Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в первом классе».
статья по математике (1 класс) на тему

Из опыта работы по формированию УДД на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в первом классе».

Учитель начальных классов Юрченко В.Н.,

БОУ СОШ №29 МО Динской район

                                                                   «Расскажи мне и я забуду,

                                                                   покажи мне и я запомню,

                                                                   дай мне действовать самому

                                                                   и я пойму»

                                                                                           Древняя китайская мудрость

Сегодня образовательные стандарты ориентированы на конкретные результаты, т.е. определяют набор дидактических единиц, которые ученик должен усвоить в школе. В образовании учащихся на первый план выходят личностные и метапредметные показатели: развитие навыков самообразования, умение самостоятельно отбирать необходимую информацию и работать с ней, что делает возможность вести интересную, полноценную, успешную жизнь в современном мире.

Cсовокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения то есть универсальные учебные действия надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Каждый учебный предмет в зависимости от  предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащегося раскрывает определенные возможности для формирования учебного предмета, в освоение рассматриваемого УУД проявляется, прежде всего, в различиях смысловой работы над текстом задачи.

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Ученики выполняют парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С этой целью проводятся нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-исследование и т.д., т.е. уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие  алгоритм действия.

Особый интерес учащиеся 1класса проявляют при организации  самопроверки результатов выполненной работы. Учащиеся меняются работами и карандашом исправляют найденные ошибки. Очень любят находить «ошибки» учителя на доске.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой  операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

В таблице представлено поэтапное формирование УУД на уроке математики:

Этап урока

Планируемые результаты (обще-учебные умения и действия – УУД)

1.Организационный момент

 

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.

2. Устный счёт

Умение формулировать выводы на основе сравнения, обобщения.

 

3. Объявление темы и задач урока

 

Умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.

 

4. Актуализация опорных знаний

Умение кодировать информацию в знаково - символической форме.

В сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов,

формулировать выводы на основе сравнения, обобщения.

5. Повторение изученного материала

 

Принимать активное участие в работе группами.

Контролировать свои действия в коллективной работе.

Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников.

Проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.

 

6. Проверка знания

 

 

Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

Контролировать свои действия в коллективной работе.

Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников.

Понимание чувств одноклассников.

7. Физминутка

Формирование коммуникативных умений.

8. Решение задач

 

Понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения

Умение стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; умение договариваться, приходить к общему решению.

Формирование интереса к познанию математических фактов.

Умение осуществлять поиск нужной информации,

строить небольшие математические сообщения в устной форме.

Интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно- исследовательской деятельности.

Умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя

Умение моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов.

Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

 

9.Подведение итога урока.

Понимание причин успеха в учёбе.

Самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

 

10.Рефлексия

 

 Понимание причин успеха в учебе

 

 

Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, пространственного воображения, математической речи;  умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

Поиску общего и различий на уроках математики в 1 классе способствуют вопросы учителя такие как:  «Чем отличаются?», «Что общего?», «Что вы можете сказать…?», « Кто назовет тему урока?». Ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют характерные признаки математических объектов. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы.

В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения. Школьники учатся ставить вопросы, выбирать доказательства верности или неверности («Верно ли высказывание?). Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности проявлять инициативу и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами УМК «Гармония»

В статье рассказывается о возможностях формирования УУД на уроках математики в 1 классе в УМК "Гармония"...

Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе

Материал содержит теоретические основы формирования УУД в контексте ФГОС НОО. Предложена модель деятельности учителя по формированию УУД на уроках математики в 1 классе....

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Урок математики по теме "Умножение" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс) с использованием  элементов системно-деятельностного подхода....

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»

Конспект  урока математики  Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах

Материал посвящён формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться....

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Универсальные учебные действия   младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока  математики показано, как ученик получает знания н...