УРОК Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сравни!
зашифрованное задание
Начерти схему
“ Ловушка ”
Придумай задание
Знатоки признаков Форма Длина Ширина Периметр Площадь Объём Цвет Материал
Определи по какому признаку сравнивали
Предварительный просмотр:
Предмет: | Математика |
Класс: | 1 класс |
Тема урока: | Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства. |
ТЕМА. Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства. (1класс)
Цель: учить первоклассников устанавливать связи «схема — признак»; восстановить в их памяти способы сравнения предметов по изученным признакам; привлечь детей к составлению заданий для сверстников; ввести понятие «масса»; организовать разновозрастное сотрудничество.
Оборудование: демонстрационные карточки с названиями признаков (длина, объем, цвет, площадь, форма, периметр, ширина, материал, масса), карточки (инд.), весы, 4 кубика (внешне одинаковые, но различные по массе — по 2 кубика одинаковой массы), демонстрационный кораблик.
Ход урока
I. Создание ситуации успеха.
У.: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. Вам, наверное, интересно узнать, на чем мы отправимся. Вы узнаете об этом, когда соедините в своих тетрадях все точки по порядку, от 1 до 9. (Дети соединяют точки, получается изображение кораблика).
Что у вас получилось?
Д.: Кораблик.
У.: У меня тоже есть такой корабль. На нем мы и отправимся в путешествие по математическому океану. Как вы думаете, с чем мы можем встретиться во время путешествия?
Д.: С числами. С примерами.
С математическими загадками. С жителями Математической страны.
У.: Очень интересные у вас предположения! (Открывает доску. На ней изображены 4 острова.) Ой, что это?
Д.: Какие-то острова.
Наверное, тоже математические.
У.: А что это за записи на островах?
Д.: Это, наверное, задания для нас.
У: Совершенно верно. На каждом острове нас ждет зашифрованное задание. Мы сможем двигаться дальше только в том случае, если расшифруем задание и правильно выполним его. Итак, перед нами первый остров. Кто понял, какое задание здесь зашифровано?
Д.: Я думаю, что это схема.
Здесь какие-то предметы сравнивали по длине.
Да, их сравнивали, и они оказались равны.
Я понял, что делать! Надо нарисовать рядом с пальмой предмет такой же длины.
Можно нарисовать еще пальму.
Или другое дерево.
А можно и не дерево.
У.: Вы совершенно правы. Вы прекрасно расшифровали задание. У каждого в тетради есть такие же острова. Сейчас вы выполните задание в тетрадях, а тот, кто сделает это первым, выйдет и выполнит на доске. (Дети выполняют. На левом поле доски также появляется запись.)
У.: По какому признаку мы сравнивали?
Д.: По длине.
У.: Каким способом мы сравниваем по длине?
Д.: Прикладываем кончик к кончику.
(Учитель вывешивает на левом поле доски карточку с названием признака «длина».)
Последовательное отображение на левом поле доски названий признаков помогает первоклассникам отслеживать изученные признаки и фиксировать появление нового знания-признака.
У.: Отправляемся ко второму острову. Кто догадался, что здесь нужно сделать?
Д.: Здесь нужно начертить схему.
В левом стакане воды меньше.
Этот признак называется «объем».
У.: Очень хорошо, но мне бы хотелось услышать грамотно сформулированное задание. Кто сможет сказать четко?
Д.: Здесь нужно начертить схему. Предметы сравнивали по объему.
У.: Молодец! Нужно схемой отобразить результат сравнения по объему. Выполняйте. (Дети выполняют в тетрадях, а потом на доске.)
У.: С каким признаком мы сейчас работали?
Д.: С объемом.
У.: Каким способом мы сравниваем по объему?
Д.: Переливаем.
(Учитель вывешивает карточку со словом «объем» на доску под предыдущей карточкой.)
У.: Теперь мы можем отправляться дальше. Кто уже понял, что нас здесь ждет?
Д.: Здесь нас ничего не ждет. Здесь нарисован один листик. Это «ловушка».
Этот остров, наверное, необитаемый.
У.: Почему вы решили, что это «ловушка»?
Д.: Потому что для сравнения нужно два предмета, а тут один. И схемы здесь нет. Нас не просят ничего нарисовать.
У.: Какие вы молодцы! А что должно здесь измениться, чтобы не
было «ловушки»?
Д.: Нужно добавить еще один предмет, чтобы их можно было сравнивать.
А еще можно начертить схему, а мы сами тогда придумаем другой предмет.
А еще выберем признак, чтобы сравнить.
У.: Какие вы замечательные путешественники! Прощайтесь с необитаемым островом, и отправляемся дальше.
У.: Что ждет нас на этом острове?
Д.: Мы должны сами придумать задания!
У.: Совершенно верно! Сейчас каждый из вас придумает свое задание. Кто будет готов, поднимайте руку. Все задания мы, к сожалению, не сможем услышать, но очень важно, чтобы вы их придумали. Вы сможете предложить их на следующих уроках.
1-й ребенок (выходит с двумя карандашами и чертит схему неравенства): По какому признаку я сравнивал эти карандаши?
Д.: Эти карандаши ты сравнивал по длине. А еще к этой схеме подходит признак «цвет».
1-й ребенок: Правильно, я сравнивал по цвету.
У.: О каком признаке мы сейчас вспомнили?
Д.: О цвете.
У.: Каким способом сравниваем по цвету?
Д.: Смотрим глазами.
(Учитель вывешивает карточку со словом «цвет».)
2-й ребенок (выходит с двумя тетрадями и чертит схему равен-
По какому признаку я сравнивал эти тетради?
Д.: Эти тетради равны по материалу. А еще они равны по площади.
2-й ребенок: Правильно, я сравнивал по площади.
У.: Каким способом сравниваем по площади?
Д.: Накладываем.
(Учитель вывешивает еще две карточки с названием признака.)
3-й ребенок (выходит с пеналом и тетрадью): Я выбрал признак «форму». Кто начертит схему? (Вызывает одноклассника начертить эту схему на доске.)
У.: Каким способом сравниваем по форме?
Д.: Смотрим глазами.
У.: Карточку с каким словом я сейчас повешу?
Д.: Форма.
У.: Какие замечательные задания вы придумали! А каких признаков
нам еще не хватает в этом списке?
Д.: Периметра.
У. (вывешивает карточку со словом «периметр»):
Я предлагаю сейчас показать нашими специальными знаками, как мы сравниваем предметы по разным признакам. (Дети радостно соглашаются.)
У.: Длина.
(Дети ставят ладошку под ладошку так, чтобы большие пальцы оказались друг на друге, демонстрируя таким образом способ прикладывания предметов «кончик к кончику».)
У.: Ширина.
(Дети соединяют ладони так, чтобы они соприкасались средними пальцами.)
У.: Периметр.
(Дети указательным пальцем правой руки обводят контур левой руки.)
У.: Площадь.
(Дети накладывают ладонь на ладонь.)
У.: Объем.
(Дети показывают, как переливают воду (пересыпают песок) из одного сосуда в другой.)
У.: Цвет.
(Дети показывают на глаза.)
У.: Материал.
(Дети показывают, как щупают ткань пальцами.)
У.: Форма.
(Первоклассники снова показывают на глаза.)
Данный прием не только эффективен для восстановления первоклассниками способов сравнения по разным признакам, но и способствует концентрации внимания детей.
У.: Вы самые настоящие знатоки признаков. Поднимите руку, кто может свое умение сравнивать предметы по разным признакам
оценить вот так:
(дети поднимают руки). А вот так:
(дети поднимают руки). А так:
Молодцы! Я очень рада за вас! Садимся на корабль и отправляемся дальше.
II. Постановка учебно-практической задачи.
Создание ситуации разрыва.
У.: Здесь тоже что-то зашифровано. Эту шифровку для нас придумали наши друзья четвероклассники. Давайте их послушаем.
(Выходят двое четвероклассников.)
1-й учащийся: У нас есть два кубика. Мы сравнили их по одному признаку.
2-й учащийся: Результат сравнения по этому признаку отражен на этой схеме.
(Показывает на остров.) Определите, по какому признаку мы сравнивали эти кубики.
Методический ход с кубиками подробно описан в пособии [3].
(Возникает продолжительная пауза.)
Д. (очень задумчиво): По цвету не подходит.
И по форме они одинаковые.
А материал? (Ребенок подходит и щупает.) Нет, пластмасса.
Совсем одинаковые.
(Дети перебирают все известные им признаки, придирчиво рассматривают кубики на наличие царапин, вмятин в виде точек и т. д. и снова замолкают.)
Постановка учебно-практической задачи.
У.: Ребята, может быть, мы что-то не так делали? Давайте проверим еще раз.
(Дети с учителем снова перебирают все признаки, убеждаются в невозможности ответить на данный вопрос и рисуют большой вопросительный знак на острове рядом со схемой.)
III. Анализ условий и решение задачи.
У.: Давайте попросим четвероклассников нам немного помочь.
1-й четвероклассник: Хорошо, сейчас я вам что-то покажу.
(Достает заранее приготовленные весы, на которых лежат точно такие же кубики, и держит их.)
Д.: Ух ты!
У них разный вес!
Один тяжелый, а другой легкий!
Мы поняли!
Надо было взять их в руки! Мы бы сразу догадались!
1-й четвероклассник: Кто знает, как называется признак, по которому мы сравнивали эти кубики?
Один из учащихся: Этот признак называется масса. Мы сравнивали предметы по массе!
2-й четвероклассник: Давайте все вместе назовем этот признак.
Д.: Масса!
У.: Какой новый признак вы узнали? Карточку с каким словом я сейчас прикреплю?
(Вывешивает карточку с названием признака «масса» под всеми остальными и рядом со знаком вопроса на острове.)
У.: Мы уже можем зачеркнуть знак вопроса?
Д.: Да!
(Учитель зачеркивает знак вопроса.)
Учитель фиксирует на правом поле доски ситуацию решения конкретно-практической задачи.
1-й четвероклассник: Кто из вас знает, как называется прибор, который помогает узнавать и сравнивать массу предметов?
Д.: Весы!
2-й четвероклассник: А вы знаете, что наши руки иногда тоже могут работать как весы?
(Дети выходят и делятся на две группы. Одна становится возле первого четвероклассника, а другая — возле второго. Первоклассники передают друг другу по очереди кубики и определяют с помощью рук, какой из них тяжелее, а какой легче.)
У.: Сейчас группа Васи вспомнит и назовет предметы, которые имеют очень большую массу, а Олина группа вспомнит и назовет предметы, которые имеют очень маленькую массу.
(Четвероклассники проверяют, какие предметы подобрали дети из их группы, помогают тем, кто затрудняется. Затем группы по очереди выслушивают друг друга, реагируя знаками «+» и «— » на каждый предмет. Четвероклассники следят за тем, чтобы дети оценивали каждый ответ.)
У.: Вы замечательно поработали! Садитесь на свои места. Скажем большое спасибо четвероклассникам.
IV. Итоговая рефлексия.
У.: Мы можем на корабле смело отправляться домой. Мы справились со всеми трудностями. Что нового узнали на уроке?
Д.: Мы узнали новый признак — массу.
У.: Какой прибор помогает сравнивать предметы по массе?
Д.: Весы.
А еще можно руками.
У.: Каким движением будем показывать способ сравнения по массе?
(Дети показывают, как качаются чаши весов.)
У.: Как бы вы назвали урок?
Д.: Новый признак.
Урок массы.
Сравнение по массе.
Весы и масса.
Спрятанная масса.
Математический остров массы.
У.: Большое спасибо всем за работу. У нас получился очень интересный урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Единицы измерения массы"
Презентацию можно использовать на уроке по теме "Знакомство с единицами измерения массы" по любой программе...
Разработка урока по математике в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Тема "Меры массы. Грамм."
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
Конспект урока математики для 5 класса по специальной коррекционной программе VIII вида "Меры массы".
Форма проведения: урок-исследование.Цели: систематизировать знания детей о мерах массы, создать условия для расширения и углубления знаний о единицах массы, умения применять их в повседневной жизни; р...
Урок математики в 4 классе "Меры массы:тонна,центнер. Соотношения между величинами."
Урок изучения нового материала. Представлен подробный конспект урока и наглядная презентация. На уроке применяются различные формы работы. Разгадывание кроссворда, ответы на вопросы, тест на первичное...
Карта к уроку математики 3 класс по теме "Масса.Старинные весы и меры веса"
Карта урока по теме "Масса.Старинные весы и меры веса". Используется как материал для самостоятельной работы на уроке....
Конспект урока - «Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры масс».
laquo;Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры масс»....
Масса. Измерение массы
Презентация великовата по объему (3,19 МБ), т.к. расчитана для использования в течение всего урока, поэтому я ее разделила на две части. Учителю для успешной работы и удобства в использовании, скачав ...