"Прибавление и вычитание числа 1"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Титова Елена Ивановна

Урок математики в 1 классе по теме "Прибавление и вычитание числа 1"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc90 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

1 «Б»

ФИО учителя

Титова Елена Ивановна

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Щигры Курской области»

Тема

Прибавление и вычитание числа 1.

Цель урока

  • создать условия для осознания закономерности сложения чисел с единицей: результат сложения с единицей всегда число, следующее за данным;
  • способствовать развитию математической речи, умения анализировать и обобщать;
  • воспитывать культуру учебного труда.

Задачи

1. С опорой на внутриклассную диагностику закрепить умение называть предыдущее и следующее число.

2. Познакомить учащихся с новыми математическими понятиями «сумма», «разность».

3. Формировать общеучебную деятельность: умение ставить и решать учебную задачу, умение выполнять действия в определенной последовательности, умение осуществлять контроль и самоконтроль.

4. Формировать личность учащихся через учебное сотрудничество и содружество.

Умения

Личностные УУД.

  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Планируемые результаты

Ученики должны узнать, что результат сложения с единицей всегда число, следующее за данным, а вычитания – предыдущее.

Узнать новые термины – «сумма», «разность».

Уметь вести счет предметов.

Основные понятия

 Число. Цифра. Сумма. Разность.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Учебник  В.Н  Рудницкой  «Математика», 1 кл., 2 ч.

Тетрадь  В.Н Рудницкой «Математика» № 3, 1 кл., презентация.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Организацион-ный  момент.

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание успешной ситуации для психологического настроя на урок.  

Мы гостей сегодня ждали

 И с волненьем их встречали –

 Хорошо ли мы умеем

 И решать, и отвечать?

 Не судите очень строго,

 Ведь учились  мы немного.

- На уроке вы покажете мне, что вы уже знаете, а я постараюсь открыть вам еще один секрет этой интересной страны под названием «Математика». (СЛАЙД № 1)

- Я желаю вам успешной работы в изучении математики.

Осознанное вхождение учаще-гося в пространство учебной деятельности. Самоопределение учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу).

-самоопределение (Л);

-смыслообразование (Л);

-внутренняя позиция школьника(Л);

-учебно-познавательная мотивация(Л);

- планирование учебного сотрудничества (П).

Актуализация знаний

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Повторение изученного материа-ла, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Вселить уверенность в детей, проверить знания, связать логически знания между собой, оформить «почву» для введения нового знания.

Устный счет: (СЛАЙД № 2)

 Чтобы быстро считать,

Задачи без труда решать,

 Нам надо себя тренировать.

 В математике любая работа

 Не обходится без устного счета.

1. Помогите «гусенице-растеряше собрать числа». (СЛАЙД № 3)

 • Прочитайте числа в порядке возрастания.

 • Прочитайте числа в порядке убывания.

 • По какому принципу записаны числа.

 • Назовите число, следующее при счете за числом: 2, 4, 6, 8, 10

 • Назовите число, которое называют при счете перед числом: 12, 14, 16, 18

 2. А теперь задача шутка, только на одну минутку! (СЛАЙД № 4)

 По траве бежал котенок,

 А за ним бежал щенок.

Кто, ребята, сосчитает,

Сколько там бежало ног?

 • Как узнали?

 - А еще как можно узнать?

3.Игра «Кто самый внимательный?» Определить, сколько здесь квадратов (СЛАЙД № 5)

«Я пользуюсь знаниями, полу-ченными на предыдущих уро-ках. Для усвоения нового знания важно быть внимательным, усидчивым,…»

Ответы детей.

Четные

3, 5, 7, 9, 11.

11, 13, 15, 17.

4+4

По 4 взять 2 раза

5

Актуализация знаний, необходимых для  понимания новой темы.

Первичный опыт. Постановка проблемы.

(Выявление места и причины затруднения)

(4 мин)

Выявление и фиксация места и причины затруд-нения. (Вызвать и обсудить затруднения: «По-чему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?». Проговаривание темы и цели урока).

(СЛАЙДЫ 7-10)

• Ребята, а какой сегодня день недели?

 • А какой месяц?

 • А число?

 • А какой день недели был вчера? Будет завтра?

 • А какой месяц предшествовал февралю? А какой будет после?

 • Какое число было вчера? Будет завтра?

 • Какое число называют при счете перед числом 6?

• Какое число называют при счете после числа 8?

 • Как получить число 7, если есть число 8?

 • Как получить число 5, если есть 4?

 • Не решая примеров, скажите, где ответ больше или меньше? Почему?

 • Скажите, а что нужно сделать с числом, когда к нему прибавляешь один.

- А если вычитаешь?

 -А теперь скажите, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (СЛАЙД 11)

- Значит, гостьей нашего урока, сегодня будет Единица. (СЛАЙД 12)

Я царица-единица

Поработать мастерица

И прибавить, и убавить,

Радость всем могу доставить.

Четверг.

Февраль.

6

Среда. Пятница.

Январь. Март.

5. 7.

5.

9

8-1

4+1

Назвать следующее за ним число.

Предыдущее.

О прибавлении и вычитании 1.

-волевая саморегуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, аналогия (П);

-подведение под понятие (П);

-постановка и формулирование проблемы (П);

- формулирование и аргументация своего мнения;

-учёт разных мнений (К).

 Умение использовать научный метод познания.

Самостоятельное определение темы и цели урока.

Исследование. Открытие нового знания

(10 мин)

На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. Пошагово, при помощи диалогового построения урока провести исследо-вание по алгоритму действий.

- Что принесла с собой Единица?

-Что вы видите на экране?

-Сколько столбиков?

-Рассмотрите 1столбик. Что интересного заметили?

-Рассмотрите 2 столбик, что здесь заметили?

-Какое же главное отличие этих столбиков?

-Тихо! Тихо, ребята, кто-то шепчет.

- Представляете, ребята, Единица хочет, чтобы мы запомнили все эти

примеры.

1+1=2         2-1=1

2+1=3         3-1=2

3+1=4         4-1=3

4+1=5         5-1=4

5+1=6         6-1=5

6+1=7         7-1=6

7+1=8                    8-1=7

8+1=9         9-1=8

9+1=10         10-1=9

 

- Давайте придумаем, как можно легко их запомнить.

-Что вы можете предложить?

-Составьте пример. (Например, 6+1=7)

-Как считали? (выслушать несколько человек)

Вывод:

Прибавляя 1, надо назвать следующее число.

-Придумайте еще один пример, чтобы проверить, так ли это.

Аналогично про вычитание.

-Составьте пример. Как считали?

Вывод:

Вычитая 1, надо назвать предыдущее число!

- Кто умеет считать до 100?

- Тогда скажите, сколько будет 36+1, 58+1, 93+1?

- 45-1, 67-1, 89-1?

ОБЩИЙ ВЫВОД:

- И так, если прибавляем 1, то надо назвать следующее число.

Если вычитаем 1, то называем предыдущее число.

(СЛАЙД № 13)

Пришла Единица, принесла с собой таблицу!

Примеры. 2.

+1

-1

+. -

Так много?! Можем ли мы их сразу запомнить?!!! Все?!!!!

Предложения детей.

(Например, 4+1=5), было 4, а стало 5! Мы назвали следующее число.

Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик».

Осознание ценности совместной деятельности.

Проект (Реализация построенного проекта.)

Первичное закрепление

(10 мин)

Построение и фиксация нового знания. Прогова-ривание нового знания. Применение нового знания в типовых условиях.

Отслеживание результатов деятельности детей при работе по алгоритму.

-Откроем учебники на стр.31 и выполним задание № 5.  

Подумайте на какие две группы можно разделить эти примеры. (СЛАЙД № 14)

-Назовите результаты. Число, которое получается при сложении чисел, называют словом СУММА. (СЛАЙД № 15)

Указать на один из примеров таблицы «+1».

-Прочитайте пример.

-Кто может прочитать по-другому?

-Я еще могу предложить один способ чтения примера: «Сумма

четырех и одного равна пяти»

Аналогично с разностью.

- Указать на один из примеров таблицы « -1»

-Прочитайте пример.

-Кто может прочитать по-другому?

-Прочитайте пример со словом «разность».

1.Задача. Составьте по рисунку задачу на сложение и решите ее. (СЛАЙД № 16)

Висит 5 морковок. Упала 1 морковка. А сколько было? А теперь на вычитание: Было 6 морковок. Упала 1 морковка. Сколько осталось?

 

+1, - 1

Ответы детей.

- умение определять и придерживаться цели (Р);

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать (П).

- умение работать в парах (К).

Подтверждение своего открытия.

Положительная мотивация.

Физминутка

(3 мин)

Поддержание активной работоспособности.

 На этапе движения происходит усиление эффекта усвоения материала.

Музыкальная физминутка с движениями.

Самостоятель-ная работа

(5 мин)

Самопроверка умения применять НЗ в типовых условиях. При помощи внешней речи проверить новые знания ребенка. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

. Работа в тетради стр. 23 № 1.  Запускаем машины «+1» и «-1» (СЛАЙД № 17) .

- Откройте тетради. Каких героев видите справа и слева? Что это за

герои?

-Перед вами, ребята, вычислительные машины, которые

усовершенствовали Винтик и Шпунтик и предлагают вам на них

поработать.

-Работать будете в парах. Можно советоваться, помогать друг другу,

сравнивать ответы. Как только будете готовы, то поднимите руки

«домиком».

-Не забудьте включить и выключить машину. Проверили посадку.

(Самостоятельная работа детей в парах)

Проверка.

Спросить, как решался первый и последний пример подробно.

(Ввожу в машину число 3, а выходит из нее следующее число 4)

-Если нет ошибок, поставьте « +» под каждой машиной.

Самостоятельно выполняют задание.

Работа в парах по алгоритму, действуя по схеме «я научилась и могу проверить себя».

Выполняют задание, опираясь на новые знания.

Успешно выполненные задания.

Сформированные предметные УУД

Включение нового знания в систему знаний. Повторение.

(6 мин)

Включение НЗ в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Самостоятельная работа стр. 23 № 2 . Самопроверка (СЛАЙД № 18)

- Какое задание в этом номере?

- Сколько всего столбиков?

- В каком столбике надо найти сумму?

- В каком столбике надо найти разность?

-Чем интересен второй столбик?

-Выполните работу самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

ПРОВЕРКА на компьютере.

-Давайте проверим. Смотрим на экран.

-Проверяем 1 столбик. Кто согласен?

-Проверяем 2 столбик.

-Проверяем 3 столбик. ( В нем «ловушка». Попросить объяснить

правильное решение.)

Итог: У кого не было ошибок, поставьте на поля зеленым цветом знак

«+».

Решить примеры.

2.

1

3

В нем сумма и разность.

Успешно выполненные задания.

Сформированные метапредметные и предметные УУД,

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, само-оценка работы на уроке (результатов деятельности своей и всего класса), осознание метода построения НЗ.

(СЛАЙД 19)

• Мы узнали…

• Мы учились…

• У нас не получилось…

• На уроке было легко….

• На уроке было трудно…

• На следующем уроке необходимо поработать над…

- Домашнее задание: рассказать дома родителям, какую хитрость мы

придумали, чтобы быстро и легко прибавить и вычесть 1.

 Оцените свою работу на уроке

Если вы довольны своей работой, то на шарике нарисуйте улыбку, если недовольны, то прямую линию. Поднимите свои шарики. Посмотрите сколько улыбок в вашем классе. Я тоже довольна вашей работой. Вы мне очень понравились. Огромное спасибо вам за урок! (СЛАЙД № 20)

Дети отвечают на вопросы.

Оценивают работу свою и класса в целом.

Объясняют свой выбор.

Осознание результатов каждого этапа урока.

Осознание ценности полученных знаний.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика

Слайд 2

Чтобы быстро считать, Задачи без труда решать, Нам надо себя тренировать. В математике любая работа Не обходится без устного счета.

Слайд 3

2 16 4 14 12 8 6 10 Гусеница-растеряша 18

Слайд 4

А теперь задача шутка, только на одну минутку! По траве бежал котенок, А за ним бежал щенок. Кто, ребята, сосчитает, Сколько там бежало ног? 8

Слайд 5

Игра «Кто самый внимательный?» Определить, сколько здесь квадратов. 5

Слайд 6

Физкультминутка

Слайд 7

Какой сегодня день недели? Четверг. Месяц? Февраль. Число? 6

Слайд 8

Какое число называют при счете после числа ? 6 перед числом ? 8 9 5

Слайд 9

Как получить число , если есть число ? 7 8 8-1=7 5 4 4+1=5

Слайд 10

Не решая примеров, скажите, где ответ больше или меньше? Почему? 3 1 + - 3 1

Слайд 11

«Прибавление и вычитание числа 1. Сумма». Сегодня на уроке:

Слайд 12

1 + 1 = 2 1 - 1 = 0 2 + 1 = 3 2 - 1 = 1 3 + 1 = 4 3 - 1 = 2 4 + 1 = 5 4 - 1 = 3 5 + 1 = 6 5 - 1 = 4 6 + 1 = 7 6 - 1 = 5 7 + 1 = 8 7 - 1 = 6 8 + 1 = 9 8 - 1 = 7 9 + 1 = 1 0 9 - 1 = 8

Слайд 13

ВЫВОД: Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счёте число. Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать предыдущее при счёте число .

Слайд 14

6+1 14+1 19-1 9+1 7-1 9-1 15-1 18+1 0+1

Слайд 15

6+1= 9+1= 14+1= 18+1= 0+1= 9-1= 7-1= 15-1= 19-1= 7 10 15 19 1 8 6 14 18 С У М М А

Слайд 16

Висит 5 морковок Упала 1 морковка А сколько было? 5 + 1 = 6м. Ответ: 6 морковок

Слайд 17

4 4 8 1 2 1 9 3 0 6 14 8 ШПУНТИК ВИНТИК

Слайд 18

Самостоятельная работа. № 2 стр.23 4 17 3 5 1 7 8 9 0 6 6 18

Слайд 19

Подведем итог Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… У меня не получилось… На уроке было легко…. На уроке было трудно… На следующем уроке необходимо поработать над…

Слайд 20

СПАСИБО ЗА УРОК !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Способы прибавления и вычитания числа 4"

Презентация к уроку математики 1 класс по программе "Школа 2100"...

Прибавление и вычитание числа 2.

Задачи в стихах для 1 класса на тему "Прибавление и вычитание числа 2" по любой программе....

Урок математики в 1 классе "Прибавление и вычитание числа 3. Закрепление."

Конспект урока с презентацией. На уроке учащиеся научатся пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 3; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставл...

Конспект урока математики "Прибавление и вычитание числа 3. Решение текстовых задач". 1 класс "Школа России"

Урок закрепления изученного материала с мультимедийной презентацией....

Конспект урока по математике для учащихся 1 класса Тема: «Прибавление и вычитание числа 3. Закрепление»

конспект урока для 1 класса  ФГОС в системе учебников "Школа России"...