ находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии. Это свойство симметричных точек дает нам очень простой способ построения симметричных пар с помощью зеркала. Этим способом можно строить любые фигуры симметричные данным.
Ребята, если Вы выполнили правильно это задание поставьте в Карте Путешественника 1 балл, если нет – 0 баллов.
Физминутка
«Будь зеркальным отраженьем
Повторяй мои движенья»
- Этап закрепления знаний.
А теперь представьте, что вокруг нас нет ни одного зеркала. Где мы можем увидеть свое отражение? (ответы детей – в воде).
Отражение в воде один из примеров зеркальной симметрии в природе. Давным-давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки чем более гладкой была вода, тем лучше было его отражение.
Давайте полюбуемся пейзажами художников, красивыми снимками. Горы, природа красиво отражается на поверхности воды, придавая картинам законченность. Поверхность озер и рек играет роль зеркала и воспроизводит отражение с геометрической точностью.
Сейчас мы с вами попробуем изобразить зеркальную симметрию в тетради номер 172. Познакомьтесь с заданием.
А теперь проверим как вы справились с заданием. При помощи кальки наложите сначала рисунок так, чтобы рисунок кальки совпал с рисунком автора в тетради (учебнике). Переверните кальку на ваш рисунок. Вот так (показ). У кого совпало отражение в реке поставьте в карту 4 балла. Молодцы!
Ребята обратите внимание на 4 пункт в Карте Путешественника. Как он называется? Твой выбор…
По выбору выполняем задание № 173 и получаем 3 балла, задание № 174 – 4 балла, задание № 175 – 5 баллов. Запишите Ваши баллы в карту.
(Если не остается времени, то Твой выбор означает – оценивание самого себя на уроке. Максимум 5 баллов)
- Этап рефлексии
Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний.
- Как вы думаете, на каких уроках можно применить полученные знания?
- Людям, каких профессий нужны знания о симметрии?
-Посмотрите на доску.
- Одним из самых наглядных использований законов симметрии в жизни служат строения архитектуры.
- Еще одним примером использования человеком симметрии – это техника. Машины, поезда, самолеты и пароходы - все это построено по законам симметрии.
- Интересно то, что почти все живые существа на нашей планете построены по законам симметрии. Это и растения, маленькие и большие животные, и конечно, человек.
- Наблюдая за красотой природы, можно заметить, что при отражении предметов в лужах и озерах тоже проявляется симметрия.
- Трудно даже представить, какая бы царила на Земле неразбериха, если бы симметрия в природе была нарушена!
А теперь посчитайте количество набранных Вами баллов и переведите их в отметку
7 и более баллов | 3-5 баллов | менее 3 баллов |
«5» | «4» | «3» |
Спасибо за урок. Было очень приятно с вами работать.
Карта Путешественника
Этап Задание | Количество баллов |
«Симметричные объекты» | |
Задание Волка и Зайца | |
«Художники» | |
Физкультминутка | |
«Твой выбор» | |
ИТОГО: | |
ОТМЕТКА: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Путешествие в Зазеркалье Парфирьева Н.В. учитель начальных классов
Симметрия - это соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
Ось симметрии – это линия, которой можно разделить объект так, чтобы получились две зеркальные части
ТЕМА УРОКА
«Будь зеркальным отраженьем Повторяй мои движенья»
Перевод баллов в отметку 7 и более баллов 3-5 баллов менее 3 баллов «5» «4» «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Симметрия на клетчатой бумаге".
Открытый урок по математике в 3 классе....
Тема урока: Симметрия на клетчатой бумаге
Прелагаю конспект урока с презентацией по теме: Симметрия на клетчатой бумаге ( УМК "Начальна школа 21 века")...
Материалы по теме "Симметрия на клетчатой бумаге" с использованием доски SMART
Материал подготовлен по теме УМК "Начальная школа XXI века" 3 класс . Можно использовать как при фронтальной работе, так и как раздаточный материал....
Симметрия на клетчатой бумаге.
Конспект урока по математике для 3 класса....
Конспект (презентация) в 3 классе "Симметрия на клетчатой бумаге"
Материал содержит конспект и презентацию открытого урока. Урок проходил в преддверии олимпиады в г.Сочи...
Симметрия на клетчатой бумаге.
Методический материал разработан для 3 класса. С целью познакомить учащихся с особонностями построения симметричных фигур.Объяснение материала построен так, чтобы учащиеся сумели обобщить получе...
Урок математики в 3 классе "Симметрия на клетчатой бумаге"
Конспект и презентация урока математики в 3 классе по УМК "Начальная школа ХХI века" по теме "Симметрия на клетчатой бумаге"...