«Площадь прямоугольного треугольника. Становление медицины в Древнем Египте»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Цель:

1)      Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Задачи:

1)Построить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника и сформировать первичное умение его применять.

2)Закрепить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника (общий случай) через выполнение заданий разных видов.

 

3)Получить новую информацию о становлении медицины в Древнем Египте с помощью анализа иллюстративного, картографического, энциклопедического материала.

4)Опираясь на полученную информацию, строить причинно-следственные связи.

5)Выдвигать гипотезы и проверять их.

Тип урока:  «открытие» нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kominaoi-stsenariy.doc.doc387.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 9»

г.Энгельса  Саратовской области

Комина Ольга Ивановна

интегрированный урок математики и окружающего мира

Тема «Площадь прямоугольного треугольника.

Становление медицины в Древнем Египте»

4 класс

Продолжительность урока-45 минут

Цель:

  1. Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Задачи:

1)Построить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника и сформировать первичное умение его применять.

2)Закрепить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника (общий случай) через выполнение заданий разных видов.

3)Получить новую информацию о становлении медицины в Древнем Египте с помощью анализа иллюстративного, картографического, энциклопедического материала.

4)Опираясь на полученную информацию, строить причинно-следственные связи.

5)Выдвигать гипотезы и проверять их.

Тип урока:  «открытие» нового знания.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, исследовательский.

Приемы обучения: игровые приемы, «ведение проблемного диалога»,  «лесенка успешности», «организация взаимопомощи», «работа с карточками», «применение справочной литературы, творческих заданий».

Технологии: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, проблемно-диалогические, технология развивающего обучения.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование: учебник «Математика» 4 класс И.И. Аргинская  часть I, «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков часть I, ножницы, линейка, карандаш, модель прямоугольника, опорные карточки «Здоровье», энциклопедии «Я познаю мир» В.А.Маркин, «Мифы и легенды Древнего Египта» С. Босье, «Страны мира» Д.О.Хвостова, «100 великих чудес света» М. Кубеев, физическая карта Египта, иллюстрации.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организацион

ный момент.

слайд 1,2

1.1Создание позитивного настроя.

Мы радостны и полны сил, и энергии...

У нас вся жизнь впереди и столько задуманного...

У нас все получится...

Ведь у нас есть главное – здоровье!

-Ребята, а что же такое здоровье? (в ходе беседы на доске появляются опорные карточки)

ЗДОРОВЬЕ

состояние полного благополучия

нормальная работа всех органов

умение управлять своими чувствами

уверенность в себе

высокая  работоспособность

устойчивость к заболеваниям

-Почему следует уделять внимание своему здоровью?

-Какая наука заботится о сохранности здоровья? (медицина)

Слайд 3

1.2- Современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…». 

-Вы согласны с этим утверждением? Почему?

- У этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл. Это мы узнаем в конце урока.

- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие в области математики и окружающего мира. Для этого нужно быть внимательным, активным, работоспособным, уверенным в себе, а значит  здоровым. Только тогда вы сможете  показать свои знания, умения анализировать и делать выводы.

Слайд 4

1.3- Разгадав ребус, вы вспомните, какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках математики? (площадь).

-Уверены ли вы в том, что знаете все о площади?  

-Для чего нужно уметь находить площадь?

- Вы готовы к изучению следующей темы?

- Каким способом вы будете изучать новую тему?

         1)сначала надо понять, что мы не знаем;

          2)затем самим построить новый способ действия.

 -Как определить, что вы не знаете?

  1. -надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
  2. -выполнить пробные действия;
  3. -определить своё затруднение;
  4. -подумать и найти причину затруднения.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (Р);

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

2.1-На уроке мы отправимся в  путешествие в  крупнейшую туристическую арабскую  страну, расположенную на северо-востоке Африки. Почти всю территорию занимает пустыня Сахара с редкими оазисами. Здесь находится гора Синай, на вершине которой по преданию Моисей получил 10 заповедей. Угадали, что это за страна? (Египет)

Слайд 5

 - Четыре тысячи лет назад. Древний Египет. Всесильный владыка Египта – фараон, разделил всю землю, дав каждому египтянину участок по жребию, и взимал налог с каждого участка. Случалось, что  Нил заливал тот или иной участок, тогда пострадавший обращался к фараону, а фараон  посылал землемеров, чтобы установить, насколько уменьшился участок, и соответствующим образом уменьшить налог. Так родилась наука – Геометрия.

- Кем же изначально были геометры? (землемерами.)

2.2-А известно ли вам о том, как египтяне заботились о своем здоровье?

-Сегодня каждому из вас необходимо будет подготовить рассказ о становлении медицины в Древнем Египте.

-В чем заключалась необходимость в возникновении этой науки? (была большая смертность среди населения, а лекарств не было, людей лечили колдуны травами, ритуальными танцами, заговорами и т.д.)

-Что бы вы хотели узнать о жизни египтян для составления рассказа? (как жили, чем занимались, что ели, как одевались, каким богам поклонялись, …)

-А какими известными вам способами вы могли получить ответы на те вопросы, которые  сейчас задали? Где бы вы могли получить ответ на эти вопросы? (источники информации:  учитель- спросили, книга- прочитали, Интернет- посмотрели, семья- послушали).  

- К сожалению, на сегодняшнем уроке вам  пригодятся не все эти способы: я ничего рассказывать не буду, Интернетом и помощью семьи воспользоваться сейчас невозможно.

- Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда известные способы не срабатывали или не пригождались?

- Что в таких ситуациях приходится делать? (придумывать и проверять другие способы).

- Для чего нам нужен новый способ? (для получения сведений о том, как зародилась медицина в Древнем Египте)

- Да, сегодня нам  предстоит заняться «придумыванием» и проверкой какого-то нового способа, которому мы с вами в конце урока дадим название.

- Итак, мы  продолжим изучение площади, познакомимся с новой формулой для нахождения площади и узнаем, как зарождалась медицина в Древнем Египте.

 2.3 - Каждой группе египтян фараон даровал участок земли. Возьмите его. (работа в группе - учитель дает каждой группе  чистый лист для составления кластера с овалом в центре, где написано ПЛОЩАДЬ.)

 - Составим кластер. В центре записано ключевое слово «Площадь». Вокруг него напишите все, что в вашей группе знают о площади. (листки вывешиваются на доску)

Слайд 6

2.4-На доске расположены именованные числа, которые надо расположить  в порядке возрастания (м², дм², мм², см²) (взаимопроверка)

-  Что вы располагали в порядке возрастания? (единицы площади). Значит, о какой величине пойдет разговор на уроке? ( о площади фигур)

2.5. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.

Слайд 7

Для каждой фигуры запишите формулу нахождения ее площади.

S = a · a                             S = a · b                                        S = ?

- В чем затруднение? (не знаем, как найти площадь треугольника)

-Определите тему урока (площадь треугольника).

-Древние египтяне заметили, что любой участок земли можно разбить на треугольники. Значит, зная, как вычислить площадь треугольника, можно найти площадь любой фигуры. И египетские землемеры научились вычислять площадь треугольника. Давайте и мы найдем способ вычисления, представив себя древними египтянами.

Слайд 8

2.6-На какие группы по виду углов можно разделить треугольники, изображенные на доске?

-Назовите номера прямоугольных треугольников (4,5,8)

- Как это можно проверить? Докажите. (совместите  угольник со сторонами, образующими прямой угол)

- Значит, о каком треугольнике пойдет сегодня речь? (о прямоугольном треугольнике)

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- использование знаково-символических средств  (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

- учёт разных мнений (К)

3. Постановка учебной задачи

3.1- Какие правила нахождения площади вы уже знаете?

- Почему они не помогли вам?  

- Значит, какого правила нахождения площади мы не знаем?

- Какую цель  перед собой поставите?

- Сформулируйте тему нашего урока математики?

(учитель фиксирует на доске тему урока.)

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия  (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

-постановка и формулирование проблемы (П);

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-планирование, прогнозирование (Р)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

4.1- Вспомните, как вы выводили новые правила на предыдущих уроках и составьте план своих действий:

  1. 1.Работа с моделями фигур.
  2. 2.Запись фигур  по группам.
  3. 3.Составление эталона.
  4. 4.Формулировка правила.

-Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

-Какая из них приведет к положительному результату?

 4.2 Исследование № 1-практическая работа (работа в паре)

 -У вас на партах лежат модели прямоугольников  (8 и 11 см). Найдите их площадь. Что для этого надо сделать? (измерить  стороны и  перемножить их).

- Проведите диагональ. Разрежьте прямоугольник по диагонали.

– Сколько фигур получилось? (2)

– Что это за фигуры? (прямоугольные треугольники).

– Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников? (они равны)

– Докажите. Как это сделать? (наложить треугольники друг на друга, чтобы совпали все вершины и стороны).

– Какую часть составляет каждый треугольник от прямоугольника?(1/2 часть)

– Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали, то получим два равных по площади прямоугольных треугольника? (да)

– Чему равна площадь всего прямоугольника? S = a · b (8∙11=88 см²)

– А площадь одного прямоугольного треугольника? S = (a · b) : 2 =(88:2=44 см²)

– Сформулируйте формулу нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью математических терминов. ( «Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин сторон, образующих прямой угол и разделить полученную величину на 2»)

– Давайте проверим правильность наших выводов.

-Какова же будет формула нахождения площади прямоугольного треугольника (а ∙ в):2

Слайд 9

4.3-Составьте алгоритм  нахождения площади прямоугольного треугольника:

1.Измерить длины сторон, образующих прямой угол.

2. Перемножить их.                                              

3. Разделить на 2 .  

-Сравните свои выводы с имеющимися в учебнике, прочитайте правило.

ФИЗМИНУТКА

4.4- Посмотрите, какими материалами я предлагаю вам воспользоваться, чтобы составить рассказ о становлении медицины в Египте? (иллюстрации, энциклопедии, физическая карта Египта) 

-Над чем мы сейчас начали работать? (над способом получения информации из карт,  иллюстраций, энциклопедий)

 Исследование № 2 (работа в группах)

- Как будем собирать информацию? (прочитаем по карте текст-легенду в условных обозначениях, цветовой окраске, посмотрим на иллюстрации, прочитаем в энциклопедиях)

-Попробуйте собрать информацию о становлении медицины в Древнем Египте (исследуя, анализируя карту, иллюстрации, энциклопедию, дети собирают информацию и заполняют таблицу)

Слайд 10

1 группа

Причины возникновения болезней в Древнем Египте (Где находится Египет? Какой климат? Как одевались египтяне? Чем питались?...)

2 группа

Женщины или мужчины были первыми целителями? Почему?

3 группа

Как лечили людей знахари и колдуны?

4 группа

Какие растения египтяне использовали как лекарственные?

5 группа 

Каким богам молились люди, чтобы излечить болезни?

6 группа

Как бальзамирование помогло в проведении исследований состояния здоровья?

7 группа

Что, по мнению египтян, существенно влияло на их здоровье? (режим дня, питание, вредные привычки, движение, закаливание, соблюдение гигиены тела и жилища )

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- познавательная инициатива (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

        - поиск необходимой информации (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов  (П);

 - установление причинно-следственных связей (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

        - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К);

-планирование, прогнозирование (Р);

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5.1Работа по учебнику- выполнение № 30 (3) с комментированием у доски в громкой речи  «Найдите площадь прямоугольного треугольника со сторонами 30 и 20 см. Выразите полученную  величину в более крупных единицах измерения»

(30∙20):2=300 см²=3 дм ²

-Сделайте вывод о нахождении площади прямоугольного треугольника.

                         

       

     

       

     

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение  необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

- выполнение действий по алгоритму(П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 11

6.1-Найдите площадь прямоугольных треугольников (по рядам):

I ряд    а=5дм, в=14 см,  S=?

II ряд   а=3см, в=14 мм,  S=?

III ряд  а=2 дм, в=10 см,  S=?

Слайд 12

Эталон:

(50∙14):2=350 см²

(30∙14):2=210 мм²

(20∙10):2=100 см²

-Сделайте вывод.

6.2 Обмен информацией между группами ( выступает представитель группы)

1 группа

Причины возникновения болезней.

Жизнь древнего египтянина была нелегкой: жаркий климат, ежедневная изнуряющая работа на фараона, плохое питание, грязная вода, несоблюдение гигиенических правил, отсутствие лекарств. Люди от этого часто болели и умирали. Все это и послужило причиной становления медицины в Древнем Египте.

2 группа

Женщины или мужчины были первыми целителями? Почему?

 Первыми целителями стали женщины. Когда мужчины уходили на охоту, они ухаживали за детьми, стариками, больными, готовили пищу.  

3 группа

Как лечили людей знахари и колдуны?

Позже лечением стали заниматься колдуны и знахари, которые использовали  для этого  ритуальные танцы, заговоры, заклинания, травы. Так как египтяне были малограмотными, то видели причины многих болезней и во вселении в организм злых духов. Поэтому использовали  различные магические приемы, полагая, что дурные запахи, горькая пища, заклинания отпугивают злых духов.

4 группа

Какие растения египтяне использовали как лекарственные?

 Первое упоминание о медицинском трактате в Древнем Египте «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», выполненном на папирусе, было в XVI веке до нашей эры. В качестве лекарственных средств широко использовались такие растения, как лук, чеснок, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных.

5 группа 

Каким богам молились люди, чтобы излечить болезни?

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.        Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

6 группа

Как бальзамирование помогло в проведении исследований состояния здоровья?

Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Египетские врачи первыми начали делать операции на черепе, вставляли и пломбировали зубы.

7 группа

Что, по мнению египтян, существенно влияло на их здоровье?

 Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Поэтому людям советовали три раза в месяц очищать организм рвотой, клизмами и содержать в чистоте свое тело и жилище.  Девизом  египтян  стала фраза «Лучше быть опрятным, чем красивым».

6.3 Связывание информации.

-В каких вопросах источником информации послужила карта (1), иллюстрации (1,2,3,5,6,), энциклопедии  (2,3,4,5,6). 

-Как бы вы теперь ответили, может ли быть карта, иллюстрации, энциклопедия быть  источником информации?                

-Точную информацию на первые 6 вопросов вы  получили с помощью карты, иллюстраций, энциклопедий, а как мы узнали о том, чему уделяли пристальное внимание египтяне, говоря о здоровье? (предположили, вообразили, основываясь на разных фактах и источниках информации)

-Проверьте правильность сделанных выводов по учебнику.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение из текстов упражнения необходимой информации (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

-контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р);

-самоопределение (Л)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 13

7.1- Каждая семья египтян имеет участок. Они очень гостеприимны, поэтому на своем участке отвели место  в форме прямоугольного треугольника, чтобы внутри него смогла уместиться вся ваша туристическая группа.

-Найдите площадь всего участка, площадь прямоугольного треугольника, оставшуюся площадь. (самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы)

 1 вариант (квадрат)

7∙7=49 м² –площадь квадрата

(5∙4):2=10 м²- площадь прямоугольного треугольника

49-10=39 м²- площадь оставшейся фигуры

2 вариант(прямоугольник)

10∙5=50 м²- площадь прямоугольника

(3∙4):2=6 м²- площадь прямоугольного треугольника

50-6=44 м²- площадь оставшейся фигуры

-Сделайте вывод о нахождении площади прямоугольного треугольника.

7.2.Игра «Веришь- не веришь», что… (нужно согласиться или нет с данным высказыванием)

а) Имхотеп был первым знаменитым врачом Древнего Египта,

б)египетские женщины первыми начали использовать косметические средства для сохранения молодости тела и первыми ввели в употребление парик,

в) уринотерапия (лечение мочой) широко использовалась в качестве лечебного средства,

г)самая популярная профессия в Древнем Египте - профессия зубного врача,

д)древнейший медицинский трактат был написан на папирусе и достигал в длину 20,5 м,

е)врачебная деятельность подчинялась строгим моральным нормам и  нарушение правил каралось смертной казнью,

ж)трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- понимание задания, извлечение необходимой информации(П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- контроль, коррекция, оценка (Р);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

8.1- Что нового вы узнали на уроке? Какие открытия в области математики и окружающего мира сделали?

- Какие затруднения у вас возникли в начале урока? В чём была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

 -Какими способами действовали? Какое название можно дать новому способу изучения материала по окружающему миру (анализ картографического, иллюстративного, энциклопедического материала)

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

-Почему тема здоровья всегда актуальна? А как вы заботитесь о своем здоровье?

8.2-Давайте возвратимся к высказыванию, о котором говорили в начале урока. Полностью эта фраза звучит так:

Слайд 14 «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед».

- Вы согласны с этим? (да, на уроке мы делали все сами, а не только наблюдали).

-А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Разместите  себя (смайлик) на лесенке успешности.

Слайд 15

8.3 Лесенка успешности.

Слайд 16

- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать? Что еще хотели бы узнать о площади, медицине в Египте?

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

-  Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Слайд 17

8.4 Домашнее задание. (дифференциация обучения)

Математика

1.Стр.16 № 30 (1), 38(1,2,3,4) -(обязательная часть)

2.Творческая часть (по желанию) -« А как найти площадь непрямоугольного треугольника?»

(надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два прямоугольных треугольника, площадь которых мы вычислить можем).

Окружающий мир

1.Стр.17-19 прочитать, ответить на вопросы (обязательная часть)

2.Творческая часть – в игре «Веришь - не веришь» было много новых сведений  о медицине Древнего  Египта, поэтому согласиться со мной, не владея информацией было достаточно трудно. Подготовьте сообщение   о  том, что вас больше всего заинтересовало и докажите правильность  этих высказываний с опорой на различные источники информации.

Слайд 18.  Спасибо за работу! Будьте здоровы!

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

-  использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л);

-смыслообразование (Л).

Список литературы и интернет-ресурсов:

1.Брун В., Макс Т. Медицина Древнего Египта. – М.: ЭКСМО, 1997.

2. Коростовцев М. Писцы древнего Египта. – Санкт-Петербург: "Нева", Летний сад, 2001.

3. Кубеев М. 100 великих чудес света. – М.: Вече, 2010.

4. Матье М.Э. День египетского мальчика. Историческая повесть. – М.: Дет. лит., 1975.

5.http://ru-egypt.com 

6.http://www.egyptolog.ru/ 

7.http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/DREVNI_EGIPET.html 

8. http://www.ancientciv.ru/?cat=4 

9.http://www.nashashcola.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Площадь прямоугольного треугольника.

Презентация к уроку с интерактивной доской....

Урок-презентация "Геометрия-правительница всех мыслительных изысканий. Площадь прямоугольного треугольника"

 Содержание представленного урока-презентации разработано с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы Л.Г. Петерсон и ориентировано на работу по ...

Урок мавтематики по программе "Школа 2000" по теме "Площадь прямоугольного треугольника", 4 класс.

Урок математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника". Автор учебника Л. Г. Петерсон. Урок составлен с использованием деятельностного подхода при сообщении нового материала. Урок со...

Урок математики "Площадь прямоугольного треугольника"

Материал содержит конспект урока математики  "Площадь прямоугольного треугольника" для 4 класса, интерактивное объяснение для урока....

Конспект урока по математике в 4 классе. Тема: Площадь прямоугольного треугольника.

УМК "Школа 2100".  Конспект урока по математике в 4 классе по учебнику Демидовой. Тема: Площадь прямоугольного треугольника. На уроке проводится работа с интерактивной доской TeamBoard...

урок математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника"

Урок математики в 4 классе по программе "Школа 2000".  Урок построен по  проблемно-диалогической технологии....

Понятие о площади прямоугольного треугольника

Урок математики в 3 классе, основанный на региональном компоненте...