Занимательная математика
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
« Занимательная математика»
(кружок)
4 класс
2015-2016 учебный год.
Белозёрова Е.Н.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС , программы духовно- нравственного воспитания младших школьников и авторской программы Моро М И, М., Просвещение, 2011 год
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического факультатива должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы факультатива, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии
Программа кружка рассчитана на 1 учебный год (с 01.10.2015 по 30.04.2016г.)
Занятия 1 раз в неделю. 28 часа
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Учебно-тематическое планирование на 3 класс
№№ | Наименование тем курса | Виды деятельности | Теория | Практика | Дата |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 06.11 | ||
2 | Как люди научились считать. | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | 1 | 13.11 | |
3 | Интересные приемы устного счёта. | Устный счёт | 1 | 20.11 | |
4 | Решение занимательных задач в стихах. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 1 | 27.11 | |
5,6 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | работа с алгоритмами | 1 | 1 | 04.12 |
7 | Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | 1 | 11.12 | |
8,9 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | решение теста -кроссворда | 1 | 1 | 18.12 |
10 | Упражнения с многозначными числами | работа с алгоритмом | 1 | 25.12 | |
11. | Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | 1 | 15.01 | |
12 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | составление схем, диаграмм | 1 | 22.01 | |
13 | Загадки- смекалки. | составление загадок, требующих математического решения | 1 | 29.01 | |
14 | Игра «Знай свой разряд». | работа с таблицей разрядов | 1 | 05.02 | |
15. | Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | 1 | 12.02 | |
16 | Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | 1 | 19.02 | |
17 | Задачи с изменением вопроса. | инсценирования задач | 1 | 26.02 | |
18,19 | Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | 2 | 05.03 | |
20,21 | Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | 1 | 1 | 12.03 |
22 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | 1 | 19.03 | |
23 | Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | 1 | 26.03 | |
24 | Решение логических задач. | схематическое изображение задач | 1 | 02.04 | |
25 | Игра «У кого какая цифра» | творческая работа | 1 | 09.04 | |
26 | Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 1 | 16.04 | |
27 | Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | 1 | 23.04 | |
28 | Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | 1 |
ИТОГО: 28 ч 12 ч 16 ч
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. «Учитель», 2012
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2013
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2011
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2012.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2012
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2011
12. Волкова С И, Моро М И « Для тех кто любит математику» тетрадь 4 класс М., Просвещение 2013 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса разработана в...