Статья на тему "Как я привлекаю младших школьников к исследовательской деятельности"
статья по математике (1, 2, 3 класс) по теме

Ханафиева Фирдавса Каримовна

Статья содержит материал о привлечении учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творческие способности,целеустремленность и системность в их деятельности.Особую важность приобретает разработка и использование в учебном процессе деятельностной теории обучения, которые позволяют формировать исследовательский способ мышления, открывают новые познавательные возможности учащегося, повышают их творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ya_privlekayu_mladshih_shkolnikov_k_issl_deyat.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как я привлекаю младших школьников к исследовательской деятельности

 Фирдавса ХАНАФИЕВА,

учитель начальных классов

высшей  квалификационной категории

средней школы №9

г.Нижнекамска

В современном обществе формирование и развитие творческой личности приобретает исключительную актуальность.

Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового.

Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий. Для ребенка естественнее, и потому гораздо легче постигать новое, чем получать добытые, кем – то знания в «готовом виде»

С первого класса на уроках математики я использую нестандартные задания – исследования числовых закономерностей. Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха. Постепенно учащиеся сами учатся составлять числовые закономерности.

1) Дан ряд чисел. Задание: найти закономерность.

1,12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89

2) Определить закономерность и продолжить ряд чисел.

11,15,19

Что можно сказать об этих числах? (Двухзначные, нечетные, увеличиваются на 4)

Подобные исследования можно проводить над числовыми выражениями, над задачами и т.д.

Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать. Оживляет урок и дает хорошие результаты в усвоении тех или иных правил  использование загадок, пословиц и поговорок. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, способствуют развитию речи учащихся. Они заставляют ребенка вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. В начале учебного года ребятам было предложено собирать фантики от конфет «Детям», а после весенних каникул на уроке труда они приклеили эти фантики на лист бумаги, в дальнейшем эти листы используются как карточки на уроках русского языка. Например:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике

А широкий в море. (Река)

  • выпишите слова с сочетаниями ча-ща, чу- щу, жи-ши, -чк-, -чн-;
  • выпишите слова с предлогами;
  • выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Такая работа развивает у детей орфографическую зоркость, воспитывает внимательность, и процесс обучения становится увлекательным.

Использование пословиц и поговорок на уроках чтения всегда обогащает словарный запас детей, помогает усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости.

Так, например, после чтения татарской народной сказки «Мудрый старик» учащиеся получают такие задания:

- Какие пословицы могли бы служить названием сказки? («Корми деда на печи, сам будешь там», «Корни старые – ветки новые», «Без старых не проживешь»)

- Почему сказка называется «Мудрый старик»? Какие пословицы о мудрости, о знаниях вы знаете? Какая из пословиц ближе к содержанию сказки?

Постепенно детей подводим к тому, что пословицы и поговорки издавна любимы народом, олицетворяют собой народную мудрость, являются неотъемлемой частью живой народной речи. Разные сферы жизни отражены в пословицах и поговорках. На последующих занятиях мы исследуем пословицы и поговорки на разные темы.

На одном из уроков окружающего мира мы обсуждали тему «Реки нашего края». Результатом нашей работы стало желание детей написать исследовательскую работу по этой теме. В ходе выполнения этой работы дети изучали литературу известных писателей и искусство художников, восторгающихся красотой и могуществом необъятной реки Кама, исследовали роль человека в экологии реки, фотографировали Каму в разные времена года, даже сочинили стихотворение о Каме:

Есть у Волги подруга

Широка, глубока!

Им не жить друг без друга.

Это -  Кама-река.

Корабельные сосны

Отражаются в ней,

И купается небо,

Становясь голубей.

Вдаль уносятся волны

И плывут корабли,

Чтобы встретиться с Волгой

В необъятной дали.

Две подруги, две речки

Вместе к морю спешат,

Только люди умеют

Возвращаться назад!

Привлечение учащихся к исследовательской деятельности развивает их творческие способности, развивает целеустремленность и системность в их деятельности.

Благодаря достижению поставленной цели, происходит самоутверждение учащегося.

От современного образования требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских особенностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

В связи с этим особую важность приобретает разработка и использование в учебном процессе деятельностной теории обучения, которые позволяют формировать исследовательский способ мышления, открывают новые познавательные возможности учащегося, повышают их творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.

К 65-летию Победы в ВОВ я представила масштабный проект «Я помню, я горжусь», к работе над которым были привлечены ветераны ВОВ, учащиеся и их родители. Итогом явился выпуск подарочного альбома....

Мотивация младших школьников к исследовательской деятельности в современном динамично меняющемся мире.

Вызвать интерес у  младшего школьника к исследовательской деятельности....

Мастер- класс : "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность"

Главная цель использования метода исследования в обучении- формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности....

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...

Публичное представление из опыта работы "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность и моделирование"

Достижение современных требований к результатам образования обучающихся коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и ребенка, направляя учителя на поиск новых...

"Развитие критического мышления младшего школьника посредством исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности"

В пособии рассматриваются показатели развития критического мышления, рассматриваются варианты интеграции приёмов критического мышления с этапами проектной деятельности....