Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в первом классе».
статья по математике (1 класс) на тему
Из опыта работы по формированию УДД на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование УУД на уроках математики из опыта работы | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в первом классе».
Учитель начальных классов Юрченко В.Н.,
БОУ СОШ №29 МО Динской район
«Расскажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
дай мне действовать самому
и я пойму»
Древняя китайская мудрость
Сегодня образовательные стандарты ориентированы на конкретные результаты, т.е. определяют набор дидактических единиц, которые ученик должен усвоить в школе. В образовании учащихся на первый план выходят личностные и метапредметные показатели: развитие навыков самообразования, умение самостоятельно отбирать необходимую информацию и работать с ней, что делает возможность вести интересную, полноценную, успешную жизнь в современном мире.
Cсовокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения то есть универсальные учебные действия надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащегося раскрывает определенные возможности для формирования учебного предмета, в освоение рассматриваемого УУД проявляется, прежде всего, в различиях смысловой работы над текстом задачи.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Ученики выполняют парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С этой целью проводятся нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-исследование и т.д., т.е. уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Особый интерес учащиеся 1класса проявляют при организации самопроверки результатов выполненной работы. Учащиеся меняются работами и карандашом исправляют найденные ошибки. Очень любят находить «ошибки» учителя на доске.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.
В таблице представлено поэтапное формирование УУД на уроке математики:
Этап урока | Планируемые результаты (обще-учебные умения и действия – УУД) |
1.Организационный момент
| Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. |
2. Устный счёт | Умение формулировать выводы на основе сравнения, обобщения.
|
3. Объявление темы и задач урока
| Умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.
|
4. Актуализация опорных знаний | Умение кодировать информацию в знаково - символической форме. В сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов, формулировать выводы на основе сравнения, обобщения. |
5. Повторение изученного материала
| Принимать активное участие в работе группами. Контролировать свои действия в коллективной работе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников. Проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.
|
6. Проверка знания
| Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Контролировать свои действия в коллективной работе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников. Понимание чувств одноклассников. |
7. Физминутка | Формирование коммуникативных умений. |
8. Решение задач
| Понимание нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения Умение стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; умение договариваться, приходить к общему решению. Формирование интереса к познанию математических фактов. Умение осуществлять поиск нужной информации, строить небольшие математические сообщения в устной форме. Интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно- исследовательской деятельности. Умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя Умение моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов. Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
|
9.Подведение итога урока. | Понимание причин успеха в учёбе. Самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
|
10.Рефлексия
| Понимание причин успеха в учебе |
Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
Поиску общего и различий на уроках математики в 1 классе способствуют вопросы учителя такие как: «Чем отличаются?», «Что общего?», «Что вы можете сказать…?», « Кто назовет тему урока?». Ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют характерные признаки математических объектов. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы.
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения. Школьники учатся ставить вопросы, выбирать доказательства верности или неверности («Верно ли высказывание?). Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности проявлять инициативу и самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами УМК «Гармония»
В статье рассказывается о возможностях формирования УУД на уроках математики в 1 классе в УМК "Гармония"...
Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе
Материал содержит теоретические основы формирования УУД в контексте ФГОС НОО. Предложена модель деятельности учителя по формированию УУД на уроках математики в 1 классе....
«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Урок математики по теме "Умножение" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс) с использованием элементов системно-деятельностного подхода....
Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»
Конспект урока математики Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах
Материал посвящён формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться....
«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Универсальные учебные действия младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока математики показано, как ученик получает знания н...