Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе
статья по теме
Материал содержит теоретические основы формирования УУД в контексте ФГОС НОО. Предложена модель деятельности учителя по формированию УУД на уроках математики в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №51
Куйбышевского района г.о.Самара
«Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе.»
Составитель:
Альфутина Н.А.,
учитель начальных классов
Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализация этих требования происходит в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». [2]
Современное общество потребления порождает проблему: дети привыкли получать знания в готовом виде, а сами осуществлять какую – либо деятельность не готовы. Поэтому в контексте требований новых стандартов особенно актуальной является проблема включения детей в активную деятельность на уроке.
Осуществляя деятельность по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе я ставлю для себя цель : формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.
Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:
- Формировать личностные универсальные учебные действия .
- Формировать регулятивные универсальные учебные действия.
- Формировать общеучебнные универсальные учебные действия.
- Формировать коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагаемый результат: сформированность универсальных учебных действий на уроках математики.
Условия реализации модели обучения: готовность учителя и учащихся; применение технических средств обучения (компьютер, проектор), учебно – методический комплекс.
Критерии оценки результатов:
- Личностных:
- Уровень самооценки
- Уровень мотивации
- Нравственно – эстетическая ориентация
- Уровень развития этических чувств
- Умение делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор
2.Регулятивных:
- Умение ставить цель
- Умение прогнозировать результат
- Умение находить средства достижения цели
- Умение контролировать и оценивать себя и своих товарищей
- Общеучебных:
- Умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
- Умение систематизировать и обобщать полученную информацию
- Умение строить речевые высказывания
- Умение владеть общим приемом решения задач
- Коммуникативных:
- Умение общаться и взаимодействовать с людьми
Процедура оценки результата:
- Наблюдение (карта наблюдений)
- Беседы
- Анкетирование
- Тестирование
- Контрольные срезы
Теоретическое обоснование проблемы.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Функции универсальных учебных действий:
· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Виды универсальных учебных действий:
- Личностные
- Регулятивные
- Общепознавательные
- Коммуникативные
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности
- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину,народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;
2. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия
Познавательные универсальные учебные действия, т.е умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций:
- умении анализировать объект,
- осуществлять сравнение,
- выделять общее и различное,
- осуществлять классификацию,
- сериацию,
- логическую мультипликацию,
- устанавливать аналогии и др.
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Логические универсальные учебные действия (начальная школа)
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
- установление причинно- следственных связей;
- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- установление аналогий
3. Постановка и решение проблем
- Формулирование проблемы
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
1.Коммуникация – как взаимодействие
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,
- понимание относительности оценок или подходов к выбору,
- учет разных мнений и умение обосновать собственное.
( основные критерии оценивания)
2. Коммуникация – как кооперация
- умение договариваться, находить общее решение,
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
3.Коммуникация – как условие интериоризации
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности [7]
Модель педагогической деятельности по формированию УУД на уроках математики в начальной школе.
Я работаю по программе «Школа России» (автор А.А.Плешаков)
Система учебников «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».
В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:
- продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
- провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
- провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.
В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».
С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.
Наблюдая за детьми на уроках, я пришла к выводу, что важным моментом в обучении является дидактическая поддержка процесса познания. Тщательный подбор учебного материала, содержание которого соответствует данному уроку и поставленной цели, использование всевозможных форм проведения уроков (урок- игра, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-конференция и т.д.), различных средств достижения цели (карточки-опоры, схемы, таблицы, алгоритмы и т.д.), позволяют мне применять в своей работе следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие (физминутки, подвижные игры, народные игры в ГПД, пропаганда ЗОЖ, оздоровительное воздействие окружающей среды)
- исследовательские (педагогическая модель – обучение через открытие, модель урока – «знаю, но не все, хотел бы узнать, узнал», обязательно наличие проблемы)
- игровые (деловые игры, ролевые игры, сюжетные игры, дидактические игры)
- коммуникативные ( модели взаимодействия: учитель – ученики, ученик – ученик, ученик – микрогруппа, ученик – большая группа, ученик – учебный материал)
При проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, я использую следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:
Требования к уроку комбинированного типа | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
Объявление темы урока | Познавательные общеучебные, коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)[1] |
Сообщение целей и задач | Регулятивные (целеполагание), коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)[1] |
Планирование | Регулятивные (планирование) | Работа с картой урока (анализ заданий учебника и рабочей тетради), с интерактивным плакатом (например, в программе PowerPoint) |
Практическая деятельность учащихся | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная(обучение сотрудничеству)(рекомендации психологов[6], индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач (составление карточек для игры «Математическое домино», алгоритм работы над задачей и т.д.)[5] Проведение ролевых игр (моделирование жизненных ситуаций) (игра «Путешествие на поезде») Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение справочников, ИКТ – технологий. |
Осуществление контроля | Регулятивные (контроль, самоконтроль), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)[8] («волшебные линеечки», «поднимись в гору) Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). |
Осуществление коррекции | Коммуникативные, регулятивные | Использование памяток. Организация взаимопомощи. |
Оценивание учащихся | Регулятивные (оценивание, самооценивание), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)[8] Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). |
Итог урока | Регулятивные , коммуникативные | Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов. |
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий. |
Такое построение работы позволит ученикам показывать хорошие результаты: личностные, метапредметные (сформированные УУД), предметные.
Заключение.
Предложенная модель деятельности учителя помогает в решении проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. Такое построение процесса обучения принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности.
Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Список литературы:
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
2. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
3. О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.
4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
5. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
6. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
7. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
8. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Урок математики по теме "Умножение" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс) с использованием элементов системно-деятельностного подхода....

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»
Конспект урока математики Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...

Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий
Презентацию можно использовать для сообщения на методическом объединении или педагогическом совете....

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Универсальные учебные действия младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока математики показано, как ученик получает знания н...

Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий (презентация)
Презентация подготовлена для обсуждения с педагогами школьного методического объединения....

«Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха »
laquo;Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха »...