Решение задач на движение
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

Решение задач на движение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Начальная школа ХХI века»

МАСТЕР – КЛАСС

Решение задач на движение. 3 класс.

Учитель

 высшей квалификационной категории

Мударисова  Д. М.

МБОУ «Гимназия имени М.М. Вахитова города Буинска Республики Татарстан»

2008


Тема. Решение задач на движение.

        Цели: научить участников мастер - класса решать задачи с помощью треугольника (опорной схемы), повторить геометрический материал о четырехугольниках и треугольниках, определить и построить пространственные фигуры призма, тетраэдр, изготовление опорной схемы участниками мастер – класса, воспитание культуры умственного труда и ЗОЖ..

        Оборудование: цветная бумага на столах перед каждым участником мастер – класса, ножницы, фломастеры, инструктаж по ТБО при работе с ножницами, интерактивная доска, нитки.

        План проведения мастер - класса:

  1. Приветствие.
  2. Дискуссия о решении задач на движение.
  3. Повторение геометрического материала о треугольниках и четырехугольниках.
  4. Практическая работа: построение призмы, тетраэдра.
  5. Инструктаж при работе с ножницами.
  6. Изготовление треугольника.
  7. Введение обозначений.
  8. Решение задач с использованием треугольника (опорной схемы).
  9. Выводы
  10. Комментарии.

        

        Ход занятия:

У  -Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Сегодня мы с вами поговорим о самой трудной теме, изучаемой в курсе «Математика» в начальной школе – это решение задач.

У  -Как усваивают эту тему ваши ученики?

Коллеги (ответы коллег):

У  -Как вы объясняете, излагаете эту тему?

К

У  -Я делаю это так:

Перед вами листы цветной бумаги. Что вы можете о них сказать?

К  -Это геометрические фигуры.

У  -Назовите их.

К  -Квадрат.

 У  -Почему? (Докажите это).

К  -Прямоугольник. Ромб. (Все ответы учащие доказывают, называя изученные и известные им свойства).

У  -Обобщите, как их можно назвать?

К   -Четырехугольник.

У  -Почему?

К

У  -Вспомним правила ТБО при работе с ножницами.

К

У  -Задание. Вырежьте из своей геометрической фигуры треугольник.

( Вырезают треугольники самостоятельно).

Расскажите о своем треугольнике.

К  -У меня получился равносторонний треугольник.

У  -Почему? Какие в нем углы? (Остроугольные, прямоугольный, тупоугольный? Почему?)

К

У -Какую объёмную фигуру можно построить, используя треугольник,  в трехмерном пространстве?

Д/У: -Призма (треугольная призма). Тетраэдр.

У  -Построим эти фигуры с помощью ниток и наших треугольников.

(Практическая работа по построению треугольной призмы, тетраэдра. Определение, чем являются его грани).

У  -А сегодня, друзья мои, этот треугольник поможет нам решать задачи на движение. Нам придется с ним подружиться. Этот секрет я раскрою только вам.

 Итак, в путь. Подняться в гору тяжело, на это надо затратить много времени.  Начало нашего пути в гору обозначим  буквой  t.

Итак t – это время, затраченное  для того, чтобы подняться на нашу гору. Запишите это обозначение на своем треугольнике.

                                                         t

Поднимаясь в гору, мы проходим какое-то расстояние, путь. Обозначим его S. Запишите. Обозначьте.

        S

        t

Спускаться с горы очень удобно. Можно мчаться на санях, если этот   материал изучается зимой, либо на велосипеде, если - лето. (Выбор за вами). Очень полезна ходьба.  (Почему, для чего – воспитательная беседа). Главное – скорость, т. е. как быстро мы движемся, идем.  Обозначим  это буквой  V . Запишите.

        S

        V

        t

   

Итак, мы получили треугольник, вершины которого обозначены буквами:

t - время, затраченное на путь.

S - расстояние, путь.

V - скорость.

Это волшебный треугольник. Он поможет нам решать задачи.

Задача 1. Мальчик прошел расстояние150 м за 3 минуты. С какой скоростью шёл мальчик?

(Как обычно, идет анализ задачи по вопросам учителя. Составляется краткая запись):

S – 150 м

t – 3 мин

        V - ?

Вернемся к нашему треугольнику. Чтобы найти скорость мы расстояние делим на время.

                                                                       S

V =  s

            t                                            t                                                  V

V =  150= 50 (м/мин)                                  

                3

Ответ: V =50 м/мин.

Задача 2. Мальчик прошел расстояние150 м со скоростью 50 м в минуту. За какое время он прошел этот путь?

S – 150 м

        V – 50 м/мин

t – ?

Вернемся к нашему треугольнику. Чтобы найти время мы расстояние делим на скорость.

        S

t =  s

         V        t                                           V

t = 150= 3 (мин)                                  

       50

Ответ: t =3 минуты.

Задача 3.  Какое расстояние прошел мальчик, если он шел 3 минуты  со скоростью 50 м в минуту?

        

                                                                        

                                                                        S

        

        S = V* t

                                                   t                                           V

Итак, вернемся к треугольнику. Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время.

        S = 50* 3=150 (м)

Ответ: S =150 м.

У  -Вывод, (используя треугольник).        S

        V

                t                            

Чтобы найти скорость мы расстояние делим на время.

Чтобы найти время мы расстояние делим на скорость.

Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время.

        Комментарий: первое время нужно показывать этот треугольник, вывесить на доске, использовать свой приготовленный треугольник. В дальнейшем  достаточно будет только сказать: «Вспомним наш треугольник» и, уверяю вас, ни один из учеников его не забудет и всегда без проблем будет решать любые задачи на движение.

        Желаю Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на движение

Урок постороен в игровой форме в виде скзочного путешестия....

Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"

Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.

1.Закрепить  и  систематизировать  знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии;формировать  вычислительные  навыки, навыки  решения  прос...

Решение задач на движение.

Урок математики в 4-ом классе по УМК "Школа 2000" . К уроку прилагается технологическая карта урока и презентация.Цели урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурирова...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...