Программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Наумовка
Рассмотрена и одобрена Утверждаю:
на заседании ШМО Директор МОБУ СОШ
Руководитель ШМО с.Наумовка
/__________/ Валеева Ф.Р. /__________/ Сергеев А.П.
_____________2016 г. ______________ 2016 г.
Рабочая программа
кружка
«Занимательная математика»
научно-познавательное направление
на 2016-2017 уч.год
Руководитель кружка: Валеева Ф.Р.
учитель начальных классов
2016 г.
- Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Срок реализации – 1 год (34 часа)
Класс - 4
Название программы: «Занимательная математика»
Программа «Занимательная математика» направлена на общее развитие учащихся 4-х классов, требующее продуктивной деятельности в процессе выполнения математических заданий, формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Основания для разработки программы: Закон «Об образовании РФ».
Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16)
Цель программы: формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления четвероклассников.
Задачи:
- расширять математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать логические выводы;
- развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
- решать задачи повышенного уровня сложности;
- формировать умение владеть математической терминологией;
- формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам;
- устанавливать связь между учебной и внеучебной работой;
- создавать условия для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.
Принципы программы:
- занимательность (включение в программу конкурсных игровых заданий);
- добровольность (приобщение к деятельности в кружке с учётом возможностей, склонностей и интересов учащихся);
- научность (раскрытие существенных связей и зависимостей в рассматриваемом материале, установление закономерностей, умение делать выводы, включение в исследовательско-поисковую работу);
- доступность (подбор заданий с учётом возрастных особенностей учащихся);
- практичность (использование учащимися полученных знаний и умений, усвоенной математической терминологии в дальнейшей работе на уроках, математических конкурсах и олимпиадах);
- дифференцированность (предоставление разноуровневых заданий);
- реалистичность (возможность усвоения основного математического материала за конкретный период: 34 занятий).
Предполагаемый результат обучения:
- развитие любознательности, творческих способностей, логического мышления, интереса к математической науке;
- успехи в развитии наблюдения, мышления, изменения эмоционально-волевых особенностей учащихся;
- успешная самореализация в учебной деятельности;
- приобретение опыта самостоятельной и групповой работы в исследовательско-поисковой деятельности.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Режим работы
Четверг: 12.40 - 13.25
Методическое обеспечение программы.
Программа составлена на основе: Программа: «Школа 2000» Математика, Москва, « Ювента»,2010г.
Авторы – составители: Л. Г. Петерсон
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспит. результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г, Криволаповой Н.А, Холодовой О.А.
Формы и режим занятий
Занятия группы проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
- Календарно - тематический план
№ | Тема занятия | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Вводное занятие «Математика – точная наука!» | 1.09 | |
2 | Действия с многозначными числами. | 8.09 | |
3 | Задания на углубление изученного материала: «Величины времени». Кроссворд «Единицы времени» | 15.09 | |
4 | Латинский алфавит и его использование в математике. | 22.09 | |
5 | Плоскостные и объемные геометрические фигуры. | 29.09 | |
6 | Конструирование треугольников, ромба, квадрата и прямоугольника. | 6.10 | |
7 | Задания на изучение элементов геометрии: «Объемные фигуры. Геометрические фигуры вокруг нас. | 13.10 | |
8 | Построение разверток призм, конусов, цилиндров, пирамид». | 20.10 | |
9 | Кроссворды «Геометрические фигуры» | 27.10 | |
10 | Математические игры. Танаграм и Колумбово яйцо | 8.11 | |
11 | Олимпиадные задания: «Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями». | 15.11 | |
12 | Формулы в математике и других науках. | 24.11 | |
13 | Занимательные задачи на движение. | 1.12 | |
14 | Игра «Магазин». Формула стоимости покупки. | 8.12 | |
15 | Римские цифры и их использование в современном мире. | 15.12 | |
16 | Математические кроссворды «Арифметические действия» | 22.12 | |
17 | Комбинаторные задачи. Дерево возможностей. | 29.12 | |
18 | Задачи-шутки и задачи на внимание. | 19.01 | |
19 | Старинные задачи. | 26.01 | |
20 | Олимпиадные задания: «Соответствие между элементами различных множеств». | 2.01 | |
21 | Олимпиадные задания: «Правдивые и ложные высказывания». | 9.02 | |
22 | Математические ребусы и кроссворды. | 16.02 | |
23 | Из истории дробей. | 23.02 | |
24 | Проценты в жизни человека. | 2.03 | |
25 | Задачи-шутки и задачи на внимание. | 9.03 | |
26 | Игра «Морской бой» | 16.03 | |
27 | Система координат. | 23.03 | |
28 | Координатная плоскость. Построение фигур по заданным координатам. | 6.04 | |
29 | Логические задачи. Старинные задачи. | 13.04 | |
30 | Что такое диаграмма? Виды диаграмм. | 20.04 | |
31 | Что такое график и где он встречается в жизни. | 27.04 | |
32 | График движения. | 4.05 | |
33 | Математические ребусы и кроссворды. | 11.05 | |
34 | Задачи-шутки и задачи на внимание. | 18.05 |
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2006
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2005
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2005
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Список 4А класса, посещающих кружок
- Альтапов Руслан
- Альхамова Рената
- Ахметшина Эвелина
- Бурдикова Ангелина
- Жданов Данил
- Карлова Екатерина
- Кемеров Кирилл
- Кожевников Рафик
- Лапонова Дарья
- Латыпов Рустам
- Лепилова Яна
- Мурзакаева Неля
- Насырова Ляйсан
- Педан Никита
- Тупичкина Татьяна
- Ульданов Дамир
- Чинкараев Тимур
- Яппарова Азалия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...