Сценарий урока по математике "Время"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Конспект урока по математике для учащихся 3 классов. Для учащихся предлагаются логические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zenkina.stsenariy.doc653.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы:  Зенкина Ирина Анатольевна

Образовательное учреждение - МАОУ лицей №1 имени А.С. Пушкина г. Томска

Предмет: Логика и конструирование

Класс - третий

Тема: Время.

Тип урока:  Комбинированный.

Форма урока:  Интегрированный (математика, логика, окружающий мир)

Задачи занятия:

Образовательные - познакомить с историей часов, с природными часами, стимулировать учащихся к применению  полученных знаний в практической деятельности;

Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся через решение нестандартных заданий и упражнений, развитие способностей к самообучению, самоконтролю, самоанализу своей деятельности на уроке;

Воспитательные - формирование коммуникативных и организаторских умений,  умений работать в группе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, карточки, листы для проведения рефлексии.

Технологии, методы:

  1. ИКТ.
  2. Развивающее обучение.
  3. Компетентностный.
  4. Словесный.

Учебно-методическое обеспечение: О. Холодова. Юным умникам и умницам. (Рабочая тетрадь). О. Холодова. Юным умникам и умницам. (Методическое пособие для учителя).

Время реализации занятия:  45 мин

Авторский медиапродукт:

  • Операционная среда - Windows XP;   Microsoft Office Power Point, Microsoft Word.                                                    
  • Вид медиапродукта – Медиаурок, наглядная презентация учебного материала. 
  • структура медиапродукта:

п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

№ слайда

1

Организационный момент.

1

2

Определение темы, целей урока, уточнение плана работы на уроке.

2

1, 2

3

«Мозговая  гимнастика».

2

3

4

Разминка.

2

2

5

Тренировка памяти, внимания, мышления, логики:

2

1)  Игра «Внимание»;

3

2)  Ребусы;

5

4, 5

3) Собери пословицы;

4

6

4) История часов;

6

7, 12, 13, 14, 15

5) «Цветочные часы».

3

 8, 9

6

Физминутка.

1

3

7

Нестандартные задачи.

14

10, 11

8

Итог урока. Рефлексия.

2

16, 17

Схема взаимосвязи кадров презентации:

 Содержание кадров:

  1. Титульный лист.
  2. План урока.
  3. «Мозговая гимнастика».
  4. Ребусы.
  5. Задача.
  6. Собери пословицы.
  7. История часов.
  8. Цветочные часы.
  9. Цветочные часы.
  10. Задача №1.
  11. Задача №2.
  12. Солнечные часы.
  13. Водяные часы.
  14. Песочные часы.
  15. Огневые часы.
  16. Рефлексия.
  17. Спасибо за урок!

Целесообразность использования медиапродукта:

  • повышение мотивации к обучению;
  • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов.)
  • повышение эффективности усвоения материала (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала.)
  • развитие коммуникативной компетентностей  обучающихся;
  • эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
  • развитие их творческих  способностей;
  • развитие наглядно-образного мышления.

План занятия.

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(мин)

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

1

2  

Определение темы, целей урока, уточнение плана работы на уроке.

Выслушать мнения учащихся, уточнить цели урока,  познакомить учащихся с планом урока.

Определение целей урока, знакомство с планом  урока, его обсуждение и корректировка.

2

3

«Мозговая  гимнастика».

Наблюдение за правильностью выполнения упражнений, оказание индивидуальной помощи.

Выполнение упражнений, направленных на активизацию умственных действий.

2

4

Разминка.

Проведение интеллектуальной разминки.

Отвечают на вопросы.

2

5

Тренировка памяти, внимания, мышления:

Учащиеся   сами  выбирают порядок выполнения  заданий.

1)  Игра «Внимание»

Настрой учащихся на запоминание, демонстрация картинок для запоминания.

Запоминают картинки, рисуют по памяти, проводят самооценку.

3

2)  Ребусы

Выслушивает ответы.

Учащиеся  разгадывают ребусы, объясняют, как  расшифровали слово,  находят связь этого задания с темой урока.

5

3) Собери пословицы

Выслушивает ответы учащихся, дополняет, уточняет.

Учащиеся читают части пословиц и «собирают»  их, объясняют смысл пословиц, определяют общую тему пословиц.

4

4) История часов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний.

Заинтересовать учащихся  на получение новой информации по данному вопросу.

Учащиеся вспоминают и рассказывают о том, что им известно про разные виды часов и их устройстве, принципах работы., находят недостатки  этих часов при использовании. Знакомятся с дополнительной информацией.

6

5) «Цветочные часы»

Предложить учащимся творческое задание.  Пробудить интерес у учащихся к  решению задания.

Работа в группах.

Предлагают различные версии по решению задания, обосновывают свои версии. Защита проектов.

3

6

Физминутка.

Предлагает учащимся придумать движения под музыку (Слайд № 3).

Выполняют движения.

1

7

Нестандартные задачи.

Оказывает индивидуальную помощь  по просьбе учащихся, осуществляет контроль  и проверку решения заданий совместно с учащимися.

Выбирают способы решения, обосновывают свои решения, сравнивают с другими способами, выбирают рациональный способ.

14

8

Итог урока. Рефлексия.

Узнать с помощью вопросов, чем был полезен урок. Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка своей работы,  эмоционального состояния.

2

Карта занятия.

Комментарий хода урока

Время

(мин)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

1

  • Внимание
  • Правила поведения на уроке

Определение темы, целей урока, уточнение плана работы на уроке.

Учащиеся по первому  слайду определяют тему урока, делают предположения, о чём  будут говорить на уроке.

Содержание  второго слайда знакомит учащихся с  планом работы на уроке. Учащиеся определяют порядок выполнения заданий, объясняют свой выбор

(порядок заданий можно менять внутри структурных элементов  урока).

2

1, 2

  • Внимание
  • Аргументированность
  • Рефлексивность

«Мозговая  гимнастика».

Под  музыкальное сопровождение с анимацией на третьем слайде учащиеся выполняют комплекс упражнений, направленных на активизацию умственных действий.

По окончании упражнений возвращаемся  на второй слайд по гиперссылке.

2

3

  • Дисциплина
  • Внимание

Разминка.

Учитель читает вопросы, учащиеся   отвечают  (проходит в форме блиц-опроса).

2

2

  • Внимание
  • Память

  • Мышление

Тренировка памяти, внимания, мышления:

2

1)Игра «Внимание».

Учитель демонстрирует учащимся 4 картинки с изображением циферблатов

 ( по две в течение 5 секунд), затем они по памяти рисуют их в тетради. Проверяют по образцам, оценивают свою работу.

3

  • Память
  • Внимание

  • Рефлексивность
  • Мышление

2)  Ребусы.

На четвертом слайде представлены ребусы. Учащиеся разгадывают их, объясняют своё решение. Правильные ответы открываются на слайде по щелчку «мыши».

У. - Что объединяет эти названия?

У. – О чём должен помнить путешественник, собираясь в путь? Вы ответите, выполнив следующее задание.

На пятом слайде предлагается задача, в которой нужно определить  время в разных городах. По щелчку «мыши» открываются ответы.

5

4, 5

  • Внимание

  • Аргументированность
  • Точность речи
  • Глубина рассуждений
  • Мышление

3)Собери пословицы

На шестом слайде напечатаны «рассыпанные» пословицы. Учащиеся «собирают» пословицы, по щелчку «мыши» части, составляющие  одну пословицу изменяют цвет  (каждая пословица окрашивается  в свой цвет).

У. - Что объединяет пословицы с темой урока?

Учащиеся объясняют смысл каждой пословицы.

Возвращаемся на второй слайд.

4

6

  • Внимание

  • Точность , уместность, выразительность речи
  • Мышление
  • Ясность речи

4) История часов.

На седьмом слайде демонстрируются разные виды часов. Учащиеся рассматривают рисунки, по  названию и иллюстрации рассказывают, как работали часы. Находят недостатки и преимущества каждого вида часов.

Каждая надпись под рисунками часов является гиперссылкой, поэтому учащиеся могут прочитать дополнительную информацию о каждом виде часов и вернуться на рабочую страничку.

Возвращаемся на второй слайд.

6

7, 12, 13, 14, 15

  • Самостоятельность
  • Внимание
  • Память

  • Любознательность
  • Активное слушание
  • Точность, уместность, выразительность речи
  • Мышление

5) «Цветочные часы».

У. – Ребята, вы знаете, что есть «цветочные часы»?

Открывается седьмой слайд. Читают задание.

На восьмом слайде демонстрируются фотографии цветов. Под каждым кадром написано время.

Учащиеся работают в группах по 6 человек. Предлагают различные версии по решению задания, обосновывают свои версии. Защищают свои проекты.

Возвращаемся на второй слайд.

3

 8, 9

  • Внимание
  • Память
  • Дисциплина

  • Культура эмоций
  • Аргументированность
  • Точность, уместность, выразительность речи
  • Самостоятельность

Физминутка.

Выполняют упражнения под музыку.

1

3

  • Дисциплина

Нестандартные задачи.

Читают задачи. Выбирают способы решения, обосновывают свои решения, сравнивают с другими способами, выбирают рациональный способ.

14

10, 11

  • Внимание
  • Память

  • Самостоятельность
  • Гибкость

•     Мышление

  • Глубина рассуждений
  • Ясность речи

Итог урока. Рефлексия.

На 16 слайде представлены вопросы для проведения рефлексии и варианты ответов. Учащиеся на листочках пишут ответы с помощью значков: 

 .

Рассказывают, что понравилось на уроке,  что нового узнали, какая информация заинтересовала.

Учитель по ответам даёт оценку всего урока.

2

16, 17

  • Рефлексивность

Ход занятия.

Ход урока.

 1.   Организационный момент. (1 мин)

             Проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

У. – Вот и прозвенел звонок,

       Начинается урок.

       Чтоб минутки не терять,

       К работе будем приступать!

  1. Определение темы, целей урока, уточнение плана работы на уроке. (2 мин) Слайды № 1,2.

Учащиеся по первому  слайду определяют тему урока, делают предположения, о чём  будут говорить на уроке.

Содержание  второго слайда знакомит учащихся с  планом работы на уроке. Учащиеся определяют порядок выполнения заданий, объясняют свой выбор

(порядок заданий можно менять внутри структурных элементов  урока). Выслушать мнения учащихся, уточнить цели урока,  познакомить учащихся с планом урока.        

План урока на слайде № 2:

  1. Организационный момент.

2) Определение темы, целей урока, уточнение плана работы на уроке.

3) «Мозговая  гимнастика».

4) Разминка.

5) Тренировка памяти, внимания, мышления, логики:

  Игра «Внимание»;

  Ребусы;

 Собери пословицы;

 История часов;

 «Цветочные часы».

6) Физминутка.

7) Нестандартные задачи.

8) Итог урока. Рефлексия.

  1. «Мозговая гимнастика»  (2 мин).  Слайд № 3.

Под  музыкальное сопровождение с анимацией учащиеся выполняют комплекс упражнений, направленных на активизацию умственных действий.

  • Качания головой
  • «Ленивые восьмёрки»
  • «Шапка для размышлений»
  • «Зоркие глазки» (глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 - против часовой).

            По окончании упражнений возвращаемся  на второй слайд по гиперссылке.

  1. Разминка.  (2 мин).

   Учитель читает вопросы,  дети отвечают на вопросы с места.

- Часть настенных часов, качающаяся вправо - влево. Что это? (маятник)

- Самый тяжёлый день недели? (понедельник)

- Когда мы видим два, а говорим 14? (в часах)

      - Семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)

- Какой день в году самый длинный? (22 июня - день летнего солнцестояния)

- Оно весь век бежит вперёд и никогда не устаёт. (время)

- Часы показывают 12.50. Меняем часовую стрелку с минутной местами. Какое время    

   показывают часы? (10 часов)

- Который час показывали дворцовые часы, когда великолепный наряд Золушки

  превратился в старое домашнее платье? (полночь)

 - Когда сутки короче: зимой или летом? (сутки всегда и везде длятся одно и то же

   время -24 часа)

- Профессор лёг спать в 9 часов вечера, а будильник поставил на 10 часов утра.

  Сколько времени спал профессор? (один час)

- Какие часы показывают точное время лишь два раза в сутки? (испорченные часы или

  часы, которые стоят)

- Где утро наступает раньше - в Москве или в Париже? (в Москве)

5. Тренировка памяти, внимания, мышления.

  1. Игра «Внимание». (3 мин).

У. - Внимательно рассмотрите циферблаты и нарисуйте стрелки на листках. Будьте внимательны!

Учитель демонстрирует учащимся 4 картинки с изображением циферблатов

 ( по две картинки в течение 5 секунд), затем они по памяти рисуют их в тетради. Проверяют по образцам, оценивают свою работу.

   

- Могут ли стрелки часов занять положения, показанные на рисунках?

  1. Ребусы. (5 мин). Слайды № 4, 5.

 На слайде № 4 представлены ребусы. Учащиеся разгадывают их, объясняют своё решение.

  • Стокгольм

  • Оттава     Бухарест

  • Триполи   Лондон

  •  Москва     Вена

  •  Париж   Варшава

По щелчку «мыши» открываются ответы.

У. - Что объединяет эти названия?

У.  -  Назовите страны, столицами которых являются эти города.

У. – О чём должен помнить путешественник, собираясь в путь? Вы ответите, выполнив следующее задание.

На пятом слайде предлагается задача, в которой нужно определить  время в разных городах.

                                           Задача.

Часы показывают дневное время трёх городов: Москвы, Новосибирска и Лондона. Определи, какому городу соответствует время каждых часов, если известно, что в Москве утро наступает на 3 часа позже, чем в Новосибирске, но на 2 часа раньше, чем в Лондоне.

Правильные ответы открываются на слайде по щелчку «мыши». По окончании упражнений возвращаемся  на второй слайд по гиперссылке.

  1. Собери пословицы. (4 мин). Слайд № 6.

На слайде № 6 напечатаны «рассыпанные» пословицы. Учащиеся «собирают» пословицы, по щелчку «мыши» части,  составляющие  одну пословицу изменяют цвет  (каждая пословица окрашивается  в свой цвет).

  • 1. Лучше поздно,
  • 2. Обещанного
  • 3. Новое время –
  • 4. Упавший лист  

          возвращает

  • 5. Всякому овощу
  • 6. Делу – время,

  • новые песни.
  • свое время.
  • потехе - час.
  • чем никогда.
  • приход осени.
  • три года ждут

У. - Что объединяет пословицы с темой урока?

Учащиеся объясняют смысл каждой пословицы.

Возвращаемся на слайд № 2.

            4) История часов.

На седьмом слайде демонстрируются разные виды часов. Учащиеся рассматривают рисунки, по  названию и иллюстрации рассказывают, как работали часы. Находят недостатки и преимущества каждого вида часов.

Каждая надпись под рисунками часов является гиперссылкой, поэтому учащиеся могут прочитать дополнительную информацию о каждом виде часов и вернуться на рабочую страничку.

У. – Почему часы так названы?

    -  Как они устроены?

    -  Догадайтесь, как работают каждые из этих часов?

Возвращаемся на слайд № 2.

  1. «Цветочные» часы. (3 мин). Слайды № 8, 9.

У. – Ребята, вы знаете, что есть «цветочные часы»?

Открывается слайд № 8.

 В 1755 г. знаменитый шведский ботаник К. Линней устроил в ботаническом саду в Упсале цветочные часы, или часы флоры.

У. - Как были устроены эти часы? (Т.к. лепестки цветов открываются и закрываются в определенное время, то К. Линней посадил цветы в порядке раскрывания лепестков и закрывания).

На слайде № 9 демонстрируются фотографии цветов. Под каждым кадром написано время.

Учащиеся работают в группах по 6 человек. Предлагают различные версии по решению задания, обосновывают свои версии. Защищают свои проекты.

 

У. – Где можно использовать такие часы?  

Возвращаемся на слайд № 2.

  1. Физминутка. (1 мин). Слайд № 3.

Учитель предлагает учащимся придумать движения под музыку. (Слайд № 3).

  1. Нестандартные задачи. (14 мин). Слайды № 10, 11.

У. – Очень много составлено задач по теме «Время». Попробуем решить две из них.

Читают задачи. Выбирают способы решения, обосновывают свои решения, сравнивают с другими способами, выбирают рациональный способ.    

Задача № 1

Алиса и Белый Кролик в полдень вместе вышли из домика Кролика и пошли на приём к Герцогине. Пройдя полпути, Кролик вспомнил, что забыл перчатки и веер, и вернулся за ними домой. В результате Алиса пришла к Герцогине за 5 минут до начала приёма, а Кролик опоздал на 10 минут. Алиса и Кролик шли с постоянными и одинаковыми скоростями. На какое время был назначен приём у Герцогини?

Задача № 2

 Часовщик смотрит на 4 будильника. Только один из этих будильников показывает верное время. Из оставшихся один спешит на 20 минут, другой отстает на 20 минут, а третий вовсе стоит. Какое время показывает правильно идущий будильник?

                       

8. Итог урока. Рефлексия.

На слайде № 16 представлены вопросы для проведения рефлексии и варианты ответов. Учащиеся на листочках пишут ответы с помощью значков:  .

Дать качественную и количественную оценку уроку. Анкета для детей.

                         

                                       

 1.На уроке я работал

 2.Своей работой на уроке я

 3.Урок для меня показался

 4.За урок я

 5.Мое настроение

 6.Материал урока мне был

 

активно / пассивно

 доволен / не доволен

 коротким / длинным

 не устал / устал

 стало лучше / стало хуже

 понятен / не понятен

интересен / скучен

        

Литература:

  1. Холодова О.  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2-М.: Росткнига, 2008.
  2. Холодова О.  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)/Методическое пособие, 3 класс. Курс «РПС».-М.: Росткнига, 2008.
  3. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.- М.:Педагогика-Пресс, 1992.-208 с.; ил.
  4. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. -5-е изд., Э68 перераб.и доп./Глав. Ред.М.Д.Аксенова-М.:Аванта+, 1998.-704 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».

«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"

Класс: 3Авторы учебника:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...