Решение задач на движение в противоположных направлениях
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Математика 4 класс
Тема урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях».
Цели урока: развивать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся моделировать с помощью чертежей и решать задачи на движение в противоположных направлениях; составлять и решать обратные задачи; применять полученные знания для решения задач; определять порядок действий в сложных выражениях.
Метапредметные:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, уметь работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, умение оценивать материал, уважительное отношение к собеседнику.
Оборудование: М. И. Моро «Математика. 4 класс (ч. 2)», «Рабочая тетрадь (ч. 2)», проектор, презентация «Решение задач на движение в противоположных направлениях», маршрутные листы, карточки с задачами (дифференцированный подход), цветные карандаши.
Форма урока: комбинированный.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
- Добрый день! Добрый час! Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели!
Руки – на месте! Ноги – на месте! Локти – на парте! Спина – прямая!
- Сегодня мы отправляемся в путешествие к вершине Знаний. Сегодня на уроке понадобятся все ваши знания и умения, чтобы справиться с возможными препятствиями, которые могут встретиться на нашем пути. Нам нужно будет их преодолеть всем вместе, поэтому я прошу быть внимательными, доброжелательными друг к другу. Помимо того, что мы будем продвигаться вперёд, будем заполнять маршрутный лист. Для того чтобы получить маршрутный лист, нужно расшифровать слово, решив примеры. В них вы будете отмечать свои успехи с помощью цвета: зеленый – все отлично, желтый – все хорошо, красный – надо постараться. Все готовы? Тогда в путь!
2. Актуализация знаний
1. Устный счет «Цепочка» (слайд).
2. Математический диктант.
– Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок. Нужно расшифровать ключевое слово урока, выполнив задания. (Учащиеся находят зашифрованное слово)
320 уменьшить в 8 раз. (40)
Найдите произведение чисел 250 и 10. (2500)
Частное чисел 900 и 9? (100)
Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение. (2400)
Делимое 450, делитель 5. Найдите частное. (90)
Найдите разность чисел 500 и 8. (492)
Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890)
70 увеличить в 8 раз (560)
-Каждому числу соответствует буква. Распределите ответы по возрастанию.
- Какое слово у вас получилось? (слайд) Д В И Ж Е Н И Е
- Какое умение мы сейчас отрабатывали?
- В маршрутных листах отметьте собственные успехи цветом.
2. Постановка проблемы.
- Ключевое слово сегодня на уроке? - Движение.
- Что такое движение? (Это перемещение какого-либо объекта на определенное расстояние)
- Все вокруг движется. Цветок растет. Капля воды то поднимается вверх в виде пара, то падает вниз в виде снежинки. Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца. Когда с этим понятием мы встречались на уроке математики?
- Итак, сегодня речь пойдёт о задачах. Ребята, вы любите решать задачи? Эпиграфом нашего урока будут слова известного математика Джоржда Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (слайд)
Учитель: Ребята, вам знакомы эти схемы?
Ученики: Такие схемы мы делаем, когда решаем задачи на движение.
Учитель: Посмотрите, чем они отличаются?
Ученики: На первой движение навстречу друг другу, а на второй в разные стороны.
Учитель: Да, ребята, вы правы. Сегодня мы продолжим работу над задачами на движение и научимся решать задачи на движение в противоположном направлении. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте проговаривать, чтобы не допустить ошибки.
- Решали мы такие задачи, умеем?
- Сформулируйте тему урока.
- Сегодня мы научимся решать задачи на движение в противоположных направлениях.
3 . Постановка цели и задач урока:
- Какие цели мы сегодня поставим?
- Какие знания и умения необходимы для успешного решения задач?
1. Уметь правильно выбирать арифметические действия, при возможности используя формулы.
2. Быстро и безошибочно производить вычисления
- Что мы для этого должны знать (формулы). Повторим.
4. Повторение взаимосвязи между величинами скорость, время, расстояние.
1) С помощью чего мы можем показать связь величин: скорость, время, расстояние? (с помощью формул)
2) Фронтальная работа
- На какие группы можно разделить эти величины?
Дети: скорость, время, расстояние.
- Распределите по столбикам оставшиеся величины. Проверка по слайду.
3. Изучение нового материала.
1. Самоопределение к деятельности.
- Обратимся к задаче (слайд).
- Из поселка в противоположные направления выехали одновременно два автомобиля. Скорость первого 60 км/ч, скорость второго 50км/. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
- Что известно? Что нужно найти?
- Посмотрим, как двигаются автомобили
- Мы с вами решали задачи на встречное движение, что мы находили?
- Да, скорость сближения. А теперь, что происходит?
- Что мы должны сделать? Как будем решать задачу?
60+50 = 110 (км/ч) – скорость удаления
110*2 = 220 (км) – расстояние
Ответ: расстояние 220 километров.
2) Работа с учебником. Решение взаимообратных задач СТР. 33 №125
4.Физкультминутка. «Четыре стихии»
«Воздух» - прыжки. «Вода» - руки в стороны. «Огонь» - руки вверх. «Земля» - присели.
5.Закрепление изученного материала.
1) Решение задач по «Рабочей тетради» с. 35 № 29 (работа в паре)
2) Решение задач по карточкам. Дифференцированный подход.
На выбор предлагаю карточки: синяя - средний уровень, зеленая – высокий.
3) Мини-исследование (работа в группах).
- Сравните скорость полёта птиц. Расположите птиц в возрастающей последовательности (слайды)
6. Рефлексия. «Проверь себя» с. 33.
1) Самопроверка по образцу Ответы: 5405, 3050
-В маршрутных листах отметьте собственные успехи цветом.
2)- Какую цель мы сегодня перед собой ставили? Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать? (слайд)
Сегодня на уроке:
я научился…
было интересно …
было трудно…
могу похвалить одноклассников за…
свой результат могу оценить как…
3) Самооценка.
- А сейчас оцените свое участие на уроке. Что говорят вам ваши маршрутные листы? Кто достиг вершины Знаний? Кто пока в пути?
7. Итог урока.
- Какие задачи научились решать? Как называют общую скорость при движении в противоположном направлении? Что было самым трудным на уроке? Где я могу применить полученные знания и умения?
Домашнее задание:
1. Стр. 33 № 128
2. Творческое задание: Составьте и запишите задачи на движение в противоположном направлении. Самые интересные задачи мы решим в классе на следующем уроке.
Оценивание.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях».
Цели урока: развивать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся моделировать с помощью чертежей и решать задачи на движение в противоположных направлениях; составлять и решать обратные задачи; применять полученные знания для решения задач; определять порядок действий в сложных выражениях.
Метапредметные:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, уметь работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, умение оценивать материал, уважительное отношение к собеседнику.
Оборудование: М. И. Моро «Математика. 4 класс (ч. 2)», «Рабочая тетрадь (ч. 2)», проектор, презентация «Решение задач на движение в противоположных направлениях», маршрутные листы, карточки с задачами (дифференцированный подход), цветные карандаши.
Форма урока: комбинированный.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
- Добрый день! Добрый час! Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели!
Руки – на месте! Ноги – на месте! Локти – на парте! Спина – прямая!
- Сегодня мы отправляемся в путешествие к вершине Знаний. Сегодня на уроке понадобятся все ваши знания и умения, чтобы справиться с возможными препятствиями, которые могут встретиться на нашем пути. Нам нужно будет их преодолеть всем вместе, поэтому я прошу быть внимательными, доброжелательными друг к другу. Помимо того, что мы будем продвигаться вперёд, будем заполнять маршрутный лист. Для того чтобы получить маршрутный лист, нужно расшифровать слово, решив примеры. В них вы будете отмечать свои успехи с помощью цвета: зеленый – все отлично, желтый – все хорошо, красный – надо постараться. Все готовы? Тогда в путь!
2. Актуализация знаний
1. Устный счет «Цепочка» (слайд).
2. Математический диктант.
– Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок. Нужно расшифровать ключевое слово урока, выполнив задания. (Учащиеся находят зашифрованное слово)
320 уменьшить в 8 раз. (40)
Найдите произведение чисел 250 и 10. (2500)
Частное чисел 900 и 9? (100)
Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение. (2400)
Делимое 450, делитель 5. Найдите частное. (90)
Найдите разность чисел 500 и 8. (492)
Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890)
70 увеличить в 8 раз (560)
-Каждому числу соответствует буква. Распределите ответы по возрастанию.
- Какое слово у вас получилось? (слайд) Д В И Ж Е Н И Е
- Какое умение мы сейчас отрабатывали?
- В маршрутных листах отметьте собственные успехи цветом.
2. Постановка проблемы.
- Ключевое слово сегодня на уроке? - Движение.
- Что такое движение? (Это перемещение какого-либо объекта на определенное расстояние)
- Все вокруг движется. Цветок растет. Капля воды то поднимается вверх в виде пара, то падает вниз в виде снежинки. Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца. Когда с этим понятием мы встречались на уроке математики?
- Итак, сегодня речь пойдёт о задачах. Ребята, вы любите решать задачи? Эпиграфом нашего урока будут слова известного математика Джоржда Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (слайд)
Учитель: Ребята, вам знакомы эти схемы?
Ученики: Такие схемы мы делаем, когда решаем задачи на движение.
Учитель: Посмотрите, чем они отличаются?
Ученики: На первой движение навстречу друг другу, а на второй в разные стороны.
Учитель: Да, ребята, вы правы. Сегодня мы продолжим работу над задачами на движение и научимся решать задачи на движение в противоположном направлении. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте проговаривать, чтобы не допустить ошибки.
- Решали мы такие задачи, умеем?
- Сформулируйте тему урока.
- Сегодня мы научимся решать задачи на движение в противоположных направлениях.
3 . Постановка цели и задач урока:
- Какие цели мы сегодня поставим?
- Какие знания и умения необходимы для успешного решения задач?
1. Уметь правильно выбирать арифметические действия, при возможности используя формулы.
2. Быстро и безошибочно производить вычисления
- Что мы для этого должны знать (формулы). Повторим.
4. Повторение взаимосвязи между величинами скорость, время, расстояние.
1) С помощью чего мы можем показать связь величин: скорость, время, расстояние? (с помощью формул)
2) Фронтальная работа
- На какие группы можно разделить эти величины?
Дети: скорость, время, расстояние.
- Распределите по столбикам оставшиеся величины. Проверка по слайду.
3. Изучение нового материала.
1. Самоопределение к деятельности.
- Обратимся к задаче (слайд).
- Из поселка в противоположные направления выехали одновременно два автомобиля. Скорость первого 60 км/ч, скорость второго 50км/. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
- Что известно? Что нужно найти?
- Посмотрим, как двигаются автомобили
- Мы с вами решали задачи на встречное движение, что мы находили?
- Да, скорость сближения. А теперь, что происходит?
- Что мы должны сделать? Как будем решать задачу?
60+50 = 110 (км/ч) – скорость удаления
110*2 = 220 (км) – расстояние
Ответ: расстояние 220 километров.
2) Работа с учебником. Решение взаимообратных задач СТР. 33 №125
4.Физкультминутка. «Четыре стихии»
«Воздух» - прыжки. «Вода» - руки в стороны. «Огонь» - руки вверх. «Земля» - присели.
5.Закрепление изученного материала.
1) Решение задач по «Рабочей тетради» с. 35 № 29 (работа в паре)
2) Решение задач по карточкам. Дифференцированный подход.
На выбор предлагаю карточки: синяя - средний уровень, зеленая – высокий.
3) Мини-исследование (работа в группах).
- Сравните скорость полёта птиц. Расположите птиц в возрастающей последовательности (слайды)
6. Рефлексия. «Проверь себя» с. 33.
1) Самопроверка по образцу Ответы: 5405, 3050
-В маршрутных листах отметьте собственные успехи цветом.
2)- Какую цель мы сегодня перед собой ставили? Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать? (слайд)
Сегодня на уроке:
я научился…
было интересно …
было трудно…
могу похвалить одноклассников за…
свой результат могу оценить как…
3) Самооценка.
- А сейчас оцените свое участие на уроке. Что говорят вам ваши маршрутные листы? Кто достиг вершины Знаний? Кто пока в пути?
7. Итог урока.
- Какие задачи научились решать? Как называют общую скорость при движении в противоположном направлении? Что было самым трудным на уроке? Где я могу применить полученные знания и умения?
Домашнее задание:
1. Стр. 33 № 128
2. Творческое задание: Составьте и запишите задачи на движение в противоположном направлении. Самые интересные задачи мы решим в классе на следующем уроке.
Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...
урок математики 4 класс специализированного (коррекционного) класса VII вида "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
данный урок был дан в 4 коррекционном классе 7 вида в МБОУСОШ № 17 г. Смоленска Ошметковой Н.В.. Также этот урок был опубликован в "сборнике уроков и статей"....
Урок математики на тему: "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
Урок математики в 4 классе по программе "Школа России"...
«Решение задач на движение в противоположных направлениях»
Решение задач на движение в противоположных направлениях...
План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
На уроке ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами, где и познакомятся с задачами на движение в противоположных направлениях. Презентацию к ур...
Урок по математике в 4 классе "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
Данный урок был проведен в 4 классе для закрепления темы"Решение задач на движение в противоположных направлениях"...
Решение задач на движение в противоположных направлениях.
На этом уроке мы рассмотрим решение задач на движение в противоположных направлениях. Решим три задачи на нахождение скорости, времени и расстояния, по условиям которых ...