Внеурочная деятельность. Программа "Знайки"
рабочая программа
Внеурочная деятельность. Программа "Знайки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 160.5 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/09/20/titulnyy_list_znayki_001.jpg)
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Знайки»
Программа рассчитана на учащихся 1 – 4 класса
Срок реализации программы – 4 года.
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, содержание курса основано на программе «Начальная школа 21 век», с включением новых элементов, материала повышенной трудности, заданий творческого характера, исследовательской и проектной деятельности.
Актуальность : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора
- развивать мотивацию к познанию и творчеству
- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
- обучать младших школьников работе с различными источниками информации
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы: учащиеся 1 – 4 класса.
Сроки реализации образовательной программы: четыре учебных года.
Программа рассчитана на 133 занятия за 4 года (1 час в неделю интегрированные занятия русского языка и литературного чтения, математики и окружающего мира).)
Основные виды деятельности:
- решение логических задач по разным отраслям знаний
- работа с различными источниками информации
- составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Формы проверки результативности занятий:
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
- участие в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов реализации программы: открытый интеллектуальный марафон.
Разделы программы:
- языковые логические задачи (26 ч)
- прямой и переносный смысл речевых оборотов (26 ч)
- математические логические задачи (46 ч)
- логические задачи на применение общих знаний (35 ч)
Календарно – тематическое планирование занятий во внеурочной деятельности « Знайки»
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия |
1 класс | ||
1 | «Наше лето» | Формы путешествия. Обучение решению языковых логических задач. |
2 | Пространственные представления | Обучение решению математических логических задач. |
3 | «Биография» слов | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
4 | «Огородные» сказки. | Обучение решению логических задач на применение общих знаний. |
5 | «Чудо-дерево» | Обобщение знаний. Обучение решению языковых логических задач. |
6 | «Шарады и загадки» | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
7 | Наши имена | Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов |
8 | Весёлая геометрия | Обучение решению математических логических задач. Обучение решению логических задач на применение общих знаний. |
9 | Слова-близнецы | Обучение решению языковых логических задач. |
10 | Викторина «Винни Пух…» | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
11 | Кроссворды | Обучение решению логических задач на применение общих знаний. |
12 | Натюрморт | Виды линий. Обучение решению математических логических задач. |
13 | «К тайнам слова» | Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
14 | Логические цепочки | Обучение решению языковых логических задач. |
15 | Прятки с предлогами | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги. Обучение решению логических задач на применение общих знаний. |
16 | Закономерности | Обучение решению математических логических задач. |
17 | Слова-друзья | Обучение решению языковых логических задач. |
18 | Викторина «Карлсон» | Обучение решению логических задач на применение общих знаний. |
19 | Чайнворды | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
20 | Времена года | Виды линий. Обучение решению математических логических задач. |
21 | Головоломки | Обучение решению языковых логических задач. |
22 | «Чудо-дерево» | Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
23 | Что скрывает сорока? | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа. Решение логических задач на применение общих знаний. |
24 | Порядок возрастания и убывания | Обучение решению математических логических задач. |
25 | Фразеологизмы | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
26 | Викторина по сказкам Пушкина | Решение языковых логических задач. |
27 | Ребусы | Решение логических задач на применение общих знаний. |
28 | Строительство | Отрезки. Решение математических логических задач. |
29 | «Новогодний серпантин» | Обобщение знаний. Решение языковых логических задач |
30 | Блиц-турнир по решению задач | Решение логических задач на применение общих знаний. |
31 | Что бы это значило? | Обучение решению и составлению рисуночных ребусов. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
32 | Уравнения | Решение математических логических задач. |
2 класс | ||
33 | Стихотворения о сказках | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
34 | Викторина по сказкам Андерсена | Решение языковых логических задач. |
35 | Игра «Калейдоскоп» | Решение логических задач на применение общих знаний. |
36 | На природе | Отрезки. Решение математических логических задач. |
37 | «Волшебный цветок» | Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
38 | Игра «Сто к одному» | Решение логических задач на применение общих знаний. |
39 | Карусель загадок | Обучение разгадыванию и составлению загадок. Решение языковых логических задач. |
40 | Логические задачи | Решение математических логических задач. |
41 | Интеллектуальная разминка | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
42 | Новые игры по старым правилам | Решение логических задач на применение общих знаний. |
43 | Ищем рифму | Решение языковых логических задач. |
44 | Шрифт | Виды углов. Решение математических логических задач. |
45 | «Волшебная снежинка» | Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
46 | В царстве смекалки | Решение логических задач на применение общих знаний. |
47 | Загадки - шарады | Обучение разгадыванию шарад. Решение языковых логических задач. |
48 | Подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем | Решение математических логических задач. |
49 | Конкурс «Угадай сказку» | Решение языковых логических задач. |
50 | Лингвистические игры | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
51 | Самолёты | Виды углов. Решение математических логических задач |
52 | Волшебные превращения цифр | Решение логических задач на применение общих знаний. |
53 | «В лесу родилась ёлочка» | Интеллектуально-творческая игра. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
54 | Лабиринты | Решение математических логических задач |
55 | Путешествие в сказку | Решение загадок и логических задач о сказочных героях. Решение языковых логических задач. |
56 | Задачи на смекалку | Решение логических задач на применение общих знаний. |
57 | Вопросы бабушки Сказушки | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
58 | В деревне Простоквашино | Углы. Решение математических логических задач |
59 | Алгоритмы | Решение языковых логических задач. |
60 | Танграм | Решение логических задач на применение общих знаний. |
61 | «Наряжаем ёлку» | Игра-соревнование. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
62 | Графическое моделирование | Решение математических логических задач |
63 | Секреты анаграммы | Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению. Решение языковых логических задач |
64 | Объёмные геометрические фигуры | Решение логических задач на применение общих знаний. |
65 | Игра «Расчёт между сказочными героями». | Решение логических задач на применение общих знаний. |
66 | Алфавит | Ломаная. Решение математических логических задач |
3 класс | ||
67 | Что нужно для общения? | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
68 | Как появились предложения | Решение языковых логических задач |
69 | «Путешествие в страну Знаний» | Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
70 | В мире животных | Периметр. Решение математических логических задач |
71 | Крылатые слова | Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением. Решение языковых логических задач |
72 | Сложение и вычитание в пределах 20 | Решение логических задач на применение общих знаний. |
73 | Викторина «Русские народные сказки» | Решение логических задач на применение общих знаний. |
74 | Конверт | Ломаная. Решение математических логических задач |
75 | С чего начинается речь? | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
76 | Особая роль предлога | Решение языковых логических задач |
77 | «Путешествие на остров сокровищ» | Обобщение знаний. Решение языковых логических задач |
78 | Строительство и транспорт | Периметр. Решение математических логических задач |
79 | Пословица недаром молвится | Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
80 | Решай, отгадывай, считай | Решение математических логических задач |
81 | Узнаём сказки и их героев | Решение логических задач на применение общих знаний. |
82 | Ёлочка | Треугольники. Решение математических логических задач |
83 | Волшебные буквы | . Решение языковых логических задач |
84 | Каждому слову своё место | Сочетания слов по смыслу. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
85 | Форт-Боярд | Обобщение знаний. Решение языковых логических задач |
86 | Контур | Периметр. Решение логических задач на применение общих знаний |
87 | Шиворот - навыворот | Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
88 | Сложение и вычитание в пределах 100 | Решение математических логических задач |
89 | Портреты сказочных героев | Решение логических задач на применение общих знаний |
90 | Рыцарский замок | Многоугольники. Решение математических логических задач |
91 | Слова-родственники | Решение языковых логических задач |
92 | Многозначные слова | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
93 | «Наум, наведи меня на ум» | Исторический праздник грамоты. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
94 | Флаги | Фигуры. Решение математических логических задач |
95 | Волшебный квадрат | Обучение решению и составлению «магических» квадратов. Решение логических задач на применение общих знаний |
96 | Трёхзначные числа | Решение математических логических задач |
97 | Загадки | Решение языковых логических задач |
98 | Дворец царицы Математики | Многоугольники. Решение логических задач на применение общих знаний |
4 класс | ||
99 | Тайны «ъ» и «ь» знаков | Решение языковых логических задач |
100 | Каждому слову своё место | Синонимы и антонимы. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
101 | Каждому слову своё место | Синонимы и антонимы. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
102 | «Что увидел Шерлок Холмс» | Игра-путешествие по станциям. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
103 | «Что увидел Шерлок Холмс» | Игра-путешествие по станциям. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
104 | Магазин головоломок | Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон. |
105 | Магазин головоломок | Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон. |
106 | Рыцарский замок | Многоугольники. Решение математических логических задач |
107 | Рыцарский замок | Многоугольники. Решение математических логических задач |
108 | Трёхзначные числа | Решение математических логических задач |
109 | Волшебный квадрат | Обучение решению и составлению «магических» квадратов. Решение логических задач на применение общих знаний |
110 | Загадки | Решение языковых логических задач |
111 | Загадки | Решение языковых логических задач |
112 | Многозначные слова | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
113 | Задачи на смекалку | Решение логических задач на применение общих знаний. |
114 | Волшебные буквы | . Решение языковых логических задач |
115 | Строительство и транспорт | Периметр. Решение математических логических задач |
116 | Лабиринты | Решение математических логических задач |
117 | Лабиринты | Решение математических логических задач |
118 | Каждому слову своё место | Сочетания слов по смыслу. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
119 | В царстве смекалки | Решение логических задач на применение общих знаний. |
120 | В царстве смекалки | Решение логических задач на применение общих знаний. |
121 | Дворец царицы Математики | Многоугольники. Решение логических задач на применение общих знаний |
122 | Загадки | Решение языковых логических задач |
123 | Загадки | Решение языковых логических задач |
124 | Крылатые слова | Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением. Решение языковых логических задач |
125 | Вопросы бабушки Сказушки | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
126 | Что нужно для общения? | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
127 | Волшебные буквы | . Решение языковых логических задач |
128 | Флаги | Фигуры. Решение математических логических задач |
129 | Многозначные числа | Решение математических логических задач |
130 | Многозначные числа | Решение математических логических задач |
131 | Крылатые слова | Решение языковых логических задач |
132 | Решай, отгадывай, считай | Решение математических логических задач |
133 | Решай, отгадывай, считай | Решение математических логических задач |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр:
игры-конкурсы,
игры-путешествия,
игры- читателей,
почемучкины игры
Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
Литература:
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М.Басова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
- В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
- В.Волина « Праздник числа» М, 19953
- Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
- Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
- Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
- Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
- Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
- «Речевые секреты» под редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
- «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
- И.Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
- Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике», М., 1995
- С. Г. Яковлева, Тетрадь по русскому языку, ИД Фёдоров, 2009
- А.В.Полякова, Тетрадь по русскому языку, «Просвещение», 2008
- С.С.Самыкина, Тетрадь по литературному чтению, ИД Фёдоров, 2009
- Е.П.Бененсон, Тетрадь по математике, ИД Фёдоров, 2009
- С.Н.Кормишина, Геометрия вокруг нас, ИД Фёдоров, 2008
- Л.С.Итина, Волшебные точки, ИД Фёдоров, 2009
- Н.Я.Дмитриева, Тетрадь по окружающему миру, ИД Фёдоров, 2009
- Олимпиадные задания для 1-4 класса. Сборники заданий.
- Интеллектуальный марафон для 1-4 класса. Сборники заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....