Возможности игры "Архикард" на уроках математики в начальной школе.
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему
Эти карточки показал нам на открытом занятии педагог и философ, оригинальный мыслитель, ученый, автор замечательных книг, создатель вероятностной модели образования Александр Михайлович Лобок. А.М.Лобок занимался проблемами педагогики с 1986 года, организовал экспериментальные площадки вероятностного образования в Чите и Нижнем Новгороде, выпустил монографию "Педагогика мифа" и многое прочее. В модели вероятностного образования меняется не только и не столько его содержательная часть - меняется само образование, его метод и принципы. Традиционной школе с ее жесткой плановой структурой Лобок противопоставляет метод, базирующийся на принципе творческой вариативности.
Карточку можно использовать как измеритель длины (посмотрите на клеточки) и как измеритель площади. Как показывает практика, изучение площади вызывает у детей затруднения, не все могут сразу понять, что значит, измерить площадь, и что она измеряется не линейкой, а квадратиками со сторонами в 1см, 1 дм, 1 м. и так далее. И представления о площади формируются достаточно сложно у детей, и у взрослых тоже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhikard.docx | 171.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для учителей начальной школы
«Возможности арифметических карт « Архикард» при изучении математики в дошкольных учреждениях и на уроках в начальной школе».
Цели занятия:
- сформировать представление о возможностях карточек «Архикард» на занятиях математикой;
- показать возможности «Архикард» в развитии логического мышления на основе отработки логических операций, каких как анализ, синтез, классификация.
- показать возможности карточек «Архикард» в изучении геометрического материала при изучении таких тем как длина и площадь;
- показать возможности карточек «Архикард» в изучении арифметического материала при изучении таких тем как состав числа, сложение и вычитание в пределах 100, табличное умножение;
- показать возможности карточек «Архикард» в развитии познавательного интереса учащихся к математике.
Оборудование: арифметические карточки «Архикард», бланки для записи ответов и подсчёта результатов.
План занятия:
- А. М. Лобок. Эти карточки показал нам на открытом занятии педагог и философ, оригинальный мыслитель, ученый, автор замечательных книг, создатель вероятностной модели образования Александр Михайлович Лобок. А.М.Лобок занимался проблемами педагогики с 1986 года, организовал экспериментальные площадки вероятностного образования в Чите и Нижнем Новгороде, выпустил монографию "Педагогика мифа" и многое прочее. В модели вероятностного образования меняется не только и не столько его содержательная часть - меняется само образование, его метод и принципы. Традиционной школе с ее жесткой плановой структурой Лобок противопоставляет метод, базирующийся на принципе творческой вариативности.
- Познакомимся с арифметическими карточками Архикард:
- Внутренняя сторона напоминает тетрадь в клетку, на ней закрашены фигуры с разным количеством кубиков. У нас на столах в колодах этих кубиков от 1 до 5.
- Внешняя сторона. Рассмотрите клеточки. Сколько их? Как вы посчитали?
Какова площадь этой карточки?
3. Возможности карточек Архикард на уроках математики.
Геометрические возможности. Карточку можно использовать как измеритель длины (посмотрите на клеточки) и как измеритель площади. Как показывает практика, изучение площади вызывает у детей затруднения, не все могут сразу понять, что значит, измерить площадь, и что она измеряется не линейкой, а квадратиками со сторонами в 1см, 1 дм, 1 м. и так далее. И представления о площади формируются достаточно сложно у детей, и у взрослых тоже.
-Перед вами на столах 2 листочка. Как вы думаете, какая площадь у маленького листочка? Запишите свои предположения.
Избираем секретаря, который будет делать записи.
- Скажите, сколько квадратных сантиметров в листочке А4?
- А сколько их в карточке Архикард?
-Давайте примерно определим, сколько же кв.см. в А4!
- А теперь проверим. Кто был ближе всех?
- Арифметика играючи в «Архикард».
Арифметические возможности.
- Игра «Угадайка»
Показывают карточку, нужно угадать, какое там число спряталось за кубиками (эта игра хороша для дошкольников, они учатся реально понимать какое количество чего-то стоит за цифрой-символом)
- Игра «Больше, меньше, столько же.
Раздается по 1 карточке и игроки сравнивают у кого больше или меньше или равно, а потом кладут в центр стола по стопкам, т.е. классифицируют. Эта игра подойдет для занятий с дошкольниками.
Со школьниками ее можно усложнить вопросами «А на сколько у тебя больше?» или «На сколько меньше?»
- Игра «Везунчик» (название придумали ученики)
У водящего в руках колода карт, он раздаёт по одной всем, они кладут их на стол, забирает их тот, у кого самое большое значение на карте. Если попались одинаковые, то им еще раз даётся по 1 карте у кого больше, тот забирает всё.
Когда колода закончится, игроки подсчитывают очки. Но не пересчётом квадратиков, а при помощи сложения и умножения (если изучили).
- Игра «Состав числа»
Раздаётся по 5 карт. От карт нужно избавляться, кладя на стол только те, в которых есть 5 одной картой или суммой нескольких. Потом раздают по 1 карте и так до конца колоды. У кого остаются карты, после того, как колода закончилась, тот подсчитывает, сколько он набрал штрафных баллов. За это Можно как за фанты давать задание. Например, решить 5 примеров, придумать задачу на сложение и т.д. насколько хватит фантазии.
В этой игре можно менять условие на число 6,7 и т.д.
- Игра на деление и умножение.
Водящий раздаёт по 2 карты и говорит, что положить себе в банк можно только в том случае, если количество кубиков делится на 2.
Это может быть одна карточка, а может быть сумма 2 или 3. Если не делится, то карточки остаются в руках. Далее раздают по 1 карточке, и так до конца колоды.
В конце подсчитывают результаты. Если карты остались на руках, то это всё штрафные баллы, их нужно из суммы вычесть, а потом определить победителя. Подсчитываются баллы умножением.
Особое внимание нужно уделить тому, что на что умножаем. Дети часто не понимают, почему нужно писать именно 4*5, а не 5*4. А на карточках это очевидно: 5 карточек с 4 кубиками, а не наоборот!
Так же можно играть, меняя условия: делим на 3,4 и т.д.
- Игра «Запоминайка»
Разложите колоду карт в центре стола в 5 рядов по 9 карт (т.к. их 45)
По очереди каждый игрок открывает по 2 карт и через 2 секунды переворачивает их обратно. Цель игры – внимательно наблюдать, какие карты переворачивают игроки, и выбирать пары с одинаковыми значениями. Их кладем себе в банк. В конце игры подсчитываются результаты. Так же отрабатываем навыки устного сложения и умножения.
Игру можно усложнить тем, чтобы дети выбирали и одинаковые формы, в которых расположены квадратики.
Эту игру можно использовать как в начальной школе, так и на занятиях с дошкольниками.
Это далеко не все игры и занятия, которые можно проводить благодаря этим карточкам. Каждый учитель уникален, неповторим и может придумать ещё множество новых вариантов занятий с арифметическими карточками «Архикард».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе
Практическая ценность данной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения, выводы и рекомендации позволяют совершенствовать и повысить эффективность процесса преподавания ма...
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в начальной школе курсовая работа
Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что нравственному и духовному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена и во всех государствах.Сегодня в ...
Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.
Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать знания учащихся о преминении математики в жизни;2....
Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В универсаме.
Цель:повторение, закрепление и обобщение знаний обучающихся о связи между величинами «цена», «количество», «стоимость».Задачи:Дидактические:1. Закрепить знания учащ...