«Закономерности и поиск закономерностей. Магические квадраты».
план-конспект урока по математике на тему
Цель: определение закономерностей и их использование в составлении магического квадрата.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов
1. выявлять закономерности и проводить аналогии;
2. давать определения тем или иным понятиям;
3. выделять существенные признаки предметов.
Направленные на достижение метапредметных результатов
1. учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
2. учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке;
3. учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.
Направленные на достижение личностных результатов
1. оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
2. объяснить, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
3. определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakonomernosti_i_poisk_zakonomernostey._magicheskie_kvadraty.docx | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Закономерности и поиск закономерностей. Магические квадраты».
Цель: определение закономерностей и их использование в составлении магического квадрата.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выделять существенные признаки предметов.
Направленные на достижение метапредметных результатов
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.
Направленные на достижение личностных результатов
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- объяснить, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
План занятия:
- Организационный момент (1 мин);
- Актуализация знаний и мотивация (1 мин);
- Операционно- исполнительский этап.
3.1.Выход на тему занятия. "Открытие детьми нового знания. Целеполагание. Постановка проблемы (2 мин);
3.2. Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации (3 мин);
- Самостоятельная практическая работа детей (25 мин);
- Оценочно-рефлексивный этап. Подведение итогов занятия (3 мин).
Технологическая карта занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) |
1. Организационный момент. | (звучит музыка "Умники и умницы") Внимание! Начинаем занятие клуба «Умники и умницы». Чем мы c вами занимаемся на занятиях? - Чтобы хорошо работать, выполним мозговую гимнастику. (слайд1) - Упражнения: «Качания головой», «Ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений», «Вижу палец!» - Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила общения. (слайд 2) | Слушают учителя Ответы детей. Развиваем свои интеллектуальные способности. Под руководством учителя выполняют упражнения - работать дружно, быть активными, - не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу; - говорить спокойно, ясно и только по делу; -уметь слушать и понимать другого; -уметь договариваться; - доводить начатое до конца | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других. Коммуникативные УУД: -уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им. |
2. Актуализация знаний и мотивация. | - Рассмотрите внимательно ряд чисел. Что вы можете рассказать о них? Какое бы вы задание предложили выполнить к данным числовым рядам? 4,8,12 14,18,22 …, 9,13 7, …, … …, …, … (слайд 3) - Что такое закономерность? - Закономерность – это последовательность свойств, повторяющихся по аналогии. | Исследование числовых рядов (на компьютерах и интерактивной доске) Ответы детей | Познавательные УУД: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Регулятивные УУД: -учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. |
3. Операционно- исполнительский этап 3.1.Выход на тему занятия. "Открытие детьми нового знания. Целеполагание. Постановка проблемы. Физкультминутка | - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня? Какова тема занятия? (слайд 4) - Для чего человеку нужно знать закономерности чего-либо? - Будем учиться узнавать закономерности, работать с ними. - Перед вами задания. Исследуйте их. Расскажите нам, как вы будете рассуждать, выполняя их. - Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. | Прослушиваются ответы детей. Дети предлагают свои варианты. - Каждая группа получает задание по компьютеру. 1 группа (слайд 5) Вход-выход Въезд -? Увеличить- ? Прибавить- ? Храбрец-? 2 группа (слайд 6) Наталья –племянница Софьи. Кто Софья Наталье? 3 группа (слайд 7) Февраль и май - самые короткие месяцы в году. Согласны ли вы с этим утверждением? Проверка: на интерактивной доске работает представитель группы. - Выполняют упражнения в динамической паузе. | Регулятивные УУД: - определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий при изучении темы; -учиться высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: -уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им. |
3.2. Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации. | - Продолжаем работу с числовыми закономерностями в магических квадратах. - Перед вами рисунок, из которого можно сделать магический квадрат. У данного рисунка есть своя история. - Вам задавали домашнее задание. Узнать, что интересное содержит данный рисунок, найти историю данного рисунка. Расскажите, что вы узнали? - В китайской древней книге «Же-ким» («Книга перестановок») есть легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет тому назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кругов. Если заменить количество кругов числом, получится таблица из чисел. Давайте ее составим на компьютерах. - У этой таблицы есть замечательное свойство –закономерность. Попробуйте догадаться, какое оно? - Расскажите, что вы заметили? - Если сложить числа первой строки, получится 15. Точно такой же результат получается, если сложить числа второй, а также третьей строки. При сложении чисел любого столбца тоже получается 15.Тот же результат получается и при сложении чисел по диагоналям . - Как можно назвать такой квадрат? - Символ, изображенный на рисунке, китайцы назвали «ло-шу» и считали магическим – он использовался при заклинаниях. Поэтому квадратные таблицы чисел, обладающие таким удивительным свойством, с тех пор называют магическими квадратами. - Как же составить свой магический квадрат, затрачивая минимальное время, если в квадрат не вписано ни одного числа? Рассмотрите свои магические квадраты и расскажите, что нужно знать, чтобы составить магический квадрат? (Слайды к алгоритму построения магического квадрата.) | Рисунок на слайде интерактивной доске. (cлайды 9,10) Ответы детей по домашнему заданию Работа в группах по составлению таблицы Проверка на интерактивной доске (слайд 9). - Исследование группами своих квадратов. (слайд 10) Ответы, предположения детей. - Магический, волшебный - Исследовательская работа в группах. (слайды 12,13,14) Выступления групп. 1. В квадрате 9 клеток. Поэтому нужны 9 чисел, расположенных по порядку. 2. Находим центральное пятое число. Оно будет в середине квадрата. 3. Числа, стоящие рядом, и через одно число от него располагаются по диагоналям. 4. Остальные пары чисел встают крестообразно в пустые оставшиеся клетки. (слайд15) | Регулятивные УУД: -учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядностью. Познавательные УУД: -делать предварительный отбор источников информации; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Личностные: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
4. Самостоятельная практическая работа детей. | - Хотели бы вы сами придумать свой магический квадрат? - Придумайте свой магический квадрат. (слайды16,17,18) - Нарисуйте схематично свой магический квадрат для панциря черепахи. | Создают свои магические квадраты. Перед ними листочки с алгоритмом построения квадрата. Представление своих магических квадратов. Выступления групп. | Регулятивные УУД: - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; сравнивать и группировать предметы. |
5.Оценочно-рефлексивный этап. Подведение итогов занятия. | - Оцените себя и поднимите сигнальные круги: • кто справился без проблем - зелёный. • кто сомневался - жёлтый, • кому сложно было выполнить задание – красный. – Почему вы оценили себя таким образом? (Учитель корректирует ответы детей по самооценке). - – Что узнали нового на уроке? – Как вы считаете, полученные вами знания пригодятся в дальнейшем вашем обучении? – Как бы вы поделились со своим опытом со своими товарищами? - Спасибо за работу. | Комментирование детьми своих оценок. -Моя оценка... (слайд19) - Высказывания и ответы детей. -Я сегодня узнал(а)… -Я научился (лась) … -Я понял (а) … (слайды 20,21) | Регулятивные УУД: -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему: «Развитие познавательных способностей. Поиск закономерностей»
Материал содержит внеурочное занятие, которе решает следующие задачи: -развивать умение находить закономерности в цепочках и таблицах, обобщать и делать выводы;-рассмотреть примеры составле...
Кружок «Умники и умницы» 2 класс Занятие 27. Поиск закономерностей.
Развивать познавательные способности; умение анализировать и находить закономерности; развивать логическое мышление, речь, память, внимание, математические способности....
Презентация "Поиск закономерности в записи ряда чисел
Презентация к уроку математики "Поиск закономерности в записи ряда чисел"...
Конспект урока математики "Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей".
Приводится конспект урока математики в 4 классе...
Урок математики во 2 классе. Тема: «Поиск закономерности в записи ряда чисел. Совершенствование вычислительных умений. Постановка вопросов к данному условию задачи».
Тема: «Поиск закономерности в записи ряда чисел. Совершенствование вычислительных умений. Постановка вопросов к данному условию задачи».Тип урока: урок комплексного применения знаний ...
Конспект внеурочной деятельности «Поиск закономерностей» (4 класс)
Название кружка: «Юным умникам и умницам»Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеКласс / возраст детей: 4 / 10-11 летТема: «Поиск закономерностей»Цель: со...
Конспект внеурочного занятия «Поиск закономерностей» (2 класс)
Тема: «Поиск закономерностей»Цель: создание условий для формирования познавательного интереса у обучающихся посредством включения их в поиск закономерностей.Планируемые результат...