Конспект урока по математике "Число 0, цифра 0".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Этот урок позволит сформировать представление о числе 0 с опорой на числовой отрезок и сформировать представление о его свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_i_tsifra_0.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика 1класс. II часть. 16 урок.
Тип урока: ОНЗ
Тема урока: «Число 0. Цифра 0».
Составитель:Козлова Н.А.
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 0 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
2) сформировать представление о свойствах числа 0;
3) тренировать способности к сложению и вычитанию в пределах 9, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 9.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Цифирии.
- А что же вы уже знаете и умеете? ( Дети перечисляют сформированные навыки и умения)
- Вы хорошо поработали на прошлых уроках, все повторили. Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? (После повторения мы будем узнавать что-то новое.)
- Напомните, пожалуйста, особенности «открытия». (Мы должны сами понять, чего мы еще не знаем, и сами должны «открыть» новое знание, способ.)
- Пожелайте друг другу удачи. Я тоже желаю вам удачи в этом открытии.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) актуализировать вычислительные навыки в пределах 9, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 9, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом;
2) актуализировать мыслительные операции наблюдения, сравнения, аналогии;
3) зафиксировать затруднение — согласовать обозначение числа 0 с помощью графической модели и цифрой.
Организация учебной деятельности на этапе 2.
- Жители Цифири украшали свои домики. Но забили закрыть баночки с краской. А если их не закрыть, то краски прольются. Помогите им закрыть баночки с краской.
(Дети соединяют баночки с соответствующей крышкой)
- После строительства домиков у цифр остались строительные блоки. Разбейте их на группы по признакам: (предметы расположены на доске)
- Найдите сумму всех блоков.
- Что вы знаете о числе 9?
- У каждого ребёнка на столе листочек с числовым отрезком
1__2__3__4__5__6__7__8__9
- Жители Цифири очень рады вашей помощи и прислали вам подарок – задачи в стихах. Они знают как вы любите их решать. Правда? (Да)
- Равенства – решения вы будете писать на планшетках. А результаты отметьте на числовом отрезке Возьмите карточку с синей звездочкой и.
- Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. (7 – 2 = 5)
- Повезло опять Егорке!
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Посчитайте–ка улов.
У кого ответ готов? (5 + 4 = 9)
- Ветер дунул, лист сорвал.
И еще один упал.
А затем упало пять.
Кто их может сосчитать? (1 + 1 + 5 = 7)
Задание, вызывающее затруднение:
- Зимой ребята из комков
Слепили пять снеговиков!
Весна пришла, сошли снега,
И солнце припекало….
И на глазах у ребятни
Снеговиков не стало.
Тепло сыграло свою роль,
Фигурок было пять, а стало …?
У детей возникает затруднение, т.к. они ещё не знакомились с числом 0, даже, если они его знают, то не могут обвести, т. к. числа нет на числовом отрезке.
- Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
Цели:
1) организовать выявление и фиксирование учащимися причины затруднения — обозначение числа 0 с помощью цифры на числовом отрезке;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебной деятельности на этапе 3.
- Давайте проговорим еще раз, что надо было сделать? (Отметить на отрезке ответы задач.)
- Где возникло затруднение? (В последней задаче).
- Почему вы не можете отметить ответ на последнюю задачу? (Такой цифры на числовом отрезке нет; не знаем правильно отметили или нет; не можем сравнить, нет эталона.)
- Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? (На доске открывается тема « Число 0. Цифра 0.»)
- Чему мы должны научиться? ( Писать число 0 с помощью цифры 0, получать его на числовом отрезке, находить количество предметов к этому числу.)
- Чтобы не упустить основные вопросы детям предлагается план работы с натуральным числом:
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
- построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Итак, тема нашего урока: «Число и цифра 0».
- Вспомните, по какому плану мы изучали предыдущие числа?
1.)Количество предметов, соответствующее числу.
2.)Положение на числовом отрезке.
3.)Цифра, используемая для записи числа и графическое изображение.
4.)Состав числа.
- Что нам поможет? (Наши рассуждения, учебник, эталоны.)
1) Количество предметов, соответствующее числу 0
- Посмотрите на пакет. Сколько в нём яблок? Учитель показывает пустой пакет.
- Сколько слонов у нас в классе? (0)
- Приведите свои примеры количества предметов в классе, соответствующего числу 0. (Ответы 2-х-4-х человек.)
- Какому количеству предметов соответствует число 0? (Отсутствию предметов.)
- Посмотрите, сколько листьев осталось на ветке, после того как подул ветер?
- Хорошо. Что тогда мы можем сказать о числе 0? (0 показывает отсутствие предметов.)
- Получение на числовом отрезке:
0__1__2__3__4__5__6__7__8__9
- Рассмотрите числовой отрезок. Какого числа там не хватает? На каком месте оно должно стоять?
3) Давайте научимся красиво писать цифру 0.
- На что похожа цифра 0? (Ответы 2-х-4-х человек.)
- Можем мы назвать его мячом,
Хотите дыркой назовём,
А можно бубликом
Почти, что кругленьким,
Но как его не назовём,
Он называется нулём!
- Пропишите четыре цифры 0.
- Повернуть её ты можешь:
Головой поставить вниз,
Цифра будет всё такой же!
- Состав числа:
- Придумайте примеры с числом 0 ( Учитель фиксирует примеры учащихся.)
- Примеров очень много, что общего вы замечаете в них? ( часть 0, а целое равно второй части)
- Посмотрите внимательно и подумайте, какое общее правило можно вывести для всех таких примеров. ( Если к числу прибавить 0, то получится то же самое число, если к 0 прибавить число, то получится то же самое число.)
- Молодцы! Коль нуль к числу мы прибавляем,
В ответ тот час же получаем
Опять то самое число.
Далее выводим правило: а + 0 = а и 0 + а = а. Повторяем его вслух.
Физкультминутка.
- Давайте немного отдохнём и продолжим наш путь.
- А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело!
- Первичное закрепление во внешней речи
- Открываем тетради и решаем №1 на стр.30
3 + 0 = + =
0 + 3 = + =
- Приведите свои примеры аналогичных примеров с 0.
4 + 0 0 + 5
5 + 0 0 + 6
Решаются примеры 9 + 0 = ? и 0 + 6 = ? с проговариванием вслух.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
№ 4 (2-й столбик) – проверка по эталону:
5-5=0 а-а=0
8-0=8 а-0=а
6+0=6 а+0=а
0+2=2 0+а=а
9-0=9 а-0=а
7-7=0 а-а-0
- Включение в систему знаний и повторение
№ 5 (2)
0 3 9
0 + 3 + 6 = 9
- Рефлексия деятельности
Не похож он на пятак,
Не похож на бублик.
Круглый он, но всё ж не мяч,
С дыркой, да не бублик.
- О каком числе загадка?
- Что нового мы узнали о числе 0?
- Какие свойства вы запомнили?
- Довольны ли вы вашей работой в классе?
-Если у вас не было ошибок, все получалось, то поставьте звездочку у первого смайлика.
-Если у вас были ошибки и вы с ними справились, то поставьте звездочку у второго смайлика.
-Если у вас были ошибки, вы их не исправили и не поняли как исправлять, если вам нужна помощь, то поставьте звездочку у третьего смайлика.
☺•☹
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в современной школе. Конспект урока «Число и цифра 4»
по УМК "Перспектива"...
Конспект урока "Число нуль. Цифра 0" 1 класс
Данный урок выстроен в соответствии с системно-деятельностным подходом к обучению. Автором использована технология проблемного диалога. Тип урока - открытие нового знания. Формы работы: полилог на осн...
Конспект урока "Число 9. Цифра 9."
Урок математики 1 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Конспект урока «Число нуль. Цифра 0»
Тема урока: «Число нуль. Цифра 0»Цель: ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом луче; научить писать цифру 0....
План - конспект урока "Число и цифра 7. Состав числа 7"
Создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование....
Конспект урока "Число 8.Цифра 8."
цель урока-познакомить с составом числа 8, с его качественной и количественной характеристикой; закрепить представление о взаимосвязи между частью и целым; учить составлять и сравнивать выражения; раз...