Тема: «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Проект урока математики УМК «Школа 2100» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_po_kursam.docx | 55.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно-деятельностный подход на уроке математики
тема «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями»
(УМК «Школа 2100», 4 класс)
Выполнила: Сергеева И. В.
учитель начальных классов МБОУ«ООШ №1 г. Новокузнецк»
слушатель группы 18-1
Проверила: Демчук Н.А.
к.п.н., доцент кафедры начального
и дополнительного образования
МАОУ ДПО ИПК
Новокузнецк, 2015 г.
Содержание
№ п/п | Раздел | страница |
Введение | 3-4 | |
Разработка урока математики по теме: «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» | 4-13 | |
Заключение | 14 | |
Список литературы | 15 |
I.Введение
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным общеобразовательным стандартам (ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
В основе ФГОС начального образования лежит системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход - это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Системно-деятельностный подход на уроке проявляется:
а) в организации работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи - к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний;
б) в целенаправленной организации речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.
В результате изучения курса « Математика» учащиеся 4 класса на ступени начального общего образования научатся:
- использовать начальные математические знания для оценки количественных и пространственных отношений;
- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
- приобретут в ходе работы умения составлять и заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся 4 класса должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности.
Выбрала тему по математике «Сравнение дробей с одинаковым числителем и разным знаменателем» потому что считаю, что на этом уроке есть возможность показать способы формирования универсальных учебных действий в рамках системно-деятельностного подхода.
II. Основная часть
Проект урока математики УМК «Школа 2100» 4 класс
Тема: «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями»
Цели:
- создание условий для овладения способа сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями; совершенствование вычислительных навыков;
- развитие умения применять алгоритм сравнения и опорных схем на практике;
- формирование коммуникативной культуры, умение работать в группе, паре, вести диалог.
Средства обучения: учебник, карточки с заданием для работы в группе, разноуровневые карточки с домашним заданием, слайдовая презентация, схема, компьютер, проектор и экран.
Ход урока
- Организационный момент
(Подготовка учащихся к уроку. Эмоциональный настрой).
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
- Мотивация обучения
2.1 Просмотр фрагмента мультфильма
Просмотр отрывка из мультфильма, снятого по мотивам одноимённой книги Лии Гераскиной , «В стране невыученных уроков» эпизод выполнения домашнего задания Витей Перестукиным).
2.2 Беседа по просмотренному фрагменту
- Кто из вас узнал, что это за мультфильм? (« В стране невыученных уроков»)
- А правильно ли Витя решил задачу? (нет, не может получиться полтора землекопа)
- Что случилось с Витей в этом мультфильме дальше? (попал в волшебную страну, где главные герои школьные принадлежности, путешествовал по этой стране и исправлял свои ошибки).
- А вы хотели бы быть похожими на Витю? (нет, он бездельник, лентяй, не хотел учиться, мало знал).
- А чтобы не быть такими же как Витя, что нужно делать? (внимательно слушать учителя и друг друга, выполнять все задания, контролировать себя, стараться узнать самим что-либо новое)
- Я очень рада таким ответам, а нас сегодня ждёт много открытий.
III. Актуализация знаний
3.1 Работа в парах
Устный счёт «Кто быстрее?» (слайд №1 «план работы»)
- распределить выражения между собой
- решить выражения устно и записать ответы в тетради
- сделать взаимопроверку
- распределить ответы в порядке убывания
- расшифровать слово
Р ? : 8+13:4*8=40 Д ?-12:9*5+7=42 О ?-8:4*3:6=4
И ?+72:7*3-8=13 Б ?+25:6*9-26=46
- Проверка задания на экране (слайд №2)
Получилось слово « Дроби».
- У кого получилось такое же слово, поставьте на полях «+».
3.3 Беседа
- Ребята, а кто вспомнит, что такое дробь? (это одна или несколько долей от целого)
- Прочитайте дроби (слайд №3) :
3 5 7 5 4 6 2 6
8 12 8 6 9 14 9 23
- Что показывает число над чертой? Как называется?( числитель, он показывает сколько частей взяли.)
- Что показывает число под чертой? Как называется? (знаменатель, он показывает на сколько частей (долей) делили.)
- Посмотрите внимательно на эти дроби. Что интересного заметили? (есть дроби с одинаковым числителем и дроби с одинаковым знаменателем)
- На какие две группы можно разделить эти дроби? (1 группа - с одинаковыми числителями, 2 группа - с одинаковыми знаменателями ).
IV. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи
Проблемная ситуация.
4.1. Работа по вариантам
(весь класс-работает на местах в тетради, 2 ученика - у доски выполняют самостоятельно)
- Сравните дроби
1 вариант- сравнивает 1 группу дробей (с одинаковым знаменателем)
3 7 4 2
8 8 9 9
2 вариант- вторую группу дробей (с одинаковым числителем)
5 5 6 6
12 6 14 23
4.2. Представление результата работы
- 1 ученик сравнивает дроби у доски с одинаковыми знаменателями и разными числителями, остальные проверяют, по необходимости помогают
-Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями и разными числителями? (смотрим на дробь, если знаменатели одинаковые ,а числители разные, то сравниваем числители. Чем больше числитель, тем дробь больше)
7 > 3 4 > 2
8 8 9 9
Вывод: если у двух дробей одинаковые знаменатели, но разные числители,
то меньше та дробь, у которой числитель меньше
- 2 ученик сравнивает дроби у доски с одинаковыми числителями и разными знаменателями, остальные проверяют, по необходимости помогают (все учащиеся 2 варианта и ученик у доски испытывает затруднение)
- А почему вы не смогли сравнить дроби из второй группы? (не знаем способа сравнения дробей с одинаковыми числителями, но разными знаменателями).
4.3. Постановка учебной задачи
- Чего мы не знаем?( как сравнивать дроби с одинаковыми числителями и разными знаменателями)
- Какую учебную задачу перед собой поставим?( надо найти способ сравнения дробей с разными знаменателями и одинаковыми числителями и научиться это делать?)(слайд № 4 )
V. Открытие нового знания
5.1 Групповая работа
- Ребята, мы побудем с вами исследователями и сравним дроби на практике. Для этого разделимся на группы по 5 человек.
- Вспомните правила работы в группе
- уважай своего товарища
- умей каждого выслушать
- не согласен – предлагай
- следи за временем (7 минут)
Работа в группах по плану:
1 и 2 ученики: сравнивают 2 круга, закрашивают части, сравнивают дроби с одинаковыми знаменателями, заполняют карточку;
3 и 4 ученики: сравнивают 2 полоски , закрашивают части, сравнивают дроби с одинаковыми числителями, заполняют карточку;
5 ученик (докладчик): записывает выводы на карточке и оглашает результаты работы группы.
Задания для групп (конверт с карточками формата А4)
Группа №1
Карточка №1
Даны два круга. Закрась указанные части.
Сравните закрашенные части и дроби : 3 7
8 8
Карточка №2
Даны две полоски. Закрась указанные части.
5/6
5/12
Сравните закрашенные части и дроби: 5 5
6 12
Карточка №3
Сделайте выводы по карточке №1,№2
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, __________
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, ____________
Группа №2
Карточка №1
Даны два круга. Закрась указанные части.
4 6
8 8
Сравните закрашенные части и дроби : 4 6
8 8
Карточка №2
Даны две полоски. Закрась указанные части.
5
7
5
11
Сравните закрашенные части и дроби: 5 5
7 11
Карточка №3
Сделайте выводы по карточке №1,№2
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, __________
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, ____________
Группа №3
Карточка №1
Даны два круга. Закрась указанные части.
5 7
8 8
Сравните закрашенные части и дроби : 5 8
8 8
Карточка №2
Даны две полоски. Закрась указанные части.
4
9
4
12
Сравните закрашенные части и дроби: 4 4
9 12
Карточка №3
Сделайте выводы по карточке №1,№2
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, __________
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, ____________
Группа №4
Карточка №1
Даны два круга. Закрась указанные части.
2 5
8 8
Сравните закрашенные части и дроби : 2 5
8 8
Карточка №2
Даны две полоски. Закрась указанные части.
3
11
3
7
Сравните закрашенные части и дроби: 3 3
11 7
Карточка №3
Сделайте выводы по карточке №1,№2
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, __________
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, ____________
Группа №5
Карточка №1
Даны два круга. Закрась указанные части.
4 8
8 8
Сравните закрашенные части и дроби : 4 8
8 8
Карточка №2
Даны две полоски. Закрась указанные части.
9
18
9
12
Сравните закрашенные части и дроби: 9 9
18 12
Карточка №3
Сделайте выводы по карточке №1,№2
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, __________
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, ____________
- Проверка результата работы в группе
- Время работы в группе подошло к концу. Какие результаты получились у групп?
От каждой группы выходит докладчик , результаты работы по карточкам вывешиваются на доске и оглашает результаты работы своей группы по критериям (слайд № 5):
- точность и правильность выполнения задания
- результат работы каждого члена группы
- выводы по полученным результатам
- оценка работы всей группы
(н/р: в первой группе Саша и Витя закрашивали части на круге и сравнивали дроби с одинаковыми знаменателями 3 7 у них получилось ,что
8 8,
дробь 3/8 меньше чем 7/8; Алена и Никита закрашивали части на полосках и сравнивали дроби с разными знаменателями 5/6 и 5/12, у них получилось , что дробь 5/6 больше чем дробь 5/12. Из всего выше сказанного могу сделать вывод:
из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше, а из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше. Группа справилась с полученными заданиями полностью.)
Остальные проверяют, уточняют, задают «умные вопросы».
- Заполнение алгоритма сравнения и опорного конспекта ( «помощники»)
- У каждого из вас на парте лежит «помощник», который мы начали заполнять на прошлом уроке. Скажите, сможем ли мы его дополнить? (да, мы знаем, как можно сравнить дроби с одинаковыми числителями и разными знаменателями)
Алгоритм сравнения
Найти равные числители и равные знаменатели
Знаменатель
Что равно? Числитель
Больше та дробь , Больше та дробь, у
которой меньше (знаменатель)
у которой больше (числитель)
Дополнить опорный конспект (поставить знаки)
а/n b/n a b m/c m/d c d
- А сейчас давайте вернёмся к заданию, которое не смог выполнить 2- вариант и попробуем сравнить дроби (работа в парах).
5 5 6 6
12 6 14 23
- Проверьте друг друга (взаимопроверка ) и сравните результат (слайд № 6). - Кто выполнил всё правильно на полях поставьте «+»
- Легко ли вам было выполнить это задание? (да)
- Почему? (мы знаем правило и у нас есть «помощники»)
- Физминутка. (Приложение к СанПиН)
- Первичное закрепление .
7.1 Игра «Исправь ошибку» (есть «ловушка»)
На слайде №7 записаны дроби и поставлены знаки. Учащиеся записывают дробь в тетради и исправляют ошибку, если увидели.
2 >2 6 3 | 2 > 2 12 4 |
2 >2 3 12 | 4 > 4 10 3 | 1 > 1 2 20 |
- Все ли дроби сравнили правильно? (нет)
- Какие ошибки были допущены? (неправильно поставлены знаки больше и меньше при сравнении дробей)
- Где вас поджидала «ловушка»? (дроби 2/6 >2/3 , 2/12 > 2/4 , 4/10 > 4/3)
7.2 Результат работы
Сравните результат (слайд №8) и оцените себя по критериям:
- если нашли все ошибки и исправили их, ставим «+»
- если не нашли ошибки , то ничего не ставим
VIII. Самостоятельная работа
8.1 Работа по учебнику
(Математика 4 класс 1 часть ОС«Школа 2100» автор Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких )
с30 №3
Задание: Расположите дроби
- в порядке возрастания: х , х, х, х, х
15 9 34 100 50
- в порядке убывания : 15 , 9, 34, 100, 50
х х х х х
Работа по вариантам.
- вариант: в порядке возрастания;
- вариант: в порядке убывания.
- Чем вы можете воспользоваться при выполнении этого задания? («помощниками»)
8.2 Взаимопроверка
- Проверьте и оцените друг друга по следующим критериям:
- если выполнили задание правильно, ставим «+»;
- если допустили ошибки, то ничего не ставим
- Посмотрите на поля своей тетради. Сколько знаков «+» вы сегодня поставили себе и друг другу за урок? (3,4)
Проверка про критериям
- у кого 4 знака «+» - за работу на уроке получает оценку «5»;
- у кого 3 знака «+» - за работу получает оценку «4»;
- остальные должны ещё постараться.
- Молодцы, вы замечательно справились с заданиями.
- Итог урока
9.1 Рефлексия учебной деятельности на уроке .
Какую учебную задачу ставили на уроке? (Надо было найти способ сравнения дробей с разными знаменателями и научиться сравнивать).
Удалось решить поставленную задачу? (да, составили «помощника»- алгоритм сравнения и опорный конспект сравнения)
Закончите предложения
Теперь я знаю, что у дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями больше та дробь, у которой ……… (меньше знаменатель)
Теперь я смогу сам …………(сравнивать дроби с разными числителями и разными знаменателями)
Полученные знания я смогу применить …………… (при выполнении домашнего задания)
- Самооценка
Сегодня на уроке:
Узнал, открыл для себя ………..( способ сравнения дробей с разными знаменателями )
Научился, смог ……( сравнивать дроби, располагать их в порядке возрастания и убывания)
Могу похвалить себя и своих одноклассников за …… (за продуктивную работу, за работу в группе)
- Домашнее задание.
1 уровень:
1. Сравни:
2/9 и 2/3;
8/36 и 24/36;
6/11 и 6/15;
а +3/57 и а/57.
2. Найди множество решений неравенств:
x /8 < 3/8____________________________
5/y > 5/9____________________________
2 уровень:
1. Сравни:
7/8 и 4/8;
17/48 и 17/21;
5/19 и 12/19;
42/в+5 и 42/в.
2. Найти множество решений неравенств:
х/6 < 4/6___________________________
9/у > 9/12__________________________
3.Реши задачу с31 №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Сравнение дробей".
Конспект урока по теме "Сравнение дробей"....
Краткосрочное планирование урока математики в 4 классе по теме: "Сравнение дробей " (Lesson study)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5919875","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5919880","at...
Презентация к уроку математики по теме "Сравнение дробей",
Данная презентация предназначена для учащихся 4 класса. Она знакомит учащихся со сравнением дробей с одинаковыми числителями и содинковыми знаменателями. Урок построен в режиме деятельностного метода ...
Презентация к уроку на тему "Сравнение дробей". 3 класс
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями...
Урок математики в 4 классе по теме "Сравнение дробей"
Урок матемаики в 4 классе по учебнику Л.Г.Петерсон. Возможно использование при работе по другим УМК....
Самостоятельная работа по теме "Сравнение дробей"
Задачи на доли и задания на сравнение дробей....
Конспект урока по математике по теме : " Сравнение дробей."
Формирование умения выполнять сравнение дробей с одинаковыми и разными знаменателями по схеме - опоре....