Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Математика".
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Шагундокова Данна Муратовна

Рабочая программа  и КТП составлены на основе примерной АООП для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematika_1.docx27.23 КБ
Файл ktp_matematika.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по  предмету «Математика»

Уровень- адаптированный

Класс-1

Количество часов: всего 99 часов; в неделю 3 часа;

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы школы, утвержденной на педагогическом совете школы №__ от ___________-

Содержание программы:

1.Перечень нормативных документов

2.Пояснительная записка

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

5.Содержание учебного предмета

6.Система оценки достижения планируемых результатов

7.Содержание обучения

8.Описание материально-технического обеспечения образовательной        деятельности

2016 г.

Уровень программы - адаптированный.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе  Федерального Государственного Образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и частично реализует авторскую программу под редакцией В.В.Воронковой

1. Перечень нормативных документов

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостьюинтеллектуальными нарушениями приказ №1599 от 19.12.14.;

- Адаптированная основная образовательная программа школы

-Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2013 г.

2. Пояснительная записка

        Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются  у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых примеров, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделение существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математике в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Исходя из основной цели, задачами обученияматематике являются:

- формирование доступных умственно-обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и

умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

-коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

-формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

 

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет Математика входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа Математики реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Предмет

Часов в нед.

I

четверть

II

четверть

I

полуг.

III

четверть

IV

четверть

II

полуг.

Год

Математика

3

24

21

45

30

24

54

99

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты.

Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

-знание числового ряда 1—10 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 10, с использованием счетного материала;

- знание состава однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

-умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10;

-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания.

-знание единиц измерения (меры)  времени и их соотношения;

-различение чисел, полученных при счете, запись числа;

-различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;

-узнавание, называние, прямых, кривых линий, геометрических фигур, тел (круг, квадрат, треугольник, куб, шар);

Достаточный уровень:

-знание числового ряда 1—5 в прямом и обратном порядке;

-счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице  в пределах 5;

-откладывание любых чисел в пределах 5 с использованием счетного материала;

-выполнение устных и письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;

-узнавание, называние, прямых, кривых линий, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

Базовые учебные действия формируемые в процессе освоения программы:

1. Личностные учебные действия:

1.1 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, а также как члена семьи, одноклассника, друга.

1.6 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

2. Коммуникативные учебные действия (умения)

2.1 Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик  – класс, учитель − класс).

2.3 Умение обращаться за помощью и принимать помощь.

2.4. Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

3. Регулятивные учебные действия (умения)

3.1 Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.). (комментарий – усвоение и использование норм поведения.).

3.2 Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе (комментарий – принятие цели и действие по плану).

3.3 Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (комментарий – действия контроля и оценки).

4. Познавательные учебные действия (умения)

4.1 Умения выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

4.3 Умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

4.4 Умения пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями (знаково-символические).

4.7 Умение читать.        

4.8 Умение писать.

4.9 Умение выполнять арифметические действия.

5.Содержание учебного предмета.

Пропедевтика.

Свойства предметов

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче,

тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

        Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.

        Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний, нижний правый, левый углы.

Единицы измерения и их соотношения

Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрический материал

Круг, квадрат, треугольник. Шар, куб.

        Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10.  Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица времени ( сутки, неделя).

        Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.  Арифметические действияс числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий.

        Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).

Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), квадрат, круг,треугольник.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.

6. Система оценки достижения планируемых результатов.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата  по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

В первом классе действует безотметочная система обучения.---------

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике  развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:

ОД – отсутствие динамики или регресс.

ДМ1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

МД – минимальная динамика.

СД – средняя динамика.

ВД – выраженная динамика.

ПО – полное освоение действия.

7.Содержание обучения

1 КЛАСС

     Содержание программы основано на выше указанной примерной АООП 1вариант 1класса и включает следующие разделы:

      1.  Пропедевтический период.

      2.  Изучение  первого десятка.

      3.  Арифметические действия.

      4.  Геометрический материал.

Сетка часов.

Тема

Кол-во часов

1

Пропедевтический период

19

2

Геометрический материал

9

3

Название, обозначение чисел от 1 до 10 . Состав чисел.

39

4

Сравнение чисел.

21

5

Число и цифра  0.

3

6

Сложение и вычитание в пределах 10.

50

7

Понятие десяток. Состав числа 10.

5

8

Проверка знаний учащихся.

7

9

Повторение

5

                                                 Общее количество за год

99

Содержание обучения

I четверть – 24 ч

1.Пропедевтический период – 19часов

- формирование представлений  и понятий о признаках величины предметов

- развитие пространственных представлений

- развитие количественных представлений и понятий.

2.Изучение первого десятка – 3часа

- название, обозначение чисел от  1-2;

- счёт предметов;

3.Геометрический материал – 2 часа

-круг, квадрат.

II четверть – 21 час

1.Изучение первого десятка – 17 часов

- название, обозначение чисел от 3, 4,5;

- число и цифра  0;

- состав чисел 2,3,4, 5 их сравнение;

- числовой ряд 1-5.

2.Арифметические действия – 4 часов

- сложение и вычитание чисел в пределах 5.

III четверть – 30 часов

1.Изучение первого десятка – 17 часов

- название, обозначение чисел 6, 7, 8;

- состав чисел 6, 7, 8 их сравнение;

- числовой ряд 1 – 8;

2.Арифметические действия-13часов

- сложение и вычитание чисел в пределах 8;

IV четверть –24часов

1.Изучение первого десятка – 21 часов

- название, обозначение, состав, сравнение чисел 9, 10;

- числовой ряд 1 – 10;

- сложение и вычитание чисел в пределах 10;

2.Геометрический материал – 2 часа

3.Повторение – 1 час.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

- печатные пособия:

1.Т.В. Алышева  Математика 1 класс  (1 часть)  Москва « Просвещение» 2011

2. Т.В. Алышева  Математика 1 класс  (2 часть)  Москва « Просвещение» 2011

3. С.В. Кудрина  Уроки математики. ( Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида.)  Москва «Владос» 2010

4. Методика современного открытого урока математики 1-2 класса.

-экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

- технические средства обучения (средства ИКТ);

- натуральные объекты;

- демонстрационные пособия.

Согласовано                                                           Согласовано                                                                                                        

Протокол заседания                                              Зам. директора по УВР                                                                                                                                                                                    

Методического объединения                                                                                            

От_____________№__                                         __________ Литвиненко Э.Р.

Руководитель М/О

_______  Шишова Е.Д.



Предварительный просмотр:

22

Тема

Кол-во

часов

Планируемые результаты

БУД

Средства обучения

Формы контроля

Предметные

Личностные

Пред

Факт

                                                                                      I ЧЕТВЕРТЬ

05.09

1.

Большой – маленький, больше – меньше, одинаковые  по размеру.

1

06.09

2.

Круг.

1

07.09

3.

Длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковой длины.

1

12.09

4.

Широкий – узкий, шире – уже, одинаковой ширины.

1

13.09

5.

Высокий – низкий, выше – ниже, одинаковой высоты.

1

14.09

6.

Глубокий – мелкий, глубже – мельче, одинаковой глубины.

1

19.09

7.

Толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковой толщины.

1

16.09

8.

Тяжёлый -  лёгкий, тяжелее – легче, одинаковые по тяжести.

1

19.09

9.

Много – мало, несколько, больше или меньше по количеству, столько же.

1

20.09

10.

Много – мало, несколько, больше или меньше по количеству, столько же.

1

21.09

11.

Впереди, позади.

1

26.09

12.

Справа, слева.

1

27.09

13.

Вверху, внизу.

1

28.09

14.

Близко, далеко, ближе, дальше.

1

03.10

15.

Рядом, около, в центре, между, в середине.

1

04.10

16.

Под, у, над, в, внутри, за, перед.

1

05.10

17.

Квадрат.

1

11.10

18.

Крайний, первый, последний, перед, после, следом за.

1

12.10

19.

Утро, день, вечер, ночь – сутки.

1

17.10

20.

Сегодня, завтра, вчера, давно, недавно.

1

18.10

21.

Медленно – быстро.

1

19.10

22.

Число и цифра 1

1

24.10

23.

Число и цифра 2

1

25.10

24.

Состав числа 2

1

26.10

25

Состав числа 2

1

                                 Итого за четверть                          25

                                                                                     II ЧЕТВЕРТЬ

07.11

26.

Числовой ряд 1 – 2.

1

08.11

27.

Сравнение чисел 1 и 2.

1

09.11

28.

Число и цифра 3.

1

14.11

29.

Состав числа 3.

1

15.11

30.

Числовой ряд 1 – 3.

1

16.11

31

Сравнение чисел 1, 2, 3.

1

21.11

32

Сложение чисел в пределах 3.

1

22.11

33

Вычитание чисел в пределах 3.

1

23.11

34

Число и цифра 0.

1

28.11

35

Число и цифра 4.

1

29.11

36

Состав числа 4.

1

30.11

37

Числовой ряд 1-4.

1

05.12

38

Сравнение чисел.

1

06.12

39

Решение примеров в пределах 4.

1

07.12

40

Число и цифра 5.

1

12.12

41

Число и цифра 5.

1

13.12

42

Состав числа 5.

1

14.12

43

Числовой ряд 1-5.

1

19.12

44

Сравнение чисел 1-5.

1

20.12

45

Решение примеров в пределах 5.

1

21.12

46

Решение примеров в пределах 4 и 5.

1

26.12

47.

Решение примеров в пределах 4 и 5.

1

27.12

48

Сравнение чисел 1-5.

1

                                      Итого за четверть                     23

                                                                                              III ЧЕТВЕРТЬ

10.01

49

Табличное сложение.

1

11.01

50

Табличное вычитание.

1

16.01

51

Составление и решение примеров .

1

17.01

 52.

Число и цифра 6.

1

18.01

 53.

Числовой ряд 1 – 6. Соседи числа.

1

23.01

 54.

Состав числа 6.

1

24.01

55

Сравнение чисел.

1

25.01

56

Сложение и вычитание чисел в пределах 6.

1

30.01

 57.

Составление и решение примеров.

1

31.01

58

Решение примеров.

1

01.02

59

Число и цифра 7.

1

06.02

60

Сравнение чисел в пределах 7.

1

07.02

61

Сравнение чисел в пределах 7.

1

08.02

62.

Состав числа 7.

1

20.02

63.

Решение примеров.                                                                                    

1

21.02

64.

Число и цифра 8.

1

22.02

65.

Числовой ряд 1 – 8.

1

27.02

66

Сравнение чисел в пределах 8.

1

28.02

67

Сложение в пределах 8.

1

01.03

68.

Сложение в пределах 8.

1

06.03

69.

Сложение и вычитание в пределах 8.

1

07.03

70

Сложение и вычитание в пределах 8.

1

08.03

71

Контрольная работа №1

1

13.03

72

Работа над ошибками.

1

14.03

73.

Сравнение чисел

1

15.03

74

Сравнение чисел

1

20.03

75.

Составление и решение примеров

1

21.03

76

Составление и решение примеров

1

22.03

77

Повторение.

1

                                    Итого за четверть                       29

                                                                                                IV ЧЕТВЕРТЬ

03.04

78

Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

1

04.04

79

Прямая и кривая линии. Точка.

1

05.04

80

Число и цифра 9. Числовой ряд 1 – 9.

1

10.04

81

Число и цифра 9. Числовой ряд 1 – 9.

1

11.04

82

Сравнение чисел от 1 до 9.

1

12.04

83

Состав числа 9.

1

17.04

84

Состав числа 9.

1

18.04

85

Сложение в пределах 9.

1

19.04

86

Вычитание в пределах 9.

1

24.04

87

Вычитание в пределах 9.

1

25.04

88.

Сложение и вычитание в пределах 9.

1

26.04

89

Число 10.

1

02.05

90

Число 10.

1

03.05

91

Числовой ряд 1- 10.

1

08.05

92

Числовой ряд 1- 10.

1

10.05

93

Сравнение чисел.

1

15.05

94

Состав числа 10.

1

16.05

95

Сложение в пределах 10.

1

17.05

96.

Сложение в пределах 10.

1

22.05

97

Вычитание в пределах 10.                                                                            

1

23.05

98

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

24.05

99.

Годовая контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

                                    Итого за четверть                      22

                                              Итого за год                      99


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа, календарно - тематическое планирование 1 класс музыка по ФГОС

Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4 классов разработана на основе:- примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образовани...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование уроков по ОПК

Программа рассчитана на учащихся 4 класса МОУ «СОШ с. НиколаевкаИвантеевского района Саратовской области». Программа рассчитана на 17 часа – 1 час в неделю первое полугодие.Суть программы. Учебный кур...

Основы религиозных культур народов России 4 класс. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование

Размещен материал: рабочая программа "Основы религиозных культур народов России 4 класс", календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ 4 класс....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование кружка "Юный эколог."

Рабочая программавнеурочная деятельность (социальное направление)кружок «Юный эколог» Срок реализации программы: 4 года.Возраст обучающихся  7-11 летКоличество часов: 270Составитель:  П...