«Устный приём деления в вычислениях вида 48:2»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Сценарный план урока математики, УМК "Перспектива", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарный план урока | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Устный приём деления в вычислениях вида 48:2»
Тип урока: ОНЗ
Цель: научить учащихся делить двузначное число на однозначное (внетабличные способы) в вычислениях вида 48:2
Планируемые результаты.
- Предметные:
- познакомить учащихся с приёмом деления двузначного числа на однозначное в вычислениях вида 48:2;
- продолжить работу по закреплению знаний таблицы умножения и деления;
- развивать логическое мышление, внимание, математическую речь учащихся, познавательный интерес.
- Метапредметные.
Познавательные:
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с карточками, учебником;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- развивать умение анализировать, работать над формированием умений выполнять действия по образцу;
- добывать новые знания, уметь делать выводы.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- умение работать по коллективно составленному плану.
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе в группах;
- оказать помощь каждому ребёнку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других).
- Личностные:
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности и положительное отношение к уроку;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник - Г.В.Дорофеев, Т. Н. Миракова «Математика», 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику, 2 часть, раздаточный материал, компьютер, экран, проектор.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
1.Приветствие. -Дети, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их. 2.Восточная притча «Всё в твоих руках». (слайд 1) -Наш урок, ребята, я хочу начать с восточной притчи.
«Жил мудрец, который знал всё. Один завистливый человек захотел доказать, что мудрец знает не всё… В цветочном саду поймал бабочку. Зажав ее в своих ладонях, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, немного подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
-Ребята, как вы понимаете смысл слов «Всё в твоих руках»? (ответы учащихся)
-Многое зависит от самого человека: и его жизнь, и изменения, которые происходят в мире. Человек сам находит себе путь жизни, а для этого нам нужно учиться, чтобы не запутаться. Мы должны понимать, что чего-то мы ещё не знаем. Поэтому надо постараться узнать и открыть новое знание.
-Ребята, всё в ваших руках! Желаю вам успеха!
II. Актуализация знаний.
Фронтальная работа
1 задание, (слайд 2)
Замените каждое число суммой разрядных слагаемых (учащиеся впечатывают сами разрядные слагаемые в клетки)
28= ааа + 16= +
85= + 97= +
51= + 69= +
Работа в группах
2 задание
Вычисли значения выражений
1 карточка 2 карточка 3 карточка 4 карточка
(15+5):4= (19+2):3= (11+7):6= (9+6):5=
(27+63):9= (28+14):7= (18+27):3= (32+28):4=
На партах лежат карточки с заданием для каждой группы. После того, как группа выполнит задание, передает свою карточку следующей группе для проверки и так до того момента, пока группы не получат свои карточки.
-Ребята, давайте повторим правила работы в группе:
1)работай в группе дружно, помни – вы одна команда;
2)принимай активное участие в работе;
3)не бойся высказывать своё мнение;
4)работай тихо, не старайся всех перекричать, дай высказать своё мнение каждому участнику группы;
5)отвечай у доски громко, четко, кратко;
6)никого не вини, помни, что каждый имеет право на ошибку.
На выполнение этого задания отводится примерно 4 минуты.
-Командиры групп, доложите, как работали ребята в ваших группах.
Таблица оценивания выполненных заданий учащимися (можно использовать для само и взаимопроверки)
+ | ! | ? |
Справились с заданием | Допустили 1-2 ошибки | Не справились с заданием |
Работа у доски
3 задание
Вычислите
4*9= 8*8= 9*7=
81:9= 48:2= 27:3=
3 учащихся работают у доски, остальные в тетрадях записывают число на полях и данные примеры
- Выявление места и причины затруднений и постановка учебной задачи.
-Решение, какого примера вызвало у вас затруднение (48:2)
-Почему? (это не табличный случай деления)
-Да, решение данных примеров для нас создаёт проблему, и я предлагаю сейчас разобраться в решении данной проблемы и найти другой способ решения.
-Ребята, определите тему сегодняшнего урока (деление двузначного числа на однозначное в вычислениях вида 48:2 или приём деления 48:2)
-Предположите, какую цель вы перед собой поставите на уроке? (научиться делить двузначные числа на однозначные - такие примеры, которых нет в таблице умножения); найти новый способ деления двузначного числа на однозначное.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (планирование).
-Ребята, давайте сейчас вспомним, как мы находили новые способы вычислений на предыдущих уроках и составим план своих действий.
Прикрепить к доске на карточках шаги плана, намеренно изменив их порядок. Дети должны построить правильную последовательность действий.
- Необходимые знания.
- Запись примера.
- Наблюдение и его решение.
- Алгоритм решения (шаги). (Приложение 1)
V.Реализация построенного проекта.
Задания для работы в группах.
-Ребята, на столах у вас лежат карточки с заданием. Я предлагаю вам понаблюдать за решением этих примеров и найти способ их решения. Каждая группа должна предложить свой алгоритм решения, то есть последовательность своих действий.
Раздаются карточки каждой группе с одинаковым заданием.
Карточка 1, 2, 3,4
Найдите значения выражений:
24:2=
63:3=
88:8=
- Подумайте и расскажите последовательность ваших действий при решении этих примеров. Алгоритм запишите на листе (предварительно раздать каждой группе по листу формата А3 и маркер). Каждая группа предложит свой проект, а все вместе мы обсудим и выберем наиболее рациональный способ решения примеров такого вида.
В случае затруднения открыть конверты с подсказками «Открыть в случае острой необходимости», где будут указаны первых два шага алгоритма. (данные конверты лежат на партах у каждой группы по одному)
Алгоритм для решения данного вида примеров, который должен получиться в результате работы групп.
- Разложить число на сумму разрядных слагаемых.
- Делим сумму на число.
- Разделить каждое слагаемое на число.
- Сложить полученные результаты.
Физминутка «Что такое доброта?».
-Вы хорошо поработали, я предлагаю вам отдохнуть.
(https://m.youtube.com/watch?v=l3fQlFP96kE)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
-Давайте сейчас вернёмся к нашему примеру, который в самом начале урока вызвал у вас затруднение
48:2=(40+8):2=40:2+8:2=20+4=24
Фронтально учащиеся проговаривают шаги выполнения (алгоритм), а один ученик решает у доски, все остальные решают в тетрадях.
Спросить у детей после решения примера 48:2, кто хорошо понял новую тему, и предложить задания на карточках.
Карточка
Найди значение выражений
39:3=
77:7=
57:3=
В данной карточке встречается пример на новый способ вычисления, который следует после изучения и закрепления данной темы (57:3) – вполне можно применить метод опережающего обучения. Ребята, справившиеся с заданием, могут быть привлечены в качестве помощника учителя и консультантов при изучении нового приёма.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Работа по учебнику (слайд 3).
С.32, №1
-Самостоятельно прочитайте задания и скажите, что вы заметили? (они все на новый прием вычисления)
После решения учащиеся выполняют самопроверку по образцу (слайд 4).
36:3=(30+6):3=30:3+6:3=10+2=12
62:2=(60+2):2=60:2+2:2=30+1=31
88:4=(80+8):4=80:4+8:4=20+2=22
46:2=(40+6):2=40:2+6:2=20+3=23
55:5=(50+5):5=50:5+5:5=10+1=11
Учащиеся сравнивают работу, выявляют свои ошибки, корректируют их, определяют причины ошибок.
В любом случае создать ситуацию успеха (например, достиг цели, нашел и исправил ошибку, верно определил причину ошибки и т.д.)
VIII. Включение в систему знаний.
-Ребята, где можно применить новое знание при решении примеров и задач?
Работа с учебником
С.32, №2
Ребята читают условие задачи. Затем учитель обращает внимание ребят на схемы на доске и предлагает выбрать правильную (учащиеся объясняют выбор схемы) (Приложение 2). Далее учащиеся решают самостоятельно задачу и проверяют.
IX. Рефлексия.
-Над какой темой работали?
-Какую цель мы ставили перед собой?
-Удалось ли её решить?
-Каковы результаты?
-Где могут пригодиться полученные знания?
-Что на уроке у вас получилось хорошо?
-Над чем ещё стоит поработать?
-Предлагаю вам оценить свою работу с помощью «светофора». Кому всё было понятно - встаньте рядом с зеленым кружком, кто испытывал трудности в чём - либо - встаньте рядом с желтым, кто ничего не понял - с красным. (Приложение 3)
Домашнее задание.
Можно предложить учащимся по желанию выполнить один из вариантов д/з (легче, сложнее)
1 вариант
Уч.с.32, №3, т.с.24, №2 (легче)
2 вариант
Уч.с.34, №3, т.с.24, №5 (сложнее)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Приём деления для случаев вида: 78:2, 69:3».
Урок изучения нового материала....
Учебно - методический комплект. 3 класс. УМК Школа России Тема:«Приём деления для случаев вида : 87: 29, 66 : 22»
конспект урока+ презентация+ раздаточный материал...
Конспект урока по математике. Приём деления для случаев вида 80:20. УМК "Школа России" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: «Приём деления для случаев вида 80:20»Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: познакомить с приемом внетабличного деления вида 80:20; Зад...
Презентация по математике. Тема "Приём деления для случаев вида 80:20"
Презентация используется на уроке ознакомления с новым материалом по теме "Приём деления для случаев вида 80:20"...
УРОК - КЕЙС. ИСТОРИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС . ПИРАМИДА . Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»
Урок – экскурс по математике на тему «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7» для 2 класса гармонично объединяет в себе исторические аспекты с математическими ...
«Устные и письменные приемы вычислений вида 60 – 24» 2 класс
Технологическая карта урока математики «Устные и письменные приемы вычислений вида 60 – 24» 2 класс....