ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Системно – деятельностный подход на уроке математики» «Квадратный миллиметр и квадратный метр». (УМК «Перспективная начальная школа, 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые зна ния и овладевать ими»
(Шота Амонашвили)
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.
Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно -деятельностный метод обучения.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения (ФГОС), основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
При системно- деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основной, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика. Переход к обновленной системе начального образования требует от современного умения помочь ученику самому открыть новое
знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе системно – деятельностного подхода, предполагающего самостоятельную деятельность ученика на уроке.
Войдя в жизнь, ребёнок будет защищён от стрессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem.3klass.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Системно – деятельностный подход на уроке математики»
Тема: «Квадратный миллиметр и квадратный метр».
(УМК «Перспективная начальная школа, 3 класс)
Выполнил: Сидорова И В. МБНОУ «Гимназия № 44»
Новокузнецк, 2015
Содержание
1. Введение …………………………………………………………3
2. Проект урока по математике
«Квадратный миллиметр и квадратный метр»…………….…….. 5
3. Заключение ……………………………………………………….9
4. Список литературы ……………………………………………..10
5. Приложение …………………………………………………… 11
Введение
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые зна ния и овладевать ими»
(Шота Амонашвили)
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.
Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно -деятельностный метод обучения.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения (ФГОС), основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
При системно- деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основной, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика. Переход к обновленной системе начального образования требует от современного умения помочь ученику самому открыть новое
знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе системно – деятельностного подхода, предполагающего самостоятельную деятельность ученика на уроке.
Войдя в жизнь, ребёнок будет защищён от стрессов
Урок математики в 3 классе (1-4) по программе «Перспективная начальная школа».
Тема: «Квадратный миллиметр и квадратный дециметр»
Цель урока: расширить знания о единицах измерения площади, познакомить с новыми понятиями: «квадратный миллиметр» и установить соотношение 1кв. дм=10000кв.мм;
учиться самостоятельно чертить квадратный сантиметр и квадратный миллиметр и определять их установленное соотношение, развивать умения наблюдать и сравнивать с квадратным дециметром, делать выводы;
уметь практически применять полученные знания ;
самостоятельно работать по аналогии;
строить логическую цепочку рассуждений;
формировать коммуникативные умения разрешать поставленные задачи, в сотрудничестве с одноклассниками при работе в паре;
воспитывать интерес к предмету «Математика»
Дидактическое обеспечение: учебник математики: В 2 ч. А.Л.Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой.- 3-е издание, исправленное-М.: Академкнига/Учебник, 2013.-ч.2; тетрадь для самостоятельной работы №2 О.А.Захарова, Е.П.Юдина; под редакцией Р.Г.Чураковой.
:
Активные формы работы: в парах, индивидуальная, самостоятельная.
Ход урока
I. Мотивационный момент.
II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Задания на актуализацию знаний учащихся.
Фронтальный опрос учащихся.
-Какое число получится, если 10 взять 3раза ? А если10 увеличить в 10 раз 3 раза? Рассуждая по аналогии, учащиеся на досточках показывают ответы (обратная связь), обосновывая свой ответ при индивидуальном опросе и доказывают, что 30 –это по 10 взять надо 3 раза, а увеличить в10. это10 умн.на10. получится100 и ещё на10. получится1000 и ещё на 10, получится 10000.
-Работа в тетрадях.
- Начертить квадратный миллиметр. А что такое кв. мм? Это квадрат со стороной 1мм. Во сколько раз надо увеличить сторону квадрата, чтобы получить кв. см? Надо увеличить в 10 раз т.к. кв. см – это квадрат со стороной 10см, и мы на прошлом уроке узнали, что 1кв. см = 100кв. мм, а кв. см – это квадрат со стороной 10см.
Оценка работы класса.
-Что вам помогло выполнить правильно задание?
-Показать 1кв. дм (дети показывают палетку, некоторые могут начертить квадрат со стороной 10 см).
-Почему вы так считаете? Палетка-это квадрат со стороной 10см.
-Как вы считаете, какая тема урока будет? (Сколько кв. см в 1 кв. дм или сколько кв. мм в 1 кв. дм. Идёт противоречие.)
-Доказать. Мы сказали, что 1кв. дм – это квадрат со стороной 10см. А чтобы узнать сколько таких квадратов в кв. дм, надо 10 умножить на10. Значит 100. Поэтому 1кв. дм=100кв.см. А это мы узнали раньше.
-Цель урока? Надо узнать число квадратных миллиметров в 1кв. дм.
III.Обозначение разрыва между знанием и незнанием. Постановка учебной задачи.
Работа в парах.
а)-Используя материал, который мы создали на уроке (начерченный кв. мм, кв. см, кв. дм и знания), попробуйте высказать предположение соотношении кв. дм и кв. мм.
(У детей возникает противоречие).
-Так что надо знать, чтобы правильно ответить?
Продолжение работы.
Дети высказывают свое предположение.
-Проверим свои высказывания с образцом (учебник стр.87) и объясни, почему справедливо это равенство?
Если квадрат со стороной 1дм разбить на квадраты со стороной в 1мм, то получится 100 рядов по 100 квадратов в каждом ряду. Значит равенство 10000кв. мм =1кв. дм справедливо, т.к. увеличив 100 в 100 раз получится 10000 кв. м
Физминутка.
б) усвоение нового теоретического материала
Работа с учебником, с.87
-Сколько квадратных миллиметров в 10кв. дм?
Если 1кв. дм =10000кв. мм, значит 10 ув. в10000 раз или 10000 взять 10 раз, то получится 100000 ,поэтому в 10000кв. дм 100000 кв. мм.
Первичное применение нового способа действия.
Задание№253
-Читаем задание и составляем образец оформления задания.
-По образцу завершить самостоятельно.
-Оценить свою работу по шкале.
-Сверим с правильным заданием и прокомментировать.
Закрепление нового способа действия.
Задание №254
-Первый столбик с комментированием.
-Второй вариант- 2-ой столбик, а первый вариант- 1-ый столбик самостоятельно на досточках. Дать время.
-Поднять.(Дети поднимают досточки с ответами, затем учитель вызывает уч-ся с правильными ответами и они доказывают правильность своих действий).
IV. Самостоятельная работа.
Задание№255.
-читаем задание.
-Можно ли выполнить сразу действия сложения и вычитания? Нет т.к. величины выражены в разных единицах.
Выбираем единицу - квадратный миллиметр.
Разбираем пошагово одно из заданий и подчёркиваем те действия, которые можно сделать устно:
(Показ на доске) 9кв. дм -1500кв.мм =1кв.дм . 9 -1500мм= 10000кв.мм . 9 = 90000кв.мм-1500кв.мм = 88500кв.мм
Остальные вычисления ученики выполняют самостоятельно. Задания похожи, поэтому задания дифференцирую.
№255 –по образцу.
№256-внимательно прочитай задание и выполняй.
№259 – посложней, но интересно.
-Проверь выполненное задание по образцу.(Образец на мультимедиа.)
V.Рефлексия деятельности. (Можно в группах).
-Что нового узнали?
-Для чего это вам нужно?
-Где испытывали затруднения? (поставить цветовые кружочки «Светофор») Проверить кто какой кружок поставил.
(Если в группах, то :
1) –Записать на досточках ответы на мои вопросы:
_Чему я научился сегодня?
Какие вопросы мне хотелось ещё задать учителю?
2) Жети объединяются в группы по семейкам и просматривают все записи, и выбирают один или два вопроса.
Ораторы групп кратко докладывают о результатах выбранных ответов и задают классу или учителю.
Вопросы обсуждаются и домашнее задание дифференцируется.
VI.Домашнее задание
П.т. №139 – тем, кто испытывал затруднения в преобразовании величин. (Приложение)
№140 – в сложении и вычитании величин.
№141,136 всем.
№137 по желанию дополнительно ( повышенный уровень).
Заключение
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту в средней школе. Проанализировав свой урок, сделала вывод, что урок построен на привлечении учеников в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различными видами деятельности. Учебный материал урока соответствуют принципу научности, доступности. Интенсивность урока оптимальная, с учётом психолого – возрастных особенностей обучающихся третьего класса. Большое внимание уделяется отработке умения работать с учебником, но и практически использовать полученные знания.
Урок математики был спланирован в системно-деятельностном подходе. Были применены различные формы работы: парная, индивидуальная. На этапе мотивации организую осознанное вхождение обучающихся в пространстве учебной деятельности. При проведении самостоятельной работы использую индивидуальную, дифференцированную форму работы с учащимися. При выполнении этой работы, ребята контролируют свою деятельность и объективно оценивают полученный результат с образцом. Постановка учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе выстроенного учителем диалоге.
На этапе первичного закрепления учащиеся выполняют тренировочные упражнения по алгоритму действия.
Парная работа реализуется через учебное сотрудничество. Самостоятельная учебная деятельность активизирует познавательную и умственную деятельность обучающихся. Высказывание ученика делает скачек к неизвестному, переживание учеником чувства риска.
Результат превосходит ожидания: у детей развиваются творческие способности, развивается логическое мышление. Ученик, открывая сам новые знания, приходит к точной формулировке нового материала. Всё это поможет в дальнейшей жизни ребёнка.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов .- М.: Просвещение, 2008.- №2.
2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. - № 6. 3. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003.- N 6. - 30 с.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования-М.: Просвещение.-2014
6. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. – М.: Просвещение.- 2011.-№4. -96 с.
7. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
8.Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практикипод редакцией кандидата педагогических наук Т. О. Автайкиной/Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК-2013
9. А.Л. Чекин Математика. 3 класс. Учебник в двух частях. Часть 2. /Под редакцией Р.Г. Чураковой ; – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
10. О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Математика в вопросах и заданиях. Тетрадь для самостоятельной работы №2 [Текст]: 3 класс, - 3-е изд., под редакцией Р.Г.Чураковой -М.: Академкнига/Учебник, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...
Системно-деятельностный подход на уроке математики в 4 классе по теме «Многогранник», УМК «Начальная школа XXI века»
В моей творческой разработке представлен проект урока математика для 4 –го класса, УМК «Школа XXI века», по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание ...
Творческая разработка Тема "Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира" СВОЙСТВА ВОДЫ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные ...
Тема: «Системно - деятельностный подход на уроке математики» «Числовое равенство и уравнение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и лично...
Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Квадратный миллиметр и квадратный метр». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о новых единицах площади: квадратный миллиметр и квадратный метр.Планируемые результатыПредметные: знать единицы измерения площади квадратный миллиметр и...
Конспект урока математики "Квадратный километр и квадратный метр" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Квадратный километр и квадратный метр»Цель деятельности учителя: формирование знаний о новых единицах площади: квадратный километр и квадратный мет...
Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...