Урок математики "Задачи в косвенной форме" (2 КЛАСС) РО Эльконин-Давыдов
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. был представлен на конкурсе "Учитель года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_v_kosvennoy_forme.doc | 343.5 КБ |
zadachi_v_kosvennoy_forme.pptx | 333.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Время | Форма работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайд |
1.Мотивация Игра «Чемодан» 2.Ситуация успеха 3.Проблемная ситуация Ситуация разрыва 4.Постановка задачи на урок 5.Выход из проблемной ситуации 6.Итог 7.Рефлексия | 1 мин 3 мин 3 мин 7 мин 2 мин 3 мин 8 мин 4 мин 5 мин | Фронтальная Фронтальная Индивидуаль- ная Индивидуаль- ная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Работа в парах Фронтальная | Здравствуйте, меня зовут Н.С., урок математики сегодня у вас проведу я. Чтобы настроиться на урок предлагаю поиграть. Собираю чемодан в Мир Математики. Прошу помочь собрать его из математических записей. Отгадайте, по какому признаку я его собираю. 8+4 6>3 5+7 19-7 11+1 1<8
- Тебя я не беру с собой. - Тебя беру с собой. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки с ответом 12 не будут в чемодане. - Чемодан полон. -по какому признаку отбирали матем. записи? -я вижу, вы очень хорошо умеете решать примеры, надеюсь, так же хорошо умеете решать задачи. -сейчас вы это продемонстрируйте. - Прочитайте задачу для себя. - Прочитай … задачу. - С какой величиной будем работать? - Количество чего? -какая это задача? - подтвердите словами из текста. - как это показывается на чертеже? -Возьмите желтую карточку. -Выберите одну модель, которая подходит к тексту задачи. -Ответ проговорите. Оцените правильность выполненной работы на линеечке. -Встаньте, кто оценил себя высоко. Вижу, все справились с заданием правильно и поставили высокую оценку. - Значит, вам не составит никакого труда справиться со следующей задачей. -Найдите верную модель к задаче. -возьмите зеленые карточки и приступайте к работе, время 2 минут. - Ваш выбор … (спросить 2 учеников) -Есть расхождение, значит кто-то не прав. -Только что мы решали подобную задачу, и никаких сложностей не возникло. - Вернемся к задаче 1. -Когда возникают разногласия? -КАКУЮ ЗАДАЧУ СТАВИМ ПЕРЕД СОБОЙ НА УРОК? Мы сегодня будем исследователями и должны узнать, ЧЕМ эта задача отличается от предыдущей. -Как мы будем действовать? Приглашаю к доске двух учеников рассказать задачу по модели. Давайте определим: - Какие объекты указаны в задаче? - К какому объекту относится число 11? - Число 2? - На какой объект указывает слово ЭТО? - Значит, в этой задаче два числа относятся к одному и тому же объекту? - Так чего меньше на 2? - Тогда серебряных медалей больше или меньше? - Как найдем? - Значит, результат получится больше или меньше? - Какой парадокс заметили? (противоречие) - Вы знаете, как называются такие задачи? В математике задачи, в которых два числа относятся к одному объекту и в них встречается слово ЭТО называются задачи в косвенной форме. Не говорят напрямую о второй величине, а узнаем о ней через первую. В этих задачах если говорится больше, то получается результат меньше. А если говорится меньше, тогда результат получится больше. - Скажите, какую задачу вы решали? - Какие особенности косвенных задач? - Почему возникла ошибка при выборе модели (решении задачи)? - Как мы действовали? Какие шаги выполняли? 2.Что определяли? 3.Что рассказывает про объекты? 4.Числа могут относятся … 5.Если к 1 объекту, то задача … 6.Если к разным объектам, то задача … 7.Слово, которое встречается в косвенной задаче? 8.Если сказано больше, то получаем … 9.Если сказано меньше, то получаем … - Что у нас получилось? - Можем мы ее использовать при решении других задач? - Сохраним этот алгоритм, он вам понадобится при выполнении заданий. Сейчас вы будете работать в парах. Найдите задачу в косвенной форме. У вас есть таблички, покажите одну из них. Докажите, почему вы так считаете. Найдите чертеж. Как бы вы решили данную задачу, запишите. - Вспомните, какую задачу ставили перед собой на урок? - Вы решили ее? - Проверить как вы научились решать задачи в косвенной форме можем на контрольной работе. - Готовы её написать? - Встаньте, кто самостоятельно может решить задачу в косвенной форме. - Встаньте, у кого остались трудности, при решении таких задач. - Я делаю вывод, что у вас остались трудности при решении задач в косвенной форме. - Для этого я подготовила д/задание с разным уровнем сложности. Желтая – первый уровень. Найти задачу в косвенной форме. Голубая – второй уровень. Найти и исправить ошибку в чертеже. Зеленая – третий уровень. Блиц-турнир. Несколько задач в прямой и косвенной форме записать модели. На этом наш урок подошел к концу. Мне очень понравилась ваша работа на уроке. До свидания! | Называют по одной матем. записи, если оно подходит к задуманному, тогда ученик выходит к доске и откладывает карточку в сторону. 20-10 11+1 Математические записи с результатом 12. На соревнованиях по легкой атлетике спортсмены завоевали 11 золотых медалей, а серебряных – на 2 меньше. Сколько серебряных медалей завоевали спортсмены? КОЛИЧЕСТВО. МЕДАЛЕЙ. Задача на разностное отношение. НА 2 МЕНЬШЕ ПРИ ПОМОЩИ 2-ух ОТРЕЗКОВ Рассматривают и отбирают одну модель из 5.
Я выбрал сх. 5, я выбрал сх. 3 - Когда появилось что-то новое, чего мы не знаем еще, не умеем решать. 1.Узнать, чем отличаются задачи. 2.Научиться решать новые задачи. Разбираться в задаче. Золотые и серебряные медали. К золотым медалям. К золотым медалям. На золотые медали. Да, 11 и 2 Золотых медалей на 2 меньше. Серебряных медалей на 2 больше. Надо сложить 11 + 2 = 13 Результат будет больше. Говорится ЭТО меньше, а находим большее число.
Варианты детей. Задачу в косвенной форме. 1.В этих задачах числа относятся к одному объекту. 2.В них встречается слово ЭТО. 3.Если говорится больше, то результат получаем меньше. 4.Если говорим меньше, тогда результат получаем больше. Не увидели отличия в текстах задач.
Модель. Да. Научится решать задачи в косвенной форме. | Слайд 1 Слайд 2 |
Приложение к уроку
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита?
?
- 11 2
11
- 2 ?
11
- Т
2
Ч
?
11
- Т
?
Ч
2
- П.
5) Т
2
Ч
?
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек. Сколько чашек помыл Никита?
?
1) 11 2
11
2) 2 ?
11
3)Т
2
Ч
?
11
4)Т
?
Ч
2
- П.
5)Т
2
Ч
?
ОБЪЕКТЫ
ЧИСЛА
К 1 ОБЪЕКТУ К РАЗНЫМ ОБЪЕКТАМ
В КОСВЕННОЙ ПРЯМОЙ ФОРМЕ
ФОРМЕ
Это БОЛЬШЕ МЕНЬШЕ
Найдите задачу в косвенной форме
В сумке почтальона 9 журналов, газет на 5 больше. Сколько газет в сумке почтальона? | Таня купила 12 тетрадей в клетку, что на 5 больше, чем в линейку. Сколько тетрадей в линейку купила Таня? |
В посёлке 18 деревянных домов, их на 4 больше, чем кирпичных. Сколько кирпичных домов в посёлке? | Внучка отправила бабушке 5 писем и 9 открыток. Сколько писем и открыток отправила внучка бабушке? |
В зоомагазине было 9 голубых попугайчиков, это на 6 меньше, чем желтых. Сколько желтых попугайчиков было в магазине? |
Домашнее задание по уровням
Блиц – турнир. Запиши модели к задачам.
На привале 4 туриста раскладывали костер, их на 8 меньше, чем разбивали палатки. Сколько туристов разбивали палатки? | |
В огромном аквариуме Илья насчитал 18 гигантских скатов, акул на 5 меньше. Сколько акул плавало в аквариуме? | |
Рыбаки взвесили два самых больших рыбачьих улова. Налим весил 5 кг, а сом 13 кг. Сколько весили оба речных хищника? | |
В аквариуме жило 15 морских коньков, что на 6 больше, чем морских звезд. Сколько морских звезд жило в аквариуме? | |
В древнем болоте жило 8 зеленых динозавров, это на 4 больше, чем серых динозавров. Сколько серых динозавров жило в болоте? |
Найди задачу в косвенной форме
Длина одного айсберга – 15км, а другого – 7 км. На сколько первый айсберг длиннее второго? | На привале 4 туриста раскладывали костер, их на 8 меньше, чем разбивали палатки. Сколько туристов разбивали палатки? |
В древнем болоте жило 8 зеленых динозавров, это на 4 больше, чем серых динозавров. Сколько серых динозавров жило в болоте? | В огромном аквариуме Илья насчитал 18 гигантских скатов, акул на 5 меньше. Сколько акул плавало в аквариуме? |
В аквариуме жило 15 морских коньков, что на 6 больше, чем морских звезд. Сколько морских звезд жило в аквариуме? | Рыбаки взвесили два самых больших рыбачьих улова. Налим весил 5 кг, а сом – 13 кг. Сколько весили оба речных хищника? |
Найди задачу в косвенной форме
Длина одного айсберга – 15км, а другого – 7 км. На сколько первый айсберг длиннее второго? | На привале 4 туриста раскладывали костер, их на 8 меньше, чем разбивали палатки. Сколько туристов разбивали палатки? |
В древнем болоте жило 8 зеленых динозавров, это на 4 больше, чем серых динозавров. Сколько серых динозавров жило в болоте? | В огромном аквариуме Илья насчитал 18 гигантских скатов, акул на 5 меньше. Сколько акул плавало в аквариуме? |
В аквариуме жило 15 морских коньков, что на 6 больше, чем морских звезд. Сколько морских звезд жило в аквариуме? | Рыбаки взвесили два самых больших рыбачьих улова. Налим весил 5 кг, а сом – 13 кг. Сколько весили оба речных хищника? |
Найди и исправь ошибки (в чертеже)
- На привале 4 туриста раскладывали костер, их на 8 меньше, чем разбивали палатки. Сколько туристов разбивали палатки?
- В древнем болоте жило 8 зеленых динозавров, это на 4 больше, чем серых динозавров. Сколько серых динозавров жило в болоте?
- В аквариуме жило 15 морских коньков, что на 6 больше, чем морских звезд. Сколько морских звезд жило в аквариуме?
4 т.
- К. ?т.
П.
8 т.
8 д.
- Зел.
4 д.
Сер.
? д.
15
- К.
Зв. 6
?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита?
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита?
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек. Сколько чашек помыл Никита ?
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек. Сколько чашек помыл Никита?
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек. Сколько чашек помыл Никита? ?
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек . Сколько чашек помыл Никита? ?
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , чашек на 2 меньше . Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек . Сколько чашек помыл Никита? ?
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , чашек на 2 меньше . Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше , чем чашек . Сколько чашек помыл Никита? ?
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , чашек на 2 меньше . Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , это на 2 меньше , чем чашек . Сколько чашек помыл Никита? ?
После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , чашек на 2 меньше . Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , это на 2 меньше , чем чашек . Сколько чашек помыл Никита? ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Решение задач с помощью чертежа" (УМК "Эльконин-Давыдов", 1 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока по окружающему миру «Открытие мира», 3 класс УМК «Эльконин-Давыдов»
Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с устройством компаса и правилами работы с ним; содействовать развитию умений находить стороны горизонта на местности по разным признакам прир...
Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»
Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК "Эльконин-Давыдов" Свойства воды.
Цели деятельности учителя: формирование знаний детей о разнообразных состояниях воды и их отличительных признаков.Планируемые результаты:Предметные:- знать разнообразные состояния вод...
Технологическая карта урока математики "Умножение на двузначное число" (УМК "Эльконин-Давыдов", 3 класс)
Тема урока «Умножение на двузначное число»Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создание условий для формирования умения умножать на двузначное число.За...
Технологическая карта урока Русского языка «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?» (2 класс, УМК Эльконин-Давыдов)
Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах в слабой позиции Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и систематизиро...