Решение задач на движение
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Начальная школа ХХI века»
МАСТЕР – КЛАСС
Решение задач на движение. 3 класс.
Учитель
высшей квалификационной категории
Мударисова Д. М.
МБОУ «Гимназия имени М.М. Вахитова города Буинска Республики Татарстан»
2008
Тема. Решение задач на движение.
Цели: научить участников мастер - класса решать задачи с помощью треугольника (опорной схемы), повторить геометрический материал о четырехугольниках и треугольниках, определить и построить пространственные фигуры призма, тетраэдр, изготовление опорной схемы участниками мастер – класса, воспитание культуры умственного труда и ЗОЖ..
Оборудование: цветная бумага на столах перед каждым участником мастер – класса, ножницы, фломастеры, инструктаж по ТБО при работе с ножницами, интерактивная доска, нитки.
План проведения мастер - класса:
- Приветствие.
- Дискуссия о решении задач на движение.
- Повторение геометрического материала о треугольниках и четырехугольниках.
- Практическая работа: построение призмы, тетраэдра.
- Инструктаж при работе с ножницами.
- Изготовление треугольника.
- Введение обозначений.
- Решение задач с использованием треугольника (опорной схемы).
- Выводы
- Комментарии.
Ход занятия:
У -Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Сегодня мы с вами поговорим о самой трудной теме, изучаемой в курсе «Математика» в начальной школе – это решение задач.
У -Как усваивают эту тему ваши ученики?
Коллеги (ответы коллег):
У -Как вы объясняете, излагаете эту тему?
К
У -Я делаю это так:
Перед вами листы цветной бумаги. Что вы можете о них сказать?
К -Это геометрические фигуры.
У -Назовите их.
К -Квадрат.
У -Почему? (Докажите это).
К -Прямоугольник. Ромб. (Все ответы учащие доказывают, называя изученные и известные им свойства).
У -Обобщите, как их можно назвать?
К -Четырехугольник.
У -Почему?
К
У -Вспомним правила ТБО при работе с ножницами.
К
У -Задание. Вырежьте из своей геометрической фигуры треугольник.
( Вырезают треугольники самостоятельно).
Расскажите о своем треугольнике.
К -У меня получился равносторонний треугольник.
У -Почему? Какие в нем углы? (Остроугольные, прямоугольный, тупоугольный? Почему?)
К
У -Какую объёмную фигуру можно построить, используя треугольник, в трехмерном пространстве?
Д/У: -Призма (треугольная призма). Тетраэдр.
У -Построим эти фигуры с помощью ниток и наших треугольников.
(Практическая работа по построению треугольной призмы, тетраэдра. Определение, чем являются его грани).
У -А сегодня, друзья мои, этот треугольник поможет нам решать задачи на движение. Нам придется с ним подружиться. Этот секрет я раскрою только вам.
Итак, в путь. Подняться в гору тяжело, на это надо затратить много времени. Начало нашего пути в гору обозначим буквой t.
Итак t – это время, затраченное для того, чтобы подняться на нашу гору. Запишите это обозначение на своем треугольнике.
t
Поднимаясь в гору, мы проходим какое-то расстояние, путь. Обозначим его S. Запишите. Обозначьте.
S
t
Спускаться с горы очень удобно. Можно мчаться на санях, если этот материал изучается зимой, либо на велосипеде, если - лето. (Выбор за вами). Очень полезна ходьба. (Почему, для чего – воспитательная беседа). Главное – скорость, т. е. как быстро мы движемся, идем. Обозначим это буквой V . Запишите.
S
V
t
Итак, мы получили треугольник, вершины которого обозначены буквами:
t - время, затраченное на путь.
S - расстояние, путь.
V - скорость.
Это волшебный треугольник. Он поможет нам решать задачи.
Задача 1. Мальчик прошел расстояние150 м за 3 минуты. С какой скоростью шёл мальчик?
(Как обычно, идет анализ задачи по вопросам учителя. Составляется краткая запись):
S – 150 м
t – 3 мин
V - ?
Вернемся к нашему треугольнику. Чтобы найти скорость мы расстояние делим на время.
S
V = s
t t V
V = 150= 50 (м/мин)
3
Ответ: V =50 м/мин.
Задача 2. Мальчик прошел расстояние150 м со скоростью 50 м в минуту. За какое время он прошел этот путь?
S – 150 м
V – 50 м/мин
t – ?
Вернемся к нашему треугольнику. Чтобы найти время мы расстояние делим на скорость.
S
t = s
V t V
t = 150= 3 (мин)
50
Ответ: t =3 минуты.
Задача 3. Какое расстояние прошел мальчик, если он шел 3 минуты со скоростью 50 м в минуту?
S
S = V* t
t V
Итак, вернемся к треугольнику. Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время.
S = 50* 3=150 (м)
Ответ: S =150 м.
У -Вывод, (используя треугольник). S
V
t
Чтобы найти скорость мы расстояние делим на время.
Чтобы найти время мы расстояние делим на скорость.
Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время.
Комментарий: первое время нужно показывать этот треугольник, вывесить на доске, использовать свой приготовленный треугольник. В дальнейшем достаточно будет только сказать: «Вспомним наш треугольник» и, уверяю вас, ни один из учеников его не забудет и всегда без проблем будет решать любые задачи на движение.
Желаю Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по математике 4 класс "Устный счёт по теме:Решение задач на движение"
Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007...
Решение задач на движение
Урок постороен в игровой форме в виде скзочного путешестия....
Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...
Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"
Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.
1.Закрепить и систематизировать знания учащихся о скорости, времени, расстоянии;формировать вычислительные навыки, навыки решения прос...
Решение задач на движение.
Урок математики в 4-ом классе по УМК "Школа 2000" . К уроку прилагается технологическая карта урока и презентация.Цели урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурирова...
Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"
Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...