№ | Этапы урока | Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент Цель учителя: подготовить учащихся к работе на уроке; создать условия для положительного настроя учащихся. Цель обучающихся: подготовить рабочее место и необходимые принадлежности. Методы : словесный | Итак, ребята, сейчас у нас с вами урок математики. К нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Не зря говорят: «Гость недолго гостит, да много видит». Я предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение. | Приветствие. Подготовка рабочего места.
|
2 | Актуализация опорных знаний Цель учителя: выяснить степень усвоения учащимися ранее изученного материала: умения выполнять вычисления в решении выражений, содержащих умножение и деление; умения определять количество осей симметрии у геометрических фигур, создание условий для самостоятельного вывода темы и цели урока. Цель обучающихся: повторить правила вычисления выражений, содержащих умножение и деление; опираясь на полученные знания определить количество осей симметрии у данных геометрических фигур, учиться формулировать тему и цель урока. Методы: беседа, наглядный Формы работы: групповая фронтальная индивидуальная
| Вчера вы получили домашнее задание. Скажите, возникли ли у вас трудности с его выполнением? А кто-нибудь из вас обращался за помощью к родителям? А моя помощь кому-нибудь требуется? Тогда мы с вами двигаемся дальше. И сейчас я вам предлагаю поработать в группах. В каждой группе есть конверт с заданием.
ЗАДАНИЕ: расшифровать слова, используя определенный шифр
К | У | Р | О | Г | В | А | Д | Е | Т | З | Л | Ь | Н | И | Ч | П | Я | М | 15 | 2 | 16 | 5 | 8 | 9 | 14 | 1 | 11 | 9 | 13 | 10 | 7 | 17 | 3 | 4 | 16 | 12 | 6 |
- Сколько осей симметрии имеет каждая геометрическая фигура?
- При помощи чего мы с вами определяли симметричные точки вчера на уроке? - Скажите, ребята, а если бы я дала задание начертить симметричные фигуры и предложила на выбор 3 листа бумаги (демонстрирую: белый, в клетку, в линию). Какой бы вы выбрали? Почему? - Кто уже догадался, как будет звучать тема урока?
- А с какой целью мы изучаем эту тему? Правильно, мы с вами начинаем подготовку к изучению такого сложного предмета, как геометрия, которую вы будете изучать в старших классах. - Тогда скажите, а сегодня на уроке мы перед собой какую поставим задачу? Чему мы должны научиться за сегодняшний урок? - С каким основным свойством симметрии мы познакомились вчера на уроке? - Откройте рабочую тетрадь с 51 № 182. Давайте вспомним, как изобразить точку, симметричную данной относительно оси? Продолжите работу дальше самостоятельно. | Ответы детей.
1 группа: 25-5*2= | 48-8:4= | (24-6):9= | 5+12:4= |
|
|
|
|
25-5*2= | 81:(3+6)= | 54 - 8*5= | 5-12:3= | 48-8:4= | 54-8*5= | 63:(4+3)= |
|
|
|
|
|
|
|
2 группа: 32:8+4= | 48-8:4= | 5+14:2= | (20+16):6= | (8+17):5= |
|
|
|
|
| (24-6):9= | 5+12:4= | (8+17):5= | 34-6*4= | 49:(21:3)= |
|
|
|
|
| 10+28:4= | 10-56:8= | 25-5*2= |
|
|
|
3 группа: 63:(4+3)= | 48-8:4= | 7+32:8= | (24-6):9= | 5+12:4= |
|
|
|
|
| (8+17):5= | 34-6*4= | 49:(21:3)= | 10+28:4= | 10-56:8= | 25-5*2= |
|
Круг – бесконечно много, квадрат – 4 оси симметрии. прямоугольник – 2 оси, треугольник – 1 ось.
- Мы использовали зеркало.
Ответы детей.
Симметрия на клетчатой бумаге
Ответы детей.
- Научиться строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге.
- Симметричные точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии. Для этого:1) узнаем расстояние от точки до оси.2) откладываем это же расстояние по другую сторону от оси. |
3 | Постановка учебной задачи. Открытие нового знания. Цель учителя: создать условия для формирования умения на основе анализа делать выводы. Цель обучающихся: применять знания способа построения симметричных точек при построении других геометрических фигур. Методы: частично-поисковый | - Скажите, а умение строить симметричные точки, где мы можем применить? - Вот перед вами отрезок. С чего начнем построение симметричного ему отрезка?
- Давайте попробуем это выполнить. Откройте дидактический материал с 65 № 3 (1). Комментирует свои действия …… - Кому было сложно построить последний симметричный отрезок? А в чем была сложность? - О чем необходимо помнить в этом случае?
| - Зная это, мы можем построить любые фигуры, симметричные данным. - Сначала строим симметричные точки, а затем их соединяем и получаем отрезок симметричный данному.
Выполняют задание в тетради.
Ответы детей.
- Если точка лежит на оси симметрии, то она сама симметрична себе!!! |
4
| Закрепление изученного материала. Цель учителя: добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала. Цель учащихся: самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой или измененной ситуации.
Методы: беседа, практический Форма работы: фронтальная, дифференцированная, индивидуальная | - Напомните мне, пожалуйста, какая фигура в математике состоит из отрезков?
- Как построить ломаную симметричную данной? - Предлагаю вам Задание № 4 выполнить самостоятельно по вариантам: 1 вариант – рис.1 2 вариант – рис.2
Просигнализируйте мне: у кого возникли трудности – красный цвет, если справились верно – зеленый. (Если кто-то допустил ошибки – выяснить их характер, указать как избежать этого) | - Ломаная.
- Строим симметричные точки, соединяем точки, чтобы получилась ломаная линия. Самостоятельная работа в тетради
Взаимопроверка.
|
| Физминутка. Цель учителя: дать эмоциональную и физическую разрядку обучающимся: возможность отвлечься, расслабиться.
| Это - правая рука, Это - левая рука. Справа - шумная дубрава, Слева - быстрая река… Обернулись мы, и вот Стало всё наоборот. Слева - шумная дубрава, Справа - быстрая река. Неужели стала правой Моя левая рука?
| Выполняют физические упражнения. |
|
| - На уроке математики мы используем с вами такой инструмент как циркуль. Какую геометрическую фигуру мы строим с его помощью? - А с чего мы начинаем построение любой окружности? - Вы произнесли волшебное слово на нашем уроке – «точка». Как вы думаете, можно ли построить окружность симметричную относительно прямой? Дидактический материал с 66 № 5 (1) С чего надо начать? - А дальше? Молодцы!
- Напомните мне, пожалуйста, над чем мы с вами работаем на уроке? (Чему мы учимся?) - Какие геометрические фигуры мы уже научились строить сегодня?
- Как вы думаете, мы уже готовы с вами приступить к более сложной работе? - У вас у каждого на столе лежат 2 карточки. Давайте их сравним. Одинаково ли звучит задание? Прочитайте его. А как вы думаете, по сложности выполнения они одинаковы? - Сейчас вы будете выполнять задание по выбору. Напоминаю: если вы взяли карточку посложнее, а при выполнении вдруг заметили, что что-то у вас не получается, то вы можете поменять карточку, взяв со своего стола другую. - Поменяйтесь работами с соседом по парте и проведите взаимопроверку цветным карандашом. - Кто без ошибок выполнил эту работу? Кто допустил ошибки? В чем их суть? Молодцы! | - Мы строим окружность.
- Мы строим точку- центр окружности.
-С построения точки. - Затем в этой точке построить окружность с таким же радиусом.
- Мы учимся строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге.
- Отрезки, ломаные, окружности.
- Да.
Ответы детей.
Самостоятельная работа учащихся.
Ответы детей. |
|
| - Откройте рабочую тетрадь на с.54. Прочитайте условие задачи № 190. Задача обозначена снежинкой. О чем это нам говорит? - Что нам необходимо узнать в этой задаче? - Как вычислить периметр треугольника ВСД? - Какие стороны у этого треугольника нам известны? - А что нам ещё известно в задаче? - Посмотрите внимательно на рисунок к задаче и скажите, можно ли сравнить длины ВД и АС? Какие они? - А как это проверить? - Какой можно сделать вывод о длине стороны ВД? - А теперь можно найти периметр треугольника? Как? - Чему равен периметр треугольника ВСД? |
Это задача повышенной сложности. - Нам надо вычислить периметр треугольника ВСД. - Нужно сложить длины всех его сторон. - Сторона ВС=4см, сторона СД= 3 см., а сторону ВД мы не знаем. - Сторона АС= 5 см
Они равные. Измерить ВД = 5 см. Да. Надо сложить длины сторон : 4см, 3 см и 5 см. - Периметр треугольника ВСД равен 12 см. |
6 | Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. | - Домашнее задание будет по выбору. Д. с 67 №7, 8 или самостоятельно разработать карточку «Изобрази вторую половину». - Как вы считаете, какое из этих заданий более сложное? - Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник. |
- Работа в дидактическом материале легче, так как там уже есть готовая половинка, а самим карточку разработать сложнее.
Запись домашнего задания в дневник. |
7
| Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель учителя: создать ситуацию успеха, оценить деятельность обучающихся по конечному результату.
| - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Мы её достигли? - С чего надо начинать построение любой геометрической фигуры, симметричной относительно прямой? - Кому было всё понятно на уроке, поднимите зеленый кружочки, у кого были небольшие трудности – жёлтые, а кому было очень сложно и трудно – красные. Аргументация работы детей на уроке. - Спасибо за работу. Урок окончен.
| - Научиться строить симметричные фигуры относительно прямой. -Да. - Построение всегда надо начинать с построения точки симметричной данной.
Рефлексия, самооценка.
Принятие оценки учителя. |