Использование современных методов и технологий для повышения качества математического образования
опыты и эксперименты на тему
Компете́нтность— это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, готовность осуществлять тот или иной вид деятельности.
Конструирование компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций рассмотрено в методике «Конструктор задач», разработанной Л.С. Илюшиным. Л.С. Илюшин выделяет шесть категорий учебных целей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждая категория раскрывается им через систему действий обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_konstruktora_kompetentnostnyh_zadaniy_na_urokah_matematiki.docx | 351.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных методов и технологий для повышения качества математического образования. Использование конструктора компетентностных заданий на уроках математики.
Компете́нтность— это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, готовность осуществлять тот или иной вид деятельности. В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно-ориентированных заданий.
Конструирование компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций рассмотрено в методике «Конструктор задач», разработанной Л.С. Илюшиным. Л.С. Илюшин выделяет шесть категорий учебных целей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждая категория раскрывается им через систему действий обучающегося.
Ознакомление предполагает воспроизведение изученного материала. Общая черта данной категории – припоминание соответствующих сведений, выбор объекта деятельности и выявление фактов, понятий, принципов, закономерностей, связанных с объектом ситуации.
Понимание характеризуется постановкой проблем, связанных с объектом ситуации, передачей идеи новым или каким-либо другим способом.
Применение отражает использование знаний из различных областей для решения проблем.
Анализ – проведение различий между фактами и предположениями, формулировка задач на основе анализа ситуации.
Синтез – обоснование и представление выбранного способа.
Конструктор задач Л.С.Илюшина предполагает возможность оперативного конструирования комплексных задач, используя набор формулировок заданий в виде «незаконченных предложений».
Формулировки заданий отпечатаны отдельно, каждая группа отличается по цвету. На первом этапе учащиеся не слышат понятие «конструктор задач», это только методический прием учителя для разработки урока в 1 классе. То есть, при подготовки к уроку я планирую (даны фрагменты разных по темам уроков):
- самостоятельное изучение информации – 7 - Прочитай самостоятельно;
- проверяю понимание изученного – 13 - Переформулируйте вопрос так, чтобы было понятно, что это составная задача;
- применение на практике – 16 – Предложите свой способ сложения двузначного числа с однозначным, если при сложении единиц получается двузначное число;
- анализ – 23 - Проанализируйте структуру текста с точки зрения понятия «задача» (задача или загадка);
- синтез – 32 – Придумайте игру, которая поможет сформировать навык быстрого счета (сложение чисел 1-го десятка);
- оценка – 38 – Оцените значимость умения чертить отрезки.
Второй этап – 2 класс, 1 полугодие - учащиеся видят, что вопросы-задания различны, начинают понимать, что они связаны не только по цвету, но и по характеру заданий. Вводится понятие «конструктор задач (заданий)». Дается возможность поработать с каждым набором деталей КЗ поочередно. То есть, на одном уроке выдаются формулировки на ознакомление, учащиеся составляют вопросы-задания. На другом уроке – на понимание и т.д.
Третий этап – 2 класс, 2 полугодие - собрать из КЗ задачу, чтобы обобщить тему урока. Роль учителя при этом - организатор деятельности, консультант, сопровождающий самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей.
Пример из практики: Тема урока в 4 классе – «Знакомство с задачами на движение. Понятия - скорость, время, расстояние». Класс разделился на группы, группа разработала задание и передала другой группе для выполнения. Затем выполненная работа передается далее по кругу для проверки.
Варианты учащихся: (ячейки 3-9-19-23-31-38)
Ознакомление – 3 – Составьте список понятий, касающихся задач на движение.
Понимание – 9 – Обрисуйте шаги, необходимые для того, чтобы найти S, V, t учитывая то, что данные величины могут быть в разных единицах измерения.
Применение – 19 – Проведите эксперимент, подтверждающий, что чем меньше скорость, тем больше времени потребуется для прохождения одного и того же расстояния.
Анализ – 23 – Проанализируй структуру задачи с точки зрения нахождения S, V, t.
Синтез – 31 – Найди необычный способ, позволяющий найти S, V, t, но для этого используй способ решения задач другого вида.
Оценка – 38 – Оцените значимость изучения данной темы для применения в жизни.
Выбирая по одному заданию из каждой строки таблицы, мы обеспечиваем наполнение урока всеми познавательными целями. Погружаясь в решение компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций, обучающиеся не просто включаются в выполнение задания, они принимают деятельность в целом, критически оценивают собственные действия; активно ищут новые; формулируют собственное мнение и вывод; принимают решение.
Данный «конструктор задач» можно использовать и в других предметных областях. Например, при изучении темы «Озеро Байкал» (окружающий мир).
(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» - 7 – 14 – 17 – 28 – 34 – 38)
7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно.
14. ПОНИМАНИЕ. Приведите пример того, что результаты деятельности человека могут привести к экологической катастрофе.
17. ПРИМЕНЕНИЕ. Сделайте схему, которая показывает потенциал природных богатств Байкала.
28. АНАЛИЗ. Выявите принципы, лежащие в основе взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека.
34. СИНТЕЗ. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий развития экономического развития богатств озера.
38.ОЦЕНКА. Оцените значимость богатств озера для экономики России.
Использование компетентностно-ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.
Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...
«Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»
Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. Данный мастер - класс познакомит коллег с одной из ф...
Использование интерактивных методов обучения, как способ повышения качества образования
В предлагаемом материале описывается как можно использовать на уроках в начальных классах таких интерактивных методов как работа в паре, работа в малых группах, прием "Микрофон", "Снежный ком", "2-4-в...
Методика использования современных ресурсов и технологий обучения для повышения качества образования.
Одним из средств достижения результата являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достиж...
Презентация «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»
Тема «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»Цель: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.Задачи: ...
Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы.
Выступление на методическом объединении на тему "Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы" плюс презентация к док...
Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»
Педагогическая практика показывает, что ученический интерес к математике из года в год активно снижается, и это объясняет актуальностьпоиска путей развития познавате...