Решение задач в курсе матиматики
консультация по математике на тему

Наталья Валентиновна Драчкова

Материал в  помощь учителю начальных классов. По материалам методического журнала "Начальная школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение задач в курсе математики  

В помощь учителю начальных классов

По материалам методического журнала «Начальная школа»

       

      В изучении школьного курса математики, существуют объёмные, достаточно однообразные, но одновременно базовые основополагающие темы. Решение задач – это особое направление в обучении математике и одна из важнейших обязанностей начальной школы – научить решать текстовые (сюжетные, прикладные) арифметические задачи, т.е. задачи, ответ на вопрос которых может быть получен с помощью арифметических действий.

    Становление познавательных интересов учащихся происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: и диффиринцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различные дидактические, иллюстрированные, раздаточные материалы, ИКТ и вспомогательный материал к ним.

     Важным звеном в активизации познавательной деятельности при решении задач в курсе математики является формирование мотивации к данному виду деятельности. Приёмов активизации познавательной деятельности младших школьников достаточно много. К таким приёмам относятся такие действия, в которых ученик:

     - защищает своё мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретённые знания;

     - задаёт вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;

     - помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;

     - выполняет задания, рассчитанные не изучение дополнительной литературы;

     - ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;

     - осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий.

      Практика работы показывает, что обучение решению трудных задач в начальной школе стимулирует у детей интерес к математике, способствует развитию творчества, развивает логическое мышление. Образовательная и педагогическая значимость решения текстовых задач определяется не только формированием умение решать задачи, и  возможностью их использовать для усвоения знаний, предусмотренных программой, а также для развития познавательных способностей и мышления школьников. Важно на ранней стадии изучения математики вырабатывать навыки логического анализа, постепенно учить детей отличать верные рассуждения от ошибочных.

     Существуют разные методики обучения младших школьников решению задач. Одни учителя сводят обучение решению задач к показу образца и разучиванию способов их решения, другие – к решению большого количества задач определённых типов и формированию у детей умения опознавать их по внешним признакам.

       Необходимо стараться разнообразить деятельность детей при решении задач на уроке, использовать различные формы работы над задачей:

     1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.

     2. Решение задач различными способами. Это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

     3. Правильно организованный способ анализа задачи - с вопроса или от данных к вопросу.

     4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

     5. Самостоятельное составление задач учащимися. Составить задачу:

        1) используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше, на столько меньше;

        2) решаемую в 1, 2, 3 действия;

        3) по данному ее плану решения, действиям и ответу;

       4) по выражению и Т.д.

     6. Решение задач с недостающими или лишними данными.

     7. Изменение вопроса задачи.

     8. Составление различных выражений по данным задачам и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

     9. Объяснение готового решения задачи.

     10. Использование приема сравнения задач и их решений.

     11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.

     12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

     13. Закончить решение задачи.

     14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

     15. Составление аналогичной задачи с изменёнными данными.

     16. Решение обратных  задач.

     Систематическая работа учителя в режиме познавательной деятельности, когда ежедневно ученикам на уроках предлагается решить нестандартные задачи, способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, умению проводить мини-исследования.

Рекомендуемая литература

     Если Вас заинтересовала данная тема, рекомендую познакомиться  с литературой  по данному вопросу.

     1. Ассонова В. Решение задач методом перебора в курсе математики I и II классов // Начальная школа. – 2007. - № 10. – С. 32 – 35.

     2. Бурдастых Г. Текстовые задачи со сказочными сюжетами // Начальная школа. – 2003. № 9. – С. 83.

     3. Гришкова В. Памятка «Как работать над задачей» // Начальная школа. – 2004. - № 1. – С. 68  - 69.

    4. Левитас Г. Нестандартные задачи в курсе математики начальной школы // Начальная школа. – 2001. - № 5. – С.  61 - 66.

     5. Махрова В. Решаем задачи после уроков // Начальная школа. – 2003. –

№ 11 – С. 51 - 56.

     6. Митрохина С. Самостоятельная работа как средство активизации познавательной деятельности младших школьников// Начальная школа. – 2006. - № 3. – С. 37 -  40.

     7. Михалина С. Весёлые задачи // Начальная школа. – 2007. - №  9. – С. 102.

     8. Осипова М. Экологические задачи: 1 и 2 класс // Начальная школа. – 2007. - № 11. – С. 81.

     9. Пичугина С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроке математики // Начальная школа. – 2006. - № 5. – С.  41-47.

     10. Полончук О. Задачи в стихах // Начальная школа. – 2004. - № 6. – С. 100 - 101 .

     11. Полончук О. Рифмованные задачи // Начальная школа. – 2007. - № 3. – С.52.

    12. Халидов М. Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач // Начальная школа. – 2006. - № 5. – С. 41 - 47.

     13. Шестакова М. Задачи в стихах на тему «Ты и твоё здоровье» // Начальная школа. – 2007. - № 11. – С. 80 - 81.

     14. Шикова Р. Формирование самоконтроля в процессе обучение младших школьников решению текстовых задач // Начальная школа. – 2000. - № 1. –

С. 37 - 40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

« РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ ТРИЗ

Цель: 1.Развивать  воображение путём решения  открытых задач.2. Развивать образное мышление, логику, речь.3. Учить организовывать досуг развивающими играми. Ход занятия:  Приветств...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями.

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями....