Этот удивительный мир старинных мер длины
учебно-методический материал по математике (1 класс)
На уроке с помощью игры и сказочных героев учащиеся узнают про старинные меры длины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_mery_dliny.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Этот удивительный мир старинных мер длины"
Цели урока:
обучающая – научить различать старинные меры длины,
развивающая – научить детей пользоваться разными способами измерения.
Задачи.
- Создание условий для формирования первоначальных представлений о процессе измерения, о зависимости результата измерения от выбранной единицы измерения, о несопоставимости результатов измерений, сделанных разными мерками.
- Развитие внимания, воображения, коммуникативных навыков, формирование умения работать в группах, умения рефлексировать.
- Воспитание аккуратности, уважение к окружающим.
Оформление и оборудование:
- компьютерная презентация;
- отрывок из м/ф “З8 попугаев”;
- мультимедийное и музыкальное оборудование;
- конверт с веревкой, конверт с листом (контур Африки);
ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
2. Устный счет
Математическая головоломка
- Ребята, у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие.
А куда, вы узнаете, отгадав головоломку.
Посмотрите ребята, буквы рассыпались, попробуйте собрать слово.
Ф, Р, А, И, К, А
Так куда мы с вами отправляемся? (Ответы детей) В Африку
- А, кто знает, что такое Африка? Давайте вспомним, что пишет в своём стихотворении К. И. Чуковский «Бармалей»
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
- А мы с вами совершим виртуальное путешествие в Африку.
Работа с графическим диктантом
А вот на чём мы туда мы попадём, узнаем, выполнив графический диктант
- Что у вас получилось? На чём мы отправимся в путешествие? (на самолёте)
Работа с геометрическим материалом (линии)
Ребята, чтобы добраться до Африки и не сбиться с пути, нам надо выбрать правильный маршрутный лист. Посмотрите есть 5 вариантов, вам надо выбрать правильный и показать его номер с помощью числового веера.
- Наш маршрут – это незамкнутая, ломаная линия, которая состоит из 6 звеньев.
Приготовьте ответы, покажите.
Решение задач
Чтобы завести моторы, надо решить задачи в стихах о жителях Африки. Ответы к задачам покажите на числовом веере.
Задачи в стихах.
1. Слон, слониха и слонёнок
Шли толпой на водопой.
А навстречу им тигрёнок
Возвращается домой.
Сколько, думай поскорей,
К водопою шло зверей? (3)
2. Две весёлые мартышки
На комоде читали книжки
Три мартышки им мешали
Мартышки все это терпели, терпели
И прямо с комода на них полетели.
Тут лапы животных переплелись,
Считай их скорее,да не ошибись! (10)
3. Семь мартышек, семь соседок,
Со своих сбежали веток
Все повисли до одной
На хвостах в них головой.
Раскричались, раскачались,
Меж собою передрались.
Больше всех досталось в драке
Самой главной забияке
С ветки сбросили ее
Сколько будет без нее?(6)
Две играли на песке,
Три уселись на стволе,
А четыре спинки грели,
Сосчитать вы всех успели? (9)
4. Пять тигрят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит назад, считает,
Сколько там тигрят играет? (4)
Отложили веер.
- Завели моторы, полетели! Мы с вами приземлились в Африке, посмотрите, как выглядит она на карте. Африка – это часть земли, которая называется материк. И его омывают 2 океана Индийский и Атлантический. Откройте конверт, возьмите лист, который нам сегодня заменит ваши обычные тетради. Возьмите, такой карандаш, который соответствует вашему настроению и обведите им по контуру Африки . Какая это линия? Почему она такой формы? (кривая и замкнутая)
Последующее и предыдущее число
- Вот мы с вами и долетели, но чтобы выйти из самолета, нам надо спуститься по математическому трапу (сверху вниз). На ваших маршрутных листах давайте найдём трап и выполним задание. Нам нужно вспомнить и записать в клеточках соседей чисел 2, 5, 8, 3, 7.
Правила посадки при письме.
А теперь проверим:
- назовите соседей числа 2, 5, 8, 3, 7;
- назовите число, следующее за числом 2, за числом 8;
- назовите число предыдущее числу 5, числу 7;
3. Подготовка к активной учебной познавательной деятельности.
- Молодцы, все справились.
Ребята, посмотрите, нас встречают герои мультфильма “38 попугаев”. Давайте узнаем, с какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям?
Просмотр м/ф.
Какое желание возникло у Удава? Смогли ли друзья помочь Удаву? Как?
4. Постановка учебной задачи.
И мы сегодня на уроке будем учиться измерять длину разных предметов.
5.Освоение нового содержания.
- К нам в гости на урок заглянул необычный гость. Это удав.
И он хочет обратиться к вам с просьбой . Он хочет, чтобы вы его измерили. Как мы это можем это сделать? (Ответы детей)
- У вас на партах у каждого лежит свой удав. Попробуйте его измерить. Чем измеряли? Что из этого получилось?
С древних времен люди, задумываясь над этим вопросом, предлагали разные способы измерения длины. В старину на Руси длину предметов измеряли вот так. Давайте посмотрим, что же использовали древние люди для измерения предметов.
Посмотрите на карточки на партах. Покажите мне:
Косая сажень - расстояние от подошвы ноги до конца большого пальца вытянутой вверх противоположной руки.
В былинах часто употребляется выражение “косая сажень в плечах”. Так говорили о русских богатырях.
Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук.
Аршин – длина всей руки.
Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца.
Пядь – расстояние между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного.
Ладонь – ширина 4-х пальцев.
Вершок – длина верхней части пальца.
(Показать)
Я вам прочитаю отрывок из сказки, в которой тоже употребляются старинные меры длины. А вы подумайте, о ком идет речь?
…Да игрушечку-конька
Ростом только
В три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами…
О ком идет речь? Написал эту сказку П.П. Ершов. Какие старинные меры измерения длины вам встретились в этом отрывке?
6. Физминутка из м/ф “Зарядка для хвоста”.
Давайте измерим длину моего удава , такой мерой, как локоть и маховая сажень (Учитель измеряет, дети считают)
Верёвка одна и та же, а результаты у всех разные. Почему? (Ответы детей)
Если мы используем разные мерки, получается разные результаты измерения одного и того же предмета.
7. Закрепление.
Ребята, мы с вами уже не древние люди и что мы используем для измерения?(линейку)
Посмотрите, на ваших листочках есть две полоски.
Давайте измерим их длину? Назовите длину первой полоски, второй полоски. Нарисуйте третью полоску синим карандашом так, чтобы ее длина была меньше первой и второй полоски? Чему равна длина третьей полоски?
8. Экспресс-диагностика.
Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться.
Мы сможем это сделать, если вы правильно подчеркнете то, с помощью чего можно измерять длину.
Вершок, литр, локоть, клетка, сажень, грамм (прочитать слова).
Посмотрите на правильные ответы, встаньте те, кто выполнил это задание так же.
Мы можем возвращаться домой.
9. Итог урока.
Что нового вы узнали за время нашего путешествия? Что научились делать?
10. Рефлексия.
Если вам понравилось наше путешествие, выходя из класса, нарисуйте на пальме желтый банан, а если во время путешествия вы скучали – зеленый!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Этот удивительный мир рыб"
Исследовательский проект учащегося 3 класса. Тема исследования: изучение строения и особенностей рыб. Во время работы ребёнок проводил опыты, наблюдения, участвовал в экологических акциях....
"Этот удивительный мир бумаги."
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-х классов. Отчет о работе кружков: "Умелые пальчики" и "Веселая мастерская."...
Этот удивительный треугольник
В течении года мы с ребятами проводили исследования на различные темы. Одной из тем была "Этот удивительный треугольник".На протяжении месяца они находили треугольник везде и итогом стал классный час ...
Этот удивительный русский язык
Внеклассная работа по русскому языку в 3-ем классе. Здесь подобран богатый и интересный материал....
Урок окружающего мира в 1 классе с использованием ЭОР «Этот удивительный мир»
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями: окружающий мир, предметы и объекты живой и неживой природы.Задачи: Научить выделять признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их ...
конспект урока по теме: “Сведения из истории математики: старинные единицы длинны (морская миля, верста). Сравнение значений длинны ”, 3 класс, учебник математики 3 класс Рудницкая В.Н. 1 часть.
Класс: 3.Тема урока: “Сведения из истории математики: старинные единицы длинны (морская миля, верста). Сравнение значений длинны ”.Тип урока: Открытие новых знаний и способов действия.Цель...
Сведения из истории математики старинные единицы длины (морская миля, верста) .Сравнение значений длины
План-конспект урока по математике...