Урок-путешествие по математике "Старинные единицы измерения"
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему
Занимательная математика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_4_klass_edinitsy_izmereniya.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Еланка» Балаковского района Саратовской области
Выполнил учитель начальных классов
Подошвина Оксана Николаевна
Тема: «Старинные единицы измерений».
Цель: развивать логическое мышление учащихся, их кругозор, речь.
Задачи урока:
1) Познакомить учащихся со старинами единицами измерения длины, площади, массы; 2)продолжать знакомить учащихся с традициями и обычаями русского народа; 3)закрепить умение решать задачи и выполнить действия с многозначными числами.
Тип урока: урок-закрепление.
Форма проведения: урок-путешествие.
Оборудование. Карточки с заданиями для индивидуальной работы, игрушка Петрушка, кроссворд на листе ватмана, карточки для консультанта, изображение тройки лошадей.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Постановка темы занятия
Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие вглубь веков. Представьте, что мы изобрели машину времени и перенеслись в Древнюю Русь, чтобы узнать, как измеряли в прошлом различные величины.
-Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?
Высказывание детей.
III. Знакомство с новым материалом
-Вы знаете, что в старину люди жили совсем не так, как мы сейчас, и многое нам может показаться непонятным, поэтому нам понадобиться
консультант, который поможет справиться с проблемами.
Дети выбирают консультанта.
Консультант получает карточки с указанием соотношения современных и старинных единиц изменения.
- Итак, отправляемся. Для начала перенесёмся на какую-нибудь безлюдную дорогу. Закрыли газа, переносимся!
Дети открывают глаза. На доске – указатель:
Леоново - 6 вёрст
- До ближайшего населённого пункта 6 вёрст. Кто знает, что это за расстояние?
Дети молчат.
- Обращаемся к консультанту.
Консультант. Одна верста – 1067 метров.
- Давайте сосчитаем, какое расстояние нам предстоит пройти до Леоново.
Ответ:6402 м.
- Но мы не можем появиться в старинном селе, деревне, городе в современной одежде, чтобы не привлечь к себе повышенного внимания и не вызвать переполох. Что мы можем сделать? - Надо переодеться.
-Давайте вперёд отправим разведчиков, которые помогут решить наши проблемы.
Учитель раздаёт ученикам карточки с индивидуальным заданием. Карточка 1
Надо купить 1200 аршинов ткани. Сколько понадобиться денег, если 1 аршин стоит 30 копеек? Переведи полученный результат в более крупные единицы. Ответ: 360 рублей.
Карточка 2
Купили 85 м ткани. Хватит ли этой ткани, чтобы сшить 17 костюмов по 4 м 80 см на каждый?
Ответ: Хватит.
- Пока разведчики работают, мы отправимся в путь и посмотрим, кто же быстрее доберётся до места, решив задание на вычисление.
Учитель оказывает помощь учащимся, работающим по карточкам, если она нужна.
На доске 2 задания – по количеству рядов, парт в классе. Проводится игра « Кто быстрее?». Результат закрыт.
574
увеличить в 326 раз
уменьшить на 96
уменьшить в 4 раза
увеличить в 12 раз
561 084
40 650
уменьшить в 50 раз
увеличить в 501 раз
уменьшить на 89 103
уменьшить в 30 раз
10 607
После подведения итогов игры проверяются индивидуальные задания. Все учащиеся знакомится с единицей измерения длины - 1 аршином.
Консультант выставляет карточку.
-Представьте, что мы переоделись в привычную для того времени одежду и входим в Леоново. А там колокола звонят, песни льются, игрища, пляски да ярмарка.
- Как вы думаете, Леоново – это село или деревня?
- Село, так как в деревнях не проводились ярмарки и не было церквей.
IV. Физкультминутка
Показать движения, как раньше плясали (мужчины и женщины) под музыку.
V. Знакомство с новым материалом (продолжение)
-Вот идём мы по улице, и встречается нам богатый мужик. Как вы думаете, как он был одет в праздник?
-И стал этот мужик перед нами похваляться: У меня 40 десятин земли да 70 десятин леса, 20 быков по 20 пудов каждый, да 10 коров, которые за раз дают по ведру молока, да табун лошадей в 16 голов.
-Как вы думаете, насколько богат этот мужик? Давайте переведём старинные единицы измерений в современные.
Обратимся к консультанту.
Консультант. Одна десятина – 10 930 м (квадратных); один пуд – 16кг; одно ведро – 12л.
Дети переводят старинные единицы измерений в современные.
Сорок десятин – 437 200 м (квадратных).
Двадцать пудов – 320кг.
-1 ведро x 10 коров = 120л за один раз от стада.
VI. Знакомство с русскими традициями, логические задания
- Идём дальше. На площади – разные аттракционы да конкурсы. Вспомните, какие конкурсы и игры организовывались на праздниках в Древней Руси.
- Столб, смазанный жиром, наверху – приз.
- Наковальня для соревнований – кто сильней ударит.
- Кулачные да петушиные бои.
- А вот балаган с Петрушкой.
Ай да Петрушка!
Сам небольшой,
А нос дугой,
Кудри шелковые,
А ножки дубовые.
Поёт, смеётся,
С цыганом дерётся.
Петрушка веселится, дразнится, всем загадки загадывает.
Учитель показывает игрушку Петрушку.
- Гуляет в поле, да не конь, лежит на воле, да не птица. (Ветер)
- Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадёт – почернеет. (Лист с дерева)
- Одной – зимой отдых, другой – летом, а третьей – ни зимой, ни летом отдыха нет. (Телега, сани, лошадь).
- А вот и торговые ряды – здесь продают перед севом семена. Что сажали на Руси в старину?
- Рожь, пшеница, ячмень, морковь, горох…
VII. Решение задач.
- А вот стоит мужик, думу думает, сколько ему купить гороха для посева.
На доске:
На одном участке площадью 15 соток посадили на 4 кг гороха больше, чем на другом участке, площадью 13 соток. Сколько понадобится гороха, чтобы засеять оба этих участка?
Один ученик решает у доски.
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Почему?
-Что можно узнать первым действием?
-Узнав разницу между двумя участками, можно узнать сколько кг гороха собирают с одной сотки?
- Теперь можем ответить на вопрос задачи?
1) 15 – 13 = 2 (с) – на столько один участок больше другого
2) 4: 2 = 2 (кг) – с одной сотки
3) 15 + 13 = 28 (с) – всего соток на двух участках
4) 2 x 28 = 56 (кг)
Ответ: 56 кг гороха.
- Но в старину массу не измеряли килограммами. Какими единицами измеряли массу? Обращаемся к консультанту.
Консультант. Массу измеряли в фунтах. Один фунт – 400г.
- Сколько фунтов составляет масса, полученная в задаче?
- 140 фунтов.
VII. Закрепление пройденного материала.
- Пора возвращаться в класс. Чтобы машина времени нас вернула, давайте решим кроссворд.
На доске:
По горизонтали:
5. Старинная единица площади в 10 930 м (квадратных).
6. Современная единица времени, равная 1/60 часа.
7. Старинная единица длины в 71 см 2 мм.
По вертикали:
1. Старинная единица длины в 1 км 67м.
2. Старинная единица массы в 400 г.
3. Старинная единица массы в 16 кг.
4. Старинная единица массы в 100 кг.
Ответы
По горизонтали: 5. Десятина. 6. Минута. 7. Аршин
По вертикали: 1. Верста. 2. Фунт. 3. Пуд. 4. Центнер.
IX. Итог занятия
- Наш урок подошёл к концу. Что было главным в нём? Что вам запомнилось в нашем путешествии?
Домашнее задание:
-Какой транспорт использовали в старину? (Тройки лошадей, которые появились 200 лет назад)
- А как быстро ездила тройка?
-На этот вопрос вы ответите, когда решите задачу: за три часа тройка промчит 120 вёрст. Что быстрее едет – тройка или автомобиль, который за 5 ч в среднем проезжает 300 км? 1 верста – 1067 м.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра в 4 классе на тему "Единицы измерений"
Данный материал можно использовать при повторении темы по математике "Единицы измерений"....
Урок математики в 3 классе по теме "Единицы измерения".
Конспект урока по математике по программе "Школа 2100". Урок в игровой форме(использован сюжет книги Э. Успенского "Простоквашино"), прилагается презентация для интерактивной доски. В ходе урока повто...
Урок математики в 1 классе :"Единица измерения вместимости - литр".
"Единица измерения вместимости - литр" - проблемный урок. Проблемная ситуация разрешается с помощью практической работы....
Старинные единицы измерения
Ресурс можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях....
Единицы измерения.
Ресурс для учащихся 3-4 классов....
Урок математики по теме"Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости".
План урока по математике в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний». Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости. Тип урока:введ...
Разработка урока математики 4 класс "Единицы измерения времени."
Цель: Систематизировать знания учащихся о единицах времени.Задачи урока:- учить сравнивать и преобразовывать единицы времени из ...