Внеурочная деятельность.Программа по математике «Знайка» 4 класс.
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему
Развивать математический образ мышления, создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность по математике 4 класс. | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знайка»
Класс 4_
Учитель: Овсепян Л.С.
Количество часов:
Всего 34_ часов, в неделю __1__час.
Плановых контрольных работ _нет.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Холодовой О.А.
"Юным умникам и умницам".
Пояснительная записка к программе по математике «Знайка» 4 класс.
Цель: развивать математический образ мышления, создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно, применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Общая характеристика предмета.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы необходимо, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа четвертого класса реализована в рамках «Во внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом. Она составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».
Ценностные ориентиры.
- Развитие интереса к математике как науке физико-математического направления.
- Успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в олимпиадах, международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок»;
- знакомство с научно-популярной литературой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по математике «Знайка»
к концу 4 класса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса «Знайка» 4 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов. | Формы и виды деятельности. |
1. | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1час | Беседа, коллективная работа. |
2 | Как люди научились считать. | 1час | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать».Коллективная работа. |
3 | Интересные приемы устного счёта. | 1час | Устный счёт, работа в группах. |
4. | Решение занимательных задач в стихах. | 1час | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач |
5. | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1час | Работа с алгоритмами. Коллективная работа. |
6. | Учимся отгадывать ребусы. | 1час | Составление математических ребусов. Работа в группах. |
7. | Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1час | Решение теста –кроссворда. Коллективная работа. |
8. | Упражнения с многозначными числами | 1час | Работа с алгоритмом, индивидуальная работа. |
9. | Решение ребусов и логических задач. | 1час | Самостоятельная работа |
10. | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1час | Составление схем, диаграмм, работа в группах. |
11. | Загадки- смекалки. | 1час | Составление загадок, требующих математического решения. Коллективная работа. |
12. | Игра «Знай свой разряд». | 1час | Работа с таблицей разрядов, индивидуальная работа. |
13. | Обратные задачи. | 1час | Работа в группах «Найди пару» |
14. | Практикум «Подумай и реши». | 1час | Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами, индивидуальная работа. |
15. | Задачи с изменением вопроса. | 1час | Инсценированиезадач, работа в группах. |
16. | «Газета любознательных». | 1час | Проектная деятельность, индивидуальная работа. |
17. | Решение нестандартных задач. | 1час | Решение задач на установление причинно-следственных отношений. Коллективная работа. |
18. | Решение олимпиадных задач. | 1час | Решение заданий повышенной трудности, работа с классом. |
19. | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1час | Решение заданий повышенной трудности, работа с классом. |
20. | Школьная олимпиада | 1час | Решение заданий повышенной трудности, работа с классом. |
21. | Игра «Работа над ошибками» | 1час | Работа над ошибками олимпиадных заданий, работа с классом. |
22. | Математические горки. | 1час | Решение задач на преобразование неравенств, работа в группах. |
23. | Наглядная алгебра. | 1час | Работа в группах: инсценирование |
24. | Решение логических задач. | 1час | Схематическое изображение задач, работа с классом. |
25. | Игра: «У кого какая цифра» | 1час | Творческая работа, работа в группах. |
26. | Знакомьтесь: Архимед! | 1час | Работа с энциклопедиями и справочной литературой, работа в парах. |
27. | Задачи с многовариантными решениями. | 1час | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения, работа с классом. |
28. | Знакомьтесь: Пифагор! | 1час | Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!», работа с классом. |
29. | Задачи с многовариантными решениями. | 1час | Работа в парах по решению задач |
30. | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1час | Составление знаковых систем, работа в гуппах. |
31. | Задачи с многовариантными решениями. | 1час | Индивидуальная работа |
32. | Математический КВН | 1час | Работа в группах |
33. | Защита проектов по математике | 1час | Выступления учащихся |
34 | Круглый стол «Подведем итоги» | 1час | Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе |
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов. |
1. | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1час |
2 | Как люди научились считать. | 1час |
3 | Интересные приемы устного счёта. | 1час |
4. | Решение занимательных задач в стихах. | 1час |
5. | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1час |
6. | Учимся отгадывать ребусы. | 1час |
7. | Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1час |
8. | Упражнения с многозначными числами | 1час |
9. | Решение ребусов и логических задач. | 1час |
10. | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1час |
11. | Загадки- смекалки. | 1час |
12. | Игра «Знай свой разряд». | 1час |
13. | Обратные задачи. | 1час |
14. | Практикум «Подумай и реши». | 1час |
15. | Задачи с изменением вопроса. | 1час |
16. | «Газета любознательных». | 1час |
17. | Решение нестандартных задач. | 1час |
18. | Решение олимпиадных задач. | 1час |
19. | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1час |
20. | Школьная олимпиада | 1час |
21. | Игра «Работа над ошибками» | 1час |
22. | Математические горки. | 1час |
23. | Наглядная алгебра. | 1час |
24. | Решение логических задач. | 1час |
25. | Игра: «У кого какая цифра» | 1час |
26. | Знакомьтесь: Архимед! | 1час |
27. | Задачи с многовариантными решениями. | 1час |
28. | Знакомьтесь: Пифагор! | 1час |
29. | Задачи с многовариантными решениями. | 1час |
30. | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1час |
31. | Задачи с многовариантными решениями. | 1час |
32. | Математический КВН | 1час |
33. | Защита проектов по математике | 1час |
34 | Круглый стол «Подведем итоги» | 1час |
Результативность.
- Школьные олимпиады, городские олимпиады, всероссийские олимпиады по математике.
- Проекты: «Газета любознательных», «Математика вокруг нас».
- Участие в школьной математической декаде.
- Математический КВН.
- Викторина «Математический калейдоскоп».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность программа Занимательная математика
Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения для 2 класса по Школе 21 века...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....
Внеурочная деятельность. Программа кружка по математике . В мире чисел.
Этот кружок является дополонением к курсу математики . Программа содержит разнооразные занимательные и весёлые задания для...
Внеурочная деятельность. Программа "Знайки"
Внеурочная деятельность. Программа "Знайки"...
Внеурочная деятельность. Программа " Умникам и умницам" 3 класс
Календарно - тематическое планирование...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...
Внеурочная деятельность. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Возраст детей 10-11 лет (4 «А» класс) Срок реализации: 1 год
ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»...