Технологическая карта урока математики: Сантиметр
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

УМК "Школа России". Математика 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_santimetr.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики: САНТИМЕТР

1 класс. Школа России.

Автор: Харченко Ирина Юрьевна. ГБОУ лицей № 244, г. Санкт-Петербург.

-  - Класс: 1

УМК: Школа России

- Авторы учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова

- Тип урока: изучение нового материала

Цель: путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

- Задачи:

- обучающие

ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога;  организовать работу по   обучению умению анализировать представленный материал путем наблюдения; учить измерять и сравнивать длину предметов разными способами;

-развивающие

 способствовать развитию  практических  навыков  по использованию полученных  сведений на уроке в реальных жизненных условиях; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

-воспитательные

воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников.

- Планируемые результаты деятельности учащихся:

предметные: учащиеся научатся использовать для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения - сантиметр; научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, делать выводы;

метапредметные:

познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие; научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в работе группы и пары; получат возможность научиться сотрудничать, договариваться, работая в паре, группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики; формирование адекватной самооценки; личностной и социальной активности в достижении поставленной цели.

- Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

- Наглядные пособияпрезентация, полоски бумаги, кружочки разного цвета

№ п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

Организационный момент

Ц: настроить на восприятие , привлечь внимание учащихся

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Я желаю вам успешного труда, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать.

-А что нам необходимо уметь на уроке математики?

Начинается урок

(дети хором).

Уметь считать, думать, рассуждать, слушать и слышать других.

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока

Коммуникативные УУД:

слушают и понимают, выполняют требования учителя

2

Актуализация знаний

Устный счет

Ц: создание условий для воспроизведения в памяти имеющихся знаний и понятий (счет в пределах 10)

-Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, хотите?

-Тогда сначала повторяем то, что знаем:

а) Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно;

индивидуально посчитает от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9.

-Назовите соседей числа 7?

-Какое число при счете идет за числом 4?

-Назовите, число, которое больше 4 на 1; меньше 4 на 1; которое следует за числом 7; стоит перед числом 2; между числами 5 и 7; справа от числа 8; слева от числа 5.

б)Сколько грибов собрал ежик (слайд 2)

Дети дают ответы на вопросы учителя.

Считают хором.

Считают индивидуально.

6 и 8

5

5, 3, 8, 1, 6, 9, 4

Решают задачу

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-выполнять классификацию;

-обосновывать основание для классификации;

- выполнять анализ;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3

Первичное усвоение материала

Ц: организация поиска решения учебной задачи

-Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)

Работа в парах и малых группах.

-Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)

-Совпали?

-Теперь положите полоски обратной стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена.

-Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное).

-Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске).

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Слово длинное, сокращенно см.

- Кто знает, как измерять длину отрезков?

-Какие есть инструменты для измерения длины?

Учитель предлагает выбрать предметы, с помощью которых можно измерить длину. Индивидуальные карточки (треугольник, линейка, термометр, раскладной метр)

-Рулетка, линейка, сантиметр- это нужные нам инструменты?

-У детей на парте цветные полоски, дети сравнивают по цвету, форме, размеру.

Делают вывод о размере своих полос.






Да.


Дети считают мерки, делают вывод.


Ребята приходят к выводу о применении различных мерок.

Отвечают на вопрос, приходят к выводу, что нужен инструмент!

Нужна линейка.

Рассматривание линейки.

Знакомятся со шкалой на линейке.

Дети называют виды инструментов для измерения длины (рулетка, сантиметр), говорят, где их применяют.

Предметные УУД:

- владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением;

- владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

-повышать интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов.

4

Введение понятия «сантиметр»

- Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр.

Так кто догадался, какая тема нашего урока(Сантиметр)

- Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться?

Демонстрирует как с помощью линейки измерить отрезок. Знакомит с меркой.(слайд3).

Узнают, что такое 1 см.

Совместить начало отрезка с "0" и посмотреть, на какой цифре заканчивается.

Отвечают хором "Сантиметр"

С помощью линейки чертить и находить длину отрезков.

Повторяют движения за учителем

Слушают объяснение, следят за демонстрацией. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи.

Личностные УУД:

-формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность.

5

Физминутка

Слайд 4

6

Работа с учебником с.66

Откройте учебник на странице 66.

- Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух (1ученик)

Дети открывают учебник.

Формулируют тему и цель урока, определяют задачи.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- осуществлять анализ учебного материала;

7

Практическая работа

Ц: Учить решению практических задач.

-1) Прочитайте задание в учебнике на странице 66 (слева), авторы учебника предлагают вам еще один способ сравнения.(слайд 5)

Как легче сравнить предметы по длине?

- Сравнить предметы по длине легче, если они нарисованы на клетчатой бумаге. Почему?

- Что вы видите на рисунках?

Посмотрите на рисунок и выполните сравнение.

2)Давайте поможем удаву измерить полоски (слайд 7).

1.Сначала измерим синюю полоску (проверим)

2.Затем красную полоску (проверим)

3. Затем зеленую полоску (проверим)

4. Затем черную

(проверим)

5. Затем голубую

(проверим)

Найдем самую длинную и самую короткую полоску.

Измеряют и сравнивают предметы.

Дети повторили известные способы сравнения (наложением, на глаз)

Отвертку и шуруп.

Обучающиеся самостоятельно нашли нужную информацию для решения задачи, все выполнили сравнение предметов с помощью клеточки-меры.

Клеточку.

1) на глаз

2) приложением

3) с помощью мерки - палочки

4) с помощью клеточки - мерки

Рассматривают задание.

Измеряют длины отрезков.

(4см, 3см, 2см, 3см)

Называют самый длинный, равные по длине.

(4см, 3см, 2см, 3см)

Ребята работают с раздаточным материалом в паре.

Выполняют измерения, сообщают свои результаты.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Физминутка

Слайд 8

9

Первичное закрепление изученного.

Работа в парах

Ц: Создание условий для оценки результатов своей деятельности

А сейчас мы продолжим нашу работу.

- Наши знания необходимо применить на практике.

1)Задание: от ленты нужно отрезать часть длиной 7 см.

Покажи соседу по парте, где нужно сделать разрез.

- У каждого на парте лежит лента. От нее надо отрезать часть длиной 7 см.

- Сравните свой результат с результатом соседа по парте.

2) Начертить отрезок 6 см.

Дети обсуждают и рассказывают, где надо сделать разрез, используя линейку.

Дети выполняют практическую работу. Дети в парах сравнивают полученные результаты, поднимают руки вместе, если они пришли к общему мнению и отрезали часть ленты одинаково.

Дети повторяют, как пользоваться линейкой и сделать необходимое отмеривание.

Чертят в тетради отрезок 6 см.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

10

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

  1. Предлагает измерить длину предметов

(карточки с предметами: игла, ключ, лента, карандаш)

  1. Предлагает самостоятельно в парах измерить длину отрезков и найти равные (слайд 9)

Измеряют длину предметов при помощи линейки.

Формирование навыков работы в паре, самостоятельной работы

10

Рефлексия.

Итог урока

Ц: Подвести итог совместной деятельности

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке? 
– У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке. 
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет. 
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет. 
– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Оценивают урок и свою работу, поднимают кружочки

Формирование навыков оценки и самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Сантиметр. Измерение отрезков".

Технологическая карта урока математики по теме: "Сантиметр. Измерение отрезков". 1 класс....

Технологическая карта урока математики по теме "Сантиметр"

Технологическая карта урока математики по теме "Сантиметр". 1 класс. УМК "Перспектива". Презентация к уроку....

Технологическая карта урока "математика" ПНШ 3 класс «Квадратный дециметр и квадратный сантиметр»

Технологическая карта урока«Квадратный дециметр и квадратный сантиметр»                    Пре...

Технологическая карта урока "математика" ПНШ 3 класс «Квадратный сантиметр»

Технологическая карта урока«Квадратный сантиметр»  Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Квадратный сантиметр»Цели урока: познакомить учащихся с единицей площади – квадратным сантиметром...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Единица площади - квадратный сантиметр"

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Единица площади - квадратный сантиметр"...

Технологическая карта урока математики "Сантиметр" Батищева Н.А

Технологическая карта урока математики "Сантиметр" Батищева Н.А...

Технологическая карта урока математики: САНТИМЕТР

Цель: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере,   путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования единым...