- Организационный момент. Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята. - Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет, давайте немного повторим пройденный материал. На доске карточки с названиями времён года, которые надо расположить по порядку их и перевернуть. Получается поговорка: «Есть желание, путь найдется». - Актуализация опорных знаний.
А) Работа с таблицами на доске (экране). Слайд 2. - Проанализируйте зависимость между переменными х и у, назовите формулы.
(у = х * х) Заполните таблицу. - Рассмотрите следующую таблицу, сравните её с первой.
(Значения х равны, а значения у увеличились на 2) - Запишите формулу. Заполните таблицу. (у=х*х+2) - Что такое формулы? Слайд 3.
(Формулы – это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами) Б) Математическое лото. - Повторим математические формулы. Играем в математическое лото. (7 учеников до урока получили карточки на картоне. Каждая карточка состоит из двух частей – слева свой ответ, справа – вопрос для другого ученика. На обратной стороне карточек буквы. Первым начинает задавать вопрос тот ученик, у которого справа на карточке написан только вопрос. Другой ученик, у которого на карточке есть ответ на этот вопрос, встаёт и отвечает. Весь класс слушает и хлопает в ладоши в случае правильного ответа. Ответив, ученик читает вопрос с правой стороны своей карточки. Отвечает следующий ученик, карточка которого начинается с этого ответа. Так по цепочке играют до последнего ответа. Последним играет ученик, у которого на карточке слева есть только ответ, но нет следующего вопроса.)
| Формула деления с остатком. |
| a = b * с + r | Формула расстояния. |
| s = v * t | Формула периметра прямоугольника. |
| Р = (а + b) * 2 | Формула времени. |
| t = s : v | Формула периметра квадрата. |
| P = (a + a) * 2 | Формула объёма прямоугольного параллелепипеда. |
| V = a * b * c | Формула площади квадрата. |
| S = a * a | Формула скорости. |
| v = s : t | Формула периметра треугольника. |
| P = a + b + c | Формула площади прямоугольника. |
| S = a * b |
|
|
Слайд 4 (на доске появляются формулы). - Переверните карточки, какое слово получилось? (Треугольник) - Физминутка. Зарядка для глаз.
В) Рассмотрите таблицу. Слайд 5. - Распределите данные треугольники на 2 группы так, чтобы в каждой группе были похожие треугольники. - Распределите данные треугольники на 3 группы. (Равносторонние, равнобедренные; остроугольные, тупоугольные, прямоугольные). - Создание проблемной ситуации.
Рассмотрите фигуры. Слайд 6. - Как называются данные фигуры? (Квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник). -Для каждой фигуры запишите формулы нахождения площади. Дети самостоятельно записывают в тетрадях формулы. - Смогли ли вы полностью выполнить задание? Слайд 7. Sкв = а ∙ а Sпрям = а ∙ в Sтр = ? Сегодня мы с вами выведем формулу площади прямоугольного треугольника. Давайте подумаем, можно ли составить формулу площади прямоугольного треугольника? - Поиск решения проблемы. Работа в парах.
- На партах модель прямоугольника АВСД. - Измерьте стороны прямоугольника. (5 см и 4см). - Найдите площадь прямоугольника. (20 см2). - Проведите диагональ АС. - Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что получилось? - Что вы можете сказать по поводу этих треугольников? (Они равны). - Докажите, что треугольники равны. (Метод наложения). - Назовите углы, которые образует треугольник. - Какие это углы? Как ответить на данный вопрос? - Как вы назовете данные треугольники? (Прямоугольный). Работа по учебнику. С. 94, !. - Что нового узнали о прямоугольном треугольнике? (Две стороны, образующие прямой угол называются катетами, а третья – гипотенуза). - Имеют треугольники площадь? (да) - Как узнать площадь прямоугольного треугольника? (Дети должны сами найти решение: треугольник составляет половину прямоугольника; если площадь прямоугольника а ∙ в, то площадь прямоугольного треугольника равна (а ∙ в) : 2) - Подумайте, как нужно изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника? (Дети самостоятельно пишут в тетради) - Проверяем. Трое учеников выходят к доске и пишут свою формулу. Потом все обсуждают, кто написал верно. - Итак, площадь вашего прямоугольного треугольника зависит от площади прямоугольника. - Запишем на страничку-справочник формулу нахождения площади прямоугольного треугольника: Sтр = (а ∙ в) : 2 - Физкультминутка.
- Первичное закрепление.
Работа по учебнику. С. 95, № 6, ?, !. - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Слайд 8. - Найдите площадь прямоугольного треугольника. Слайд 9. Sтр = (5 ∙ 8) : 2 = 20 (см2)
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа по учебнику. С. 95, № 7. Задания под буквами а. б, в – обязательные для выполнения. Задания обозначенные точками по желанию. Во время работ слабоуспевающим детям помогают консультанты. - Рефлексия деятельности (итог урока).
- Может ли площадь прямоугольного треугольника, полученного при проведении диагонали в прямоуголь-нике, быть больше площади данного прямоугольника? (Нет). - В каком отношении находятся площади данных фигур? (Площадь прямоугольного треугольника равна половине значения произведения сторон, образующих прямой угол). - Составляем дерево успеха. Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой; Желтый листок – допустил неточность; Красный листок – надо постараться и успех будет!
- Домашнее задание. Слайд 10.
Учебник с. 95, № 9 (обязательн.), № 10 (по желанию)
| Цель: включение учащихся в деятель-ность на личностно-значимом уровне. Активные методы.
Цель: повторение изученного матери-ала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруд-нений в индиви-дуальной деятель-ности каждого учащегося.
Игра «Математическое лото» проходит в быстром темпе, т.к. материал детям хорошо известен. Такая работа позволяет прекрасно формировать математическую речь. Тем более это важно в конце 4 класса при переходе в среднюю школу.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Технология проблемно–диалогического обучения.
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
Метод рефлексии.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Технология разноуровнего обучения.
Технология тьюторства.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельнос-ти, самооценка резу-льтатов деятельнос-ти своей и всего класса.
Метод рефлексии.
Технология разноуровнего обучения. |