Программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана и составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №15 им. Г. Е. Николаевой г. Томска, авторской программы под руководством Н. Б. Истоминой курса «Наглядная геометрия» (Москва: «Линка – Пресс»).
Программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» рассчитана на четыре года обучения по 1 часу в неделю. Сроки реализации курса «Наглядная геометрия» с 1 по 4 класс. Программа рассчитана на 135 часов, по 1 часу в неделю в каждом классе начальной школы. В 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 классах – 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана и составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №15 им. Г. Е. Николаевой г. Томска, авторской программы под руководством Н. Б. Истоминой курса «Наглядная геометрия» (Москва: «Линка – Пресс»).
Программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» рассчитана на четыре года обучения по 1 часу в неделю. Сроки реализации курса «Наглядная геометрия» с 1 по 4 класс. Программа рассчитана на 135 часов, по 1 часу в неделю в каждом классе начальной школы. В 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 классах – 34 часа.
В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.
Цель курса– расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.
Задача курса – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
Общая характеристика предмета
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин.
Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
Курс включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.
Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные,
творческие и практические занятия;
индивидуальная деятельность;
различные методы обучения:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
практический (учащиеся не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологическойкомфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами курса «Наглядная геометрия»является формирование следующих умений:
· самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
· в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
· формирование внутренней позиции школьника;
· адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Метапредметными результатами освоения данного курса будет:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· испльзование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметными результатами освоения данного курса будет:
· использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
· овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
· приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;
· вычислять периметр геометрических фигур;
· выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
· строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
· выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
· распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;
Выпускник научится:
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
· выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
· распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
· измерять длину отрезка;
· вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
· оценивать размеры геометрических объектов
Выпускник получит возможность научиться:
· распознавать плоские и кривые поверхности;
· распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
· распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
2.Содержание программы
1 класс
Раздел 1.Взаимное расположение предметов. (Уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа — слева», «перед — за», «между», «над — под» и т, д.) – 15 часов
Раздел 2.Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур.Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её частей.) – 6 часов
Раздел 3.Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области. – 12 часов
2 класс
Раздел 1.Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностяхи точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа
Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представления о поверхности, продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 часов.
3 класс
Раздел 1.Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.) – 5 часов
Раздел 2.Пересечение фигур. (Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.) – 22 часа
Раздел 3.Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.) – 7 часов
4 класс
Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртками конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объёмные фигуры) – 18 часов
Раздел 2.Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.) – 16 часов
3. Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Цель занятий | Задания | Кол-во часов |
Раздел 1. Взаимное расположение предметов (15часов) | ||||
1 | Уточнить представления о | Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между». | 1-3 | 2 |
3 | Ориентированиепо «схеме тела» относительно произвольной | Учить младших школьников ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта. | 4-7 | 1 |
4. | Ориентированиепо «схеме тела» относительно произвольной | Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта. | 8—17 | 2 |
6 | Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимыечасти фигур. | Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях | 18-20; 26-28 | 4 |
10 | Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек. | Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. | 21-25; 29,30 | 2 |
12 | Отношения«слева – справа», «на»,под», «между». Квадрат, треугольник, круг. | Проверить усвоение учащимися отношений«слева — справа», «на»,под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы. | 31-37 | 2 |
14 | Ориентироваться на | Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы. | 38-41 | 2 |
Раздел 2.Целое и части (6часов) | ||||
16 | Форма, размер. Конструирование | Проверить представления детей о форме, размере. Формировать | 42, 45, | 1 |
17 | Конструирование геометрических фигур. | Продолжить работу, направленную на приобретение учащимися опыта конструирования геометрической фигуры из ее частей. | 43, 47 | 1 |
18 | Конструирование треугольников. | Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур. | 44, 52 | 1 |
19 | Конструирование прямоугольника из данных фигур. | Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур. | 46, 49, 50, 51,53 | 2 |
21 | Конструирование и составление фигур. | Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей). | 54-56 | 1 |
Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки. (12 часов) | ||||
22 | Плоская и кривая поверхность. | Формировать у первоклассников представления о плоской и кривой поверхностях. | 57-61 | 1 |
23 | Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах. | Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел. | 62-65 | 1 |
24 | Понятия «незамкнутая линия»,«замкнутая линия», «ломаная | Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве. | 66-73 | 2 |
26 | Невидимые линии на рисунке. | Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности. | 74—82 | 2 |
28 | Понятия «область», «граница области». | Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях. | 83-86 | 2 |
30 | Соседние и несоседние области.есоседнихе.в | Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях. | 87-90 | 1 |
31 | Деление области с помощью линий. Область с «дыркой». | Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой». | 91—96 | 2 |
33 | Повторение за курс 1 класса. | Систематизация знаний. | 1 |
2 класс
№ 3 | Тема | Цель занятий | Задания | Кол-во часов |
Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки.(4 часа) | ||||
1 | Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. | Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию), представления о кривой и плоской поверхностях. | 3 | 1 |
2 | Замкнутые и незамкнутые кривые линии | Сформировать умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые). | 6 | 1 |
3 | Ломаная линия. Длина ломаной. | Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области). | 9 | 1 |
4 | Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. | Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области). | 11 | 1 |
Раздел 2.Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 часов) | ||||
5 | Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. | Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы. | 14 | 1 |
6 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов. | 17 | 1 |
7 | Острый, прямой и тупой углы. | Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника. | 21 | 1 |
8 | Острый угол. Имя острого угла. | Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов. | 23 | 1 |
9 | Тупой угол. Имя тупого угла | Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника. | 26 | 1 |
10 | Построение луча из вершины угла. | Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов. | 29 | 1 |
11 | Построение прямого и острого углов через две точки. | Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника. | 31 | 1 |
12 | Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. | Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов. | 32 | 1 |
13 | Измерение углов. Транспортир. | Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов. | 34 | 1 |
14 | Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. | Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах. | 35 | 1 |
15 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке. | 37 | 1 |
16 | Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы. | Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке. | 40 | 1 |
17 | Многоугольники с прямыми углами.Урок-проект. | 41 | 1 | |
18 | Периметр многоугольника. | 42 | 1 | |
19 | Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник. | Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием. | 49 | 1 |
20 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат. | Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию. | 52 | 1 |
21 | Взаимное расположение предметов в пространстве. | Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию. | 44 | 1 |
22 | Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино. | Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию. | 47 | 1 |
23 | Многогранники. Грани. | Проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников. | 50 | 1 |
24 | Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра. | 53 | 1 | |
25 | Плоские фигуры и объемные тела. | 58 | 1 | |
26 | Повторение изученного материала. | Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию. | 62 | 1 |
27 | Куб. Развертка куба. | Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией. | 65 | 1 |
28 | Каркасная модель куба. | Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. | 68 | 1 |
29 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | 69 | 1 | |
30 | Куб. видимые невидимые грани. | Совершенствовать умение читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. | 73 | 1 |
31 | Куб. построение куба на нелинованной бумаге. | 76 | 1 | |
32 | Решение топологических задач. | Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника. | 79 | 1 |
33 | Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.Урок-проект. | Продолжить работу по формированию представлений о сечении многогранников. | 83 | 1 |
34 | Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела». | Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию. | 86 | 1 |
3 класс
№ 3 | Тема | Цель занятий | Задания | Кол-во часов |
Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (5часов) | ||||
1 | Плоские и кривые поверхности. | Проверить сформированность представлений младших школьников о плоских и кривых поверхностях. | 1–5 | 2 |
3 | Видимые и невидимые поверхности геометрических тел. | Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях. | 6 | 1 |
4 | Видимые и невидимые элементы многогранника. | Формировать у учащихся представления о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях. | 7–8 | 1 |
5 | Многогранник и его элементы. | Расширить представления детей о многограннике и его элементах. | 9, 10 | 1 |
Раздел 2.Пересечение фигур.(22 часа) | ||||
6 | Пересечение геометрических фигур. | Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур. | 11, 12 | 1 |
7 | Пересечение геометрических фигур. | Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур. | 13 | 1 |
8 | Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника. | Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника. | 14, 18 | 4 |
12 | Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект. | Формировать умение выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников. | 16 | 1 |
13 | Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект. | Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба. | 15 | 1 |
14 | Чтение графической информации. | Формировать умение читать графическую информацию. | 17 | 2 |
16 | Пересечение лучей. Урок-проект. | Уточнить и расширить представления о пересечении лучей. | 19 | 1 |
17 | Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы. | Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах. | 20 | 2 |
19 | Чтение графической информации. | Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию. | 21 | 2 |
21 | Пересечение отрезков. | Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков. | 22, 24 | 1 |
22 | Пересечение углов. | Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов. | 23 | 1 |
23 | Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков. | Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков. | 25 | 1 |
24 | Деление многоугольника на части с помощью ломаной. | Формировать умение разбивать многоугольник на | 26 | 1 |
25 | Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости. | Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости. | 27 | 1 |
26 | Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости. | Продолжить формировать умение читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости. | 27 | 1 |
27 | Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. | Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. | 28, 29 | 1 |
Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность.(7 часов) | ||||
28 | Шар. Круг как сечение шара. | Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара | 30–33 | 1 |
29 | Окружность как граница круга. | Формировать представления об окружности как о границе круга. | 34, 35 | 1 |
30 | Взаимное расположение окружности и круга. | Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга. | 36, 37 | 1 |
31 | Радиус окружности. | Формировать представления о радиусе окружности. | 38, 39 | 1 |
32 | Структура объекта. | Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить). | 40, 41 | 2 |
34 | Построение окружностей по определённым условиям. | Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям. | 42, 43 | 1 |
4 класс
№ 3 | Тема | Цель занятий | Задания | Количество часов |
Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (18 часов) | ||||
1 | Цилиндр – тело вращения. | Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения. | 1 | 1 |
2 | Конус – тело вращения. | Познакомить учащихся с конусом как телом вращения. | 2 | 1 |
3 | Шар – тело вращения. | Познакомить учащихся с шаром как телом вращения. | 3 | 1 |
4 | Усечённый конус. | Познакомить учащихся с усеченным конусом. | 7 | 1 |
5 | Невидимые линии на изображении объемного тела. | Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий. | 8 | 1 |
6 | Рисунок плоской фигуры. | Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него. | 4 | 1 |
7 | Плоские фигуры в разрезе цилиндра. | Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра. | 5 | 1 |
8 | Плоские фигуры в разрезе конуса. | Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса. | 6 | 1 |
9 | Объемные тела. | Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах. | 9 | 1 |
10 | Параллелепипед и пирамида. | Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой | 11 | 1 |
11 | Развертки тел вращения. | Познакомить учащихся с развертками тел вращения. | 10 | 1 |
12 | Чтение графической информации. | Проверить умение читать графическую информацию. | 12, 13 | 2 |
14 | Геометрические формы в окружающих предметах. | Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах. | 14 | 1 |
15 | Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел. | Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить. | 15, 16 | 2 |
17 | Объемные фигуры на плоскости. | Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости. | 17 | 2 |
Раздел 2.Пересечение фигур.(16 часов) | ||||
19 | Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение. | Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении. | 18 | 2 |
21 | Пересечение многоугольников. | Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников. | 19 | 2 |
23 | Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников. | Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников. | 20 | 2 |
25 | Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел. | Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел. | 21 | 2 |
27 | Изображение конуса и его сечения. | Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения. | 22 | 2 |
29 | Изображение цилиндра и его сечения. | Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения. | 23 | 2 |
31 | Понятие «сечение объемного геометрического тела». | Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела». | 24 | 2 |
33 | Изображение объемной геометрической фигуры, развертка. | Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой. | 25 | 2 |
Приложение
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Реализация образовательного стандарта второго поколения. Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности 1-4 классы, в двух частях. Учебники. |
Печатные пособия |
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. Альбомы демонстративного и раздаточного материала. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету. |
Технические средства обучения |
Флеш накопители, диски, аудио кассеты, магнитофон. |
Экранно-звуковые пособия |
Интерактивная доска, ноутбуки, компьютеры. |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски. Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий). Подставки для книг, держатели таблиц, схем. |
Справочный блок программы
Список литературы
для учителя:
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 1 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс»,
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс»,
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс»,
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс»,
Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов.Москва: «Линка – Пресс»,
для учеников:
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 1 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс»,
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс»,
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс»,
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/30/picture-489633-1412069630.jpg)
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.
Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-82085-1488216574.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (2 класс)
Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Вол...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-959905-1516617475.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-821226-1474912211.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс.
Программа содержит учебно-методический материал по внеурочной деятельности по математике для 3 класса....