Конспект урока по математике "Число 0, цифра 0".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Козлова Наталья Анатольевна

Этот урок позволит сформировать представление о числе 0 с опорой на числовой отрезок и сформировать представление о его свойствах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_i_tsifra_0.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 1класс. II часть. 16 урок.

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: «Число 0. Цифра 0».

Составитель:Козлова Н.А.

Основные цели:

1) сформировать представление о числе 0 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

2) сформировать представление о свойствах числа 0;

3) тренировать способности к сложению и вычитанию в пределах 9,                 к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;

4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 9.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Цифирии.
  • А что же вы уже знаете и умеете? ( Дети перечисляют сформированные навыки и умения)
  • Вы хорошо поработали на прошлых уроках, все повторили. Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? (После повторения мы будем узнавать что-то новое.)
  • Напомните, пожалуйста, особенности «открытия». (Мы должны сами понять, чего мы еще не знаем, и сами должны «открыть» новое знание, способ.)
  • Пожелайте друг другу удачи.  Я тоже  желаю вам удачи в этом открытии.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) актуализировать вычислительные навыки в пределах 9, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 9, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом;

2) актуализировать мыслительные операции наблюдения, сравнения, аналогии;

3) зафиксировать затруднение — согласовать обозначение числа 0 с помощью графической модели и цифрой.

Организация учебной деятельности на этапе 2.

  1. Жители Цифири украшали свои домики. Но забили закрыть баночки с краской. А если их не закрыть, то краски прольются. Помогите им закрыть баночки с краской.

(Дети соединяют баночки с соответствующей крышкой)

  1. После строительства домиков у цифр остались строительные блоки. Разбейте их  на группы по признакам: (предметы расположены на доске)

                            

  • Найдите сумму всех блоков.
  • Что вы знаете о числе 9?
  1. У каждого ребёнка на столе листочек с числовым отрезком

1__2__3__4__5__6__7__8__9

  • Жители Цифири очень рады вашей помощи и прислали вам подарок – задачи в стихах. Они знают как вы любите их решать. Правда? (Да)
  • Равенства – решения вы будете писать на планшетках. А результаты отметьте на числовом отрезке Возьмите карточку с синей звездочкой и.
  • Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.                (7 – 2 = 5)

  • Повезло опять Егорке!

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Посчитайте–ка улов.

У кого ответ готов?                        (5 + 4 = 9)

  • Ветер дунул, лист сорвал.

И еще один упал.

А затем упало пять.

Кто их может сосчитать?                (1 + 1 + 5 = 7)

Задание, вызывающее затруднение:

  • Зимой ребята из комков

Слепили пять снеговиков!

Весна пришла, сошли снега,

И солнце припекало….  

И на глазах у ребятни

Снеговиков не стало.

Тепло сыграло свою роль,

Фигурок было пять, а стало …?

У детей возникает затруднение, т.к. они ещё не знакомились с числом 0, даже, если они его знают, то не могут обвести, т. к. числа нет на числовом отрезке.

  1.  Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Цели:

1) организовать выявление и фиксирование учащимися причины затруднения — обозначение числа 0 с помощью цифры на числовом отрезке;

2) согласовать цель и тему урока.

Организация учебной деятельности на этапе 3.

  • Давайте проговорим еще раз, что надо было сделать? (Отметить на отрезке ответы задач.)
  • Где возникло затруднение? (В последней задаче).
  • Почему вы не можете отметить ответ на последнюю задачу? (Такой цифры на числовом отрезке нет; не знаем правильно отметили или нет; не можем сравнить, нет эталона.)
  • Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? (На доске открывается тема « Число 0. Цифра 0.»)
  • Чему мы должны научиться? ( Писать число 0 с помощью цифры 0, получать его на числовом отрезке, находить количество предметов к этому числу.)
  • Чтобы не упустить основные вопросы детям предлагается план работы с натуральным числом:

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  1. согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  2. построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Итак, тема нашего урока: «Число и цифра 0».
  • Вспомните, по какому плану мы изучали предыдущие числа?

1.)Количество предметов, соответствующее числу.

2.)Положение на числовом отрезке.

3.)Цифра, используемая для записи числа и графическое изображение.

4.)Состав числа.

  • Что нам поможет? (Наши рассуждения, учебник, эталоны.)

1)  Количество предметов, соответствующее числу 0

  • Посмотрите на пакет. Сколько в нём яблок? Учитель показывает пустой пакет.
  • Сколько слонов у нас в классе? (0)
  • Приведите свои примеры количества предметов в классе, соответствующего числу 0. (Ответы 2-х-4-х человек.)
  • Какому количеству предметов соответствует число 0? (Отсутствию предметов.)
  • Посмотрите, сколько листьев осталось на ветке, после того как подул ветер?
  • Хорошо. Что тогда мы можем сказать о числе 0? (0 показывает отсутствие предметов.)
  1. Получение на числовом отрезке:

        0__1__2__3__4__5__6__7__8__9

  • Рассмотрите числовой отрезок. Какого числа там не хватает? На каком месте оно должно стоять?

        3)  Давайте научимся красиво писать цифру 0.

- На что похожа цифра 0? (Ответы 2-х-4-х человек.)

- Можем мы назвать его мячом,

Хотите дыркой назовём,

А можно бубликом

Почти, что кругленьким,

Но как его не назовём,

Он называется нулём!

- Пропишите четыре цифры 0.

- Повернуть её ты можешь:

Головой поставить вниз,

Цифра будет всё такой же!

  1. Состав числа:
  1. Придумайте примеры с числом 0 ( Учитель фиксирует примеры учащихся.)
  2. Примеров очень много, что общего вы замечаете в них? (  часть 0, а  целое равно второй части)

- Посмотрите внимательно и подумайте, какое общее правило можно вывести для всех таких примеров. ( Если к числу прибавить 0, то получится то же самое число, если к 0 прибавить число, то получится то же самое число.)

- Молодцы! Коль нуль к числу мы прибавляем,

В ответ тот час же получаем

Опять то самое число.

Далее выводим правило: а + 0 = а и 0 + а = а. Повторяем его вслух.

Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнём и продолжим наш путь.

- А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело!

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Открываем тетради и решаем №1 на стр.30

3 + 0 =                                        +                  =

0 + 3 =                                        +                  =

- Приведите свои примеры аналогичных примеров с 0.

4 + 0                  0 + 5

5 + 0                  0 + 6

Решаются примеры 9 + 0 = ? и 0 + 6 = ? с проговариванием вслух.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

№ 4 (2-й столбик) – проверка по эталону:

5-5=0     а-а=0

8-0=8     а-0=а

6+0=6    а+0=а

0+2=2    0+а=а

9-0=9     а-0=а

7-7=0     а-а-0

  1. Включение в систему знаний и повторение

№ 5 (2)

     0               3                                 9

0 + 3 + 6 = 9

  1. Рефлексия деятельности

Не похож он на пятак,

Не похож на бублик.

Круглый он, но всё ж не мяч,

С дыркой, да не бублик.

- О каком числе загадка?

- Что нового мы узнали о числе 0?

- Какие свойства вы запомнили?

- Довольны ли вы вашей работой в классе?

-Если у вас не было ошибок, все получалось, то поставьте звездочку у первого смайлика.

-Если у вас были ошибки и вы с ними справились, то поставьте звездочку у второго смайлика.

-Если у вас были ошибки, вы их не исправили и не поняли как исправлять, если вам нужна помощь, то поставьте звездочку у третьего смайлика.

☺•☹

             

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Число нуль. Цифра 0" 1 класс

Данный урок выстроен в соответствии с системно-деятельностным подходом к обучению. Автором использована технология проблемного диалога. Тип урока - открытие нового знания. Формы работы: полилог на осн...

Конспект урока "Число 9. Цифра 9."

Урок математики 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Конспект урока «Число нуль. Цифра 0»

Тема урока: «Число нуль. Цифра 0»Цель: ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом луче; научить писать цифру 0....

План - конспект урока "Число и цифра 7. Состав числа 7"

Создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование....

Конспект урока "Число 8.Цифра 8."

цель урока-познакомить с составом числа 8, с его качественной и количественной характеристикой; закрепить представление о взаимосвязи между частью и целым; учить составлять и сравнивать выражения; раз...