Внеурочная деятельность. Программа "Знайки"
рабочая программа
Внеурочная деятельность. Программа "Знайки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность. Программа "Знайки" | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Знайки»
Программа рассчитана на учащихся 1 – 4 класса
Срок реализации программы – 4 года.
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, содержание курса основано на программе «Начальная школа 21 век», с включением новых элементов, материала повышенной трудности, заданий творческого характера, исследовательской и проектной деятельности.
Актуальность : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора
- развивать мотивацию к познанию и творчеству
- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
- обучать младших школьников работе с различными источниками информации
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы: учащиеся 1 – 4 класса.
Сроки реализации образовательной программы: четыре учебных года.
Программа рассчитана на 133 занятия за 4 года (1 час в неделю интегрированные занятия русского языка и литературного чтения, математики и окружающего мира).)
Основные виды деятельности:
- решение логических задач по разным отраслям знаний
- работа с различными источниками информации
- составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Формы проверки результативности занятий:
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
- участие в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов реализации программы: открытый интеллектуальный марафон.
Разделы программы:
- языковые логические задачи (26 ч)
- прямой и переносный смысл речевых оборотов (26 ч)
- математические логические задачи (46 ч)
- логические задачи на применение общих знаний (35 ч)
Календарно – тематическое планирование занятий во внеурочной деятельности « Знайки»
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия |
1 класс | ||
1 | «Наше лето» | Формы путешествия. Обучение решению языковых логических задач. |
2 | Пространственные представления | Обучение решению математических логических задач. |
3 | «Биография» слов | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
4 | «Огородные» сказки. | Обучение решению логических задач на применение общих знаний. |
5 | «Чудо-дерево» | Обобщение знаний. Обучение решению языковых логических задач. |
6 | «Шарады и загадки» | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
7 | Наши имена | Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов |
8 | Весёлая геометрия | Обучение решению математических логических задач. Обучение решению логических задач на применение общих знаний. |
9 | Слова-близнецы | Обучение решению языковых логических задач. |
10 | Викторина «Винни Пух…» | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
11 | Кроссворды | Обучение решению логических задач на применение общих знаний. |
12 | Натюрморт | Виды линий. Обучение решению математических логических задач. |
13 | «К тайнам слова» | Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
14 | Логические цепочки | Обучение решению языковых логических задач. |
15 | Прятки с предлогами | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги. Обучение решению логических задач на применение общих знаний. |
16 | Закономерности | Обучение решению математических логических задач. |
17 | Слова-друзья | Обучение решению языковых логических задач. |
18 | Викторина «Карлсон» | Обучение решению логических задач на применение общих знаний. |
19 | Чайнворды | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
20 | Времена года | Виды линий. Обучение решению математических логических задач. |
21 | Головоломки | Обучение решению языковых логических задач. |
22 | «Чудо-дерево» | Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
23 | Что скрывает сорока? | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа. Решение логических задач на применение общих знаний. |
24 | Порядок возрастания и убывания | Обучение решению математических логических задач. |
25 | Фразеологизмы | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
26 | Викторина по сказкам Пушкина | Решение языковых логических задач. |
27 | Ребусы | Решение логических задач на применение общих знаний. |
28 | Строительство | Отрезки. Решение математических логических задач. |
29 | «Новогодний серпантин» | Обобщение знаний. Решение языковых логических задач |
30 | Блиц-турнир по решению задач | Решение логических задач на применение общих знаний. |
31 | Что бы это значило? | Обучение решению и составлению рисуночных ребусов. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
32 | Уравнения | Решение математических логических задач. |
2 класс | ||
33 | Стихотворения о сказках | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
34 | Викторина по сказкам Андерсена | Решение языковых логических задач. |
35 | Игра «Калейдоскоп» | Решение логических задач на применение общих знаний. |
36 | На природе | Отрезки. Решение математических логических задач. |
37 | «Волшебный цветок» | Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
38 | Игра «Сто к одному» | Решение логических задач на применение общих знаний. |
39 | Карусель загадок | Обучение разгадыванию и составлению загадок. Решение языковых логических задач. |
40 | Логические задачи | Решение математических логических задач. |
41 | Интеллектуальная разминка | Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
42 | Новые игры по старым правилам | Решение логических задач на применение общих знаний. |
43 | Ищем рифму | Решение языковых логических задач. |
44 | Шрифт | Виды углов. Решение математических логических задач. |
45 | «Волшебная снежинка» | Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
46 | В царстве смекалки | Решение логических задач на применение общих знаний. |
47 | Загадки - шарады | Обучение разгадыванию шарад. Решение языковых логических задач. |
48 | Подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем | Решение математических логических задач. |
49 | Конкурс «Угадай сказку» | Решение языковых логических задач. |
50 | Лингвистические игры | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
51 | Самолёты | Виды углов. Решение математических логических задач |
52 | Волшебные превращения цифр | Решение логических задач на применение общих знаний. |
53 | «В лесу родилась ёлочка» | Интеллектуально-творческая игра. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
54 | Лабиринты | Решение математических логических задач |
55 | Путешествие в сказку | Решение загадок и логических задач о сказочных героях. Решение языковых логических задач. |
56 | Задачи на смекалку | Решение логических задач на применение общих знаний. |
57 | Вопросы бабушки Сказушки | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
58 | В деревне Простоквашино | Углы. Решение математических логических задач |
59 | Алгоритмы | Решение языковых логических задач. |
60 | Танграм | Решение логических задач на применение общих знаний. |
61 | «Наряжаем ёлку» | Игра-соревнование. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
62 | Графическое моделирование | Решение математических логических задач |
63 | Секреты анаграммы | Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению. Решение языковых логических задач |
64 | Объёмные геометрические фигуры | Решение логических задач на применение общих знаний. |
65 | Игра «Расчёт между сказочными героями». | Решение логических задач на применение общих знаний. |
66 | Алфавит | Ломаная. Решение математических логических задач |
3 класс | ||
67 | Что нужно для общения? | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
68 | Как появились предложения | Решение языковых логических задач |
69 | «Путешествие в страну Знаний» | Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
70 | В мире животных | Периметр. Решение математических логических задач |
71 | Крылатые слова | Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением. Решение языковых логических задач |
72 | Сложение и вычитание в пределах 20 | Решение логических задач на применение общих знаний. |
73 | Викторина «Русские народные сказки» | Решение логических задач на применение общих знаний. |
74 | Конверт | Ломаная. Решение математических логических задач |
75 | С чего начинается речь? | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
76 | Особая роль предлога | Решение языковых логических задач |
77 | «Путешествие на остров сокровищ» | Обобщение знаний. Решение языковых логических задач |
78 | Строительство и транспорт | Периметр. Решение математических логических задач |
79 | Пословица недаром молвится | Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
80 | Решай, отгадывай, считай | Решение математических логических задач |
81 | Узнаём сказки и их героев | Решение логических задач на применение общих знаний. |
82 | Ёлочка | Треугольники. Решение математических логических задач |
83 | Волшебные буквы | . Решение языковых логических задач |
84 | Каждому слову своё место | Сочетания слов по смыслу. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
85 | Форт-Боярд | Обобщение знаний. Решение языковых логических задач |
86 | Контур | Периметр. Решение логических задач на применение общих знаний |
87 | Шиворот - навыворот | Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
88 | Сложение и вычитание в пределах 100 | Решение математических логических задач |
89 | Портреты сказочных героев | Решение логических задач на применение общих знаний |
90 | Рыцарский замок | Многоугольники. Решение математических логических задач |
91 | Слова-родственники | Решение языковых логических задач |
92 | Многозначные слова | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
93 | «Наум, наведи меня на ум» | Исторический праздник грамоты. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
94 | Флаги | Фигуры. Решение математических логических задач |
95 | Волшебный квадрат | Обучение решению и составлению «магических» квадратов. Решение логических задач на применение общих знаний |
96 | Трёхзначные числа | Решение математических логических задач |
97 | Загадки | Решение языковых логических задач |
98 | Дворец царицы Математики | Многоугольники. Решение логических задач на применение общих знаний |
4 класс | ||
99 | Тайны «ъ» и «ь» знаков | Решение языковых логических задач |
100 | Каждому слову своё место | Синонимы и антонимы. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
101 | Каждому слову своё место | Синонимы и антонимы. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
102 | «Что увидел Шерлок Холмс» | Игра-путешествие по станциям. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
103 | «Что увидел Шерлок Холмс» | Игра-путешествие по станциям. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
104 | Магазин головоломок | Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон. |
105 | Магазин головоломок | Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон. |
106 | Рыцарский замок | Многоугольники. Решение математических логических задач |
107 | Рыцарский замок | Многоугольники. Решение математических логических задач |
108 | Трёхзначные числа | Решение математических логических задач |
109 | Волшебный квадрат | Обучение решению и составлению «магических» квадратов. Решение логических задач на применение общих знаний |
110 | Загадки | Решение языковых логических задач |
111 | Загадки | Решение языковых логических задач |
112 | Многозначные слова | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
113 | Задачи на смекалку | Решение логических задач на применение общих знаний. |
114 | Волшебные буквы | . Решение языковых логических задач |
115 | Строительство и транспорт | Периметр. Решение математических логических задач |
116 | Лабиринты | Решение математических логических задач |
117 | Лабиринты | Решение математических логических задач |
118 | Каждому слову своё место | Сочетания слов по смыслу. Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
119 | В царстве смекалки | Решение логических задач на применение общих знаний. |
120 | В царстве смекалки | Решение логических задач на применение общих знаний. |
121 | Дворец царицы Математики | Многоугольники. Решение логических задач на применение общих знаний |
122 | Загадки | Решение языковых логических задач |
123 | Загадки | Решение языковых логических задач |
124 | Крылатые слова | Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением. Решение языковых логических задач |
125 | Вопросы бабушки Сказушки | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
126 | Что нужно для общения? | Прямой и переносный смысл речевых оборотов |
127 | Волшебные буквы | . Решение языковых логических задач |
128 | Флаги | Фигуры. Решение математических логических задач |
129 | Многозначные числа | Решение математических логических задач |
130 | Многозначные числа | Решение математических логических задач |
131 | Крылатые слова | Решение языковых логических задач |
132 | Решай, отгадывай, считай | Решение математических логических задач |
133 | Решай, отгадывай, считай | Решение математических логических задач |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр:
игры-конкурсы,
игры-путешествия,
игры- читателей,
почемучкины игры
Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
Литература:
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М.Басова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
- В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
- В.Волина « Праздник числа» М, 19953
- Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
- Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
- Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
- Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
- Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
- «Речевые секреты» под редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
- «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
- И.Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
- Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике», М., 1995
- С. Г. Яковлева, Тетрадь по русскому языку, ИД Фёдоров, 2009
- А.В.Полякова, Тетрадь по русскому языку, «Просвещение», 2008
- С.С.Самыкина, Тетрадь по литературному чтению, ИД Фёдоров, 2009
- Е.П.Бененсон, Тетрадь по математике, ИД Фёдоров, 2009
- С.Н.Кормишина, Геометрия вокруг нас, ИД Фёдоров, 2008
- Л.С.Итина, Волшебные точки, ИД Фёдоров, 2009
- Н.Я.Дмитриева, Тетрадь по окружающему миру, ИД Фёдоров, 2009
- Олимпиадные задания для 1-4 класса. Сборники заданий.
- Интеллектуальный марафон для 1-4 класса. Сборники заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....