Симметрия на клетчатой бумаге.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Еремеева Ирина Владимировна

Методический материал разработан для 3 класса. С целью познакомить учащихся с особонностями построения симметричных фигур.Объяснение материала построен так, чтобы учащиеся  сумели обобщить полученные знания,провести анализ,синтез сравнения,сделали необходимые выводы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_3_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Конспекта урока                                                                                                                  

Предмет               математика                  Класс    3

Тема урока  «Симметрия на клетчатой бумаге»

Цели урока

                  1. Образовательная:

                      - познакомить учащихся с особенностями построения симметричных фигур;

                  2. Развивающая:

                      - способствовать развитию умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез,

                         сравнения, делать необходимые выводы;

                      - обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;

                  3. Воспитательная:

                      - обеспечить условия для воспитания положительного интереса к математике;

                      - создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с

                        применением циркуля.

Используемые технологии

                       групповая работа

                       дифференцированный подход

                       ИКТ

Оборудование

                      мультимедиа

                      компьютер

                      рабочая тетрадь № 1, авт. В.Н.Рудницкая

                      тетрадь «Дидактические материалы», часть вторая, авт. В.Н.Рудницкая

                   Этапы урока

                                                                                        Содержание этапа

                           Деятельность учителя

                                      Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Цель учителя:

подготовить учащихся к работе на уроке;

создать условия для положительного настроя учащихся.

Цель обучающихся:

подготовить рабочее место и необходимые принадлежности.

Методы :

словесный

Итак, ребята, сейчас у нас с вами урок математики. К нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Не зря говорят: «Гость недолго гостит, да много видит». Я предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение.

Приветствие. Подготовка рабочего места.

2

Актуализация опорных знаний

Цель учителя:

выяснить степень усвоения учащимися ранее изученного материала: умения выполнять вычисления в решении выражений, содержащих умножение и деление; умения определять количество осей симметрии у геометрических фигур, создание условий для самостоятельного вывода темы и цели урока.

Цель обучающихся:

повторить правила вычисления  выражений, содержащих умножение и деление; опираясь на полученные знания определить количество осей симметрии у данных геометрических фигур, учиться формулировать тему и цель урока.

Методы:

беседа, наглядный

Формы работы:

групповая

фронтальная

индивидуальная

Вчера вы получили домашнее задание. Скажите, возникли ли у вас трудности с его выполнением? А кто-нибудь из вас обращался за помощью к родителям? А моя помощь кому-нибудь требуется?

Тогда мы с вами двигаемся дальше. И сейчас я вам предлагаю поработать в группах. В каждой группе есть конверт с заданием.

ЗАДАНИЕ:

расшифровать слова, используя определенный шифр

К

У

Р

О

Г

В

А

Д

Е

Т

З

Л

Ь

Н

И

Ч

П

Я

М

15

2

16

5

8

9

14

1

11

9

13

10

7

17

3

4

16

12

6

- Сколько осей симметрии имеет каждая геометрическая фигура?

- При помощи чего мы с вами определяли симметричные точки вчера на уроке?

- Скажите, ребята, а если бы я дала задание начертить симметричные фигуры и предложила на выбор 3 листа бумаги (демонстрирую: белый, в клетку, в линию). Какой бы вы выбрали? Почему?

- Кто уже догадался, как будет звучать тема урока?

- А с какой целью мы изучаем эту тему?

Правильно, мы с вами  начинаем подготовку к изучению такого сложного предмета, как геометрия, которую вы будете изучать в старших классах.

- Тогда скажите, а сегодня на уроке мы перед собой какую поставим задачу? Чему мы должны научиться за сегодняшний урок?

- С каким основным свойством симметрии мы познакомились вчера на уроке?

- Откройте рабочую тетрадь с 51 № 182. Давайте вспомним,  как изобразить точку, симметричную данной относительно оси?

Продолжите работу дальше самостоятельно.

Ответы детей.

1 группа:

25-5*2=

48-8:4=

(24-6):9=

5+12:4=

25-5*2=

81:(3+6)=

54 - 8*5=

5-12:3=

48-8:4=

54-8*5=

63:(4+3)=

2 группа:

32:8+4=

48-8:4=

5+14:2=

(20+16):6=

(8+17):5=

(24-6):9=

5+12:4=

(8+17):5=

34-6*4=

49:(21:3)=

10+28:4=

10-56:8=

25-5*2=

3 группа:

63:(4+3)=

48-8:4=

7+32:8=

(24-6):9=

5+12:4=

(8+17):5=

34-6*4=

49:(21:3)=

10+28:4=

10-56:8=

25-5*2=

Круг – бесконечно много,

квадрат – 4 оси симметрии.

прямоугольник – 2 оси,

треугольник – 1 ось.

- Мы использовали зеркало.

Ответы детей.

Симметрия на клетчатой бумаге

Ответы детей.

- Научиться строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге.

- Симметричные точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии.

Для этого:1) узнаем расстояние от точки до оси.2) откладываем это же расстояние по другую сторону от оси.

3

Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.

Цель учителя:

создать условия для формирования умения на основе анализа делать выводы.

Цель обучающихся:

применять знания способа построения симметричных точек при построении других геометрических фигур.

Методы:

частично-поисковый

- Скажите, а умение строить симметричные точки, где мы можем применить?

- Вот перед вами отрезок. С чего начнем построение симметричного ему отрезка?

- Давайте попробуем это выполнить. Откройте дидактический материал с 65 № 3 (1). Комментирует свои действия ……

- Кому было сложно построить последний симметричный отрезок? А в чем была сложность?

- О чем необходимо помнить в этом случае?

- Зная это, мы можем построить любые фигуры, симметричные данным.

- Сначала строим симметричные точки, а затем их соединяем и получаем отрезок симметричный данному.

Выполняют задание в тетради.

Ответы детей.

- Если точка лежит на оси симметрии, то она сама симметрична себе!!!

4

Закрепление изученного материала.

Цель учителя:

добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала.

Цель учащихся:

самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой или измененной ситуации.

Методы:

беседа, практический

Форма работы:

фронтальная, дифференцированная, индивидуальная

- Напомните мне, пожалуйста, какая фигура в математике состоит из отрезков?

- Как построить ломаную симметричную данной?

- Предлагаю вам  Задание № 4  выполнить самостоятельно по вариантам:

1 вариант – рис.1

2 вариант – рис.2

Просигнализируйте мне:

у кого возникли трудности – красный цвет, если  справились верно – зеленый.

(Если кто-то допустил ошибки – выяснить их характер, указать как избежать этого)

- Ломаная.

- Строим симметричные точки, соединяем точки, чтобы получилась ломаная линия.

Самостоятельная работа в тетради

Взаимопроверка.

Физминутка.

Цель учителя:

дать эмоциональную и физическую разрядку обучающимся: возможность отвлечься, расслабиться.

Это - правая рука,

Это - левая рука.

Справа - шумная дубрава,

Слева - быстрая река…

Обернулись мы, и вот

Стало всё наоборот.

Слева - шумная дубрава,

Справа - быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?

Выполняют физические упражнения.

- На уроке математики мы используем с вами такой инструмент как циркуль. Какую геометрическую фигуру мы строим с его помощью?

- А с чего мы начинаем построение любой окружности?

- Вы произнесли волшебное слово на нашем уроке – «точка». Как вы думаете, можно ли построить окружность симметричную относительно прямой?

Дидактический материал с 66 № 5 (1)

 С чего надо начать?

- А дальше? Молодцы!

- Напомните мне, пожалуйста, над чем мы с вами работаем на уроке? (Чему мы учимся?)

- Какие геометрические фигуры мы уже научились строить сегодня?

- Как вы думаете, мы уже готовы  с вами приступить к более сложной работе?

- У вас у каждого на столе лежат 2 карточки. Давайте их сравним. Одинаково ли звучит задание? Прочитайте его. А как вы думаете, по сложности выполнения они одинаковы?

- Сейчас вы будете выполнять задание по выбору. Напоминаю: если вы взяли карточку посложнее,  а при выполнении вдруг заметили, что что-то у вас не получается, то вы можете поменять карточку, взяв со своего стола другую.

- Поменяйтесь работами с соседом по парте и проведите взаимопроверку цветным карандашом.

- Кто без ошибок выполнил эту работу? Кто допустил ошибки? В чем их суть? Молодцы!

- Мы строим окружность.

- Мы строим точку- центр окружности.

-С построения точки.

- Затем в этой точке построить окружность с таким же радиусом.

- Мы учимся строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге.

- Отрезки, ломаные, окружности.

- Да.

Ответы детей.

Самостоятельная работа учащихся.

Ответы детей.

- Откройте рабочую тетрадь на с.54. Прочитайте условие задачи № 190. Задача обозначена снежинкой. О чем это нам говорит?

- Что нам необходимо узнать в этой задаче?

- Как вычислить периметр треугольника ВСД?

- Какие стороны у этого треугольника нам известны?

- А что нам ещё известно в задаче?

- Посмотрите внимательно на рисунок к задаче и скажите, можно ли сравнить длины ВД и АС? Какие они?

- А как это проверить?

- Какой можно сделать вывод о длине стороны ВД?

- А теперь можно найти периметр треугольника? Как?

- Чему равен периметр треугольника ВСД?

Это задача повышенной сложности.

- Нам надо вычислить периметр треугольника ВСД.

- Нужно сложить длины всех его сторон.

- Сторона ВС=4см, сторона СД= 3 см., а сторону ВД мы не знаем.

- Сторона АС= 5 см

Они равные.

Измерить

ВД = 5 см.

Да. Надо сложить длины сторон : 4см, 3 см и 5 см.

- Периметр треугольника ВСД равен 12 см.

6

Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера.

- Домашнее задание будет по выбору.

Д. с 67 №7, 8 или самостоятельно разработать карточку «Изобрази вторую половину».

- Как вы считаете, какое из этих заданий более сложное?

- Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник.

- Работа в дидактическом материале легче, так как там уже есть готовая половинка, а самим карточку разработать сложнее.

Запись домашнего задания в дневник.

7

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель учителя:

создать ситуацию успеха, оценить деятельность обучающихся по конечному результату.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Мы её достигли?

- С чего надо начинать построение любой геометрической фигуры, симметричной относительно прямой?

- Кому было всё понятно на уроке, поднимите зеленый кружочки, у кого были небольшие трудности – жёлтые, а кому было очень сложно и трудно – красные.

Аргументация работы детей на уроке.

- Спасибо за работу. Урок окончен.

- Научиться строить симметричные фигуры относительно прямой.

-Да.

- Построение всегда надо начинать с построения точки симметричной данной.

Рефлексия, самооценка.

Принятие оценки учителя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Симметрия на клетчатой бумаге".

Открытый урок по математике в 3 классе....

Тема урока: Симметрия на клетчатой бумаге

Прелагаю конспект урока с презентацией по теме: Симметрия на клетчатой бумаге ( УМК "Начальна школа 21 века")...

Материалы по теме "Симметрия на клетчатой бумаге" с использованием доски SMART

Материал подготовлен по теме УМК "Начальная школа XXI века" 3 класс . Можно использовать как при фронтальной работе, так и как раздаточный материал....

Симметрия на клетчатой бумаге.

Конспект урока по математике для 3 класса....

Конспект (презентация) в 3 классе "Симметрия на клетчатой бумаге"

Материал содержит конспект и презентацию открытого урока.  Урок проходил в преддверии олимпиады в г.Сочи...

Урок математики в 3 классе "Симметрия на клетчатой бумаге"

Конспект и презентация урока математики в 3 классе  по УМК "Начальная школа ХХI века" по теме "Симметрия на клетчатой бумаге"...

Симметрия на клетчатой бумаге

Конспект урока с презентацией "Симметрия на клетчатой бумаге"....