Этап урока | Сценарий урока | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организацион ный момент. | слайд 1,2 1.1Создание позитивного настроя. Мы радостны и полны сил, и энергии... У нас вся жизнь впереди и столько задуманного... У нас все получится... Ведь у нас есть главное – здоровье! -Ребята, а что же такое здоровье? (в ходе беседы на доске появляются опорные карточки) ЗДОРОВЬЕ | состояние полного благополучия | нормальная работа всех органов | умение управлять своими чувствами | уверенность в себе | высокая работоспособность | устойчивость к заболеваниям |
-Почему следует уделять внимание своему здоровью? -Какая наука заботится о сохранности здоровья? (медицина)
Слайд 3 1.2- Современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…». -Вы согласны с этим утверждением? Почему? - У этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл. Это мы узнаем в конце урока. - Сегодня нам предстоит сделать важное открытие в области математики и окружающего мира. Для этого нужно быть внимательным, активным, работоспособным, уверенным в себе, а значит здоровым. Только тогда вы сможете показать свои знания, умения анализировать и делать выводы.
Слайд 4 1.3- Разгадав ребус, вы вспомните, какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках математики? (площадь).
-Уверены ли вы в том, что знаете все о площади? -Для чего нужно уметь находить площадь? - Вы готовы к изучению следующей темы? - Каким способом вы будете изучать новую тему? 1)сначала надо понять, что мы не знаем; 2)затем самим построить новый способ действия. -Как определить, что вы не знаете? - -надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
- -выполнить пробные действия;
- -определить своё затруднение;
- -подумать и найти причину затруднения.
| - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (Р); -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | 2.1-На уроке мы отправимся в путешествие в крупнейшую туристическую арабскую страну, расположенную на северо-востоке Африки. Почти всю территорию занимает пустыня Сахара с редкими оазисами. Здесь находится гора Синай, на вершине которой по преданию Моисей получил 10 заповедей. Угадали, что это за страна? (Египет) Слайд 5 - Четыре тысячи лет назад. Древний Египет. Всесильный владыка Египта – фараон, разделил всю землю, дав каждому египтянину участок по жребию, и взимал налог с каждого участка. Случалось, что Нил заливал тот или иной участок, тогда пострадавший обращался к фараону, а фараон посылал землемеров, чтобы установить, насколько уменьшился участок, и соответствующим образом уменьшить налог. Так родилась наука – Геометрия. - Кем же изначально были геометры? (землемерами.)
2.2-А известно ли вам о том, как египтяне заботились о своем здоровье? -Сегодня каждому из вас необходимо будет подготовить рассказ о становлении медицины в Древнем Египте. -В чем заключалась необходимость в возникновении этой науки? (была большая смертность среди населения, а лекарств не было, людей лечили колдуны травами, ритуальными танцами, заговорами и т.д.) -Что бы вы хотели узнать о жизни египтян для составления рассказа? (как жили, чем занимались, что ели, как одевались, каким богам поклонялись, …) -А какими известными вам способами вы могли получить ответы на те вопросы, которые сейчас задали? Где бы вы могли получить ответ на эти вопросы? (источники информации: учитель- спросили, книга- прочитали, Интернет- посмотрели, семья- послушали). - К сожалению, на сегодняшнем уроке вам пригодятся не все эти способы: я ничего рассказывать не буду, Интернетом и помощью семьи воспользоваться сейчас невозможно. - Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда известные способы не срабатывали или не пригождались? - Что в таких ситуациях приходится делать? (придумывать и проверять другие способы). - Для чего нам нужен новый способ? (для получения сведений о том, как зародилась медицина в Древнем Египте) - Да, сегодня нам предстоит заняться «придумыванием» и проверкой какого-то нового способа, которому мы с вами в конце урока дадим название. - Итак, мы продолжим изучение площади, познакомимся с новой формулой для нахождения площади и узнаем, как зарождалась медицина в Древнем Египте.
2.3 - Каждой группе египтян фараон даровал участок земли. Возьмите его. (работа в группе - учитель дает каждой группе чистый лист для составления кластера с овалом в центре, где написано ПЛОЩАДЬ.) - Составим кластер. В центре записано ключевое слово «Площадь». Вокруг него напишите все, что в вашей группе знают о площади. (листки вывешиваются на доску) Слайд 6 2.4-На доске расположены именованные числа, которые надо расположить в порядке возрастания (м², дм², мм², см²) (взаимопроверка) - Что вы располагали в порядке возрастания? (единицы площади). Значит, о какой величине пойдет разговор на уроке? ( о площади фигур)
2.5. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения. Слайд 7 - Для каждой фигуры запишите формулу нахождения ее площади.
S = a · a S = a · b S = ? - В чем затруднение? (не знаем, как найти площадь треугольника) -Определите тему урока (площадь треугольника). -Древние египтяне заметили, что любой участок земли можно разбить на треугольники. Значит, зная, как вычислить площадь треугольника, можно найти площадь любой фигуры. И египетские землемеры научились вычислять площадь треугольника. Давайте и мы найдем способ вычисления, представив себя древними египтянами.
Слайд 8 2.6-На какие группы по виду углов можно разделить треугольники, изображенные на доске?
-Назовите номера прямоугольных треугольников (4,5,8) - Как это можно проверить? Докажите. (совместите угольник со сторонами, образующими прямой угол) - Значит, о каком треугольнике пойдет сегодня речь? (о прямоугольном треугольнике) | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К); - учёт разных мнений (К)
|
3. Постановка учебной задачи | 3.1- Какие правила нахождения площади вы уже знаете? - Почему они не помогли вам? - Значит, какого правила нахождения площади мы не знаем? - Какую цель перед собой поставите? - Сформулируйте тему нашего урока математики? (учитель фиксирует на доске тему урока.)
| - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); -постановка и формулирование проблемы (П); -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); -планирование, прогнозирование (Р) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | 4.1- Вспомните, как вы выводили новые правила на предыдущих уроках и составьте план своих действий: - 1.Работа с моделями фигур.
- 2.Запись фигур по группам.
- 3.Составление эталона.
- 4.Формулировка правила.
-Какие гипотезы вы можете выдвинуть? -Какая из них приведет к положительному результату?
4.2 Исследование № 1-практическая работа (работа в паре) -У вас на партах лежат модели прямоугольников (8 и 11 см). Найдите их площадь. Что для этого надо сделать? (измерить стороны и перемножить их). - Проведите диагональ. Разрежьте прямоугольник по диагонали. – Сколько фигур получилось? (2) – Что это за фигуры? (прямоугольные треугольники). – Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников? (они равны) – Докажите. Как это сделать? (наложить треугольники друг на друга, чтобы совпали все вершины и стороны). – Какую часть составляет каждый треугольник от прямоугольника?(1/2 часть) – Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали, то получим два равных по площади прямоугольных треугольника? (да) – Чему равна площадь всего прямоугольника? S = a · b (8∙11=88 см²) – А площадь одного прямоугольного треугольника? S = (a · b) : 2 =(88:2=44 см²) – Сформулируйте формулу нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью математических терминов. ( «Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин сторон, образующих прямой угол и разделить полученную величину на 2») – Давайте проверим правильность наших выводов. -Какова же будет формула нахождения площади прямоугольного треугольника (а ∙ в):2
Слайд 9 4.3-Составьте алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника: 1.Измерить длины сторон, образующих прямой угол. 2. Перемножить их. 3. Разделить на 2 . -Сравните свои выводы с имеющимися в учебнике, прочитайте правило.
ФИЗМИНУТКА
4.4- Посмотрите, какими материалами я предлагаю вам воспользоваться, чтобы составить рассказ о становлении медицины в Египте? (иллюстрации, энциклопедии, физическая карта Египта) -Над чем мы сейчас начали работать? (над способом получения информации из карт, иллюстраций, энциклопедий) Исследование № 2 (работа в группах) - Как будем собирать информацию? (прочитаем по карте текст-легенду в условных обозначениях, цветовой окраске, посмотрим на иллюстрации, прочитаем в энциклопедиях) -Попробуйте собрать информацию о становлении медицины в Древнем Египте (исследуя, анализируя карту, иллюстрации, энциклопедию, дети собирают информацию и заполняют таблицу) Слайд 10 1 группа Причины возникновения болезней в Древнем Египте (Где находится Египет? Какой климат? Как одевались египтяне? Чем питались?...) |
| 2 группа Женщины или мужчины были первыми целителями? Почему? |
| 3 группа Как лечили людей знахари и колдуны? |
| 4 группа Какие растения египтяне использовали как лекарственные? |
| 5 группа Каким богам молились люди, чтобы излечить болезни? |
| 6 группа Как бальзамирование помогло в проведении исследований состояния здоровья? |
| 7 группа Что, по мнению египтян, существенно влияло на их здоровье? (режим дня, питание, вредные привычки, движение, закаливание, соблюдение гигиены тела и жилища ) |
|
| - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - установление причинно-следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К); -планирование, прогнозирование (Р); |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| 5.1Работа по учебнику- выполнение № 30 (3) с комментированием у доски в громкой речи «Найдите площадь прямоугольного треугольника со сторонами 30 и 20 см. Выразите полученную величину в более крупных единицах измерения» (30∙20):2=300 см²=3 дм ² -Сделайте вывод о нахождении площади прямоугольного треугольника.
| - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - выполнение действий по алгоритму(П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Слайд 11 6.1-Найдите площадь прямоугольных треугольников (по рядам): I ряд а=5дм, в=14 см, S=? II ряд а=3см, в=14 мм, S=? III ряд а=2 дм, в=10 см, S=? Слайд 12 Эталон: (50∙14):2=350 см² (30∙14):2=210 мм² (20∙10):2=100 см² -Сделайте вывод.
6.2 Обмен информацией между группами ( выступает представитель группы)
1 группа Причины возникновения болезней. | Жизнь древнего египтянина была нелегкой: жаркий климат, ежедневная изнуряющая работа на фараона, плохое питание, грязная вода, несоблюдение гигиенических правил, отсутствие лекарств. Люди от этого часто болели и умирали. Все это и послужило причиной становления медицины в Древнем Египте. | 2 группа Женщины или мужчины были первыми целителями? Почему? | Первыми целителями стали женщины. Когда мужчины уходили на охоту, они ухаживали за детьми, стариками, больными, готовили пищу. | 3 группа Как лечили людей знахари и колдуны? | Позже лечением стали заниматься колдуны и знахари, которые использовали для этого ритуальные танцы, заговоры, заклинания, травы. Так как египтяне были малограмотными, то видели причины многих болезней и во вселении в организм злых духов. Поэтому использовали различные магические приемы, полагая, что дурные запахи, горькая пища, заклинания отпугивают злых духов. | 4 группа Какие растения египтяне использовали как лекарственные? | Первое упоминание о медицинском трактате в Древнем Египте «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», выполненном на папирусе, было в XVI веке до нашей эры. В качестве лекарственных средств широко использовались такие растения, как лук, чеснок, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. | 5 группа Каким богам молились люди, чтобы излечить болезни? | Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты. Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена. | 6 группа Как бальзамирование помогло в проведении исследований состояния здоровья? | Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Египетские врачи первыми начали делать операции на черепе, вставляли и пломбировали зубы. | 7 группа Что, по мнению египтян, существенно влияло на их здоровье? | Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Поэтому людям советовали три раза в месяц очищать организм рвотой, клизмами и содержать в чистоте свое тело и жилище. Девизом египтян стала фраза «Лучше быть опрятным, чем красивым». |
6.3 Связывание информации. -В каких вопросах источником информации послужила карта (1), иллюстрации (1,2,3,5,6,), энциклопедии (2,3,4,5,6). -Как бы вы теперь ответили, может ли быть карта, иллюстрации, энциклопедия быть источником информации? -Точную информацию на первые 6 вопросов вы получили с помощью карты, иллюстраций, энциклопедий, а как мы узнали о том, чему уделяли пристальное внимание египтяне, говоря о здоровье? (предположили, вообразили, основываясь на разных фактах и источниках информации) -Проверьте правильность сделанных выводов по учебнику. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение из текстов упражнения необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); -контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р); -самоопределение (Л) |
7. Включение в систему знаний и повторение.
| Слайд 13 7.1- Каждая семья египтян имеет участок. Они очень гостеприимны, поэтому на своем участке отвели место в форме прямоугольного треугольника, чтобы внутри него смогла уместиться вся ваша туристическая группа. -Найдите площадь всего участка, площадь прямоугольного треугольника, оставшуюся площадь. (самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы)
1 вариант (квадрат) 7∙7=49 м² –площадь квадрата (5∙4):2=10 м²- площадь прямоугольного треугольника 49-10=39 м²- площадь оставшейся фигуры 2 вариант(прямоугольник) 10∙5=50 м²- площадь прямоугольника (3∙4):2=6 м²- площадь прямоугольного треугольника 50-6=44 м²- площадь оставшейся фигуры -Сделайте вывод о нахождении площади прямоугольного треугольника.
7.2.Игра «Веришь- не веришь», что… (нужно согласиться или нет с данным высказыванием) а) Имхотеп был первым знаменитым врачом Древнего Египта, б)египетские женщины первыми начали использовать косметические средства для сохранения молодости тела и первыми ввели в употребление парик, в) уринотерапия (лечение мочой) широко использовалась в качестве лечебного средства, г)самая популярная профессия в Древнем Египте - профессия зубного врача, д)древнейший медицинский трактат был написан на папирусе и достигал в длину 20,5 м, е)врачебная деятельность подчинялась строгим моральным нормам и нарушение правил каралось смертной казнью, ж)трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - понимание задания, извлечение необходимой информации(П); - моделирование, преобразование модели (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| 8.1- Что нового вы узнали на уроке? Какие открытия в области математики и окружающего мира сделали? - Какие затруднения у вас возникли в начале урока? В чём была причина затруднения? - Какую цель перед собой поставили? -Какими способами действовали? Какое название можно дать новому способу изучения материала по окружающему миру (анализ картографического, иллюстративного, энциклопедического материала) - Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. - Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? -Почему тема здоровья всегда актуальна? А как вы заботитесь о своем здоровье?
8.2-Давайте возвратимся к высказыванию, о котором говорили в начале урока. Полностью эта фраза звучит так: Слайд 14 «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед». - Вы согласны с этим? (да, на уроке мы делали все сами, а не только наблюдали). -А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Разместите себя (смайлик) на лесенке успешности.
Слайд 15 8.3 Лесенка успешности.
Слайд 16 - Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать? Что еще хотели бы узнать о площади, медицине в Египте?
Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! - Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?
Слайд 17 8.4 Домашнее задание. (дифференциация обучения) Математика 1.Стр.16 № 30 (1), 38(1,2,3,4) -(обязательная часть) 2.Творческая часть (по желанию) -« А как найти площадь непрямоугольного треугольника?»
(надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два прямоугольных треугольника, площадь которых мы вычислить можем). Окружающий мир 1.Стр.17-19 прочитать, ответить на вопросы (обязательная часть) 2.Творческая часть – в игре «Веришь - не веришь» было много новых сведений о медицине Древнего Египта, поэтому согласиться со мной, не владея информацией было достаточно трудно. Подготовьте сообщение о том, что вас больше всего заинтересовало и докажите правильность этих высказываний с опорой на различные источники информации. Слайд 18. Спасибо за работу! Будьте здоровы! | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л); -смыслообразование (Л). |