Внеурочная деятельность.Программа по математике «Знайка» 4 класс.
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Развивать математический образ мышления, создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Знайка»

Класс 4_

      Учитель: Овсепян Л.С.

      Количество часов:

      Всего 34_ часов, в неделю __1__час.

      Плановых контрольных работ _нет.

     Рабочая программа разработана на основе авторской программы Холодовой О.А.

    "Юным умникам и умницам".

Пояснительная записка к программе по математике «Знайка» 4 класс.

Цель: развивать математический образ мышления, создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно, применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Общая характеристика предмета.

      Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы необходимо, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. В  третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа четвертого класса реализована в рамках «Во внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом. Она составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».

Ценностные ориентиры.

  • Развитие интереса к математике как науке физико-математического направления.
  • Успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в олимпиадах, международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок»;
  • знакомство с научно-популярной литературой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по математике «Знайка»

к концу 4 класса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 4-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Содержание  курса «Знайка» 4 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во  часов.

Формы и виды деятельности.

1.

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1час

Беседа, коллективная работа.

2

Как люди научились считать.

1час

Выполнение заданий презентации

 «Как люди научились считать».Коллективная работа.

3

Интересные приемы устного счёта.

1час

Устный счёт, работа в группах.

4.

Решение занимательных задач в стихах.

1час

Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5.

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1час

Работа с алгоритмами. Коллективная работа.

6.

Учимся отгадывать ребусы.

1час

Составление математических ребусов. Работа в группах.

7.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1час

Решение теста –кроссворда. Коллективная работа.

8.

Упражнения с многозначными числами

1час

Работа с алгоритмом, индивидуальная работа.

9.

Решение ребусов и логических задач.

1час

Самостоятельная работа

10.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1час

Составление схем, диаграмм, работа в группах.

11.

Загадки- смекалки.

1час

Составление загадок, требующих математического решения. Коллективная работа.

12.

Игра «Знай свой разряд».

1час

Работа с таблицей разрядов, индивидуальная работа.

13.

Обратные задачи.

1час

Работа в группах «Найди пару»

14.

Практикум «Подумай и реши».

1час

Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами, индивидуальная работа.

15.

Задачи с изменением вопроса.

1час

Инсценированиезадач, работа в группах.

16.

 «Газета любознательных».

1час

Проектная деятельность, индивидуальная работа.

17.

Решение нестандартных задач.

1час

Решение задач на установление причинно-следственных отношений. Коллективная работа.

18.

Решение олимпиадных задач.

1час

Решение заданий повышенной трудности, работа с классом.

19.

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1час

Решение заданий повышенной трудности, работа с классом.

20.

Школьная олимпиада

1час

Решение заданий повышенной трудности, работа с классом.

21.

Игра «Работа над ошибками»

1час

Работа над ошибками олимпиадных заданий, работа с классом.

22.

Математические горки.

1час

Решение задач на преобразование неравенств, работа в группах.

23.

Наглядная алгебра.

1час

Работа в группах: инсценирование

24.

Решение логических задач.

1час

Схематическое изображение задач, работа с классом.

25.

Игра: «У кого какая цифра»

1час

Творческая работа, работа в группах.

26.

Знакомьтесь: Архимед!

1час

Работа с энциклопедиями и справочной литературой, работа в парах.

27.

Задачи с многовариантными решениями.

1час

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения, работа с классом.

28.

Знакомьтесь: Пифагор!

1час

Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!», работа с классом.

29.

Задачи с многовариантными решениями.

1час

Работа в парах по решению задач

30.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1час

Составление знаковых систем, работа в гуппах.

31.

Задачи с многовариантными решениями.

1час

Индивидуальная работа

32.

Математический КВН

1час

Работа в группах

33.

Защита проектов по математике

1час

Выступления учащихся

34

Круглый стол «Подведем итоги»

1час

Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во  часов.

1.

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1час

2

Как люди научились считать.

1час

3

Интересные приемы устного счёта.

1час

4.

Решение занимательных задач в стихах.

1час

5.

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1час

6.

Учимся отгадывать ребусы.

1час

7.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1час

8.

Упражнения с многозначными числами

1час

9.

Решение ребусов и логических задач.

1час

10.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1час

11.

Загадки- смекалки.

1час

12.

Игра «Знай свой разряд».

1час

13.

Обратные задачи.

1час

14.

Практикум «Подумай и реши».

1час

15.

Задачи с изменением вопроса.

1час

16.

 «Газета любознательных».

1час

17.

Решение нестандартных задач.

1час

18.

Решение олимпиадных задач.

1час

19.

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1час

20.

Школьная олимпиада

1час

21.

Игра «Работа над ошибками»

1час

22.

Математические горки.

1час

23.

Наглядная алгебра.

1час

24.

Решение логических задач.

1час

25.

Игра: «У кого какая цифра»

1час

26.

Знакомьтесь: Архимед!

1час

27.

Задачи с многовариантными решениями.

1час

28.

Знакомьтесь: Пифагор!

1час

29.

Задачи с многовариантными решениями.

1час

30.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1час

31.

Задачи с многовариантными решениями.

1час

32.

Математический КВН

1час

33.

Защита проектов по математике

1час

34

Круглый стол «Подведем итоги»

1час

Результативность.

  1. Школьные олимпиады, городские олимпиады, всероссийские олимпиады по математике.

  1. Проекты: «Газета любознательных», «Математика вокруг нас».

  1. Участие в школьной математической декаде.

  1. Математический КВН.

  1. Викторина «Математический калейдоскоп».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность программа Занимательная математика

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения для 2 класса по Школе 21 века...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»

      Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....

Внеурочная деятельность. Программа кружка по математике . В мире чисел.

Этот  кружок  является  дополонением  к  курсу  математики . Программа  содержит  разнооразные  занимательные  и  весёлые  задания  для...

Внеурочная деятельность. Программа "Знайки"

Внеурочная деятельность. Программа "Знайки"...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...