Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шуляк Светлана Владимировна

Состояние здоровья подрастающего поколения - главное направление работы школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

станицы Новомалороссийской

муниципального образования Выселковский район

 Краснодарского края

ул. Школьная, 31 тел.: 8(86157)42266

Направление

 (Внедрение здоровье-

сберегающих технологий

в учебно-воспитательном процессе

начальной школы)

       

       Подготовила:

                                     Шуляк Светлана Владимировна

                             учитель начальных классов

              МБОУ СОШ № 25

2017 год

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодежи. Именно в этом отношении ситуация в настоящее время вызывает наибольшие тревоги и опасения.

По данным института возрастной физиологии Российской академии образования более 60% школьников имеют нарушения в состоянии здоровья. За последние десятилетия численность практически здоровых детей в начальных классах (1- 2 групп здоровья) снизились с 61 до 20% , а доля детей 3 - 4 групп здоровья возросла с 30 до 75%.

В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 - психоневрологических отклонений, в 3 - патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.

Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависит от наследственных факторов, 20% - от внешнесредовых условий, 10% - от деятельности здравоохранения, остальные 50% - от образа жизни человека. Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Внешним фактором по отношению к учащимся является и жизнь в школе. Свидетельством психического здоровья школьников в значительной мере является выполнение ими всех требований и функций школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебными программами, соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками, родителями и посторонними взрослыми.

Тем не менее, у школьников наблюдается рост всех заболеваний и, в частности, нервно-психических. Оснований таких болезней много: одни из них коренятся в семье, другие - в школе.

К числу первых можно отнести: наследственные болезни, неполноценное и нерегулярное питание, трудные материальные условия, ненормальные отношения в семье.

Вторую группу причин составляют образовательные, обусловленные отсутствием необходимых условий, должной диагностики и контроля за здоровьем учащихся, отсутствие во время занятий положительного эмоционального фона, эпизодичность профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, ненормальные взаимоотношения в ученических коллективах и т.д.

Поэтому главной задачей на современном этапе обучения и воспитания является содействие укреплению и сбережению здоровья учащихся. Укрепление здоровья - неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы школы. Она занимает важное место в подготовке учащихся к жизни и труду. Эта задача является важнейшей во всей работе в школе, должна быть в центре внимания каждого учителя, всего педагогического коллектива, медицинского работника и родителей. Она решается всем комплексом занятий: физическими упражнениями на уроках физической культуры, при проведении ритмической гимнастики, физкультурных минуток, организованных перемен, в группе продлённого дня, а так же во время внеклассных занятий. Задачи укрепления и сбережения здоровья требует постоянного внимания к чистоте и гигиеническому состоянию всех школьных помещений, к широкому использованию естественных факторов природы. Выполняя задачи сбережения и улучшения здоровья школьников, школа стремится к тому, чтобы учащиеся систематически и активно занимались физическими упражнениями. При этом больше занятий выносятся на открытый воздух, а при проведении занятий в закрытом помещении создаются соответствующие гигиенические условия.

       Социальная защита учащихся, укрепление их здоровья, профилактическая оздоровительная работа стали актуальными проблемами нашей школы.

                Шуляк С.В., руководитель методического объединения

                                      учителей начальных классов МБОУ СОШ № 25

         

Здоровый образ жизни

Хочешь быть здоровым
        - стань им.

Указом от 2 декабря 1832года село Новомалороссийское, как и другие крестьянские селения, было обращено в казачью станицу, а проживающие в них крестьяне переведены в казачье войсковое сословие.

В семьях казаков физическому воспитанию детей, особенно мальчиков, уделялось особое внимание, 20 лет обязательной службы и повседневный физический труд требовали крепкого здоровья, выносливости, крепости духа.

В наши дни в казачьих семьях и в школах, где обучаются юные казаки, сохранились традиции формирования здорового образа жизни.

Термин «здоровье» неоднозначен! С древних времен принято его толковать как отсутствие болезни, и именно так он расшифровывался во многих словарях. Новое определение было впервые сформулировано ВОЗ в 1940 г., а 1968 года под термином здоровье принято понимать не просто отсутствие болезни, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие. С тех времен это понятие претерпело развитие и сейчас рассматривается несколько шире.

Каждый из нас может и должен контролировать свои эмоции, рационально питаться, активно заниматься физическими упражнениями, бороться со стрессом, участвовать в общественной жизни. Во власти каждого - не употреблять алкоголь, не курить, не принимать наркотики. Важно, чтобы каждый имел для этого духовную основу.

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни могут быть ограниченно включены в учебно-воспитательный процесс. Необходима преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, школа, профессиональные образовательные учреждения, трудовые коллективы, неформальные объединения)

Гигиеническое обучение и воспитание детей в школе складывается из классной, внеклассной школьной работы, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинским персоналом, руководителями кружков, клубов, объединений. Классная работа ведется в соответствии с образовательными стандартами, учебными программами, методическими рекомендациями.

Известный педагог П.П. Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессионализма.

         Шестилетний ребёнок в школе.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

1)... С началом обучения в школе удельный объём нагрузок, связанный с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребёнка. В то же время, для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте 6-7 лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной. Поэтому для улучшения адаптации к учебной деятельности, профилактики нарушений осанки и сохранения работоспособности на уроках необходимо проведение 1-2 раза активных минут отдыха, которые хорошо сочетать с проветриванием класса. Дети расстёгивают воротники. Комплекс упражнений строится из 5 - 6 упражнений, 2 - 3 из них должны целенаправленно формировать осанку. Количество повторений от 4 до 6 раз. Большее количество повторений снижает интерес 6 - летних детей к выполнению упражнений. С детьми 6 - летнего возраста необходимо проводить различные физкультминутки включающие обще развивающие упражнения, элемент танцев, речитативы, музыкальное сопровождение, выполнение упражнений под счёт.

          Профилактика детского травматизма.

Проблемы детского травматизма всегда волнует педагогический коллектив школы, родителей, общественность и обсуждается на различных уровнях. Детям младшего школьного возраста присущи подвижность, активное взаимодействие с окружающим миром, любопытство, переоценка своих сил, шаловливость, невнимательность, следование не всегда разумным примерам и советам.

Ситуации, в которых неизбежны травмы, очень много. На первый взгляд кажется, что несчастный случай происходит неожиданно, случайно среди полного спокойствия, весёлой игры, праздника, детской шалости. Но при анализе большого материала о пострадавших выявляется чёткая закономерность опасных ситуаций. Опыт работы показывает, что здесь многое зависит от уровня соответствующих знаний у педагогов, воспитателей, родителей, общественности и, в первую очередь, самих детей. Сохранить здоровье детей, уберечь их от травм и инвалидности - долг взрослых, работающих с детьми и их родителей.

У каждого ребёнка необходимо сформировать представление о наиболее распространённых, типичных опасных ситуациях, о типах поведения, с тем, чтобы в момент опасности он сам мог сделать выбор, зная, как ему следует себя вести в определённой жизненной ситуации, и был готов к последствиям своего выбора.

Надо проводить беседы, используя наглядность, иллюстрируя каждую опасную ситуацию интересной сюжетной картинкой. Они заставляют ребёнка задумываться, сравнивать с тем, что видел в жизни, и самому прийти к выводу, чтобы не повторить ошибки героя сюжета.

Примерный перечень тем, и иллюстраций для занятий с детьми.

Тема

Сюжетные иллюстрации

1 . Падение на ровном месте

Ребёнок поскользнулся; зацепился за телефонный шнур, за проволоку; во время бега ребёнок зацепился за свою ногу, за корень дерева.

2. Падение с высоты.

Падение с дерева, крыши, качелей, перил лестницы, с полки в поезде Л

3. Падение с велосипеда.

Ребёнок ехал с горки, на дорогу неожиданно выскочил ёж; ехал, не держась за руль, и наехав на камень, ехал на багажники, нога попала в спицы колеса.

4. Ожоги.

Ребёнок ожёг руку утюгом, спичками, обжёгся у костра; получил электроожог от розетки.

5. Ранения

Ранения ножом, стеклом; задел за гвоздь, прищемил палец дверью.

6. Ушибы от избытка движения

Дети нечаянно столкнулись, стукнулись обо что-то.

7. Ушибы упавшими предметами.

На ребёнка упала сосулька, книга с полки, цветочный горшок с балкона.

8. Падение в ямы.

Падение в открытый люк, деревенский погреб, зимой в прорубь.

9. Жёсткие игры.

10. Опасные ситуации в играх.

Ребёнку сделали подножку; попали косточкой из рогатки; подложили кнопку на стул; убрали стул, ребёнок сел мимо; ребёнка испугали насекомым. Дети играли в жмурки и свалили самовар с кипятком; играли в салочки на крыше гаража, и мальчик упал с края крыши.

11 . Отравления

Отравление ядовитыми грибами и ягодами, испорченной пищей.

12. Инородные тела

В глаз ребёнку попал песок; в палец попала заноза; девочка сунула в нос мозаику.

13. Дети и животные.

Ребёнка укусила собака, покусали пчёлы, боднула коза.

14. Приключения на воде.

Дети упали с самодельного плота; ребёнок уплыл далеко от берега на надувном матрасе.

15. Опасные ситуации в спорте

Шайбой попали в нос мальчику; играли в волейбол, мячом попали по пальцу.

16. Опасные ситуации на

дороге.

Мальчика на велосипеде сшибла машина; автобус занесло на скользкой дороге в близи играющих детей; двери электропоезда прищемили ногу ребёнку.

Осведомлённые ребята изменяют своё поведение, игры их становятся более

продуманными; они более внимательны, знают, в каких случаях могут

нанести травму животные, какие травмы чаще всего случаются в зимнее

время, весной, летом.

Учителя и воспитатели групп продлённого дня систематически вкрапливают

материал о профилактике травматизма на уроках труда, природоведения,

физкультуры, рисования, во время прогулок.

Невозможно добиться успеха снижений детского травматизма без поддержки

родителей.

В семье влияние родителей осуществляется постоянно, длительное время и в

самых различных условиях и ситуациях. Дети хотят быть похожими на

родителей и бессознательно им подражают. В семье надо научить

пользоваться бытовыми приборами, инструментами, ножом, иглой, и т.д.

Родители стараются дать информацию о типичных травмах, характерных для

детей данной возрастной группы.

Для сохранения здоровья учащихся созданы комиссии во главе с директором

по воспитательной работе, учителем труда, физкультуры.

Эта комиссия проводит рейды с целью выявления факторов риска, следят за

исправностью инвентаря, мебели.

Все случаи травм фиксируются и разбираются, чтобы не допустить их в дальнейшем.

       Предупреждение близорукости у детей.

Учителя начальных классов систематически ведут работу по предупреждению близорукости у детей.

  1. Следят за правильным и достаточным освещением класса и рабочего
    места школьника.
  2. Каждую учебную четверть, учитывая остроту зрения учащегося,
    пересаживают их на разные ряды столов в силу их неодинаковой
    освещённости.
  3. Текст, рисунки, наглядные пособия должны быть достаточно
    контрастные с фоном-бумагой, доской, на которой они изображены.

4.        Расстояние от глаз до книги или тетради равно длине руки от локтя до
кончиков пальцев.

  1. Дети должны смотреть только детские передачи, находятся от экрана
    на расстоянии не менее 2.5 метров, комната должна быть освещена
  2. Выполнение специального комплекса упражнений, способствующих
    укреплению мышц глаза, в результате чего процесс прогрессирования
    приостанавливается или замедляется. Выполняя физические
    упражнения, особенно связанные с движением рук, надо одновременно
    с ними выполнять движения глазами, фиксируя взгляд на кисти.
    Упражнения для глаз выполняется по направлению вверх - вниз,
    вправо - влево, по диагонали, круговые движения. Амплитуда
    движения глаз максимальная, темп медленный и средний.

    С целью профилактики появления близорукости и её прогрессирования используются такие специальные упражнения для глаз, которые можно применять как в регламентированных занятиях физической культурой, так и самостоятельно. Особенно желательно включать эти упражнения в физкультминутки, проводимые на уроках.

Физ. минутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда на близких расстояниях. С этой целью можно рекомендовать такие приёмы. Высоко на стенах классной комнаты развешиваются мелкие сюжетные и предметные картинки (размер изображения не более 3-5 см.), карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1 см) и т.д. По просьбе учащихся встают (обязательно) и начинают отыскивать глазами той или иной картинки.

Например, учитель загадывает загадки, а учащиеся должны найти картинку -отгадку, или составить предложение из слов, написанных на карточках, развешенных на стенах.

9.        Использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают»
глазами. Например, во весь лист ватмана, размером 1.5 * 2.0 метра,
изображаются какие либо цветные фигуры (овальные, восьмёрка;
волна, зигзаг, спираль), толщина линий 1 см. Этот плакат размещается
в любом удобном месте (над доской, на боковой стенке, на потолке
классной комнаты). В середине урока дети встают и по команде
учителя начинают продвигать глазами по заданному направлению. При
этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер.

10.        Упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими
упражнениями. Например, игра в «весёлых человечков». На карточках,
которые показывает учитель, схематично изображены человечки,
выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны
головы и туловища, отведения рук и ног в стороны, приседания и т.д.).
Размер изображения 1-2 см. Дети должны сначала рассмотреть

 человечка, а затем повторить его движения.

11. Специальные упражнения, которые, помимо тренировки зрения способствуют развитию ряда психических функций; зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно - образного и логического мышления.

Например, учитель на специальном держателе показывает в течении нескольких секунд 7-9 мелких изображений предметов, затем убирают их и просят детей воспроизвести увиденное. Или: после кратковременного показа незаметно для учащихся меняет метами 2 картинки и просит сказать, что изменилось. С этой же целью можно использовать иллюстрации из детских журналов: найти как можно больше различий между двумя похожими картинками, выполнить ряд заданий на развитие логического мышления. Все эти упражнения должны выполняться в условиях сохранения зрительно-пространственной активности. Если дети различают отдельные детали, то наглядность нужно немного приблизить: учитель, держа в руках картинки и
следя за реакцией класса, делает 2-3 шага вперёд, затем вновь возвращается к
доске.        

Ещё лучше, если во время демонстрации картинки учитель будет плавно передвигаться вдоль доски, создавая тем самым дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

12.Выполнение упражнений по схеме зрительно - двигательных траекторий. На ней с помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх-вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке. Схема траекторий рисуется на одной из боковых стен классной комнаты в максимально возможную величину. Можно сделать её и на потолке. Каждая траектория изображена разным цветом. Это делает схему яркой, привлекающей внимание. Упражнения выполняются коллективно и только стоя.

Дети, занимающиеся в режиме динамической позы, отличаются повышенной работоспособностью, они более спокойны, уравновешенны.

Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление)

При эмоциональном напряжении, когда ребёнок сильно взволнован, возбуждён или, наоборот, угнетён, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для того чтобы появилась возможность управлять или, необходимо научить детей расслаблять мышцы. Эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем при недостаточно полном расслаблении мышц. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц.

На уроках физической культуры.

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке школьников к жизни и труду.

Основной задачей физического воспитания в школе является задача укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию и закаливанию детей. Эта задача стоит в центре внимания всего педагогического коллектива и родителей. Она решается прежде всего на уроках физической культуры, а так же при проведении различных физкультурно-оздоровительных мероприятий. При подготовке к уроку физической культуры учитель главным образом решает вопросы, связанные с физической нагрузкой детей. Под физической нагрузкой понимается воздействие на организм занимающихся, вызываемое всем процессом урока и физическими упражнениями.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся: одни более, другие менее сильное. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной и учитель обязан её регулировать. Нельзя допускать перегрузку учеников. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточен.

Трудности в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой, поскольку они всегда составляют большинство учащихся. Однако нельзя забывать и о более сильных, а так же ослабленных детях. Более сильным ученикам следует давать индивидуальное задание, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их выполнение упражнений.

Физическая нагрузка на уроке регулируется:

  1. Изменением количества упражнений и игр.
  2. Различным количеством повторений упражнений.
  3. Увлечением или уменьшением времени, отводимое на выполнение
    упражнения.
  4. Применением различного темпа использования.
  5. Увеличение или уменьшение амплитуды движений.
  6. Осложнением или упрощением выполнения упражнений.
  7. Использованием при выполнении упражнений различных предметов и
    оборудования.

Очень важно во время занятий на уроке физической культуры правильно оценивать реакцию организма ребёнка на нагрузку. Для этого существует несколько способов. К наиболее простым относится оценка внешних признаков утомления и оценка интенсивности нагрузки по пульсу. Классификация внешних признаков (по С.В. Хрущёву).

Обычное.

Небольшое покраснение лица.        

Незначительная потливость. Учащённое ровное дыхание. Чёткое выполнение команд и заданий. Отсутствие жалоб.

Средняя степень. Значительное покраснение лица. Большая потливость, особенно лица. Большое учащение дыхания, периодические глубокие вздохи и выдохи.

Нарушение координации движения. Боль в мышцах, сердцебиение, жалобы на усталость.

Переутомление.

Резкое покраснение, бледность или посинение кожи. Резкое, учащенное поверхностное дыхание (аритмичное). Резкая потливость и выделение соли на коже. Резкое нарушение координации движений. Дрожание конечностей, жалобы на головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота.

У детей более слабое, чем у взрослых, представление о своих физических возможностях, часто преувеличенное. Устают дети быстрее, но в то же время, в отличие от взрослых, могут чувствовать себя вполне отдохнувшими уже после короткого перерыва. Следовательно, между упражнениями хорошо делать небольшие паузы, которые можно заполнить ходьбой на месте, по кругу, несложными ритмическими занятиями. Кроме того, дети очень чувствительны жаре и холоду, и это тоже нужно учитывать во время занятий. Летом и весной, в жару - минимум одежды, в прохладное время года - что-нибудь потеплее, особенно во время разминки. Нельзя забывать и о том, что на занятиях с детьми младшего школьного возраста игровой метод является основным.

При проведении урока физической культуры необходимо основной упор сделать на проведение комплекса общеукрепляющих упражнений. При помощи этих упражнений организуется внимание, осуществляется подготовка двигательного аппарата занимающихся к выполнению упражнений основной части урока, активизируется деятельность сердечно -сосудистой и дыхательной системы детей, осуществляется «разогревание» мышц, обеспечивает им необходимую эластичность и вязкость. По анатомическому принципу, т.е. по воздействию на отдельные части тела, обще развивающие упражнения делятся на 4 группы:

  • упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
  • упражнения для мышц шеи и туловища;
  • упражнения для мышц ног;
  • упражнения для мышц всего тела.

Обычно в состав комплекса общеразвивающих упражнений на одном уроке включается от 8 до 12 упражнений. При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Первыми даются упражнения для рук и плечевого пояса типа
    потягиваний. Выполняются они обычно в медленном темпе.
  2. Далее следуют упражнения на мышцы ног. Такое сочетание
    упражнений в комплексе обеспечивает соблюдение важного
    методического правила о необходимости чередование работы
    различных мышечных групп.
  3. В дальнейшем комплексе чередуются упражнения для мышц спины,
    брюшного пресса, боковых мышц туловища, которые выполняются из
    различных исходных положений.
  4. Последними в комплексе используются упражнения, где сочетаются
    движения различными частями тела. Эти упражнения используются на
    большой амплитуде и требуют известной ловкости.
  5. Заключают комплекс так называемые скоростные упражнения. Это
    обычно прыжки и бег на месте, после которых следует постепенно
    замедляющаяся ходьба.

Но главное условие каждого проведённого комплекса - обще развивающие упражнения должны выполняться занимающимися согласовано, точно и достаточно энергично, вызвать хороший эмоциональный эффект. Как показывает практика, дети активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше учатся, обладают более высокой умственной работоспособностью, меньше болеют.

Вместе с тем всегда надо помнить о том, что каждому возрастному периоду присущи свои анатомо-физиологические способности, которые необходимо учитывать при составлении комплексов силовых упражнений и их проведении . Эти упражнения должны быть направлены на развитие крупных мышечных групп спины, живота , шеи, рук, ног, что способствует формированию осанки. Выполняются такие упражнения без длительного натуживания с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и умеренной нагрузкой. Упражнения, как правило, должны выполняться в конце основной части урока продолжительностью до 7-8 минут.

В систему обучения физическим упражнениям младших школьников учитель должен уделять большое внимание внедрению игрового метода. На уроках физической культуры можно проводить сложно-тематические игры.

Госпитальная педагогика.

Особого внимания требуют часто и длительно болеющие дети, которые болеют четыре и более раз в году, и те, которые находятся на излечении в больнице (госпитале) более месяца.

Госпитальная педагогика — это специальное направление в педагогике, главной задачей которого является реабилитация и адаптация в школе больных детей. Эта наука имеет в своём арсенале специфические методические и дидактические приёмы.

Медико - психолого - педагогическая реабилитация больного ребёнка включает: 1) лечение ребёнка в больнице или дома; 2) обучение ребёнка в госпитальной школе; 3) психолого - медико - педагогическую коррекцию;

 4) помощь родителей; 5) социальную помощь; 6) обучение ребёнка на дому; 7) адаптацию ребёнка в общеобразовательной школе.

Проблема медико - психолого - педагогической реабилитации требует взаимодействия различных специалистов. Во многих странах этой проблемой занимаются уже несколько десятилетий. В 1919 году в Европе была создана Ассоциация госпитальной педагогики (НОРЕ), которая объединяет специалистов более 15 стран. В этих странах существует отработанная система обучения и реабилитации больных детей.

В нашей стране проблеме часто и длительно болеющих детей не уделяется ещё должного внимания. Только в некоторых крупных клиниках России имеются школы. А в основном учителя приходят в больницы из обычной школы и обучают детей без соблюдения принципов госпитальной педагогики. Поэтому дети, возвращаясь после длительной болезни в школу, не успевают восстановиться, отстают в учебе. Процессы выздоровления затягиваются: появляется повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, отвлекаем ость.

Кто же должен помочь ученику восстановить своё здоровье? И не только детям, находившимся на лечении в больнице, но и детям, пропустившим занятия по болезни в домашних условиях. Конечно же, учителя, психологи, школьные врачи.

Прежде всего педагог должен знать диагноз, специфику заболевания, назначения и рекомендации врача, сроки реабилитации, особенности режима и организации школьных и домашних занятий. Это поможет учителю выбрать правильную методику и тактику работы, определить интенсивность и длительность занятий.

Следует учитывать индивидуальные особенности детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Например, дети, переносящие тяжёлые нервные заболевания, страдающие ревматизмом, туберкулёзной интоксикацией и т. п., нуждаются в индивидуальном подходе. У таких детей истощена нервная система, они быстро устают, раньше выключаются из занятий и начинают заниматься посторонними делами. В таких случаях не стоит призывать ученика к порядку, более разумно предоставить ему короткий отдых, поручив выполнить какое - либо задание.

Учитель обязан контролировать нагрузку, которую имеет выздоравливающий ребенок на уроках физкультуры.

Детям, перенесшим заболевания, противопоказаны занятия футболом, хоккеем, баскетболом и всеми видами физических упражнений, требующих значительных усилий.

Название болезни

Время с начала посещения школы после болезни

Примечания

Ангина

3- 4 недели

В последующий период опасаться охлаждения (лыжи, плавание)

Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей

1-2 недели

Острый отит

2-4 недели

Пневмония

1- 2 месяца

Плеврит

1 -2 месяца

Грипп

2- 4 недели

Острые инфекционные заболевания.

1-2 месяца

При удовлетворительных результатах функциональной пробы сердечно - сосудистой системы.

Гепатит инфекционный

8-12 месяцев

Аппендицит (после операции)

1- 2 месяца

Перелом костей конечностей

1- 3 месяца

Обязательно продолжение лечебной гимнастики, начатой в период лечения.

       На переменах и в группе продлённого дня.

Коллектив школы с большой ответственностью относится к внедрению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режим школьного дня.

Роль занятий физической культурой и спортом школьников возросла в связи с уменьшением их двигательной активности. С поступлением в школу двигательная активность детей уменьшается ещё больше. Нынешний школьник около 85% времени бодрствования проводит, сидя за рабочим столом в классе и дома. У младших   школьников двигательная активность занимает всего 18 - 22% суточного времени. Как удовлетворить потребность детей в движении?

Учитывая возраст, быстроту утомляемость на уроке и интересы ребят, организуются игры низкой и средней интенсивности на удлиненных переменах. На одной перемене проводится не более - трех игр. Ежедневные занятия учащихся физическими упражнениями содействуют лучшему восприятию учебного материала, улучшают физическое развитие учащихся, воспитывают волевые качества.

Одним физкультурно-оздоровительной работы в группе продлённого дня является спортивный час, который введён с целью отдыха учащихся, восполнения двигательной активности. На спортивном часе с большим успехом воспитывается интерес и потребность детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, формируется умение играть в коллективе. Например, программа одного из спортивных часов на воздухе содержит следующее:

1.        Вводная часть.
Построение в шеренгу.

Ходьба в колонне по одному с различными движениями рук, ног, туловища.

Бег медленный в чередовании с ходьбой, с изменением направления. Перестроение из колонны по одному в колонну по два.

2.        Основная часть.

Игры: «Салки маршем»(3- 4мин), «Западня»,(2- Зраза). «Коршун и

наседка».

Самостоятельные игры детей с использованием скалок, обручей, мячей.

Дети делятся на подгруппы, в каждой подгруппе назначается инструктор

по проведению игр.

3.        Заключительная часть.
Игра «Светофор»
Подведение итогов.

При такой организации спортивного часа наблюдается большой спортивный и воспитательный эффект: дети организованный, дисциплинированны, отличаются коллективизмом и дружбой. Любой этап спортивного часа носит увлекательный характер, приносит детям радость, удовольствие. Частое чередование различных по характеру упражнений исключает длительные, монотонные нагрузки, развивает все группы мышц, правильную осанку, силу, ловкость, гибкость.        

Вся физкультурно-оздоровительная работа в режиме продленного дня содействует не только умственному, нравственному развитию, но и эстетическому воспитанию детей. Дети получают представление о правильном, гармоничном сложении и развитии тела, об изяществе движений, о связи музыки с движениями.

     

 Ритмическая гимнастика.

Немалую роль может сыграть ритмическая гимнастика как один из наиболее коллективных видов оздоровительной физической культуры. Основные

результаты занятий - тонизирование деятельности центральной нервной

системы, укрепление мышц живота и спины, обеспечивающие правильную

осанку и тем самым правильное положение внутренних органов, совершенствование двигательной координации и развитие гибкости. Обучение упражнениям ритмической гимнастики в начальной школе позволит активизировать как двигательную, так и мыслительную деятельность, улучшит способности детей правильно усваивать ритм выполняемых упражнений, что немаловажно для последующего обучения физическим упражнениям программы, а так же даст возможность целенаправленно развивать координационные способности. Занятие ритмической гимнастикой проходит в атмосфере повышенной эмоциональности, индивидуальной и в группах, под музыкальное сопровождение. Регулярные занятия способствуют более совершенному приспособлению организма к повышенной нагрузке. Конечно, нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности детей.

Ребёнок этого возраста слабо управляет своим вниманием, но отличается высокими подражательными способностями. Он с удовольствием подражает тому, кто (или что) ему нравится. В связи с чем использование образного языка приводит как правило, к положительному эффекту. По этому целесообразно каждое предлагаемое упражнение ритмической гимнастики называть соответственно создаваемому образу.

Внеклассная работа.

Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа, которая должна содействовать укреплению и сбережению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Формы и методы этой работы разнообразны. Это кружки, секции, занятия ритмикой, спортивные соревнования («Старты надежд», «Весёлые старты»), «Часы игр», прогулки, экскурсии и походы, проведение физкультурных праздников, дни здоровья и спорта, оздоровительные площадки в летний период и другие.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

станицы Новомалороссийской

Выселковского района Краснодарского края

ул. Школьная, 31 тел.: 8(86157)42266

                                                                         Подготовила:

                                                                         Шуляк Светлана Владимировна

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         МБОУ СОШ № 25

2017 г.

Действующие   лица:   Доктор   Айболит,   Незнайка,  Морковь, Девочка, Хлеб, Картошка, Крапива.

Ведущий. Ребята, в гости к нам спешит

                   Любимый доктор Айболит.

                   Друзей здоровья нам покажет,

                   Про них расспросит и расскажет.

                  Поговорит о деле важном –

                  Как сильным выглядеть, отважным!

              Айболит. Корнея Чуковского читали?

               Дети.  Читали.

              Айболит. Меня, ребята, вы узнали?

              Дети.  Узнали.

             Айболит. Так я - тот самый Айболит,

              Что всех излечит, исцелит

              Но к вам приехал не за тем,

              Чтоб ставить градусники всем.

             Тани, Лиды, Пети, Вовы –

             Здесь, надеюсь, все здоровы?

              Дети.        Здоровы.

              Айболит. Зубы чистите всегда?

               Дети.        Да!

              Айболит. А мочалка и вода

С вами часто дружат?

 Дети.        Да!

               Айболит. Знать хочу еще ответ:

А неряхи есть тут?

Дети.        Нет!

Айболит. И Айболит,     конечно, рад

Повстречать таких ребят.

Я к вам спешил из дальних стран,

Проплыл воздушный океан,

Везли меня не на ките -

Теперь ведь времена не те.

А что, друзья мои, детишки,

Наверно, вы читали книжки про витамины?

А сейчас проверим это.

Кто из вас толково все расскажет

И знания свои покажет,

Того наш доктор Айболит

Подарком скромным наградит.

Незнайка. Позвольте, доктор Айболит...

Незнайка я! Мне все известно

Про витамины. Неинтересно...

Все витамины - ерунда,

Все витамины - не еда.

Вот лучше дай ты нам совет

Насчет конфет!

 

Айболит. Постой, постой, дружок Незнайка!

Коль много знаешь - отвечай-ка!

Вот витамин такой есть - А.

Слыхал?

Незнайка. Конечно... Чепуха.

Есть он, помню, говорили,

В колбасе, борще и мыле!

                Айболит. Дети! Дайте мне ответ,

Прав Незнайка или нет?

 Дети.        Нет!

Айболит. Проясним мы обстановку,

Пригласим сюда Морковку.

 Морковь. В огороде, в поле, дома,

Вам, ребята, я знакома?

 Дети.  Знакома!

Морковь. И сладка я,       и вкусна,

Витамин во мне есть - А.

Кто меня в друзья берет,

Тот растет, растет, растет...

Дядя Степа отчего вырос великаном?

Оттого, что ел морковь,

Яйца, лук, сметану...

               Айболит. А ну, ребята, подскажите Незнайке, какие продукты богаты     витамином А? 

               Дети. Молоко, сливочное масло, рыбий жир, зерна кукурузы, зеленый горошек, щавель.

               Айболит.  Молодцы! Я вижу толк.

А что Незнайка приумолк?

Ведь говорил, что он все знает,

А теперь сидит, вздыхает...

Незнайка. Я вздыхаю и молчу -

Космонавтом быть хочу,

Я мечтаю о полете

К старой бабушке Луне,

И меня вы все поймете:

Витамин - зачем он мне?

Мне ведь кроме шоколада

Ничего в полет не надо.

Девочка. А быть может, в синем небе

Вспомнишь ты о черном хлебе?

Незнайка. Черный хлеб? Сказала тоже!

 Айболит. Погоди, спешить не тоже,

Черный хлеб здоровью нужен:

С ним ты будь почаще дружен.

Кто его не признает,

Не годится тот в полет.

(Обращается к Хлебу.)

Подходи сюда, дружок,

Дай Незнайке ты урок.

 Хлеб.  На Незнайку я глядел,

Просто он не в курсе дел,

Да и я с виду черный очень.

Но скажу вам, между прочим,

Рад ржаной своей судьбе -

Витамин во мне есть В.

Потому повсюду люди

На обед при первом блюде

Чаще требуют меня,

Свежим, пахнущим, с огня...

И скажу без лишних слов:

Ели щи и борщ отменный

Лишь со мною непременно

И Гагарин, и Титов!

Айболит. Очень верно ты подметил.

Благодарен я тебе...

А еще, скажите, дети,

Витамин где встретить В?

Дам за верные ответы

Специальные конфеты.

Дети.        В отрубях!

В хлебных дрожжах!

В грецких орехах!

Незнайка. В молоке.

Айболит. Угадал! Верно, ребятишки, витамины группы В делают человека бодрым, сильным, укрепляют нервную систему.

Голос.       И помогают хорошо учиться!

Айболит.  Правильно!

А теперь в подарок детям

Я вручу витаминки эти...

Айболит раздает витамины, Незнайка торопливо ест их.

 Незнайка. И скажу вам: день и ночь

Я глотать бы их не прочь.

Айболит. Ты прочти на этикетке,

Как часто нужно есть эти «конфетки».

Незнайка   читает   и   недовольно   разводит   руками.  

На сцену выходит Картошка.

Айболит. А ты, Картошка, чем богата?

Тебя ведь любят все ребята.

Картошка. И знают, в моем лице

Представлен витамин здесь С.

Я лишь одно хочу спросить:

Скажите, как меня варить,

Чтоб витамины сохранить?

Дети. Закладывать картофель нужно в кипящую воду, варить с закрытой крышкой, а вода должна покрывать картошку.

Айболит. Еще припомните, ребята, какая польза от витамина С.

Дети. Витамин С предупреждает заболевание цингой, укрепляет здоровье.

Айболит. Правильно, ребята. А знаете ли вы, что витамина С очень много в шиповнике? На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценились дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. Для сбора плодов шиповника в XVI и XVII веках в оренбургские степи экспедиции отправлялись под охраной конных «травников» и «лекарей». По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Я советую вам высаживать шиповник на пришкольном участке, вдоль дорог. А кто из вас умеет готовить настой шиповника? Тогда посмотрите, как это делается.

Одна из девочек демонстрирует приготовление настоя.

 Берете ложку сухих ягод, завариваете стаканом кипятка в любой посуде, за исключением медной и железной, кипятите 10-15 минут, настаиваете напиток в течение 24 часов, затем процеживаете через полотно или двойной слой марли. Получается ароматный и вкусный напиток красного цвета. Если пить его по стакану каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и веселое настроение.

Айболит. Глядите, дети, - вот так диво:

В гости к нам пришла Крапива!

(Обращается к Крапиве.)

Зачем пришла! Позволь узнать?

Нас будешь жалить и хлестать?

(Пятится от Крапивы.)

Крапива. Не буду! Дайте мне сказать

Про витамины, про здоровье.

(Обращается к ребятам.)

Кто любит молоко коровье

И кто растит цыплят, гусей,

Должны дружить с листвой моей!

В ней витаминов А и С

 Гораздо больше, чем в яйце,

Чем в овощах, картошке, фруктах

 И многих пищевых продуктах.

В ней много витамина К,

А что касается белка –

Могу поспорить я с бобами!

Давайте будем мы друзьями.

В июне, июле, сентябре

Пожалуйте, друзья, ко мне.

Наденьте на руки перчатки –

Ожогов берегись, ребятки,

Листву крапивы собирайте,

В тени сушите и давайте

На корм цыплятам, поросятам,

Корове, свиньям и гусям.

Быстро растет от меня молодняк,

Значит, крапива не просто сорняк.

Да молоко и масло коровье

Станут полезней вам для здоровья:

Жирность повысится у молока,

Тут мы найдем витамин Д и А.

              Айболит. Вот это да! Вот так крапива!

              А можно ли с листвой твоей

               Сварить зеленых вкусных щей?

               Крапива. Конечно, можно, Айболит,

               Живот от щей не заболит,

              А польза в щах таких большая.

               Айболит. Прости, не знал, что ты такая.

               Ребятки, есть еще вопрос:

               Что нужно, чтобы каждый рос

               С прямыми стройными ногами,

              С широкой грудью моряка,

              Чтоб рот был с крепкими зубами,

              Чтоб с силой поднялась рука?

               Дети. Закаляться!

Спортом заниматься!

Соблюдать режим дня!

Гулять на свежем воздухе!

Правильно сидеть за партой!

Чистить зубы...

               Айболит. Правильно!

Ну, а витамин, что в рыбьем жире,

 В желтке яиц, голландском сыре,

В молочной свеженькой еде

Зовется витамином...

               Дети.        Д.

               Айболит. Верно, он защищает от рахита,

               И в нем большая сила скрыта.

               Еще полезно вам всем знать,

               Что летом нужно загорать.

               Солнце лучами кожу ласкает,

               Кожа от солнца у вас загорает,

               И под влиянием солнца лучей

               Д витамин образуется в ней.

               Всю азбуку здоровья

               Нужно крепко знать

               И в жизни эти знанья

              Повсюду применять!

                Запомни каждый –

               Нет больше богатства,

                 Чем наше здоровье!

                И скажу, прощаясь с вами,

               Растите все богатырями!

Почему так важно обсудить эту проблему?

Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья. Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объема учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребенка. И, наконец, в-третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далекое от оптимального.

Именно поэтому учителю очень важно знать, как правильно организовать жизнь школьника, особенно на первом году обучения.

Что такое здоровье?

Это сложный комплекс, включающий физиологическое, психологическое и функциональное развитие ребенка. Очень важной составляющей этого комплекса является умение  адаптироваться к окружающей среде. При поступлении ребенка в школу эта окружающая среда резко меняется. Как организовать учебный процесс, чтобы сберечь здоровье ребенка, помочь ему адаптироваться к новым условиям?

Что нужно учесть при организации учебно-воспитательного процесса

Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребенка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности детского организма и, конечно, хорошо нам известны. И все же давайте еще раз поговорим о них, чтобы четко осознать значение правильной организации учебного дня для сохранения здоровья школьников.

Необходимо:

  • внимательно относиться к состоянию каждого ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
  • следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;
  • соблюдать рациональный режим труда и отдыха (желательно со сном и достаточным пребыванием на свежем воздухе);
  • создать оптимальные условия среды обучения (микроклимат, освещенность, школьное оборудование и др.), которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;
  • организовать режим учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;
  • обеспечить и поддерживать двигательную активность ребенка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха.

Не следует забывать, конечно, и о сознании благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона обучения.

     Что такое работоспособность?

Это качество отражает, с одной стороны, состояние физиологических систем организма, а с другой, колличественую  и качественную характеристики учебной нагрузки. Умственная и физическая работоспособность, прежде всего, связана с возрастом, затем с индивидуальными соматическими и психическими особенностями и, наконец, с ситуативным состоянием ребенка, зависящим от конкретных условий его деятельности. Известно, что у детей группы «школьной незрелости», а также у часто болеющих школьников работоспособность снижена, в то время как учащиеся с достаточно высоким уровнем физического развития и здоровья имеют заметно лучшие показатели работоспособности.

Естественной причиной снижения работоспособности является утомление – временное снижение показателей работоспособности, связанное с изменениями в центральной         нервной системе. Таким образом, с точки зрения физиологии и психологии снижение работоспособности – это процесс защиты организма.

Как избежать утомления

Работоспособность организма во время учебных занятий закономерно изменяется. Вначале в течение некоторого времени наблюдается постепенное улучшение колличественых и качественных показателей труда. Это первая фаза работоспособности – врабатывание,- которая связана с формированием рабочей доминанты. Что делать учителю в первые минуты урока? К сожалению, как правило, эти драгоценные минуты детской активности тратятся впустую – на так называемый оргмомент, который часто не только не организует, а, наоборот, расхолаживает ученика.

Когда ученик настроился на деятельность, развивается вторая фаза – оптимальной работоспособности.  Продолжительность этой фазы на уроке зависит от напряженности труда, состояния учеников, от гигиенических условий в классе, но не превышает для младшего школьника 15-20 минут, после наступает третья фаза работоспособности – компенсированного, т.е. преодолеваемого, утомления.

Внешне эта третья фаза работоспособности начинается проявлять двигательное беспокойство. Учитель должен помнить, что наступление такого поведения связано не с  личными качествами ученика, а с тем, что дальнейшее поддерживание высокой работоспособности в этой фазе становиться теперь возможным только за счет нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения. Первые признаки утомления очевидны, однако работу можно продолжить, если изменить ее организационно, например, провести активную физкультминутку, изменить характер учебных заданий (ввести игру, проделать упражнения стоя и т.д.)

Сделаем очень важный вывод: младший школьник, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течении 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, иначе наступает четвертая фаза работоспособности – некомпенсированного утомления. Это предел эффективной работы и сигнал к ее прекращению. Попытка педагога продолжить работу могут привести к резко выраженным  формам утомления и переутомления. Внешние признаки этой  фазы – вялость, сонливость, потеря интереса к работе.

Физиологами и психологами доказано, что дети 6-7 лет не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например читать или писать. Поэтому  целесообразно проводить интегрированные уроки, где одной теме подчиняются разные виды деятельности. Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»  удовлетворяет данному требованию – интеграция знаний из разных образовательных областей (например, в курсе «Грамота» - чтение, математика, письмо, в курсе «Окружающий мир» - естествознание и обществознание) помогает снять причины детской утомляемости.

Как же изменяется работоспособность школьников в течение учебного дня? Несколько сниженные показатели работоспособности отмечаются в начале первого урока, затем наблюдается их снижение с третьего урока. При этом у большинства детей наивысшая активность наблюдается от 10 до 12 часов, затем следует ее спад и некоторый подъем в 16-18 часов.

В связи с этим особенно важно обратить внимание на организацию учебного дня шестилетних первоклассников в адаптационный период первого года обучения. В соответствии с письмом  МО РФ в это время рекомендуется проводить только три урока в день, причем снимаются уроки по наиболее «трудным» предметам – математике и родному языку.

 На протяжении недели также закономерно изменяется состояние работоспособности учеников. Так, в понедельник ребенок достаточно трудно входит в рабочий ритм, работоспособность несколько снижена по сравнению со вторником и средой – наиболее благоприятными для учебной работы днями. У первоклассников день наивысшей работоспособности – вторник. Начиная с четверга уровень работоспособности снижается, причем в пятницу и субботу  весьма значительно.

С учетом этого  строится расписание занятий: дни наибольшей нагрузки – вторник, среда, а остальные дни должны предоставлять ребенку возможность несколько «расслабиться»: заняться физкультурой, музыкой, больше играть, рисовать.

 Трудность или легкость изучения отдельных предметов зависит от личности учителя, особенностей организации учебного процесса, увлеченности школьника учебными материалами. Вместе с тем доказано, что некоторые предметы «опасны» для возникновения утомления. Это математика, иностранный язык, русский язык. Достаточно «легкими» предметами являются физкультура, музыка, изобразительное искусство, «Окружающий мир». Не стоит планировать на пятницу большие письменные работы, самостоятельные по математике, диктанты. Шестидневная рабочая неделя для первоклассников не допускается.

В понедельник целесообразно начать уроки с физкультуры или музыки, так как движения способствуют подъему работоспособности школьников и облегчают их вхождение в рабочий ритм.

В целом около 65% всей учебной нагрузки должно приходиться на первые три дня недели. Именно во вторник и среду планируются различные контрольные работы и диктанты, сложные творческие задания. 

Учебную нагрузку нужно увеличивать постепенно от начала года к середине и снижать к концу.

Важен и контроль за продолжительностью перемен в школе. Обычно устанавливаются 10-минутные перемены между уроками с большой переменой в 30 минут после третьего или второго  уроков.

Как поддерживать двигательную

активность школьника

 

 Всем школьным работникам хорошо известно, что ограничение двигательной активности учащегося (гиподинамия) – одно из самых острых проблем начальной школы.  Неподвижная поза гораздо утомительнее для организма, чем движения. Можно представить, какого напряжения требует поза «сидя», если ее осуществляют 250 мышц из 600 имеющихся у человека. Для удержания этой позы необходима преимущественная работа мышц-разгибателей: затылочных, спинных, тазовых, т.е тех, которые у младшего школьника развиты еще  недостаточно. Поэтому  время, в течение которого школьник способен удерживать статическую позу, очень невелико и тем короче, чем меньше возраст. Отсюда вытекает важное педагогическое условие организации процесса обучения младшего школьника: избегать длительного, непрерывающегося сидения за партой.

Первые признаки мышечного утомления, когда мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления, появляются у первоклассников уже на 6-8-й минутах урока. Это проявляется в изменении е посадки, двигательном беспокойстве, нарушении рабочей позы ученика. На призывы учителя «сесть правильно» ребенок выпрямляется, но через 1-2 минуты его рабочая поза неизбежно вновь нарушается.

У детей со стойкой неправильной позой в 2 раза чаще встречается близорукость и нарушение осанки с ухудшением зрения, тогда как только у 4% школьников с правильной учебной позой обнаруживается такое сочетание. Нарушается и деятельность центральной и вегетативной нервной системы – неправильная поза на уроке в 2 раза чаще ведет к вегетососудистой дистонии, снижению работоспособности.

При организации школьного дня давайте помнить, что ежедневный объем двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2 часов. Как добиться этого? Можно предусмотреть гимнастику перед началом уроков, придумать тематические физкультминутки, подвижные игры на переменах.

Динамическую паузу следует проводить при максимальном использовании воздуха. Активный отдых, подвижные игры на воздухе во  время перемен вызывают гораздо больший положительный эффект  в функциональном состояния организма, чем перемены, проводимые в помещение школы. Кроме того, систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников. Позаботьтесь, чтобы в рекреациях имелось простое физкультурное оборудование: обручи, кегли, шары и др.

Во многих школах на переменах звучит музыка: дети танцуют, занимаются аэробикой. Интересен и такой опыт школ: к стенам прикрепляют грифельные доски, во время перемен дети, стоя (что очень важно!), рисуют на них мелом, играют в «крестики-нолики», составляют кроссворды и др. Важное значение имеют динамические и статистические физические упражнения: ходьба на носках, при которой массируются подушечки пальцев ног; стойка на одной ноге до состояния устойчивого равновесия; в положении сидя и стоя – максимальное последовательное напряжение ступней, голени, бедер, ягодиц; в   положении сидя – подбирание подушечек пальцев ног.

 Поговорим теперь о физкультминутках. Они могут быть естественным структурным элементом урока. Целесообразно подбирать их с учетом изучаемой темы, проводить под музыку и делать не слишком кратковременными, так как в  противном случае они не выполняют своего назначения: действительно, за 20-30 секунд, которые часто отводятся на физкультминутки, напряжение не снимается. Лучше всего провести бег на месте. Доказано, что он снимает многие симптомы утомления.

Для расслабления полезны дыхательные упражнения, которые тоже  можно провести во время физкультминуток: в течение 1-2 минут считать выдохи, стараясь вызвать легкое дыхание. Завершить паузу следует в покое, с закрытыми глазами, вызывая образные представления (лес, море, прикосновение к чему-то приятному). Показателем снятия утомления является улучшение самочувствия, ощущение возникшей бодрости, легкости дыхания.

Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. Многие исследователи предлагают урок проводить в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 7 минут, и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важно не столько продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского тела. Естественно, для этой позы Вы должны подобрать соответствующие виды учебной работы. Например, стоя, дети могут задать друг другу вопросы, провести небольшую беседу, игру или прослушать небольшой рассказ учителя. Хорошо, если в классе стоят несколько конторок. Дети по очереди по 5-8 минут работают за конторкой. У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряженности при выполнении учебных заданий. Для них характерны раскрепощенность, свобода движений, хорошая осанка и значительное уменьшение искривлений позвоночника.

Специального обсуждения требуют условия организации уроков письма в 1 классе. Для детей 6-7 лет еще очень затруднительно выполнение тонкокоординированных движений. Письмо, особенно шариковой ручкой, весьма утомительно для младшего школьника. Это обусловлено особенностями детей этого возраста: формирование кисти руки продолжается длительное время, поэтому не случайно более 90 % первоклассников испытывают при письме трудности. Какие условия нужно создать, чтобы снизить отрицательный эффект от этой деятельности?                                                                                                                                                           Без ущерба для правильного развития кисти руки и эффективного формирования навыка письма длительность непрерывного письма не может быть более 3 минут. При письме чрезвычайно важно умение не только напрягать мышцы, но и расслабить их. Это трудно дается детям, именно поэтому процесс письма так утомителен для них. На уроке (и не только в первом классе) следует прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев: сжимание и разжимание, потряхивание кистями, наилучший эффект дает сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах. Одновременно с обучением письму необходимо проводить специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки: раскрашивание, закрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастику пальцев и пр. Учитель обычно располагает целой «обоймой» всяких подобных упражнений, но иногда забывает о важнейшем правиле их проведения — систематичности.

В последние годы распространилась тенденция обучения первоклассников письму с использованием широкой разлиновки.

Такое письмо в большей мере учитывает возрастные особенности детей: ребенку 6—7 лет писать в узкой строчке очень трудно, значительно быстрее устает рука, возрастает напряжение и усталость. В результате школьник пишет некрасиво, получает замечание учителя и, что естественно, снижается его интерес к этой деятельности, возникает стойкое нежелание заниматься письмом.

Это же относится и к безотрывному письму. Исследования физиологов доказали, что безотрывного письма в принципе не существует, рука ребенка обязательно делает остановку, часто скрытую от взора учителя. Такое письмо является в большой мере искусственным и поэтому отрицательно влияет на почерк школьника.

Как охранять зрение школьников

Особое значение имеет контроль за состоянием зрения и зрительного анализатора первоклассников. Обратите внимание на то, что наш орган зрения является органом дистантного восприятия и наиболее адекватный для него режим — режим дальнего зрения. Учебные же занятия проводятся в условиях закрытых помещений, ограниченных пространств и в режиме ближнего зрения, наиболее напряженного для зрительного восприятия, а следовательно, и достаточно вредного. Как выходить из такого положения? Там, где это возможно, следует переводить процесс обучения из режима ближнего в режим дальнего зрения. Например, уроки «Окружающего мира» можно проводить в условиях открытой местности, широкого пространственного обзора. Так, целесообразно ознакомление с миром растений проводить не сидя за партами, а в парке, в биологическом кабинете. Наиболее трудоемкой работой для органа зрения первоклассника является чтение, ведь ребенок воспринимает буквы в условиях ближнего зрения. Для того чтобы снять излишнее утомление глаз, необходимо чаще проводить коллективную работу с буквами (слогами, словами) на доске, предлагать детям упражнения на определение контура букв на ощупь, конструирование их из палочек.

Очень важно правильно выбирать зрительную рабочую дистанцию для каждого ученика индивидуально. Как это сделать? Предложить ребенку отходить от доски до тех пор, пока контуры букв на доске не начнут терять четкость, — это и есть место для данного ребенка. Учитель тоже должен правильно занимать свое место во время урока: он то приближается к ученикам, то отдаляется от них. Это помогает формировать остроту зрения. Не случайно и расположение учебника на парте. В начале обучения книги должны  крепится на специальной подставке у  дальнего края стола на максимальном расстоянии от глаз ребенка,  и лишь постепенно зрительная дистанция сокращается

до 40 см.

Зрительное восприятие при  чтении требует быстроты различения знаков, зрительного внимания. Читая, школьник производит движения глазами вдоль строки и от строки к строке, глазодвигательные мышцы испытывают при этом большую нагрузку.

Текст воспринимается в момент остановки глаза, а число остановок тем больше, чем меньше возраст читателя. Так, если старшие школьники останавливаются на строке 4-6 раз, то младшие - 10-15 раз. Большое число остановок требует и большой работы глазодвигательных мышц. Особенно утомительны обратные движения глаз (их в 10 раз больше, чем у старшеклассников), обусловленные тем, что ребенок часто теряет место читаемого текста.

В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению, эта деятельность не должна продолжаться подряд более 7-10 минут. При этом следует во время урока использовать различные упражнения для зрительного анализатора. Например, полезно несколько раз прервать чтение, с силой зажмуриться, повращать глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки, посмотреть в окно, перевести взгляд на далеко расположенные объекты. Можно применить и специальные зрительные тренажеры. Например, разместить в различных участках классной комнаты какие-либо яркие объекты (игрушки, красочные картинки). Дети, стоя, под счет учителя, быстро поочередно фиксируют взор на этих зрительных метках в течение 1,5-2 минут, сочетая движения головы, глаз, туловища.

Следует проводить 2-3 раза в течение учебного дня и другие специальные упражнения для глаз, заключающиеся в многократном (15-20 раз в течение 3 минут) переводе взора с мелкого (3-5 мм) предмета, расположенного на расстоянии около 20 см от глаз (это может быть и собственный палец), на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз, скажем, на классную доску (для детей, сидящих за последними партами) или дальний угол классной комнаты (для детей, сидящих на первых партах).

Выполнение указанных условий организации процесса обучения в первом классе не только поможет благополучно завершить период адаптации ребенка к школьной жизни, но и обеспечит нормальное протекание его учебной деятельности, не наносящее вред здоровью маленького школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы

Одним из приоритетных направлений современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников.Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе,  его полноценного разви...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния  здоровья детей....

Реферат «Возможности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы»

Краткое описание документа:Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние ...

Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Исследовательская работа, посвященная изучению педагогический условий реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....