Урок по математике "Сравнение долей"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Урок по математике "Сравнение долей" 4 класс Петерсон Л.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_doley.docx | 72.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 30
Тема: «Сравнение долей»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
Метапредметные:
1) Тренировать умение включаться в командную работу с одноклассниками с помощью согласованных правил и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона
2) Тренировать умение проявлять уважение и терпимость к другим в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Тренировать умение применять алгоритм выполнения и самопроверки задания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
4) Тренировать умение работать с текстом.
Предметные:
1) Сформировать умение изображать доли точками числового луча и сравнивать доли.
2) Сформировать умение выражать с помощью долей более мелких единиц измерения величин через более крупные.
3) Тренировать навыки устных вычислений и действий с многозначными числами, к решению текстовых задач.
Оборудование.
Эталоны из курса «Мир деятельности:
1) Демонстрационный материал:
Д-30.1 Двусторонние карточки с названиями тем уроков;
Д-30.2 Алгоритм нахождение доли единицы;
Д-30.3 Задания для этапа актуализации знаний;
Д-30.4 Принцип изображения и сравнения чисел на числовом луче;
Д-30.5 Модель числового луча;
Д-30.6 Модели кругов;
Д-30.7 Правило сравнения долей;
Д-30.8 Опорный сигнал;
Д-30.9 Подробный образец выполнения задания в парах;
Д-30.10 Табличка для этапа рефлексии.
2) Раздаточный материал:
Р-30.1 Модель числового луча;
Р-30.2 Модели кругов;
Р-30.3 Задания группам;
Р-30.4 Эталон для самопроверки самостоятельной работы.
Р-30.5 Кружки (по два для каждого ученика) для этапа рефлексии.
- Ход урока:
1 Мотивация к учебной деятельности.
- На доске карточки с темами уроков (Д-30.1, слайд 2-4):
− Посмотрите на темы уроков и расположите карточки в такой последовательности, как вы изучали эти темы.
- Один ученик выполняет задание у доски.
− Переверните и прочитайте получившуюся запись.
- Хором читают.
− Как вы понимаете это утверждение? (…)
− Что вам поможет преодолеть все тропинки? (…)
− Чему вы учитесь на каждом уроке? (…)
− Какие этапы учебной деятельности вы проходите? (…)
− С чего вы всегда начинаете работу на уроке? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- На доске даны выражения (Д-30.3, слайд 5):
− Сравните выражения, не выполняя вычислений.
- Работа проводится фронтально.
144 : 4 144 : 8 (Значение первого выражения больше второго, т.к. делимые равны, а в первом выражении делитель меньше, значит, частное будет больше.)
438 : 6 438 : 3 (Значение первого выражения меньше второго, т.к. делимые равны, а в первом выражении делитель больше, значит, частное будет меньше.)
а : 15 а : 23 (Значение первого выражения больше второго, т.к. делимые равны, а в первом выражении делитель меньше, значит, частное будет больше.)
− Как ещё можно сравнивать числа? (На числовом луче.)
− Что надо помнить при сравнении чисел на числовом луче?
- Учащиеся проговаривают принцип изображения и сравнения чисел на числовом луче.
- На доску вывешивается (Д-30.4):
- На доске модель числового луча (Д-30.5, слайд 6) (такая же модель (Р-30.1), но меньших размеров на парте).
0 1 2
− Отметьте на числовом луче числа и .
- Учащиеся работают в парах, одна пара работает у доски.
− Пользуясь принципом сравнения чисел на числовом луче сравните эти доли. ( < , т.к. первая доля расположена левее второй.)
− Что ещё можно использовать для доказательства вашего ответа? (Можно использовать модели.)
- На столах (Р-30.2) и на доске два круга (Д-30.6, слайд 6): один разделён на шесть равных частей, а второй на две равные части.
− У вас на столах и на доске два круга, что вы можете о них сказать? (Один круг разделён на 6 равных частей, а второй круг на 2 равные части.)
− Почему так разделили круги? (Мы сравниваем шестую долю и вторую долю.)
− Закрасьте доли, которые вам надо сравнить.
- Учащиеся работают в парах.
− Что вы видите? (На первом круге доля меньше, чем на втором.)
− Вы доказали ваш ответ? (Да.)
− Что вы сейчас повторили? (Принципы изображения и сравнения чисел на числовом луче, нахождения n доли целого.)
− Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное задание.)
− С какой целью вам будет предложено задание? (Чтобы понять, что нового будет сегодня на уроке.)
– Откройте рабочие тетради и выполните № 1 (а), стр. 59.
− Как вы можете сформулировать свою цель. (Научиться сравнивать доли.)
− Сформулируйте тему урока. (Сравнение долей.)
− Это задание я вам предлагаю выполнить самостоятельно на три счета, результат запишите на планшетках.
- После этого дети показывают на планшетках свои записи.
− У кого нет ответа? (…)
− Что вы не можете сделать?
− Те, кто выполнил задание, каким правилом воспользовались?
− Что вы не можете сделать?
3. Выявление места и причины затруднения.
– Какое задание вы выполняли? (Мы сравнивали доли.)
– Что вы могли использовать при выполнении задания? (Числовой луч, модели.)
− Почему не смогли использовать известные способы? (Мало было времени, а другого способа у нас нет.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Уточните цель вашей деятельности. (Узнать правило сравнения долей, научиться сравнивать доли, используя правило.)
− Что вы можете использовать при открытии новых знаний? (Числовой луч, модель.)
− По какому плану вы будете действовать? (На числовом луче или модели изобразить данные доли, сравнить их, построить правило сравнения долей.)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Дальше работу можно организовать в группах (одним группам предлагается работа с числовым лучом, а другим с моделями).
Задание группам (Р-30.3):
I вариант:
1) Сравнить и , используя числовой луч.
0 1
2) Проанализировать результат сравнения с количеством частей.
3) Сформулировать правило сравнения долей.
II вариант:
1) Сравнить и , используя модель.
2) Проанализировать результат сравнения с количеством частей.
3) Сформулировать правило сравнения долей.
- На работу группам отвести 5 минут. По окончании времени по одной группе каждого варианта предложить показать результат своей работы. Остальные группы работают на дополнение.
- По итогам работы на доске фиксируется правило и опорный сигнал (Д-30.7 и Д-30.8).
− Теперь вы сможете выполнить задание, которое у вас вызвало затруднение? (Да.)
− И так, предлагаю на три счета сравнить и . ( > .)
- Учащиеся обосновывают своё решение.
− Какие числа вы теперь можете сравнивать? (Натуральные числа и доли.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Какая цель вами достигнута? (Построили правило сравнения долей.)
− Что необходимо теперь сделать? (Потренироваться в применении правила, чтобы научиться сравнивать доли.)
№ 2 (РТ), стр. 59.
- По одному ученику работает у доски, проговаривая правило, остальные на печатной основе.
а) , т.к. 9 > 2; в) , т.к. 12 < 21;
б) , т.к. 3 < 8; г) , т.к. 705 > 570.
№ 3 (1 и 4) (У), стр. 66.
- Задание выполняется в парах, с самопроверкой по подробному образцу (Д-30.9, слайд 7):
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Что теперь надо сделать, чтобы вы могли ответить на вопрос: вы всех целей достигли? (Выполнить самостоятельную работу.)
№ 3 (2 и 3) (У), стр. 66.
- Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки (Р-30.4):
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная при делении доля. 15 < 20 480 > 408 |
– Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».
– Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…) В чем причина?
– Поднимите руки, у кого все верно.
– Вы молодцы! Поставьте себе «+».
8. Включение в систему знаний и повторение.
№ 4 (У), стр. 66.
- Задание выполняется у доски с комментарием.
Решение задания:
а) {7, 6, 5, 4, 3, 2, 1} б) {6, 5, 4}
№ 7 (У), стр. 67.
- Задание выполняется у доски с комментарием.
Решение задания:
а) секунда, б) миллиметр, в) центнер, г) сантиметр.
№ 9 (У), стр. 67.
- Задание выполняется в парах с фронтальной проверкой.
Решение задания:
80 ⋅ 2 + 3 ⋅ а + v ⋅ 2 (км)
80 ⋅ 2 + 3 ⋅ 3 + 6 ⋅ 2 = 160 + 9 + 12 = 181 (км)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Чему вы сегодня научились?
− Что вам помогло справиться с затруднением?
− Вы смогли одолеть тропинки, которые ведут в математику?
− Какие способы вы теперь знаете для сравнения чисел?
– У кого остались вопросы на конец урока?
– Кто хорошо разобрался в теме?
– Чтобы понять насколько хорошо вы поняли эту тему, заполните таблицу на доске. У каждого из вас два кружка. Расположите их в этой таблице соответственно вашим знаниям и умениям. Если вы знаете, сравнить доли, то прикрепите первый кружок в первую колонку, а если к тому же умеете сравнивать, то прикрепите второй кружок во вторую колонку (Д-30.10, Р-30.5)
Я знаю, как сравнить доли | Я умею сравнивать доли |
- Учитель анализирует данные таблицы.
Домашнее задание: конспект, № 5 (а или б на выбор) (У), № 6 (а) (У), № 10 (У), стр. 67, № 15* (У), стр. 67 – по желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики "Нахождение доли числа делением"
Цели:организовать деятельность учащихся закреплению знаний таблицы умножения на 2, совершенствовать умение находить половину числа, находить долю числа делением; совершенствовать правила сложения двуз...
Открытый урок по теме:"Доли", 3 класс, 2 четверть
Данный урок был дан в рамках реализации ФГОС, с учётом требований к современному уроку, с использованием системно-деятельностного подхода....
Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"
Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....
Урок математики.4 класс Тема урока :"Нахождение нескольких долей целого".
Тема урока: Нахождение нескольких долей целого.Цель учителя: формирование знаний о нахождении нескольких долей целого.Задачи:-создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких ...
Урок математики "Нахождение доли числа действием деления"
Интегрированный урок (математика + английский) ...
Конспект урока по теме "Доли" 3 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова.
Конспект урока по математике...
Конспект урока по математике "Доли. Образование и сравнение долей"(3 класс)
Данный урок был взят и переработан из электронного приложения Издательство "Учитель"...