Сценарий урока по математике "Время"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Конспект урока по математике для учащихся 3 классов. Для учащихся предлагаются логические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zenkina.stsenariy.doc | 653.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Зенкина Ирина Анатольевна
Образовательное учреждение - МАОУ лицей №1 имени А.С. Пушкина г. Томска
Предмет: Логика и конструирование
Класс - третий
Тема: Время.
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Интегрированный (математика, логика, окружающий мир)
Задачи занятия:
Образовательные - познакомить с историей часов, с природными часами, стимулировать учащихся к применению полученных знаний в практической деятельности;
Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся через решение нестандартных заданий и упражнений, развитие способностей к самообучению, самоконтролю, самоанализу своей деятельности на уроке;
Воспитательные - формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в группе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, карточки, листы для проведения рефлексии.
Технологии, методы:
- ИКТ.
- Развивающее обучение.
- Компетентностный.
- Словесный.
Учебно-методическое обеспечение: О. Холодова. Юным умникам и умницам. (Рабочая тетрадь). О. Холодова. Юным умникам и умницам. (Методическое пособие для учителя).
Время реализации занятия: 45 мин
Авторский медиапродукт:
- Операционная среда - Windows XP; Microsoft Office Power Point, Microsoft Word.
- Вид медиапродукта – Медиаурок, наглядная презентация учебного материала.
- структура медиапродукта:
№ п/п | СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | Временная реализация | № слайда |
1 | Организационный момент. | 1 | |
2 | Определение темы, целей урока, уточнение плана работы на уроке. | 2 | 1, 2 |
3 | «Мозговая гимнастика». | 2 | 3 |
4 | Разминка. | 2 | 2 |
5 | Тренировка памяти, внимания, мышления, логики: | 2 | |
1) Игра «Внимание»; | 3 | ||
2) Ребусы; | 5 | 4, 5 | |
3) Собери пословицы; | 4 | 6 | |
4) История часов; | 6 | 7, 12, 13, 14, 15 | |
5) «Цветочные часы». | 3 | 8, 9 | |
6 | Физминутка. | 1 | 3 |
7 | Нестандартные задачи. | 14 | 10, 11 |
8 | Итог урока. Рефлексия. | 2 | 16, 17 |
Схема взаимосвязи кадров презентации:
Содержание кадров:
- Титульный лист.
- План урока.
- «Мозговая гимнастика».
- Ребусы.
- Задача.
- Собери пословицы.
- История часов.
- Цветочные часы.
- Цветочные часы.
- Задача №1.
- Задача №2.
- Солнечные часы.
- Водяные часы.
- Песочные часы.
- Огневые часы.
- Рефлексия.
- Спасибо за урок!
Целесообразность использования медиапродукта:
- повышение мотивации к обучению;
- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов.)
- повышение эффективности усвоения материала (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала.)
- развитие коммуникативной компетентностей обучающихся;
- эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
- развитие их творческих способностей;
- развитие наглядно-образного мышления.
План занятия.
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (мин) |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 1 |
2 | Определение темы, целей урока, уточнение плана работы на уроке. | Выслушать мнения учащихся, уточнить цели урока, познакомить учащихся с планом урока. | Определение целей урока, знакомство с планом урока, его обсуждение и корректировка. | 2 |
3 | «Мозговая гимнастика». | Наблюдение за правильностью выполнения упражнений, оказание индивидуальной помощи. | Выполнение упражнений, направленных на активизацию умственных действий. | 2 |
4 | Разминка. | Проведение интеллектуальной разминки. | Отвечают на вопросы. | 2 |
5 | Тренировка памяти, внимания, мышления: | Учащиеся сами выбирают порядок выполнения заданий. | ||
1) Игра «Внимание» | Настрой учащихся на запоминание, демонстрация картинок для запоминания. | Запоминают картинки, рисуют по памяти, проводят самооценку. | 3 | |
2) Ребусы | Выслушивает ответы. | Учащиеся разгадывают ребусы, объясняют, как расшифровали слово, находят связь этого задания с темой урока. | 5 | |
3) Собери пословицы | Выслушивает ответы учащихся, дополняет, уточняет. | Учащиеся читают части пословиц и «собирают» их, объясняют смысл пословиц, определяют общую тему пословиц. | 4 | |
4) История часов | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний. Заинтересовать учащихся на получение новой информации по данному вопросу. | Учащиеся вспоминают и рассказывают о том, что им известно про разные виды часов и их устройстве, принципах работы., находят недостатки этих часов при использовании. Знакомятся с дополнительной информацией. | 6 | |
5) «Цветочные часы» | Предложить учащимся творческое задание. Пробудить интерес у учащихся к решению задания. | Работа в группах. Предлагают различные версии по решению задания, обосновывают свои версии. Защита проектов. | 3 | |
6 | Физминутка. | Предлагает учащимся придумать движения под музыку (Слайд № 3). | Выполняют движения. | 1 |
7 | Нестандартные задачи. | Оказывает индивидуальную помощь по просьбе учащихся, осуществляет контроль и проверку решения заданий совместно с учащимися. | Выбирают способы решения, обосновывают свои решения, сравнивают с другими способами, выбирают рациональный способ. | 14 |
8 | Итог урока. Рефлексия. | Узнать с помощью вопросов, чем был полезен урок. Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. | Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка своей работы, эмоционального состояния. | 2 |
Карта занятия.
Комментарий хода урока | Время (мин) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. | 1 |
| ||
Определение темы, целей урока, уточнение плана работы на уроке. Учащиеся по первому слайду определяют тему урока, делают предположения, о чём будут говорить на уроке. Содержание второго слайда знакомит учащихся с планом работы на уроке. Учащиеся определяют порядок выполнения заданий, объясняют свой выбор (порядок заданий можно менять внутри структурных элементов урока). | 2 | 1, 2 |
|
|
«Мозговая гимнастика». Под музыкальное сопровождение с анимацией на третьем слайде учащиеся выполняют комплекс упражнений, направленных на активизацию умственных действий. По окончании упражнений возвращаемся на второй слайд по гиперссылке. | 2 | 3 |
| |
Разминка. Учитель читает вопросы, учащиеся отвечают (проходит в форме блиц-опроса). | 2 | 2 |
|
|
Тренировка памяти, внимания, мышления: | 2 | |||
1)Игра «Внимание». Учитель демонстрирует учащимся 4 картинки с изображением циферблатов ( по две в течение 5 секунд), затем они по памяти рисуют их в тетради. Проверяют по образцам, оценивают свою работу. | 3 |
|
| |
2) Ребусы. На четвертом слайде представлены ребусы. Учащиеся разгадывают их, объясняют своё решение. Правильные ответы открываются на слайде по щелчку «мыши». У. - Что объединяет эти названия? У. – О чём должен помнить путешественник, собираясь в путь? Вы ответите, выполнив следующее задание. На пятом слайде предлагается задача, в которой нужно определить время в разных городах. По щелчку «мыши» открываются ответы. | 5 | 4, 5 |
|
|
3)Собери пословицы На шестом слайде напечатаны «рассыпанные» пословицы. Учащиеся «собирают» пословицы, по щелчку «мыши» части, составляющие одну пословицу изменяют цвет (каждая пословица окрашивается в свой цвет). У. - Что объединяет пословицы с темой урока? Учащиеся объясняют смысл каждой пословицы. Возвращаемся на второй слайд. | 4 | 6 |
|
|
4) История часов. На седьмом слайде демонстрируются разные виды часов. Учащиеся рассматривают рисунки, по названию и иллюстрации рассказывают, как работали часы. Находят недостатки и преимущества каждого вида часов. Каждая надпись под рисунками часов является гиперссылкой, поэтому учащиеся могут прочитать дополнительную информацию о каждом виде часов и вернуться на рабочую страничку. Возвращаемся на второй слайд. | 6 | 7, 12, 13, 14, 15 |
|
|
5) «Цветочные часы». У. – Ребята, вы знаете, что есть «цветочные часы»? Открывается седьмой слайд. Читают задание. На восьмом слайде демонстрируются фотографии цветов. Под каждым кадром написано время. Учащиеся работают в группах по 6 человек. Предлагают различные версии по решению задания, обосновывают свои версии. Защищают свои проекты. Возвращаемся на второй слайд. | 3 | 8, 9 |
|
|
Физминутка. Выполняют упражнения под музыку. | 1 | 3 |
| |
Нестандартные задачи. Читают задачи. Выбирают способы решения, обосновывают свои решения, сравнивают с другими способами, выбирают рациональный способ. | 14 | 10, 11 |
|
• Мышление
|
Итог урока. Рефлексия. На 16 слайде представлены вопросы для проведения рефлексии и варианты ответов. Учащиеся на листочках пишут ответы с помощью значков: ☺ ☹. Рассказывают, что понравилось на уроке, что нового узнали, какая информация заинтересовала. Учитель по ответам даёт оценку всего урока. | 2 | 16, 17 |
|
Ход занятия.
Ход урока.
1. Организационный момент. (1 мин)
Проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.
У. – Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Чтоб минутки не терять,
К работе будем приступать!
- Определение темы, целей урока, уточнение плана работы на уроке. (2 мин) Слайды № 1,2.
Учащиеся по первому слайду определяют тему урока, делают предположения, о чём будут говорить на уроке.
Содержание второго слайда знакомит учащихся с планом работы на уроке. Учащиеся определяют порядок выполнения заданий, объясняют свой выбор
(порядок заданий можно менять внутри структурных элементов урока). Выслушать мнения учащихся, уточнить цели урока, познакомить учащихся с планом урока.
План урока на слайде № 2:
- Организационный момент.
2) Определение темы, целей урока, уточнение плана работы на уроке.
3) «Мозговая гимнастика».
4) Разминка.
5) Тренировка памяти, внимания, мышления, логики:
Игра «Внимание»;
Ребусы;
Собери пословицы;
История часов;
«Цветочные часы».
6) Физминутка.
7) Нестандартные задачи.
8) Итог урока. Рефлексия.
- «Мозговая гимнастика» (2 мин). Слайд № 3.
Под музыкальное сопровождение с анимацией учащиеся выполняют комплекс упражнений, направленных на активизацию умственных действий.
- Качания головой
- «Ленивые восьмёрки»
- «Шапка для размышлений»
- «Зоркие глазки» (глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 - против часовой).
По окончании упражнений возвращаемся на второй слайд по гиперссылке.
- Разминка. (2 мин).
Учитель читает вопросы, дети отвечают на вопросы с места.
- Часть настенных часов, качающаяся вправо - влево. Что это? (маятник)
- Самый тяжёлый день недели? (понедельник)
- Когда мы видим два, а говорим 14? (в часах)
- Семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
- Какой день в году самый длинный? (22 июня - день летнего солнцестояния)
- Оно весь век бежит вперёд и никогда не устаёт. (время)
- Часы показывают 12.50. Меняем часовую стрелку с минутной местами. Какое время
показывают часы? (10 часов)
- Который час показывали дворцовые часы, когда великолепный наряд Золушки
превратился в старое домашнее платье? (полночь)
- Когда сутки короче: зимой или летом? (сутки всегда и везде длятся одно и то же
время -24 часа)
- Профессор лёг спать в 9 часов вечера, а будильник поставил на 10 часов утра.
Сколько времени спал профессор? (один час)
- Какие часы показывают точное время лишь два раза в сутки? (испорченные часы или
часы, которые стоят)
- Где утро наступает раньше - в Москве или в Париже? (в Москве)
5. Тренировка памяти, внимания, мышления.
- Игра «Внимание». (3 мин).
У. - Внимательно рассмотрите циферблаты и нарисуйте стрелки на листках. Будьте внимательны!
Учитель демонстрирует учащимся 4 картинки с изображением циферблатов
( по две картинки в течение 5 секунд), затем они по памяти рисуют их в тетради. Проверяют по образцам, оценивают свою работу.
- Могут ли стрелки часов занять положения, показанные на рисунках?
- Ребусы. (5 мин). Слайды № 4, 5.
На слайде № 4 представлены ребусы. Учащиеся разгадывают их, объясняют своё решение.
|
По щелчку «мыши» открываются ответы.
У. - Что объединяет эти названия?
У. - Назовите страны, столицами которых являются эти города.
У. – О чём должен помнить путешественник, собираясь в путь? Вы ответите, выполнив следующее задание.
На пятом слайде предлагается задача, в которой нужно определить время в разных городах.
Задача.
Часы показывают дневное время трёх городов: Москвы, Новосибирска и Лондона. Определи, какому городу соответствует время каждых часов, если известно, что в Москве утро наступает на 3 часа позже, чем в Новосибирске, но на 2 часа раньше, чем в Лондоне.
Правильные ответы открываются на слайде по щелчку «мыши». По окончании упражнений возвращаемся на второй слайд по гиперссылке.
- Собери пословицы. (4 мин). Слайд № 6.
На слайде № 6 напечатаны «рассыпанные» пословицы. Учащиеся «собирают» пословицы, по щелчку «мыши» части, составляющие одну пословицу изменяют цвет (каждая пословица окрашивается в свой цвет).
возвращает
|
|
У. - Что объединяет пословицы с темой урока?
Учащиеся объясняют смысл каждой пословицы.
Возвращаемся на слайд № 2.
4) История часов.
На седьмом слайде демонстрируются разные виды часов. Учащиеся рассматривают рисунки, по названию и иллюстрации рассказывают, как работали часы. Находят недостатки и преимущества каждого вида часов.
Каждая надпись под рисунками часов является гиперссылкой, поэтому учащиеся могут прочитать дополнительную информацию о каждом виде часов и вернуться на рабочую страничку.
У. – Почему часы так названы?
- Как они устроены?
- Догадайтесь, как работают каждые из этих часов?
Возвращаемся на слайд № 2.
- «Цветочные» часы. (3 мин). Слайды № 8, 9.
У. – Ребята, вы знаете, что есть «цветочные часы»?
Открывается слайд № 8.
В 1755 г. знаменитый шведский ботаник К. Линней устроил в ботаническом саду в Упсале цветочные часы, или часы флоры.
У. - Как были устроены эти часы? (Т.к. лепестки цветов открываются и закрываются в определенное время, то К. Линней посадил цветы в порядке раскрывания лепестков и закрывания).
На слайде № 9 демонстрируются фотографии цветов. Под каждым кадром написано время.
Учащиеся работают в группах по 6 человек. Предлагают различные версии по решению задания, обосновывают свои версии. Защищают свои проекты.
У. – Где можно использовать такие часы?
Возвращаемся на слайд № 2.
- Физминутка. (1 мин). Слайд № 3.
Учитель предлагает учащимся придумать движения под музыку. (Слайд № 3).
- Нестандартные задачи. (14 мин). Слайды № 10, 11.
У. – Очень много составлено задач по теме «Время». Попробуем решить две из них.
Читают задачи. Выбирают способы решения, обосновывают свои решения, сравнивают с другими способами, выбирают рациональный способ.
Задача № 1
Алиса и Белый Кролик в полдень вместе вышли из домика Кролика и пошли на приём к Герцогине. Пройдя полпути, Кролик вспомнил, что забыл перчатки и веер, и вернулся за ними домой. В результате Алиса пришла к Герцогине за 5 минут до начала приёма, а Кролик опоздал на 10 минут. Алиса и Кролик шли с постоянными и одинаковыми скоростями. На какое время был назначен приём у Герцогини?
Задача № 2
Часовщик смотрит на 4 будильника. Только один из этих будильников показывает верное время. Из оставшихся один спешит на 20 минут, другой отстает на 20 минут, а третий вовсе стоит. Какое время показывает правильно идущий будильник?
8. Итог урока. Рефлексия.
На слайде № 16 представлены вопросы для проведения рефлексии и варианты ответов. Учащиеся на листочках пишут ответы с помощью значков: ☺ ☹.
Дать качественную и количественную оценку уроку. Анкета для детей.
☺ ☹
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
| активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен интересен / скучен |
Литература:
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2-М.: Росткнига, 2008.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)/Методическое пособие, 3 класс. Курс «РПС».-М.: Росткнига, 2008.
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.- М.:Педагогика-Пресс, 1992.-208 с.; ил.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. -5-е изд., Э68 перераб.и доп./Глав. Ред.М.Д.Аксенова-М.:Аванта+, 1998.-704 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».
«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...
Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"
Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...
Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"
Класс: 3Авторы учебника: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...