Технологическая карта урока «Части слова. Корень»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "2100", Бунеевы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык 2 класс - авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Тема: «Части слова. Корень»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах,
распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный
запас детей.
Развивающие: развивать наблюдательность, память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Планируемые результаты урока:
Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;
Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;
Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
Сформируются начальные формы рефлексии;
Сформируется базовый уровень умений:
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
- Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Представлять информацию в виде схемы.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
Личностные:
- Выполнять правила этикета.
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска, презентация к уроку, учебник «Русский язык» авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, рабочая тетрадь Н.А. Исаева.
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
І Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте. | Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку. | Приветствуют учителя стоя. Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль. | Личностные Регулятивные |
II Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116. – Чему удивился Петя Зайцев? – Что такое корень? (Подземная часть растения.) – Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.) – Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.) – Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.) | Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения. Выясняет, что дети знают по теме урока.
Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. | Открывают тетради. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают собственное мнение. Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания. | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные |
III Формулирование проблемы, планирование деятельности | – Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план: 1. Что такое корень слова? 2. Однокоренные слова. 3. Значение корня. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. | Формулируют тему урока, составляют общий план работы. Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение. | Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
IV Развитие умений – применение знаний | 1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня Работа на доске. Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. (Е. Измайлов) – Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.) – Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.) – Выделите корень значком. – Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – Стало много новых слов. – Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) – Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.) – Проведём маленький эксперимент (опыт). – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? – Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.) – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? (Без корня.) – Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.) – Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.) – Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.) – У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. – В корне заключён общий смысл однокоренных слов. – От него образуются («растут») другие слова. Учитель может добавить: – Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.) – Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117. – Что для вас было новым? Непонятным? 2. Работа по учебнику Упр. 116 – Какая общая часть есть у этих слов? – Что общего у них в значении? – С каким словом они все связаны? Докажите это. – Какой корень «посадили» здесь? Упр. 117 3. Работа в Рабочей тетради Задание № 2, тема 9. – Назовите проверочное слово к слову л…пить. – Какую букву нужно написать в этом слове? – Какие слова являются проверочными для слова? – Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными? (Лепка, лепится.) 4. Работа в группах – Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет I группе – слово лес; II группе – слово дом. Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен. 5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок. Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь. Выявляет имеющиеся знания. Побуждает к самостоятельным действиям. Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов. Тренирует детей в выделении корня слова. Побуждает к высказыванию собственного мнения. Побуждает к самоконтролю. Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности. Развивает умение находить проверочные слова Организует работу в микрогруппах. Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов. Побуждает обучающегося к проведению самоанализа. Побуждает к высказыванию собственного мнения. Закрепляет умение делать вывод. | Наблюдают за работой на доске. Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь. Тактично высказывают собственное мнение. Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы, с использованием филологических терминов. Самостоятельно сравнивают свой вывод с источником информации (учебником). Находят в тексте информацию, понятие Подбирают проверочные слова, опираясь на ранее полученные знания. Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным. Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями. Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы. Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение. Делают общий вывод. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные |
VI Рефлексия учебной деятельности | – Найдите правильное определение корня. Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов». Буратино: «Корень – это главная часть предложения». Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Организует самостоятельную работу по нахождению нужной информации. Побуждает к умозаключениям по теме урока. Побуждает к анализу урока, к самоанализу. | Высказывают собственное мнение Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке | Познавательные Регулятивные Личностные |
VІI Домашнее задание | 1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради. 2. Упр. 100 («Дидактический материал»). П. Придумайте сказку про корень. (По желанию.) | Организует и контролирует запись Д/З | Самостоятельно записывают Д/З в дневник | Регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Родственные слова. Корень слова" 2 класс
Представлена технологическая карта урока с использованием карточек и интерактивных заданий онлайн-платформы Учи.ру...
Конспект урока русского языка. Тема урока "Части слова Корень"- 2 класс
Урок разработан в соответствии с требованиямиФГОС...
Технологическая карта урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель деятельности учителя:формирование понятия, представления о корне слова и однокоренных словах; совершенствование умения определять корень слова и распознавать и подбирать однокоренные слова.Задачи...
Технологическая карта урока русского языка «Корень как часть слова», УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс
Цель урока: формирование представления у обучающихся о понятии «корень слова».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с ролью морфемы «корень»...
Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс
laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова....
Технологическая карта урока русского языка "Корень как общая часть родственных слов" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о корне как общей части родственных слов.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мягко...