Конспект урока математики в 1 классе по теме "Решение задач на сложение и разностное сравнение"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Урок посвящен работе над задачей, развитию умений выделять составные части задачи, осознанно работать с условием, символически изображать его, подбирать вопрос к условию, преобразовывать один вид задачи в другой, самостоятельно составлять текст задачи. Кроме этого, урок служит развитию коммуникативных действий, так как дети работают в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matem._reshenie_zadach_1_kl.docx | 635.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
1. Познавательные. а) Закрепить представление о составных частях задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
б) Совершенствовать умение осознанно решать задачи на нахождение суммы и разностное сравнение, умение преобразовывать один вид задач в другой, умение самостоятельно формулировать вопрос к данному условию и условие к данному решению.
2. Развивающие. а) Развивать коммуникативные умения: слушать учителя, товарищей в группе, отвечать на вопросы, формулировать собственное высказывание, доказывать свою точку зрения, совместно с товарищами решать творческие задачи. б) Развивать логические УУД: операции анализа, синтеза. в) Развивать творческие способности. г) Развивать знаково-символическую функцию.
3.Воспитывающие. Воспитывать любовь к родной природе, уважительное и доброжелательное отношение к людям.
Этапы урока:
I. Вводный этап. 1. Устный счет. 2. Определение темы и цели урока. II. Основная часть урока. 1. Работа с текстом задачи. а) Анализ текста задачи. б) Работа в группах. Рисование условия задачи. в) Решение задачи на сложение 2. Решение задачи на сравнение а) Проблемная ситуация б) Моделирование условия задачи в) Решение задачи 3. Творческая работа в группах 4. Работа с учебником
III. Подведение итогов урока
ФОРМЫ РАБОТЫ: основная форма – работа в группах. Фронтальная, индивидуальная формы работы.
Оборудование: 1. Карточки: Условие
Вопрос
Решение
Ответ
2. На столах большие листы для работы в группах.
3. Подставки с цветными карандашами
Ход урока.
- Вводный этап.
Задачи. а) Развитие личностных УУД: учебно-познавательной мотивации, нравственно-этической ориентации.
б) Развитие регулятивных УУД: умение выделить, сформулировать тему урока, его цели; умения контролировать свою деятельность, корректировать ее, провести самоанализ.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: открытый. Мы приветствуем в нашем классе наших гостей. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Все у нас получится наилучшим образом!
- Прежде, чем мы начнем, скажите, пожалуйста, любите ли вы школьный предмет «математику». Почему? Для чего мы ее изучаем?
1. Устный счет
Задачи. а) Развитие познавательных УУД: повторение состава чисел в пределах 10.
б) Развитие регулятивных УУД: развитие умений самоконтроля, самооценки; формулирование темы и цели урока,.
- «Устный счет» сегодня мы проведем в виде математического диктанта. Кто заметит, что общего будет во всех заданиях, сможет сформулировать тему нашего урока.
1.Два снегиря и шесть синиц, ребята, сколько всего птиц?
2.Группа малышей-утят плавать и нырять хотят. Два нырнули глубоко, семь уплыли далеко. Сосчитать я не могу: сколько всех утят в пруду?
3. В гнезде у синиц лежат пять яиц. Мама-синичка положила еще два яичка. Сколько яиц в гнезде у синиц?
4. Сколько ушей у трех мышей?
5.Сколько лап у двух медвежат
6.На березе три толстые ветки, на каждой толстой – по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой ветке – по одному яблочку. Сколько всего яблок?
Проверка. Учащиеся сравнивают свои ответы с ответами на доске, исправляют ошибки, оценивают свою работу. 2. Определение темы и цели урока.
- Итак, что общего во всех заданиях диктанта? (Во всех стихотворениях говорится о животных.)
- Молодцы! Живой мир привлекает нас, удивляет, радует. Он нуждается в нашей любви и защите.
- Как можно одним словом назвать все задания. (Задачи)
- Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Решение задач)
II. Основная часть урока.
Задачи. Формирование логических УУД: умение анализировать текст, выделяя признаки задачи; умение синтезировать, восстанавливать часть (условие, решение) до целого (задачи). Знаково-символическая деятельность.
- Работа с текстом задачи.
Недавно мы с вами были на экскурсии. Помните, мы видели, как грачи строили себе гнезда. Прочтите текст, который я составила для нашего урока. Текст записан на доске:
На одном дереве грачи свили 5 гнезд, а на другом - 9 гнезд. а) Анализ текста задачи.
- Как можно назвать этот текст? (Математическая история или условие задачи).
На доске появляется карточка: УСЛОВИЕ
- Что необходимо добавить, чтобы математическая история стала задачей? (Нужно задать вопрос)
На доске появляется карточка: ВОПРОС
- Договоритесь в группах, какой вопрос можно задать к данному условию.
Проверка: каждая группа хором называет свой вопрос.
(1.Сколько всего гнезд на двух деревьях?
2. На сколько гнезд больше на втором дереве?)
У нас было одно условие, а мы получили две разные задачи. Рассмотрим первую. О чем говорится в условии?
б) РАБОТА В ГРУППАХ. Рисование условия задачи.
- Нарисуйте, пожалуйста, в своих группах гнезда на двух деревьях.
ПРОВЕРКА. Каждая группа показывает свой рисунок (группы выступают поочередно). Просмотр рисунков, оценка качества с точки зрения правильности, соответствия условию.
в) Решение задачи на сложение. - Что нужно делать дальше? (Нужно решить задачу, т.е. ответить на вопрос)
На доске появляется карточка: РЕШЕНИЕ
Вызванный ученик записывает решение задачи на доске, объясняя выбор действия сложения.
- Мы решили задачу. Что это значит? (Мы можем ответить на вопрос задачи.)
На доске появляется карточка: ОТВЕТ
Физкультминутка: Сейчас я буду называть математические выражения, а вы – находить их значения. Если результат будет равен десяти - вы продолжаете стоять, если меньше десяти – садитесь на корточки, если – больше десяти, вы поднимете руки вверх.
2. Решение задачи на сравнение
- Рассмотрим вторую задачу. Какой вопрос был задан? ( На сколько гнезд больше на втором дереве?)
- Что значит выражение «на сколько больше»? Как нужно решать такую задачу?
а) ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Вопрос вызвал затруднение, дети не смогли дать на него ответ. – Как нам быть? Договоритесь в группах.
б) Выдвижение гипотез. РАБОТА В ГРУППАХ. Дети договариваются о способах поиска решения задачи.
в) ПРОВЕРКА. Одна из групп предлагает показать с помощью детей, построившихся в колонны, на сколько больше гнезд.
- Этот способ называют моделированием задачи. Что будет обозначать присутствие каждого ребенка в колонне? (Сколько гнезд было на первом дереве ) - А во второй колонне сколько должно быть человек? (9)
- Как узнать, на сколько больше гнезд на втором дереве?
г) Моделирование задачи
Дети из разных колонн берутся за руки, образуя пары. Без пары остаются 4 человека. Учащиеся объясняют, что это значит, что на втором дереве на 4 гнезда больше. – Так как нужно решать задачу на сравнение множеств? (Из 9 нужно вычесть 5 – столько же, сколько детей в первой колонне).
д) Вывод Сформулируйте правило решения задач на сравнение. ( Из большего числа нужно вычесть меньшее.)
Запишите решение и ответ задачи.
3. Творческая работа.
На доске вы видите решение задачи: 10 – 8 = 2 (…) В группах вам необходимо придумать задачу к данному решению. Постарайтесь, чтобы в этой задаче нужно было сравнить два множества.
Проверка. Дети выступают в группах, рассказывая тексты придуманных ими задач. Класс анализирует задачи с точки зрения соответствия заданию учителя.
Решение одной из составленных задач.
4. Работа с учебником (с. 104)
- Прочитайте задачи на с.104. Вам нужно выбрать задачу на сравнение.
Учащиеся читают задачи, советуются друг с другом и выбирают задачу на разностное сравнение. (Задача № 8)
Что помогло вам определить, что это задача на сравнение?
III. Подведение итогов урока.
- Чему научил вас наш урок математики?
- Что вызвало вопросы? Что понравилось, что не понравилось?
- Чему нам нужно еще научиться?
Спасибо за работу. Урок окончен.
Источники:
- Сборник "Весёлые задачки" для устного счета на уроках математики
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
Самоанализ урока
На семинаре «Уровень сформированности универсальных УУД» я провела урок математики по теме «Решение задач изученных видов». Работаю по УМК «Школа России», применяя методы здоровьесберегающей педагогической технологии «Росток», автор В. В. Степанова.
Цели урока:
1. Познавательные. а) Сформировать представление о составных частях задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
б) Совершенствовать умение осознанно решать задачи на нахождение суммы и разностное сравнение, умение преобразовывать один вид задач в другой, умение самостоятельно формулировать вопрос к данному условию и условие к данному решению.
2. Развивающие. а) Развивать коммуникативные умения: слушать учителя, товарищей в группе, отвечать на вопросы, формулировать собственное высказывание, доказывать свою точку зрения, совместно с товарищами решать творческие задачи.
б) Развивать логические УУД: операции анализа, синтеза.
в) Развивать творческие способности.
г) Развивать знаково-символическую функцию.
3.Воспитывающие. Воспитывать любовь к родной природе, уважение и доброжелательное отношение к людям.
Организуя работу учащихся на уроке, исхожу из положения Л.С. Выготского: «Общение выступает основой развития форм психической деятельности». Происхождение познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка со взрослым и сверстниками.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно. Коммуникативная компетентность становится основой развития личностных качеств, мотивации, познавательных и регулятивных учебных действий.
Поэтому основным видом организации деятельности учащихся в классе считаю работу в группах по 5-6 человек. На уроке вы видели, что дети совместно обсуждают проблему, высказывают свои мнения, вместе рисуют, выслушивают друг друга, выбирают один вариант ответа и отвечают хором. В группах учащиеся дополняли условие вопросом, чтобы получить задачу; выполняли творческое задание (придумывали свою задачу по математическому выражению).
После выступления группы весь класс обсуждает его, оценивает качество работы группы, правильность выполнения задания, умение работать дружно. Дети убеждаются в том, что от каждого из них зависит успешность всей группы. Таким образом, развиваются и регулятивные учебные действия:
способность к организации своей деятельности;
способность принимать цели, сохранять их, следовать им в учебной деятельности;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности и др.
Каждый урок становится средством развития личностных универсальных учебных действий.
В начале данного урока дети получили положительные эмоции от общения с гостями – учителями, пришедшими на урок. Улыбка соединяет людей, дарит оптимизм, радость. Нравственно-этическая ориентация, направленность на человека, вера в себя и других людей создает в классе благоприятную атмосферу доброжелательности и заинтересованности.
Часто на уроках математики я стараюсь создать ситуации, подчеркивающие важность математических знаний, их практическую значимость. Дети очень любят математику, понимают, для чего она нужна в жизни. Организационный момент на данном уроке помог ребятам вспомнить, какое значение имеет математика для людей.
Непосредственную связь математики и окружающего мира старалась подчеркнуть, составляя условие задачи про гнезда грачей. Оно было связано с содержанием экскурсии, на которой мы недавно наблюдали за грачами, занятыми строительством гнезд. Задачи, которые составляли дети в группах, тоже, как правило, оказывались о животных, хотя такой цели перед детьми я не ставила.
Познавательные УУД
Становлению и развитию умения самостоятельно выделять и формулировать цель работы, был посвящен этап устного счета, в процессе которого дети должны были обратить внимание на то, что в качестве упражнений для счета позвучали задачи.
Работа с текстами задач служила развитию смыслового чтения. Этому способствовала и знаково-символическая деятельность: рисунок к задаче, моделирование текста задачи в игровой ситуации.
Логические УУД развивались в процессе анализа текста с целью выделения признаков задачи, а также синтеза: составление целого (задачи) по условию, по решению.
Данные виды заданий (дополнение условия вопросом, чтобы получить задачу; составление своего текста задачи по математическому выражению; выбор из нескольких задач, предложенных авторами учебника, задачи нужного типа) способствовали, по моему мнению, осознанию составных частей задачи, развитию творческих способностей детей, поддерживали интерес и мотивацию учащихся в течение урока.
Я считаю, что урок достиг своих целей, служил развитию у учащихся умения учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема: Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку.
Тема: Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку....
Конспект урока математики 2 класс. Тема: Решение задач на нахождение суммы. УМК "Школа России"
Конспект урока математики по учебнику Моро М. И. во 2 классе....
презентация и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония "Предметный смысл сложения"
Презентация и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония. Тема урока "Предметный смысл сложения"...
Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"
Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"...
Конспект урока математики 2 класс. Тема:"Решение задач"
Уонспект крока с использованием технологической карты для учащихся....
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Разные задачи" УР
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Разные задачи" УР...
План-конспект урока математики 4 класс "Учимся решать задачи"
Конспект урока математики УМК: «Перспективная начальная школа», 4 класс (Учебник «Математика» А.Л.Чекин стр. 66)Пример план-конспекта урока по решеню задач (цена, количесво, ст...