Основные этапы урока Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы обучения | Содержание урока | Прогнозируемый результат |
- Организационный этап.
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
| Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Формулирует правила поведения на уроке и аргументирует их. | Фронтальный метод | -Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным. Давайте прочитаем слова, записанные на доске:
Пусть суровые ветры нам дуют в лицо, Все пути нам, ребята, открыты, Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям, Мы – искатели, мы – следопыты.
-Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? ( Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.) -Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.
| Создание условий для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Личностные: - проявлять интерес к математике; -осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
|
Организует фронтальную работу
| Устный счет. 1)Работают с числами на доске
Формулирует собственное мнение и аргументирует его. | Фронтальный метод
| Посмотрите на доску 109, 901, 910, 190, -О чем говорит цифра «0»в этих числах? (Об отсутствии какого-то разряда.) -Назовите наибольшее число. (910.) Что обозначает цифра 0 в этом числе? -Назовите предыдущее для него число.(909) Последующее. (911) -Назовите самое маленькое число.(109) Что обозначает цифра 0 в этом числе? -Назовите разрядный состав этого числа. ( 1 сотня, 0 десятков, 9единиц.) -Назовите предыдущее для него число? (108) -Как связано это число с Юрием Гагариным? (первый полет длился 108 минут) | Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Владение общими приёмами выполнения заданий. Познавательные: – проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению); – выделять в явлениях несколько признаков |
Цель: развитие умения находить ответы на поставленные вопросы.
Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия. Цель: повторить устные приемы вычислений
| Организует индивидуальную работу с помощью системы «Прокласс» Организует работу для совершенствования навыков устных приемов вычисления
Проводит инструктаж при работе работу с помощью системы «Прокласс»
| Готовят пульты к работе. Упражнения в устных приемах сложения,вычитания, умножения и деленияю
Ученик выполняет учебное действие Осуществляет взаимоконтроль.
| Индивидуальная работа | Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Проверяем оборудование и вашу подготовку Работа по презентации (см.приложение) Итог работы по таблице с помощью системы «Прокласс» | Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия. Проверка правильности выполнения задания .
Коммуникативные: – принимать участие в работе с использованием ИКТ; – понимать необходимость использования правил вежливости; – использовать простые речевые средства.
|
Коррегирующая гимнастика для глаз Цель: укрепление глазных мышц и снятия усталости. | Организует выполнение гимнастики | Выполняет упражнения коррегирующей гимнастики. |
Фронтальный метод
| «Палец двоится» « Письмо носом» | Облегчает работу на близком расстоянии Снижает напряжение в области глаз.
|
3.Целеполагание. Цель: подведение детей к формулированию темы урока.
| Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
| Учитывает степень сложности задания и определяет для себя
возможность/невозможность его выполнения.
Формулирует тему урока. Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ. |
Фронтальный метод
| Ваши тетради сегодня превращаются в бортовые журналы. Запишите число. Классная работа. На нашем пульте управления загорелась красная лампочка. Это значит, что нас просят о помощи. Приземляемся. Стало известно, что к ближайшей от нас планете приближаются астероиды. Чтобы изменить траекторию их полета нам нужно решить примеры
500-200= 420+70= 340-30= 345+452=? -С какой проблемой мы встретились? (Не известен алгоритм сложения трехзначных чисел.) - Какова тема нашего урока? (Письменное сложение трехзначных чисел. -Чему мы будем учиться на уроке ? (Будем учиться строить алгоритм сложения трехзначных чисел или уточним этот алгоритм.)
| Выявление и вербальное фиксирование причины затруднения на основе, которой учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. Предметные: - создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа. -складывать числа используя устные приемы сложения Познавательные: – строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; – выделять несколько существенных признаков объектов. Выявление и вербальное фиксирование причины затруднения на основе, которой учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. Предметные: - создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового материала. Познавательные: – строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; – выделять несколько существенных признаков объектов.
|
4. Этап открытия нового знания. Цель: усвоение обучающимися новых знаний.
Составить алгоритм сложения трехзначных чисел. Учить учащихся складывать трехзначные числа по алгоритму с комментированием | Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Контролирует работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.
| Осуществляет самоконтроль: соотносит собственную запись с предложенным вариантом.
Оценивает свою работу.
Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.
Ищет и выделяет необходимую информацию на основе иллюстрации и образца. | Фронтальный метод Побуждающ. диалог | -Посмотрите на доску -_Чем похожи и чем отличаются эти примеры -Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм? (По аналогии с алгоритмом сложения двухзначных чисел.) -Как будем записывать трехзначные числа в столбик? (Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) Это первый шаг. -Как будем вести сложение? ( Так же по разрядам.) - 2-й шаг – складываем единицы…
- 3-й шаг – складываем десятки…
- 4-й шаг – складываем сотни…
- 5-й шаг – читаем ответ.
-Повторите ещё раз алгоритм сложения трехзначных чисел. (Одновременно выставляются карточки-помощники( шаги алгоритма) на доске.)
-Откройте учебник на с. 59. прочитайте вывод , данный в учебнике. Сравните его с выводом, который мы составили сами. (Они одинаковы.) -Итак, значит мы с вами вывели правильный алгоритм. | Учащиеся преодолевают возникшие трудности с помощью учителя. Предметные: - создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа. -складывать числа используя устные приемы сложения -составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел Познавательные: – выделять несколько существенных признаков объектов; – под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
|
Физминутка Цель: восстановление физических и духовных сил | Организует выполнение физминутки. | Выполняет упражнение. |
| А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и полезным. -Раз, два, три, четыре- В космос мы лететь решили! Чтобы в космос полететь, Нужно многое уметь! Вправо, влево наклонись И нисколько не ленись! Руки вверх, вперед и вниз. Космонавтом становись! |
Улучшает внимание, координацию движений
|
Закрепление (работа по учебнику) Цель: научить применять новый алгоритм
| Контролирует работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение. | Осуществляет взаимоконтроль.
Оценивает свою работу
Строит логическую цепь рассуждений.
Устанавливает закономерность.
Формулирует собственное мнение и аргументирует его. | Индивидуальный метод,работа в парах, взаимопроверка. | Какое открытие мы с вами сделали? Как выполнять письменное сложение трехзначных чисел? Пользуясь выведенным алгоритмом, выполним остальные расчеты ученых по заданию №2 учебника. Работаем с комментированием. (Один ученик у доски.) Два последних примера – самостоятельно . (Взаимопроверка.)
| Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Проверка правильности выполнения задания . Предметные: -складывать числа используя устные приемы сложения -составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел
Регулятивные: -оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; –принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
|
5.Закрепление изученного материала Цель: закрепить умение правильно применять новый алгоритм сложения трехзначных чисел
| Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организует индивидуальную работу для закрепления знаний состава чисел. | Работа на индивидуальных карточках. Учитывает степень сложности задания и определяет для себя возможность/невозможность его выполнения.
Осуществляет самоконтроль: соотносит собственную запись с предложенным вариантом.
Оценивает свою работу. | Фронтальный метод,побуждающий диалог
| - И, наконец, последние расчеты ученых . У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания трех уровней: уровень «А» легкий, уровень «Б» средний по трудности и уровень «В» - сложный. Вы можете выбрать, задания какого уровня вы будете выполнять. Можно решить задания и двух уровней. (Дети выбирают задания и выполняют их.)
| Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия. Предметные: --складывать числа используя устные приемы сложения -составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел Регулятивные: -оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; –принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. – воспринимать различные точки зрения; – воспринимать мнение других людей о математических явлениях; – понимать необходимость использования правил вежливости; – использовать простые речевые средства. |
6. Включение нового знания в систему знаний . Цель: закрепить умение правильно применять новый алгоритм сложения трехзначных чисел
| Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организует индивидуальную работу для закрепления знаний состава чисел |
| Фронтальный метод,побуждающий диалог
| Мы пролетели большую часть пути. Нас просят приземлиться на планету роботов, где вышел из строя главный робот. Чтобы он заработал мы должны выяснить , хватит ли ему деталей для ремонта. - Прочитайте задачи на карточках.
Задача № 1. В первый день для ремонта робота на планету доставили 250 деталей, а во второй день в 3 раза больше. На сколько больше деталей доставили во второй день, чем в первый? Задача № 2. В первый день для ремонта робота на планету доставили 254 детали, а во второй день на 167 детали больше. Сколько всего деталей доставили на планету за два дня ? -Выберите ту задачу, для решения которой мы будем использовать новый алгоритм сложения трехзначных чисел. (Задача № 2.)
-О чем говорится в задаче? -Что известно в задаче? -Какой вопрос? -Какие слова для краткой записи нужно взять? -Что для этого надо знать? -Все ли нам для этого известно? -Можем узнать? -Как? -Как узнать сколько всего деталей доставили на планету? -Запишите решение задачи самостоятельно. Сложение выполните письменно. (Один ученик работает у доски.)
- 254
+ 167 421 (д.) доставили во второй день.
- 421
+ 254 675 (д.) Ответ: всего на планету доставили 675 деталей.
-Мы узнали, сколько привезли деталей, но не знаем, сколько необходимо роботу для ремонта. Чтобы узнать это число, давайте решим уравнение: Х - 347 = 272 Х = 272 + 347 Х= 619 - Хватит ли роботу доставленных деталей? (Да.)
| Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия. Предметные: --складывать числа используя устные приемы сложения -составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел -находить неизвестный компонент, используя связь компонентов при сложении и вычитании Регулятивные: -оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; –принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. – воспринимать различные точки зрения; – воспринимать мнение других людей о математических явлениях; – понимать необходимость использования правил вежливости; – использовать простые речевые средства. |
7. Самооценка. Рефлексия. Подвести итог проделанной работе на уроке. Цель: контроль действий.
| Оказывает помощь при формулировании вывода по изученной теме. | Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ. Оценивает свою работу на уроке с помощью опорных слов | Фронтальный метод | Оцените свою работу на уроке Закончи предложение: - Сегодня на занятии я узнал … - Сегодня на занятии я вспомнил … - Сегодня на занятии я научился … - Сегодня на занятии мы делали …- Мне это пригодится … - Мне понравилось … | Анализ работы на уроке. Регулятивные: – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя ; – принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
|