Открытый урок по математике в 4 классе по теме «Движение вдогонку»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Хоменко Наталья Николаевна

Открытый урок по математике в 4 классе по теме «Движение вдогонку»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 4 классе

(образовательная система «Школа 2100»)

Тема: «Движение вдогонку»

Учитель:

Хоменко Наталья Николаевна

2011-2012 учебный год


Тема: «Движение вдогонку» 4 класс.

Тип урока: «открытие новых знаний».

Цели:

  • Сформировать способность к исследованию изменения расстояния между двумя движущимися объектами для случая движения вдогонку. Вывести формулу зависимости расстояния d между объектами от времени движения t и сформировать способность к ее использованию для решения задач.
  • Закрепить умение решать задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях, сравнивать дроби.
  • Развивать вычислительные навыки, память, внимание, речь, логическое мышление, вычислительные навыки, умение обобщать, делать выводы.
  • Воспитывать умение работать в группе, выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению.

Ход урока

I Организационный момент.

Наш урок я хочу начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

М.Ломоносов

II Актуализация знаний.

а) Зарядка для ума.

Вы ежедневно по пути в школу сталкиваетесь с различными ситуациями на дороге. Сейчас вам предстоит разгадать, какими должны быть участники дорожного движения (пешеходы и автомобилисты), а для этого надо решить примеры, ответы расположить в порядке возрастания и вы получите нужное слово.

Е

В

И

Н

24012 : 4 = 6003

560 : 40 = 14

506 * 4 = 1024

450 : 15 = 30

Н

А

М

И

8072 : 8 = 1009

1435 : 7 = 205

37 * 3 = 111

720 : 12 = 60

14 30 60 111 205 1009 1024 6003

 В  Н  И   М    А     Н      И       Е

б) Игра на внимание «Расставь дроби в порядке возрастания и убывания».

- Сейчас проверим, насколько вы внимательны. На доске «рассыпались» числа. Назовите их одним словом (дроби):

В 7/12    Е 6/8    И 7/10     Ж 7/9     Е 3/8     Н 5/8     43/8     Д 7/15     И 4/8

- Найдите лишнюю дробь (43/8)

- Почему? (неправильная дробь)

- Расположите дроби с одинаковым числителем в порядке возрастания. А дроби с одинаковым знаменателем – в порядке убывания.

7/15    7/12    7/10     7/9     6/8     5/8     4/8     3/8

Д        В        И        Ж        Е       Н       И      Е

- Каким правилом пользовались при работе с дробями с одинаковым числителем? (чем меньше знаменатель – тем больше дробь)

- Каким правилом пользовались, расставляя дроби с одинаковым знаменателем? (чем больше числитель – тем больше дробь)

- Какое слово получилось (ДВИЖЕНИЕ).

- Какие величины характеризуют движение объекта? (v, t, s)

- Какие случаи одновременного движения вы знаете(встречное дв. Движение в противоположных направлениях, вдогонку и с отставанием)

III Постановка проблемы.

- Прочтите задачу и определите случай движения.(вдогонку).

- Вы только что назвали тему урока

Из пункта А и В, удаленных друг от друга на 200 км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста – 10 км/ч, а автобус догоняет его со скоростью 60 км/ч.

Как изменится расстояние между ними за 1 час?

Чему оно будет равно через 1 час, 2 часа, 3 часа, t часов?

Через какое время произойдет встреча?

t ч

d км

0

200

1

200-(60-10)*1=

2

200-(60-10)*2=

3

200-

4

t

Vсбл. = … - … = … (км/ч)

d = … – …………………

- Используя имеющиеся знания вы сегодня проведете исследование. Закончите построение на координатном луче и обозначите место встречи флажком. Заполните таблицу и запишите формулу зависимости расстояния d между автобусом и велосипедистом от времени движения t (работа в группах).

IV «Открытие» нового знания.

Обсуждение выполненной работы

Vсбл. = 60 – 10 = 50 (км/ч)                Vсбл. = v1 - v2 (км/ч)

d = 200 – (60 – 10) * t                d = S – (v1 – v2)*t

t = 200 : (60 – 10)                        t = S : (v1 – v2)

V Первичное закрепление.

а) Фронтальная работа

Из пунктов А и Б одновременно в одном направлении выехали два поезда. Скорость первого поезда равна 80 км/ч, а скорость второго поезда, идущего вдогонку первому поезду, равна 110 км/ч. Встреча произошла через четыре часа после выезда поездов. На каком расстоянии друг от друга находятся пункты А и Б?

- Какой это случай движения? (движение вдогонку)

Ученик у доски записывает решение.

S = (110 – 80) * 4 = 120 км

Физкультминутка.

Б) Самостоятельная работа

Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было – 100 м. Миша идет со скоростью – 80 м/мин, а Боря со скоростью – 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?

Взаимопроверка. Дети объясняют с места. Прорверка на слайде.

t = 100/(80 – 60) = 5 мин.

VI Задачи на повторение.

В народе говорят: «Повторение – мать учения». А задание следующее …

БЛИЦтурнир

Составь выражение и найди его значение:

а) По дороге навстречу друг – другу выехали 2 мотоциклиста, их скорости 85 и 70 км/час. Через сколько часов они встретятся, если сейчас между ними 310 км?

310:(85+70)=2часа

б) Из одного города выехали одновременно в противоположных направлениях 2 автомобиля. Один из них ехал со скоростью 70 км/час, а другой – 100 км/час. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 часа после выезда?

(70+100)*3=510 км

в) Самолет и вертолет летят в одном направлении. Скорость самолета – 720 км/час, а скорость вертолета – 300 км/час. Сейчас между ними 840 км. Через сколько времени самолет догонит вертолет?

840:(720-300)=2 часа

Пословица

- Составь пословицу (едешь, будешь, тише, дальше).

«Тише едешь – дальше будешь»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Помогите инспектору дорожного движения решить проблемную ситуацию.

На участке дороги длиной 280 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/час. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

(280/4 = 70 км/час – водитель нарушил правила дорожного движения)

VII Итог урока.

- Какой тип задач разбирали сегодня на уроке?

- Если не осталось вопросов нарисуйте зеленый кружок.

- Если остались вопросы – желтый кружок.

- Если все было трудно – красный.

Домашнее задание.

Составить задачу на движение вдогонку.

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 1 класс по теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"

Открытый урок по математике в 1 классе по  теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"....

Открытый урок по математике 1 класс по теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"

Открытый урок по математике в 1 классе на тему "Сложение и вычитание чисел первого десятка"....

Открытый урок по математике 2 класс по теме "Закрепление. Приёмы умножения числа 2"

Разработка открытого урока по иатематике в 4 классе по теме "Закрепление. Приёмы умножения числа 2 "...

Открытый урок по математике 2 класса на тему"ЗАДАЧА"

Открытый урок проведенный во 2 классе на тему"ЗАДАЧА" по УМК Гармония...

Открытый урок по математике 2 класс на тему "Площадь"

Этот урок пригодиться всем учителям 2 класса! Этот урок у меня прошёл отлично!!!...

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока по математике 4 класс "Задачи на движение. Закрепление"

Конспект содержит упражнения на коррекцию знаний учащихся по теме "Задачи на движение. Закреплени". Конспект предназначен для учащихся 4 класса....