« Новые мерки и умножение. Смысл умножения»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Развёрнутый конспект урока по математике на тему "Новые мерки и умножение. Смысл умножения" , 2 класс "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика-2, часть 2, урок 22.
Асланина Наталья Вячеславовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4
Тема урока: « Новые мерки и умножение. Смысл умножения»
Тип урока: урок изучения нового материала (ОНЗ).
Цель урока: формирование умения записывать удобным способом суммы одинаковых слагаемых, независимо от их количества.
Задачи урока:
1. раскрыть сущность арифметического действия «умножения», его связь с решением практических задач на переход к меньшим меркам.
2. формирование умения записывать удобным способом суммы одинаковых слагаемых, независимо от их количества при решении
практических задач;
3. продолжить работу по формированию учебно - логических, аналитических умений.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- формирование умения записывать удобным способом суммы одинаковых слагаемых, независимо от их количества;
- обучающийся научиться решать задачи более удобным способом;
- обучающийся получит возможность научиться выполнять действие умножения.
Метапредметные:
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать и выделять информацию из схем, текста.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
4. Выявлять сущность, особенности объектов.
5. На основе анализа объектов делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
6. Обобщать и классифицировать по признакам.
7. Самостоятельно создавать способы решения задач поискового характера.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развитие умения слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре, группе.
Личностные:
1. Развитие умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
2. Развитие умения оценивать свои и чужие поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование:
- Компьютер, медиапроектор, экран, интерактивная доска.
- Презентация к уроку.
- Учебник: Л. Г. Петерсон. Математика. 2 класс, 2 часть. – М.: Издательство «Ювента», 2012
- Раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах.
Домашнее задание: стр.66 № 6, № 7 или № 10 – на выбор
Этапы урока:
- Самоопределение к деятельности.
- Актуализация знаний и мотивация.
- Постановка учебной задачи.
- «Открытие» детьми нового знания.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Название этапа урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Прогнозируемый результат | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Самоопределение к деятельности. (2 мин.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. | Коллективное взаимодействие - доброе пожелание, девиз, беседа. Использование опорного сигнала «Хочу» + «Могу» | - Продолжите фразу: « Сегодня на уроке математики я хотел бы …» - Как вы думаете, какие математические знания пригодятся нам на уроке? | Девиз: Настроенье у нас отличное, А улыбка – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора. Выслушиваются ответы детей по алгоритму «Хочу – могу» | Настрой детей на работу. | |
Актуализация знаний и мотивация. (6 мин.) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Математическая разминка. Фронтальная форма работы: - коммуникативное взаимодействие – подводящий диалог. Индивидуальная форма работы (задание для самостоятельного выполнения). Работа в группах. | - Найдите закономерность в числовом ряду: 0,…,14, 21, 28, 35, …, … . - Можно продолжить этот ряд чисел? - Предложите задания с этими числами.
-Что необходимо вспомнить для успешного выполнения этого задания? Вниманию детей предлагается задача № 1 (а) стр.64 учебника (интерактивная доска). - Сосчитайте число точек на рисунке, группируя их по 5.
- Сколько групп по 5 точек получилось? - Сколько всего точек? - Чем считали? Вниманию детей предлагается задача № 1(б) стр. 64 учебника (интерактивная доска). - Как удобнее сосчитать число маленьких клеток в фигуре? - Составьте выражение и найдите его значение. -Сопоставьте решение двух задач. -Чем похожи?
- Для выполнения следующего задания разбейтесь на группы. (Предлагается текст задачи № 2, стр. 65) - Вижу, что у вас возникло затруднение, мы только сейчас решали подобные задачи? | Во время математической разминки 3 человека выполняют индивидуальные карточки с заданием. Каждое следующее число увеличивается на 7 единиц.
Можно, но в данном случае нет, т.к. в конце стоит точка. Варианты детей: 1. Разбить на две группы (однозначные -двузначные; чётные – нечётные, натуральные - ненатуральные). Обосновывают свои ответы. 2. Расположить числа в порядке убывания. 2. Составить равенства с данными числами. 3. Составить уравнения. 4. Найти разность самого большого и самого маленького числа. 4. Сложить все числа удобным способом Алгоритм сложения однозначных и двузначных чисел. При помощи графической модели дети решают задачу, записывают выражение в тетрадь. 5+ 5+ 5+…5 = 45 При подсчёте числа точек удобнее вести счёт по 5. При подсчёте числа клеток удобнее вести счёт по 10. Дети решают и записывают выражение в тетрадь. 10+ 10+…+ 10 = 70 Переход от более крупной единицы счёта к более мелкой: «пятки» -штуки, большие клетки – маленькие клетки. Ответы детей выслушиваются. Работа в группах. | Решение и обсуждение заданий, необходимых для изучения нового материала. Понимание детьми неслучайности появления сумм равных слагаемых, их практической целесообразности Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствие изученных способов их обоснования. Осознание каждым ребёнком практической невыполнимости данного задания. | Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать и выделять информацию из схем, текста. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 4. Выявлять сущность, особенности объектов. 5. На основе анализа объектов делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи. 6. Обобщать и классифицировать по признакам. 7.Самостоятельно создавать способы решения задач поискового характера. |
Постановка учебной задачи. (5 мин.) Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | Коммуникативное взаимодействие -подводящий диалог. Постановка учебной проблемы. Метод прогнозирования. Работа в группах. | - Где возникло затруднение? - Почему оно возникло? - Что сделать для решения проблемы? - Какова наша цель на уроке? – Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? – Что мы сейчас делали? | При записи выражения. (много слагаемых) Не хватает знаний, чтобы решить быстро и правильно эту задачу. Мы узнаем, как записать сумму одинаковых слагаемых более коротким способом, мы сможем решать задачи более удобным способом, мы научимся выполнять действие умножения. Дети предлагают варианты формулировки темы урока, которая уточняется учителем. Планировали свою деятельность. | Обсуждение проблемной ситуации. Фиксация темы и цели урока. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
«Открытие» детьми нового знания. (8 мин.) Цель: построение детьми нового способа действия и формирование способностей к его выполнению, фиксация нового способа действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. | Коммуникативное взаимодействие – побуждающий диалог. Поисковый метод обучения. Работа с учебником. | - Как нам поступить в данной ситуации? - У кого какие мысли? - Расшифруйте запись: 120 * 856 - Что означает первое число? - Что означает второе число? - Мы получили алгоритм нахождения суммы одинаковых слагаемых путём замены умножением. - Откроем учебник на стр. 65. Сравним свои выводы с автором. - Совпали ли наши мысли с автором? - О чём мы, может быть, забыли сказать? | Варианты детей обосновываются. Заменяют сложение одинаковых слагаемых умножением. - Какое слагаемое мы складываем. - Количество слагаемых. Дети читают вслух правило на странице учебника. | Выбирается метод решения учебной задачи - алгоритм, на его основе выдвигаются гипотезы. Используются предметные действия с моделями и схемами. Новый способ проговаривается и знаково записывается. В ходе решения проблемной ситуации «открытие» нового. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.) Цель: усвоение нового способа действий во внешней речи. | Коллективное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. Практический метод обучения. Игровая ситуация (физминутка) Работа в группах. Решение логической задачи. | - Выполним задание на стр. 65 № 3 учебника. - Каким эталоном при выполнении этого задания мы пользовались? -Ребята, наверное, вы устали? На экране будут появляться выражения, если это суммы с одинаковыми слагаемыми – вы подпрыгните от радости и хлопните в ладоши, а если суммы с разными слагаемыми – присядете. - Для выполнения следующего задания разбейтесь на группы. « На уроке математики учительница попросила троих друзей Колю, Володю, Машу записать суммы с равными слагаемыми. Но кто из ребят записал, какой столбик неизвестно. Друзья только сказали, что у Коли в столбике было выражение со значением 20, а у Маши верно записана сумма из четырёх слагаемых.» - Определите, где чей столбик? Докажите. - Кто из ребят выполнил задание правильно? Докажите. - Уберите лишнее выражение с каждого столбика. | Дети выполняют задание у доски с комментированием, записывают ответы в учебник - тетрадь. Работа в группе. Используются выражения физминутки: 9+4+3+8 5+4+3 13+13+13 53+35 12+12+12+12 11+6+1+4+5 4+4+4+4+4 33+33+33 7+7+7+7+7 Дети обосновывают свои варианты. Защита результатов групповой работы. (справа – Коля, в середине – Маша, слева – Володя) Выслушиваются ответы детей. | Усвоение нового способа действий. Решение типовых заданий с проговариванием. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, группе. |
Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону. (5 мин.) Цель: индивидуальная рефлексия достижения целей и создание ситуации успеха. | Письменная работа, индивидуальная деятельность. Использование цветовых сигналов. Индивидуальный опрос (2-3 человека) | Задание на стр. 65 № 4 выполняется индивидуально. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Что мы сейчас делали? | После окончания работы дети сверяют выполнение с образцом. Мне нужна помощь. Допустил одну ошибку. Выполнил без ошибок. Сейчас мы учились оценивать свою работу. | Самопроверка уровня усвоения. Формирования алгоритма самооценки обучающегося. | |
Включение в систему знаний и повторение.(6 мин.) Цель: включение открытия в систему знания, повторение и закрепление ранее изученного. | Словесный метод обучения: беседа. Коммуникативное взаимодействие в парах. | Вниманию детей предлагается задача (интерактивная доска). «Начерти квадрат со стороной 3 см. Найди его периметр». Беседа по вопросам: - Прочитайте условие задачи. - Прочитайте вопрос. - О чём задача? - Как ответить на вопрос? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Сколько действий в задаче? - Какая это задача? | Дети анализируют и решают задачу в паре, предлагают 2 варианта записи выражения. | Применение нового знания и закрепление ранее изученного. | |
Рефлексия учебной деятельности. (3 мин.) Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода применения нового знания. | Коммуникативное взаимодействие – беседа, включение эмоционального компонента. Самостоятельная работа с элементами творчества. Использование опорных сигналов для обозначения достижения поставленной цели: «+» или « - » | Творческое задание. -Придумайте для соседа по парте -Обменяйтесь листочками и запишите суммы в виде произведения. -Проверьте работу. -Что открыли нового для себя? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: стр.66 № 6, № 7 или № 10 – на выбор -Спасибо за урок. | Работа в паре на листочках. После выполнения задания листочки сдаются учителю. Выслушиваются ответы детей. | Самооценка деятельности. Соотнесение целей и результата деятельности. Самооценка результатов деятельности. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции. 2. Оценивать свои и чужие поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Приложение № 1
Карточки для индивидуальной работы.
Приложение № 2
Приложение № 2
Карточки для групповой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умножение. Смысл умножения. (математика, 2 класс. УМК "Гармония").
Презентация выполнена к уроку математика во 2 классе по УМК "Гармония")....
План-конспект урока по теме "Новые мерки. Умножение"
План-конспект урока по теме "Новые мерки. Умножение"...
Презентация к уроку "Новые мерки. Умножение"
Презентация к уроку "Новые мерки. Умножение"...
Урок математики "Новые мерки и умножение"
Урок математики по программе "Школа 2100", автор учебника Петерсон Л.Г....
Конспект урока по математике 2 класс Перспектива "Новые мерки и умножение"
Конспект урока по математике 2 класс Перспектива "Новые мерки и умножение"...
Технологическая карта урока математики «Умножение. Смысл умножения»
Раскрытие конкретного смысла умножения как способа замены суммы одинаковых слагаемых....