«Устные и письменные приемы вычислений вида 60 – 24» 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс)

Технологическая карта урока математики «Устные и письменные приемы вычислений вида 60 – 24»  2 класс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

«Устные и письменные приемы вычислений вида 60 – 24»  2 класс

Тема: «Устные и письменные приемы вычислений вида 60 – 24 »

Цели деятельности педагога

Научить детей двухзначные числа вычитать из круглого числа.

Тип урока

Объяснение нового

Средства обучения

Учебник, тетрадь, презентация, проектор, экран, доска.

Литература

Учебник по математике программа «Перспектива»

Автор: Дорофеев

Этап урока (с указанием продолжительности этапа)

Формируемые УУД

(для каждого этапа)

Планируемые предметные результаты

(для каждого этапа)

  1. Орг. начало урока

II. Актуализация знаний  (5 мин)

III. Целеполагание

( 5 минут )

IV. Изучение нового материала

( 30 – 35 минут )

VI. Организационный конец урока

Регулятивные УУД                (постановка учебной задачи).

Познавательные УУД

(анализ и выделение признаков)

Регулятивные УУД

( контроль с образца)

Познавательные:

высказать предположение.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

Личностные:

воспринимать речь учителя.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной задачи.

Регулятивные УУД

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Тренировка аналитических способностей.

Первичное восприятие примеров.

Внимательно слушать, запомнить материал.

Этап урока  указанием продолжительности этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

I. Организационное начало урока

(1 минута)

II. Актуализация знаний

(3 - 5 минуты)

III. Целеполагание

( 5 минут )

IV. Изучение нового материала

( 30 – 35 минут )

V. Задание на дом

VI. Организационный конец урока

Приветствует класс и представляется. Проверяет готовность к уроку.

У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рамила Рустамовна. Сейчас у нас по расписанию урок математики. Проверьте, у вас на партах должны быть учебник, тетрадка, рабочая тетрадь и пишущие принадлежности.

Организует повтор того, на чем основано новое.

Сегодня на уроке вам предстоит узнать, как из круглого двухзначного числа вычитать двузначное. Будьте внимательны и у вас все получится!

Сначала давайте подготовимся: из 60 нам нужно вычесть 10

(60 – 10 ). Вы знаете, что в числе 60 (6 десятков), а в числе 10 всего 1 десяток. Если из 6 десятков мы вычтем 1 десяток, у нас останется 5 десятков ( 6 д. – 1 д . = 5 д.). Какое это число? Это число 50.

Перед вами еще одно выражение: из 40 нужно вычесть 4 (40 - 4). Вы уже умеете вычитать из круглого числа однозначное. Давайте вспомним, как это сделать. Число 40 можно представить в виде 30 и 10, потому что нам удобнее однозначное число 4 вычесть из 10 единиц. Из 10 мы вычтем 4, у нас останется 6 единиц, и  прибавим 30, у нас получится 36

( 40 – 4 = 30 + ( 10 - 4) = 30 + 6 = 36).

А теперь нам нужно из числа 60 вычесть 24 ( 60 – 24 ). Давайте представим число 60 в виде модели числа. Это число двухзначное, круглое, состоит из шести десятков. Число 24 двухзначное. Давайте его представим в виде суммы разрядных слагаемых ( 60 – 24 = 60 – ( 20 + 4 )). В числе 24 2 десятка и 4 единицы. Сначала из числа 60 вычтем 2 десятка. И осталось нам вычесть 4 единицы. Мы уже умеем из круглого числа вычитать однозначное. Один десяток представим в виде единицы. Один десяток – это десять единиц. Из десяти единиц нам надо вычесть 4. И давайте же посмотрим что у нас осталось. У нас осталось 3 десятка и 6 единиц. Какое это число? Это число 36.

А теперь нам нужно из 70 вычесть 43. Составим алгоритм действий.

1)Сначала мы число 43 представим в виде суммы разрядных слагаемых.

2)Затем из 70 вычтем наибольшее разрядное слагаемое 40, у нас останется 30.

3) Дальше из числа 30 мы вычтем наименьшее разрядное слагаемое 3, у нас останется 27.

Итак, из 70 вычесть 43 останется 27 единиц.

Этот способ правильный, но видите, что он очень длинный. Поэтому давайте попробуем воспользоваться другим способом, более легким. Это вычитание чисел в столбик. И вы уже умеете вычитать из круглого числа число однозначное.

Итак, посмотрите на доску: нам нужно из 50 вычесть 24

( 50 – 24 ). Начинаем с разряда единиц. Из нуля вычесть 4 мы не можем, поэтому занимаем из десятков один десяток, ставим точку, и, теперь у нас в разряде единиц не ноль единиц, а 10. Из 10 вычесть 4 получится 6, цифру 6 я записываю под разрядом единиц. Переходим к разряду десятков: из 5 десятков мы заняли 1 десяток, поэтому десятков уже осталось не 5, а 4. Из 4 вычесть 2 останется 2 десятка. Значение разности чисел равно числу 26.

Откройте свои учебники на странице 60, посмотрите на упражнение номер 1 (читает задание). Посмотрите на экран.

Дан пример: 50 – 16.  Представим число 50 в виде 40 и 10, а число 16 в виде 10 и 6. Удобнее однозначное число 6 вычесть из 10 единиц, а из 40 вычтем 10.

10 – 6 = 4 единиц.

Вы знаете, что в числе 40  4 десятка, а в 10 1 один. Из 4 десятков  вычесть 1 десяток, у нас останется 1 десяток (4 д. – 1 д.  =3 д.).

Какое это число?

Правильно, это число 30. И к 30 мы должны еще прибавить 4, у нас получится 34.

Теперь, давайте попытаемся решить эти три примера по этому образцу. Будем к доске выходить по одному, начинаю с первой парты, остальные пишут у себя в тетрадях, и так дальше по цепочке.

Итак, первый пример: 40 – 23. Представим число 40 в виде 30 и 10, а число 23 в виде 20 и 3.

1)Удобнее однозначное число 3 вычесть из 10 единиц , у нас останется 7 единиц (10 – 3 =7 ).

2)В числе 30 3 десятка, а в числе 20  2 десяток. Из 3 д. вычтем 2 д., у нас останется 1. Это число 10 (30 – 20 = 10)

3)И к числу 10 прибавляем 7, мы получаем 17 ( 10 + 7 = 17)

( говорит учитель, если ребенку трудно)

Молодей! Следующий.

Так же решаем примеры:

1)80 – 35

2)70 - 12

Молодцы! Следующее упражнение. Нам даны примеры, но мы уже должны их решить в столбик. Также выходим к доске по одному и решаем. Если будет трудно, я вам помогу.

 Молодцы! Теперь посмотрите на следующую страницу. Нам даны задачи, давайте попытаемся их решить.

Итак, пишем краткую запись у себя в тетрадях:

Деревянных – 50 л.

Железных - ? на 12 л. м.

Что мы должны сделать? Давайте устно решим задачу.

Вычитаем 12 из 50.

Сколько остается?

Правильно.

Нам еще дано одно задание: (читает вслух) Поставь вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.

Какой же вопрос мы должны задать?

Верно. Записываем первое действие, которое мы только что проговорили.

Что будем делать вторым действием?

Правильно. Записываем. Не забудьте написать ответ.

Ответ: Всего 88 лопат было в сарае.

Следующая задача.

Зарисуйте себе в тетради краткую запись.

Как мы найдем белые фигуры?

Верно. Записываем действие и ответ.

И последняя задача. Также зарисуйте краткую запись.

Мы знаем сколько листов данного цвета, но мы не знаем сколько всего у нас. Как узнать?

Правильно. Записываем и не забываем про ответ.

Запишите домашнее задание. Дома вы должны решить задачу под номером 6 и сделать 7 упражнение.

Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите мне, чему мы научились сегодня? Что узнали нового?

А было ли вам трудно?

Вы хорошо поняли сегодняшнюю тему?

Вы сегодня все были молодцы! Спасибо вам большое за этот урок. Давайте попрощаемся.

Стоя приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Слушают учителя.

Смотрят на экран.

 

Это число 30.

Выходят к доске и решают примеры по одному.

1)Удобнее однозначное число 3 вычесть из 10 единиц, у нас останется 7 единиц (10 – 3 =7 ).

2)В числе 30 3 десятка, а в числе 20  2 десяток. Из 3 д. вычтем 2 д., у нас останется 1. Это число 10 (30 – 20 = 10)

3)И к числу 10 прибавляем 7, мы получаем 17 ( 10 + 7 = 17)

Решают примеры.

Выходят к доске и решают примеры в столбик.

Списывают краткую запись с доски.

Мы должны найти сколько было в сарае железных лопат. Нам надо из 50 вычесть 12 ( 50 – 12 ).

38.

Сколько всего было лопат?

Записывают.

Найдем, сколько всего было лопат. Надо к 50 прибавить 38.

Записываем.

Зарисовывают.

Мы должны из всех фигур вычесть черные ( 30 -15 ).

Записывают.

Зарисовывают.

Мы должны все сложить, тогда мы найдем сколько все у нас листов.

Записывают.

Записывают домашнее задание.

Сегодня мы научились вычитать из круглого числа двухзначное число.

Говорят свои ответы, кому было трудно, а кому нет.

Да.

Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики в 4 классе по теме "Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами"

Интегрированный урок математики (история, информатика и элементы русского языка) построен на основе материалов краеведения и посвященный 12 апреля - Дню космонавтики. Разнообразные задания позволяют р...

Тема "Устные и письменные приемы вычислений" 4 класс

Математика 4 класс. Тема "Устные и письменные приемы вычислений"...

Урок математики в 4 классе. Тема урока: Устные и письменные приемы вычислений.

Цель урока: познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых.Задачи урока:ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки сложения и выч...

Конспект урока по математике 4 класс "Устные и письменные приемы вычислений"

Тема урока «Устные и письменные приемы вычислений» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материалИспользуемые технологии: проблемная беседа +ИКТЦель урока...