"Юный математик"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Нистратова Мария Викторовна

Программа кружка по математике, 3 класс, 2 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 72 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

Место курса в учебном плане

На изучение данного курса математики отводится по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 72 часа.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов/

Личностные результаты

- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

- Целостное восприятие окружающего мира.

- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.

- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 - Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

 - Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Предметные результаты

- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах.

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы как традиционные, так и  нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах и олимпиадах.
  • Участие в математических чемпионатах, КВН, турнирах.
  • Выпуск математических газет

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

1

Учебники
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.
Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч.: М.: Просвещение.

В учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи учащихся.

 Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

2

Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике. 3 класс

Пособие содержит тексты самостоятельных проверочных работ и предметные тесты двух видов (тесты с выбором правильного ответа и тесты-высказывания с пропусками чисел, математических знаков или терминов). Проверочные работы составлены по отдельным, наиболее важным вопросам изучаемой темы. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам.

3

Самсонова Л.Ю.. Математика: Устный счёт. Сборник упражнений: 3 класс.

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

4

Электронные учебные пособия:
1. Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс

(Диск CD-ROM), авторы:  Волкова С.И.,  Антошин М.К., Сафонова Н.В.

Диски для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса математики представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль.

Технические средства.

1.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2.

Магнитная доска.

3

Персональный компьютер с принтером и сканером.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 Наборы счётных палочек.
Наборы муляжей овощей и фруктов.

Набор предметных картинок.

Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед,  пирамиду, цилиндр.
Демонстрационная оцифрованная линейка.

 Демонстрационный чертёжный треугольник.
Демонстрационный циркуль.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол час

Виды деятельности

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1

решение задач и ребусов

2

Старинные системы записи чисел.

2

решение задач и ребусов

3

Иероглифическая система древних египтян.

2

решение задач и ребусов

4

Римские цифры.

2

решение задач и ребусов

5

Как читать римские цифры?

2

решение задач и ребусов

6

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

3

составление математических ребус конкурс на лучший математический ребус

7

Пифагор и его школа.

2

работа с информацией презентации, викторина

8

Бесконечный ряд загадок.

2

конкурс на лучшую загадку

9

Архимед.

2

работа с информацией презентац

10

Умножение.

3

решение задач и ребусов

11

Конкурс знатоков.

2

решение нестандартных заданий

12

Деление.

2

решение задач и ребусов

13

Делится или не делится.

2

решение задач и ребусов

14

Решение логических задач.

2

схематическое изображение задач

15

Проектная деятельность «Газета любознательных»

2

конкурс на лучшую математическую газету

16

Математический КВН.

2

работа в группах

17

Старинные меры длины.

2

работа с информацией презентации

18

Задачи – смекалки.

2

решение задач и ребусов в парах

19

Решение олимпиадных задач.

3

решение заданий повышенной трудности

20

Экскурсия в компьютерный класс.

2

экскурсия, конкурс рисунков

21

Компьютерные математические игры

2

решение задач и ребусов

22

Время. Часы.

3

работа с информацией презентац

23

Математические фокусы

2

решение задач и ребусов

24

Интеллектуальный марафон

2

работа в группах        

25

Открытие нуля.

2

исследов. работа «Почему так?»

26

Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру».

2

решение нестандартных заданий

27

Денежные знаки.

2

работа с информацией презентац

28

Решение задач повышенной трудности.

2

схематическое изображение задач

29

КВМ «Царица наук»

1

работа в группах

30

Задачи с многовариантными решениями.

3

решение заданий повышенной трудности

31

Решение задач повышенной трудности.

3

решение заданий повышенной трудности

32

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

2

работа в группах        

33

Час занимательной математики.

2

работа в группах        

34

Круглый стол «Подведём итоги».

2

кол-я раб. по сост. отчета

Итого:

 72 часов

Список литературы

  1.  Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
  4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
  5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  6. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
  7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  9. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
  10. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
  11. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

12.Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс

Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс

Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....

Программа "Юный математик"

Тематическое планирование внеурочной деятельности по математике для 2 класса...

Математическая игра: "Юный математик"

Внеклассное мероприятие по математике, способствующее  развитию логического мышления, воображения, смекалки школьников,совершенствованию вычислительных навыков и повышению интереса к математике....