Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

По программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 4

Тема урока: Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

Цели урока: познакомить с задачами на нахождение неизвестного по двум разностям; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- учащиеся научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям;

- читать равенства, используя математическую терминологию;

- выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними;

- выполнять задания творческого и поискового характера.

Личностные: 

- контролировать и оценивать результаты своей работы.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник - математика 4 класс, 2 часть, М. И. Моро. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I.Организационный момент.
Словесный: слово учителя

II.Актуализация знаний

Словесный: устные решения

Практический: выполнение задания.

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

1. Устный счет Игра «Молчанка»

(Учитель показывает пропуск, учащиеся — карточку с ответом.)

1700 см2 = □ дм2                        5м75см =  □ см

9 м 3 дм = □ см                          40 дм2 =   □ см2

8мин20с =  □ с                         10т □  кг =10200кг

47 ц = □ кг                                3000 см = □ м

20 мин 30 с = □ с                       60 000 м = □ км

2. Работа над задачами

•  Для детского сада купили 15 кукол, по 40 руб. каждая. Сколько стоят все куклы? (40 • 15 = 600(руб.).)

•   90 кроликов рассадили в 6 клеток поровну. Сколько кроликов посадили в каждую клетку? (90: 6= 15(к.).)

•   Пароход двигается со средней скоростью 50 км/ч. За какое время он проплывет 300 км? (300:50 = 6 (ч).)

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Слушать

Анализировать

Решать

Отвечать на вопросы

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

III.Постановка и решение  учебной задачи 
Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполнение задания.

 (К доске выходят два ученика. Учитель выдает им символические монеты на покупку тетрадей: первому ученику — 21 руб., второму- 15 руб.)

—  Посчитайте, сколько тетрадей сможет купить каждый из вас, если тетрадь стоит 3 руб. (7тетрадей и 5тетрадей.)

—  Как узнать, у кого из ребят больше тетрадей и на сколько? (Из большего числа вычесть меньшее: 7—5 = 2 (т.).)

—  Как узнать, на сколько больше на тетради потратил второй ученик? (21 -15 = 6 (руб.).)

—  Сделаем схематический чертеж к задаче.

—  Почему второй ученик потратил на 6 руб. больше? (Он купил на 2 тетради больше. Одна тетрадь стоит 3руб., 3*2 = = (6 руб.).)

—  А как, зная разницу в стоимости и в количестве товара, узнать цену? (Разницу в стоимости разделить на разницу в количестве.)

—  Как вы думаете, это правило можно применять только при решении задач с понятиями «цена», «количество», «стоимость» или и при решении других задач тоже? (Ответы детей.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться со способом решения задач нового вида.)

Работа по учебнику

№169 (с. 46).

—  Прочитайте задачу 1.

—  Сделайте схематический чертеж к задаче. (Один ученик работает у доски.)

—  Что следует из того, что в одном куске было на 4 м ткани больше и из него сшили на 2 плаща больше? (Значит, на 2 плаща пошло 4м ткани.)

—  Что мы теперь можем найти? (Сколько метров ткани пошло на один плащ.)

—  Решите задачу.

(Один ученик работает у доски.)

Решение

1) 4 : 2 = 2 (м) - ткани израсходовали на один плащ;

2) 2 • 6 = 12 (м) - ткани израсходовали на 6 плащей.

 Ответ: на один плащ израсходовали 2 м ткани, а на 6 плащей — 12 м ткани.

—  Прочитайте задачу 2.

—  Чем похожи эти задачи? (Условием.)

—  Чем отличаются? (Есть дополнительные данные — длина кусков.)

—  Как узнать разность в длине кусков?

—  Что можно узнать потом?

—  Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)

Решение

1) (10 — 6): 2 = 2 (м) — ткани израсходовали на один плащ;

2)2*8= 16 (м).

Ответ: на 8 плащей израсходовали 16 м ткани.

—  Сравните решения этих задач. (Во второй задаче на одно действие больше, которым находим, на сколько метров в первом куске ткани больше, чем во втором.)

(Самооценка.)

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Анализировать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: 

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: самостоятельно определять тему, круг задач, отвечать на вопросы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

IV.Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа у доски

№170 (с. 46).

—  Прочитайте задачу. Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)

—  Выполните чертеж и решите задачу самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)

Физкультминутка

Отвечать на вопросы

Анализировать

Выполнять задание

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

V.Закрепление изученного материала

Словесный: диалог

Практический: выполнение задания

Работа по учебнику

№172 (с. 46). (Устное выполнение.)

№171 (с. 46).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Самопроверка по образцу, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 46 - ребус).)

Выполнять задание

Анализировать

Отвечать на вопросы

П: строить речевое высказывание П:формулировать проблему, и как он ее будет решать,создавать собственные способы решения

VI.Домашнее задание

Учебник: № 173 (с. 46).

Записывать дом. задание

VII.Итог урока. VIII.Рефлексия.

Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 46). Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)

Решение

1) 314 • 21 = 6594 (ц) - собрали с одного участка;

2) 345 • 24 = 8280 (ц) - собрали со второго участка;

3) 6594 + 8280 = 14 874 (ц).

Ответ: с двух участков собрали 14 874 ц пшеницы.

-  Оцените свою работу на уроке.

 Подведение итогов урока

-  Какие задачи вы научились решать сегодня на уроке?

-  Как они называются?

-  Какие вычислительные приемы мы закрепили?

-  Какое задание вам больше всего запомнилось?

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям с использованием графической модели задачи

Составление графической модели задачи помогает детям логически грамотно вести рассуждения, помогает видеть зависимость между искомым и данными задачи, смоделировать схему анализа задачи, грамотно проа...

Математика 4 кл Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям...

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

Презентация  к уроку математики для 4 класса по теме " Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям"...

конспект урока "Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям"

конспект  и презентация к уроку в 4 классе по программе "Школа России"...

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.4 класс.

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.4 класс....