Интегрированный урок (математика + окружающий мир). 4-й класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Урок-путешествие в Древний Египет. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_urok.docx | 63.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие в Древний Египет. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Интегрированный урок (математика + окружающий мир). 4-й класс
Автор – Каньшина О.А.
Цели:
- Отрабатывать навык сложения и вычитания смешанных чисел.
- Развитие логического мышления, памяти, внимания.
- Расширение кругозора о памятниках Древнего Египта.
- Воспитание бережного отношения к культурному мировому наследию.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: слайды Пирамиды Хеопса, Храма Абу-Симбел, статуй Рамзеса, реки Нил (презентация), индивидуальные карты путешествия (Приложение 3), закладки (Приложение 1).
Заранее 3 ученика («Знатоки») подготовили домашнее задание в виде кратких выступлений докладов про Нил, Абу-Симбел, пирамиды Египта.
Ход урока
1. Орг.момент. Слайд 1
- Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы совершим интересное путешествие в Древний Египет. Благодаря мумиям, громадным пирамидам, колоссальным монументам, надписям из иероглифов мы получили часть сведений, которые позволили открыть некоторые тайны о жизни Древних Египтян. А помогут нам путешествовать по Египту будут ваши математические навыки, знания и умения. На уроке у нас также есть 3 знатока Египта, прослушав их выступления, вы можете задавать свои вопросы.
2. Устный счет - графический диктант. Слайд 2.
- Сначала мы с вами выберем маршрут для нашего путешествия. На экране будет появляться математическое выражение, если оно верное, ставьте , если неверное, то ставьте . У вас получится рисунок, это и будет наш маршрут.
а) > ; б) правильная дробь;
в) 4; г) ;
д) ; е) ; ж) .
- Чтобы не сбиться с пути проверим наш маршрут.
Правильный ответ: Слайд 3.
- Итак, нам предстоит сделать 3 остановки: Священная Хапи, Пирамиды и Абу-Симбел.
Пока мы двигаемся к первой остановке, решим несколько задач (в режиме блица).
Задачи:
Слайд 5
1. Вблизи пирамид в г. Гиза на сегодняшний день обнаружены 7 ям с солнечными лодками. Первая лодка была обнаружена в 1954 году. Сколько лет назад была обнаружена первая находка?
(2010-1954=56 лет назад.)
- Эти лодки существовали более 4, 5 тысяч лет, были запечатаны в тайнике. Это первые древние лодки, сохранившиеся до наших дней. Лодки из кедра предназначались для переправы по небу воскресшего фараона к богу солнца Ра.
2. Храм Абу-Симбел, вырезанный в песчаном утёсе, украшают 4 статуи фараона Рамзеса по 20 метров каждая. Какова общая длина 4 статуй? (4*20=80м.). Слайд 6
- Этот храм был построен для Рамзеса II. Этот памятник состоит из 2 храмов, вырубленных в скалах возле города Асуан. Более крупный храм был построен для фараона, а другой - для царицы Нефертити. Солнечные лучи проникают во внутренние помещения и коридоры, где резные рельефы рассказывают о военных походах фараона.
3. Фараон Рамзес II жил с 1303 по1212 гг. до н.э., а управлял страной с 1290 по 1224 гг. до н.э. Сколько лет жил и правил фараон? (1303-1212=91 год жил, 1290-1224=66 лет правил.) Во сколько лет он взошёл на престол? (91- 66=25 лет). Слайд 7
- Во время его правления по всей стране были воздвигнуты статуи, изображающие и прославляющие фараона.
3. Актуализация знаний.
1. Остановка (Священная Хапи)
- Нам надо разгадать название одного географического объекта, подарком которого является Египет, по словам одного греческого писателя Геродота. Для этого надо найти значение уравнений и расположить результаты в порядке возрастания, тогда мы расшифруем название подарка.
Х + = 7 - У = Z - =
Х = ……. У = ……. Z = ……….
И Н Л
(Это священная река - Нил)
- Давайте проверим себя, какое слово у нас получилось. Это одна из самых крупных рек мира - Нил. Слайд 8
(Прослушиваем 2-3 минутное сообщение ученика про Нил. Затем дети могут задать интересующие их вопросы об этом объекте.)
Сообщение. Греческий писатель Геродот, который жил в 450 г.до н.э., впервые написал книгу об истории Египта, он назвал Египет подарком Нила, ежегодные разливы которого приносили жизнь в засушливые земли. С давних пор наводнения обеспечивали орошение, необходимое для роста культурных растений. Нил- одна из двух величайших по протяжённости рек в мире. Длина 6671 км. Площадь бассейна 2870 тыс. км2. Нил течёт с юга на север. Характер течения Нила бурный. Греки также называли эту реку «Эгиптос», отсюда название «Египет». Река берёт начало на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает в Средиземное море. Лишь в прошлом веке удалось, наконец, установить, что крупнейшая река Африки образуется слиянием двух рек, совершенно непохожих по своему характеру. Самый длинный нильский исток - это Белый Нил. Он мчится к огромному озеру Виктория. Здесь в его водах еще водятся крокодилы и бродят в прибрежных тростниках могучие гиппопотамы. Другой исток Нила - Голубой Нил - отличается поистине необузданным нравом. Со скалистых нагорий Эфиопии он летит вниз, к озеру Гана. В пустыне Голубой Нил становится шире и спокойнее. Египтяне, греки и римляне поклонялись Нилу, в честь него был устроен храм в Нилополисе. Нил в нижнем течении разливается, затопляя всю долину. Притоки Нила приносят большое количество ила, оседающего во время разлива. Это регулярное удобрение играет огромную роль в земледелии Египта. Водные ресурсы Нила с древних времён используются для орошения и естественного удобрения полей, рыболовства, водоснабжения и судоходства.
4. 2 остановка - Это пирамиды.
- Разгадайте имя Фараона, в чью честь была воздвигнута самая большая пирамида в Египте. Для этого необходимо решить примеры на умножение. Ответы расположите в порядке убывания, начиная с наибольшего.
2. Пирамиды. Плато Гиза.
- Разгадайте имя Фараона, в чью честь была воздвигнута самая большая пирамида в Египте. Для этого необходимо решить примеры на умножение. Ответы расположите в порядке убывания, начиная с наибольшего.
+ = 8 - = - =
О Е С
- = + =
П Х
|
| |||
|
|
|
|
|
ХЕОПС. Слайд 9
(2 знаток - Сообщение про пирамиды.)
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес старого света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид . По общепризнанной версии, первая египетская пирамида — Ступенчатая пирамида в Саккара. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).Самая известная и крупная пирамида в мире- это пирамида Хеопса.Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений. На сооружение пирамиды ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом две с половиной тонны каждый, строительство продолжалось еще лет двадцать, около 100 000 человек трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса. Вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн, поэтому грунт должен был быть достаточно прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием собственного веса. Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности.
Задача. Слайд 10
В пирамиде Хеопса расположена Камера царицы (погребальная усыпальница) прямоугольной формы длиной с востока на запад м, а с севера на юг её протяженность - м. Найди периметр Камеры царицы.
5. Физминутка.
Я в Египте побывал,
Я Рамзеса увидал…
В пирамидах я бродил,
Абу-Симбел я посетил.
Я иероглифы читал-
Много нового узнал.
Я поеду на верблюде-
Через весь Египет, люди!
На коне я проскачу-
Ничего не упущу.
В пирамиде я крадусь-
Символы читаю,
Знания эти получить-
Мне никто не помешает.
6. 3 Остановка - Абу-Симбел. Храм Рамзеса.
(Сообщение про Абу- Симбел.)
Один из самых известных памятников Египта, построенный для Рамзеса II. Памятник состоит из 2 храмов. Но не стоит думать, будто великий Рамзес хотел увековечить лишь себя; рядом с большим храмом стоит храм поменьше, всего лишь 10 метров высотой, посвященный прекрасной Нефертити (в переводе означает – возлюбленная) – любимой супруге Рамзеса II. Никогда ранее жены фараонов не удостаивались чести быть изображенными у входа в храм. Фасад большого храма высечен в скале, высотой 31 метров и шириной 38 метров. Колонны фасада представляют собой четыре гигантские статуи фараона, сидящего на троне (высота скульптур 20 метров, ширина головы каждой скульптуры – 4 метра). Солнечные лучи проникают внутрь помещений, где резные рельефы рассказывают о военных походах фараона. Два раза в год, в дни солнцестояния, солнечные лучи заполняют пространство храма и освещают статуи Амона-Ра, Хармахиса и Рамзеса II. Длится это явление 20 минут. Самое удивительное – то, что на статую Птаха не падает на один луч солнца. Для древних египтян это факт был совершенно обыденным – ведь Птах – бог тьмы. Во время строительства Асуанской плотины инженеры рассчитали, что озеро Насер, появившееся вследствие разлива Нила, уничтожит храмовый комплекс: он просто будет полностью залит водой, как и многие другие памятники древней архитектуры, расположенные в этом регионе. В 1963 году Египетское правительство утверждает проект переноса всей скалы вместе с храмовым комплексом выше озера Насер. Правительство Египта обратилось за помощью в ЮНЕСКО. Предлагалось разделить всю скалу на 1042 гигантских блока весом 20-30 тонн и постепенно перенести их выше, где собрать заново. Самое сложное заключалось в том, что необходимо было сохранить «чудо света», сотворенное древними зодчими.
- Давайте представим себя инженерами и сделаем расчёты, которые были необходимы для реставрации Абу-Симбел.
Задача. Слайд 11
В долине Асуан находятся два храма– Абу-Симбел и храм Нефертити. Храм Нефертити имеет вес в 11. 040 тонн. Во время реставрации Абу-Симбел, породу, из которой состоял храм, распилили на 1042 блока по 30 тонн каждый. Какова масса храма Абу-Симбел и на сколько он тяжелее храма Нефертити?
1) 30*1042= 31260 тонн
2) 31260- 11040= 20 220 т.
7. Символ - Всемирного культурного наследия.
- Египет - одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Эта цивилизация существовала более трёх тысячелетий. Современные археологи часто находят следы прошлых эпох, это позволяет нам открывать новые страницы истории. Как вы думаете зачем надо охранять памятники древности? (Чтобы их смогли увидеть потомки, чтобы люди знали свою историю). Что современные люди должны сделать, чтобы памятники древности смогли увидеть наши потомки? (Охранять.) Правильно, защищать, внести в список Фонда Всемирного наследия. В настоящее время существует даже охранная археология, которая тщательно изучает и документирует новые открытия, следы прошлых эпох. Так, Мемфис- древний египетский город был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия. Посмотрите на символ, кто знает что он обозначает? Слайд 12 (Символ мирового культурного и природного наследия. Круг обозначает природу, а ромб внутри круга - это творения человека. Все это необходимо увековечить, охранять.) Какие объекты Всемирного наследия вы знаете? На территории нашей страны? (Исторический центр Санкт-Петербурга, Деревянные церкви Кижи, Московский Кремль и Красная площадь и т.д.)
8. Итог урока.
Оценки.
Слайд 13
- Посмотрите на слайд, кто узнал и сможет назвать объекты Всемирного наследия Египта? Что расскажите дома? О чём урок? Кто узнал что-то новое?
- Домашнее задание –
- Что бы вы не забывали о нашем уроке мне хочется сделать всем небольшой подарок - закладки с изображениями некоторых объектов культурного наследия.(Приложение 1).
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония"
Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония" по теме: "Птицы Пермского края в математических задачах (закрепление таблицы умножения)"...
Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме: «Птицы Пермского края в математических задачах"
Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме «Птицы Пермского края в математических задачах» (закрепление таблицы умножения) ...
Интегрированный урок математика, окружающий мир 3 класс
Тема урока: Закрепление. Решение уравнений.Чтобы путь был счастливым.Методы обучения:Словесные: беседа, работа с учебникомНаглядные: демонстрация, презентация,Практические: устные и письме...
Разработка интегрированного урока математики-окружающего мира в 4 классе
Тема: Величины. Закрепление (итоговый урок).Цель: закрепление знаний по теме «Величины», формирование вычислительных навыков, развитие экологического мышлени...
Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3. Лес – это интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон
Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3. Лес – это интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон...
Интегрированный урок (математика + окружающий мир) в 4 классе "Деление многозначного числа на однозначное"
Бинарный урок в рамках ШМО по теме: "Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе "Школа первой ступени - школа второй ступени"". Учитель начальных к...
Конспект интегрированного урока ( математика+ окружающий мир+ технология)1 класс Тема"Отработка вычислительных навыков в пределах 10"
Я представляю конспект интегртрованного урока. где в занимательной игровой форме дети закрепляют вычислительные навыки в пределах 10, знакомятся с разными видами лягушек, научатся делать бумажную лягу...